Нравственное воспитание ребенка через фольклор.
статья по музыке

Артемова Светлана Владиславовна

Привить детям любовь к фольклору, интерес и уважение к своим национальным истокам - это не только эстетическое, но и проежде всего, идейно-нравственная задача современного образования и культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennoe_vospitanie_rebenka_cherez_folklor.docx19.73 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                                                             С.В. Артемова,  педагог

                                                                                                       дополнительного образования,    

                                                                                        ГБОУ ДО ДДТ Красносельского района

                                                                                                                   Санкт  - Петербург

Нравственное воспитание ребенка через фольклор.

         Фольклор как устное народное творчество представляет собой синтез  песенного, танцевального, литературного (словесного), инструментального, театрального искусства народа.

Привить детям любовь к фольклору, интерес и уважение к своим национальным истокам – это не только эстетическое, но и прежде всего, идейно – нравственная задача современного образования и культуры. Одним из важнейших средств приобщения, обучающихся к духовным ценностям является народное творчество, которое помогает им познать родной народ, стать наследниками национальных культурных традиций.

Знакомство и освоение основ народного творчества поможет обществу сохранить  историческую память, систему духовных ценностей, а так же повлиять на формирование личности ребенка и его  социальную адаптацию.

Изучая народное творчество, ребенок открывают для себя богатство национальной духовной культуры, а это имеет большое значение в нравственном, патриотическом и эстетическом воспитании.

Фольклорные жанры удерживают логику взросления человека и содержат многосторонний потенциал для воспитания подрастающего поколения. Максимальное чувство сопричастности к фольклорным традициям обеспечивается накоплением через их систему эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру, на основе «проживания» и «приращивания» культурного опыта.

При отборе фольклорного материала учитываем возрастные возможности детей. Для детей младшего дошкольного возраста доступными являются "малые фольклорные формы" - потешки, загадки, считалки, короткие сказки. В среднем возрасте, наряду с усложнением "малых форм", большее место уделяем народной сказке, пословицам, поговоркам, закличкам. Старших детей знакомим с более сложным фольклорным материалом - былинами, сказаниями и обрядовыми песнями.

Близостью народного искусства детскому возрасту, великой эмоциональной силой и выразительностью его образов определяется особое место произведений фольклора обучении детей. Учитывается, что произведения фольклора дают богатейшие возможности для умственного развития, и в особенности для эстетического и нравственного воспитания учащихся.

Фольклор как культурная ценность устной традиции является эффективным средством приобщения детей  к традиционной народной культуре.

Воздействуя на развитие патриотизма, эмоционально-чувственную основу ребенка, произведение фольклора дают примеры, достойные подражания, внушают любовь родному слову, к земле, чувство собственного достоинства, формирует самосознание.

Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком,  но и осваивает его красоту,  лаконичность, приобщается к культуре своего народ, получает новые представления о ней.

Ребенку доступна народная музыка и понятно народное творчество, которые способствуют воспитанию нравственных чувств, приобщают к миру прекрасного.

Мир фольклора – это мир, в котором человек гармонично живет с природой, где он зависим и одновременно всесилен,  где он проситель и повелитель, это мир, помогает ребенку войти  в атмосферу различных образов.

Важной задачей является развитие нравственной личности, знающей свою культуру, этику, имеющей в своих интеллектуальных началах нравственных воззрения наших предков.

Фольклор – достоинство и ум народа, наполняющий глубоким смыслом и содержанием всю ее размеренную жизнь, текущую по обычаям и образам, связанную с его трудом, природой и почитанием  отцов и дедов. Сегодня все это очень важно передать в душу наших детей.

Литература:

1. Ворошилова. О. В., Русские фольклорные традиции: внеклассные

мероприятия с младшими школьниками, Волгоград: Учитель, 2007.

2. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитее ребёнка, М- Просвещение, 1988.

3. Готовцев Г.А. Мифология и фольклор. Программа и методические

рекомендации - М., Новая школа 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ВОЗРОЖДЕНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ

В статье представлен  кузбасский опыт  организации внеурочной воспитательной работы с  подростками на основе  национальных традиций.Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание,...

Презентация "Нравственное воспитание детей через приобщение их к народной культуре"

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования их нравственных чувств и развития духовности. Данный опыт направлен на активное приобретение детьми культурного богатства рус...

Нравственное воспитание школьников через экологическое образование

В данной статье рассматриваются вопросы нравственного воспитания школьников через экологическое образование....

Духовно-нравственное воспитание учащихся через изучение национальных финских традиций во время подготовки и проведения конкурса «Святая Люсия»

О формах воспитательной работы в направлении духовно-нравственного воспитания учащихся в современной школе...

Основы экологического и нравственного воспитания школьников, через развитие интереса к исследовательской деятельности по изучению и сохранению окружающей среды своей малой Родины.

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.Человеку необходимы н...

Нравственное воспитание учащихся через воспитание уважительного отношения к матери на литературном и на жизненном материале

Одним из основных направлений в нравственном воспитании человека я считаю воспитание любви и уважения к Матери.         По моему, человек, любящий и уважающий с...

Выступление на педвыставке с опытом работы развития духовно-нравственного воспитания детей через ОПК "Воспитание добродетелей"

Рецензия      Лепяхова Анна Николаевна является учителем ОПК в 5-8-х классах МБОУСОШ №3. Учителем было подготовлено выступление по теме «Воспитание добродетелей – ...