Режим дня
материал по теме

Режим дня для студентов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл режим дня89.7 КБ
Файл вред алкоголя108.23 КБ
Файл вред курения159.54 КБ
Файл вред наркотиков18.44 КБ

Предварительный просмотр:

        РЕЖИМ ДНЯ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ

Для того чтобы быть здоровым и хорошо физически развитым человеком, необходимо рационально организовать свой режим дня и обеспечить правильное чередование учебных занятий и отдыха.

Что включат в себя режим дня?

Режимом дня в обязательном порядке предусматриваются:

  • полноценное питание;
  • физические нагрузки;
  • обучение;
  • соблюдение гигиенических норм;
  • сон.

Питание

Ребенок обязательно должен питаться пять раз в день. Питание включает в себя: завтрак, обед, полдник, ужин и второй ужин. Все блюда должны быть питательными и полезными. Если завтрак, обед и ужин рассчитаны на прием полноценных блюд, то полдник и второй ужин могут включать в себя булочку, фрукты, кефир, чай, сок.

Значение режима дня для школьника в рамках приема пищи – колоссальное. Ребенок должен есть в одно и то же время – это обеспечивает нормальную работу желудочно-кишечного тракта. Питание не по времени может привести к серьезным заболеваниям, например, гастриту или язвенной болезни.

Физические нагрузки

Под физическими нагрузками для школьников понимают: выполнение утренней гимнастики и упражнений в перерывах между решением домашних заданий, активные игры на улице, а также прогулки на свежем воздухе. Степень нагрузки отличается в зависимости от возраста. Для больных детей она корректируется специалистами.

Очень полезен физический труд на свежем воздухе. Он способствует более глубокому дыханию, лучшему насыщению крови кислородом, что очень важно для работы головного мозга. Установлено, что мозг человека потребляет в минуту примерно 40 — 50 см3 кислорода, т. е. одну шестую часть всего кислорода, поглощаемого организмом. Кислород оказывает благоприятное влияние на центральную нервную систему, создаёт более благоприятные условия для работы сердца.

Обучение

Биоритмами человека предусматриваются два периода активной трудоспособности – время с 11:00 – 13:00 и с 16:00 – 18:00. Учебный график и период выполнения домашних заданий детьми должен рассчитываться под эти биоритмы.

Установленный в наших школах режим для учебных занятий разработан учёными-гигиенистами и педагогами.
      Продолжительность уроков и длительность перемен, а также общее число уроков приняты на основе разработки и сопоставления большого научного материала.
      Урок в школе продолжается 45 минут. Удлинение уроков за счёт сокращения перемен и удлинения времени занятия влечёт за собой резкое утомление учащихся, снижает качество усвоения материала и поэтому не допускается.
Каждый урок сменяется переменой, необходимой для восстановления работоспособности. Лучший отдых дают перемены, если они проводятся на школьной площадке в спокойных без напряжения играх.
Не рекомендуется проводить на переменах чрезмерно подвижные игры (футбол, волейбол и пр.): после них учащиеся начинают урок очень возбуждёнными и длительное время не могут успокоиться, сосредоточить своё внимание и включиться в работу класса. Если на переменах вместо отдыха повторять учебный материал, то это только увеличивает степень утомления и резко снижает возможность усвоения материала на следующем уроке. Продолжительность перемен в школах установлена следующая: первой, третьей и четвёртой — по 10 минут, а второй — большой — 30 минут.
      Иногда допускается проведение двух удлинённых перемен по 20 минут.
Однако в течение перемены утомление снижается не полностью, и через определённое время вновь возникает потребность организма в более длительном отдыхе, иначе утомление будет значительно возрастать и резко ограничивать работоспособность.
      После окончания занятий в школе нужно некоторое время отдохнуть, погулять на воздухе, заняться спортом или трудом и только потом начинать делать домашние задания. Если же начинать готовить уроки сразу же по приходе из школы, то пользы от такой работы будет мало. Утомление, развившееся в коре больших полушарий головного мозга после учебной работы в школе, ещё не прошло, и воспринимать заданный материал будет значительно труднее, чем после отдыха. Вполне очевидно, что на приготовление уроков в таких условиях придётся затратить гораздо больше времени, чем если сделать эти уроки после соответствующего отдыха.
      Лучший отдых после занятий — это общественно полезный труд и занятия спортом, а после физической работы чтение художественной литературы и выполнение других любимых или необходимых дел, не связанных с большой физической нагрузкой.

Соблюдение гигиены

Для поддержания состояния собственного здоровья ребенок должен быть приучен к выполнению норм гигиены. К ним относится утренний туалет, включающий уход за полостью рта и лицом, и вечерний, когда ребенок помимо ухода за полостью рта должен принять душ. В хорошие привычки школьника должно входить мытье рук перед едой и после посещения улицы.

Сон

Режим дня школьника должен быть организован так, чтобы засыпал он и просыпался в одно и то же время. Это дает ребенку возможность полноценно выспаться, легко проснуться и быть активным и бодрым в течение дня. Здоровый сон для ребенка длится 9,5-10 часов.

Примерный режим дня школьника можете посмотреть в таблице. Отличия в графиках обусловлены возрастными особенностями детей.

Правильно организованный режим дня обеспечивает условия для сохранения хорошей работоспособности организма в течение всего времени бодрствования, способствует созданию ровного и бодрого настроения, интереса к учебной работе в школе, творческой деятельности при внеклассных занятиях, играм и развлечениям.

Режим выходного дня

Время от времени необходимы периоды более длительного отдыха, достаточного для того, чтобы степень работоспособности, уменьшавшаяся за предшествовавший рабочий период, не только полностью восстановилась, но и упрочилась. Такой отдых после рабочего дня даёт свободный остаток дня и особенно ночной сон. После рабочей недели таким отдыхом является выходной.
Чтобы сохранить способность продуктивно работать весь учебный год, особенно важно целесообразно проводить еженедельный выходной день — воскресенье.
Воскресенье должно быть днём полного отдыха, этот день должен быть предоставлен любимым занятиям и развлечениям, быть непохожим на будни — это помогает отдыху.
      Лучший отдых — это активный отдых, насыщенный деятельностью, но не такой, как в обычные дни. Лучше всего проводить воскресенье на свежем воздухе.
Вставать в выходной день лучше пораньше и начинать его, как всегда, с зарядки, а затем после завтрака отправляться на прогулку, зимой на лыжах или на каток.
После обеда хорошо немного почитать, поиграть в шахматы, сходить в кино.
Не рекомендуется в воскресенье допускать резких отклонений от обычного режима дня, особенно в отношении соблюдения времени приёма пищи, утреннего подъёма и сна.
      Уклонение от обычного распорядка нарушает привычный ритм жизни, и восстановить его потом значительно труднее, чем нарушить.
Не следует в выходной день посвящать много времени учебным занятиям. Если необходимо повторить нетвёрдо усвоенный материал или наверстать пропущенное, то этому делу можно уделить не более 1,5—2 часа. Иначе не получится полноценного отдыха, что значительно затруднит условия занятий на будущей неделе.



Предварительный просмотр:

О вреде алкоголя

Нет в человеческом организме ни одного органа, который бы не разрушался алкоголем.

Все алкогольные «продукты» обязательно содержат этиловый спирт.

В состав современного пива, вина и водки входит алкоголь - этиловый спирт (этанол). Его химическая формула C2H5OH.

«Этиловый спирт – легко воспламеняющаяся, бесцветная жидкость с характерным запахом, относится к сильнодействующим наркотикам, вызывающим сначала возбуждение, а затем паралич нервной системы». Так даёт определение официальный ГОСТ 18300 - 72 п. 5.1. на этиловый спирт 1972 года.

Попадая в организм человека, этиловый спирт всасывается через стенки желудка и кишечника, быстро достигает печени и появляется в крови. Потеря интеллекта, памяти, рассеянность, шизофрения, разного рода психопатология (приводящая зачастую к преступным деяниям) свойственна пьющим людям (как регулярно, так и умеренно) и детям пьяниц, наркоманов и алкоголиков.

Состояние опьянения зависит от концентрации спирта в крови. Содержание спирта в крови до 0,5 г/л обычно не вызывает заметных сразу изменений. При концентрации спирта в 0,5.1 г/л заметного опьянения не наблюдается, но нервные центры перестают нормально функционировать. Это очень опасное состояние, особенно для водителей автомашин. По результатам многочисленных медицинских обследований вероятность аварий в этом случае увеличивается в 14 раз. При накоплении в крови 2 г/л степень опьянения возрастает: походка становится нетвёрдой, речь несвязной.

Алкоголизм сопровождается глубокими изменениями в половой сфере. Наблюдается недоразвитие половых клеток, как у мужчин, так и у женщин-алкоголиков.

У опьяневшего ухудшается способность к активному сосредоточению внимания. Он легко отвлекается от выполняемого дела, часто переключает внимание на случайные малозначительные объекты. У него ухудшается способность к запоминанию, преобладают поверхностные ассоциации. При нарастании степени опьянения у человека продолжают снижаться функциональные способности зрительного и слухового анализаторов. Увеличивается время, необходимое для опознания предъявляемых сигналов, принятия решения, осуществления двигательной реакции. В большей мере нарушается координация движений. Увеличивается количество ошибок при решении каких-либо задач, при выполнении привычных рабочих операций.

С одной стороны, опьяневший склонен субъективно (под временным воздействием алкоголя) переоценивать свои возможности и недооценивать серьёзность окружающей обстановки, с другой - у него снижаются возможности к выполнению работы. С нарастанием опьянения импульсивное поведение и количество ошибок в рабочей деятельности нарастают. Состояние опьянения длится обычно несколько часов, после чего настроение постепенно нормализуется, а ощущение бодрости, как правило, сменяется вялостью и сонливостью.

Изменения психических функций, нарушения поведения и координации движений появляются через некоторое время (примерно через час) после приёма спиртного, когда концентрация алкоголя в крови достигнет определённого уровня, и исчезают при её снижении.

После исчезновения выраженных признаков опьянения способности ряда функциональных систем организма, определяющие физическую и психическую работоспособность, продолжают оставаться значительно сниженными. Частично восстанавливаются они постепенно, в течение многих часов, дней, месяцев...

«Средняя» степень опьянения характеризуется появлением более выраженных расстройств. Повышенное настроение, беспечность, благодушие легко сменяются обидами, раздражительностью, злобностью, которые проявляются в высказывании претензий, ругани, агрессивных действиях. Характерна неспособность сдерживать свои чувства и желания. В состоянии «среднего» опьянения часто совершаются роковые поступки. Своим телом пьяный управляет с трудом. Координация движений бывает нарушена до такой степени, что он не может идти по прямой линии. Язык становится неповоротливым, речь - чрезмерно громкой, медленной, что связано со снижением в этот период слуха. Пьяный испытывает затруднения в подборе слов, отдельные слова и фразы повторяет несколько раз. При средней степени опьянения часто ощущаются головокружение, звон в ушах. Могут появляться иллюзорные восприятия окружающего, грубые ошибки в оценке величины предметов, расстояний между ними. На смену веселью и бодрости приходят снижение интереса к окружающему, чувство усталости, слабость, постепенно нарастает сонливость. Опьянение средней тяжести постепенно переходит в сон. Об изменениях работоспособности в состоянии опьянения средней степени не приходится говорить, так как это состояние несовместимо с выполнением любого вида работ. Пьяный человек способен только ломать, портить, может стать виновником несчастного случая, аварии, пожара. Длительное снижение работоспособности наблюдается и после опьянения.

Для полного восстановления функций нервной и сердечно-сосудистой систем, мышечной силы и выносливости, как правило, требуются не одни сутки, не один месяц и даже не один год. Алкоголь вызывает изменения в окислительно-восстановительных процессах, протекающих в тканях организма. После выведения алкоголя из организма в крови ещё значительное время наблюдается снижение уровня сахара и повышение её кислых свойств. Эти изменения внутренней среды организма сопровождаются проявлением ряда субъективных и объективных симптомов: головной болью, повышенной утомляемостью, жаждой, неустойчивым депрессивным настроением, потливостью, дрожанием конечностей, усиленным сердцебиением, колебаниями артериального давления, снижением мышечной силы, нарушением координации движений.

«Тяжёлая» степень опьянения характеризуется появлением симптомов глубокого отравления алкоголем. Часто наступает бессознательное состояние, которому могут предшествовать головокружение, тошнота, рвота, звон в ушах, чувство онемения различных участков тела, глубокое нарушение координации движений, снижение тонуса мышц. Бессознательное состояние - алкогольная кома - не всегда заканчивается благополучно. Для этой стадии опьянения характерен внешний вид больного. Он не реагирует не только на окрик, но даже и на болевые раздражения, его лицо приобретает вначале багрово-красный, а затем бледно-синюшный цвет.

Алкоголизм - тяжёлая хроническая болезнь, в большинстве своём трудноизлечимая. Она развивается на основе регулярного употребления алкоголя и характеризуется особым патологическим состоянием организма: неудержимым влечением к спиртному, изменением степени его переносимости и деградацией личности. Для алкоголика опьянение представляется наилучшим психическим состоянием. Это влечение не поддаётся разумным доводам прекратить пить.

Алкоголик направляет всю энергию, средства и мысли на добывание спиртного, не считаясь с реальной обстановкой (наличие денег в семье, необходимость выхода на работу и т.п.). Раз выпив, он стремится напиться до полного опьянения, до беспамятства.

Как правило, у алкоголиков утрачивается рвотный рефлекс и поэтому любое количество выпитого остаётся в организме. В связи с этим говорят о повышенной переносимости алкоголя. Но на самом деле это - патологическое состояние, когда организм утратил способность борьбы с алкогольной интоксикацией путём рвоты и других механизмов защиты.

Зачастую некоторые пьющие с гордостью отмечают у своих товарищей повышенную устойчивость к алкоголю, считая, что это связано с физическим здоровьем. А на самом деле повышенная устойчивость к водке - первый признак начинающегося алкоголизма, симптом серьёзного заболевания. На поздних этапах алкоголизма переносимость спирта внезапно понижается и у заядлого алкоголика даже малые дозы вина вызывают тот же эффект, как и большие порции водки в прошлом. Для этой стадии алкоголизма характерно тяжёлое похмелье после приёма алкоголя: плохое самочувствие, раздражительность, злобность. Во время так называемого запоя, когда человек пьёт ежедневно, на протяжении многих дней, а то и недель, патологические явления настолько выражены, что для их ликвидации требуется медицинская помощь.

Белая горячка - наиболее часто встречающийся алкогольный психоз. Она возникает обычно в состоянии похмелья, когда у пьяницы появляются безотчётный страх, бессонница, дрожание рук, кошмары (погони, нападения и т.п.), слуховые и зрительные обманы в виде шумов, звонков, движения теней. Это предвестники белой горячки. Её симптомы особенно выражены ночью. У больного появляются яркие переживания устрашающего характера. Он видит ползающих вокруг насекомых, крыс, нападающих на него чудовищ, ощущает боль от укусов, ударов, слышит угрозы. Он бурно реагирует на свои галлюцинации, обороняется или бежит, спасаясь от преследования.

Выявлена форма эпилепсии, которая обусловлена исключительно злоупотреблением спиртными ядами. Судорожные припадки чаще наступают в состоянии похмелья и прекращаются при воздержании от спиртного. Во время приступа лицо больного бледнеет, он теряет сознание и падает. Больной бьётся головой об пол, может получить различные увечья.

При так называемой малой алкогольной эпилепсии больной теряет сознание на несколько секунд: вдруг прекращает говорить, замирает, но, не успев упасть, приходит в себя.

Независимо от формы пьянства, каждый приём алкоголя вызывает выраженные изменения в организме, а последующие и всё большие дозы спиртного ведут к психической деградации личности и общему заболеванию.

Среднестатистически продолжительность жизни женщин-алкоголиков на 10%, а мужчин-алкоголиков на 15% меньше, чем непьющих. Но это только внешние признаки вреда от алкоголя.

У женщин одним из характерных последствий алкоголизма является неспособность вскармливать детей грудью. По наблюдениям специалистов, этот порок встречается у 30-40% женщин, регулярно потреблявших алкогольный яд.

Значительное влияние оказывают спиртные яды и на детородную функцию.

Алкоголизм приводит к раннему старению.

Алкогольные мафии далеко не одиноки: они имеют поддержку СМИ. Распространению пьянства в значительной мере способствует психологический климат, в котором живёт и трудится человек. При этом решающую роль играет общественное отношение к употреблению алкоголя, которое формируют средства массовой информации. Люди начинают пить, потому что не знают правды о вине, так как вокруг спиртных напитков всё время создаётся и воспроизводится ложная реклама с целью наживы мафий.

От алкоголя в России ежегодно погибают около миллиона человек. И это далеко не все факты…



Предварительный просмотр:

О вреде курения


Знания о вреде курения, как правило, ограничиваются заезженной фразой о том, что капля никотина убивает лошадь, и опасениями умереть от рака. На самом деле, сложно найти хоть одну систему организма, которая не страдает от курения табака: это и дыхательная, и сердечно-сосудистая, и пищеварительная, и нервная. Из-за такого комплексного отрицательного воздействия на организм никотин можно по праву назвать универсальным убийцей.

Неужели человечество до сих пор не осознало настоящий вред курения?

Не осознало масштабы никотиновой катастрофы?

Кроме вреда для собственного здоровья, курильщики несут опасность и для окружающих. И чаще всего жертвами их пристрастия становятся самые близкие люди — именно им приходится вдыхать "прокуренный" воздух, т.е. становиться пассивными курильщиками. А женщина, курящая во время беременности наносит вред здоровью своего еще не родившегося ребенка, подвергая его кислородному голоданию и воздействию всех токсичных составляющих табачного дыма, которые легко проникают через плаценту.

Вред курения на сердечно-сосудистую систему курильщики часто недооценивают. После выкуривания одной сигареты из-за воспаления сужаются дыхательные пути, активизируется выделение мокроты, развивается кашель, чаще возникают приступы астмы. Никотин из сигаретного дыма провоцирует деление и размножение раковых клеток в легких. Страдают органы дыхания.

После выкуривания одной сигареты происходят изменения в слизистой оболочке полости рта, которые провоцируют развитие злокачественных опухолей. Увеличивается вероятность развития рака поджелудочной железы, устранить опухоль которой практически невозможно не хирургическим, не тем более медикаментозным лечением. Нарушается кровообращение сетчатки глаза, происходят изменения глазного дна – ухудшается центральное зрение.

Курение также усиливает возможность опухолей злокачественного вида. В их число входят рассматриваемые опухоли глотки, пищевода, поджелудочной железы, желудка, печени, простаты.

Не меньший вред, курение наносит репродуктивной системе, приводя к импотенции и бесплодию. Вред курения чувствует еще не родившийся малыш, у которого в утробе курящей матери могут возникнуть серьезные проблемы со здоровьем.

Бутан, кадмий, угарный газ, никотин, гексамин, винил хлорид, нафталин, ацетон, никотин, аммоний, метанол, мышьяк, метан, полоний, радий, торий, смолы … всего 4 000 различных по степени токсичности химических веществ. Спросите у любого взрослого человека, неужели он не знает о последствиях пагубного пристрастия к курению. Единицы ответят, что не знаю. Но 40% населения Земли все равно не хотят осознавать вред курения полностью. А за то время, пока вы читали эту статью, от его последствий уже умерли 20 человек.

Табакокурение представляет собой вдыхание табачного дыма листьев табака, которые являются высушенными или тлеющими. Листья табака представлены в виде сигарет, сигар или трубок стандартной формы.

При этом курение сигарет обычного свойства предполагает вдыхание дыма легкими человека, при курении трубок или сигар попадание табачного дыма в легкие не допускается, только ротовая полость человека наполняется дымом.

Причиной курения зачастую становится зависимость наркотического характера, то есть вредная привычка. Кроме того, не исключено наличие причин социального характера, по которым курение происходит за компанию с иным курящим человеком для более близкого общения людей. В некоторых социальных группах курение табака является местной традицией.

Процесс табакокурения был открыт Колумбом, который доставил его после открытия континента под названием Америка, и затем данное растение распространилось по европейским странам через торговые пути.

Согласно химической формуле, можно отметить, что в табачном дыме находятся вещества психоактивного вида, такие как алкалоиды, никотин, гармин, которые могут вызвать слабую эйфорию в психике человека. Воздействие никотина на человека заключается во временном снятии беспокойства, раздражения, неспособности сосредоточиться на определенных моментах, что бывает при отказе от никотина даже за относительно небольшой временной интервал.

Медицинские исследования, которые призваны защитить население от курения табака, говорят о том, что есть прямая взаимосвязь курения с заболеваниями такого опасного вида как рак и эмфизема легких, заболевания сердечно сосудистой системы, а также иных проблем со здоровьем человека.

С психологической точки зрения, курение рассматривается, как метод избежать беспокойства, волнений и стрессов. Дополнительно курение является одним из методов общения невербального характера, что, по мнению большинства специалистов-психологов, является прямой причиной того, что человек начинает курить.

Исследования современного характера говорят о том, что курение является феноменом заразного свойства в обществе. В результате тестов было уяснено, что человек бросает курить, и это действие дается ему достаточно просто в случае, если кто-то из его ближайшего окружения тоже прекратил эту привычку пагубного содержания. То есть люди, которые имеют желание бросить вредную привычку, делают это, глядя на действия друг друга. Табак является второй причиной смертности человека на нашей планете.

Таким образом, вреда от курения значительно больше, чем пользы от общения с помощью сигаретки. Никогда не поздно изменить себя и бросить это никому не нужное занятие, которое отбирает у человека не только здоровье, но и финансовые средства.

К сожалению, вред табакокурения для здоровья начали исследовать немногим более полувека назад, когда счет курильщиков шел уже на миллиарды. Поэтому проблема никотиновой зависимости давно перестала быть личной неприятностью курящих, и приобрела социальные масштабы. И на сегодняшний день мы находимся в состоянии бурно развивающегося противодействия между здравоохранением и производителями табачной продукции.



Предварительный просмотр:

О вреде наркомании

Злоупотребление наркотическими средствами и незаконная торговля ими в последнее время во многих, особенно развитых странах мира, приняли катастрофические размеры. Официальная пресса США, германии, Франции, Англии, Швеции почти ежедневно сообщает о смерти своих граждан, последовавшей в результате злоупотребления наркотическими и психотропными веществами. Наркомания захватила во многих странах даже подростков.

Широкое распространение наркомании в развитых странах во многом является следствием тех социальных условий, которые там существуют, а именно: безработица, неуверенность в завтрашнем дне, ежедневные стрессы, тяжелое нервно-психическое состояние, стремление получить допинг, создающий впечатление прилива сил, хотя бы на короткий промежуток времени уйти от окружающей действительности.

Наряду с уже всемирно известными наркотическими препаратами за последние 10 лет во многих странах увеличилось число наркоманов, употребляющих так называемые психотропные наркотики. В этом отношении самыми опасными оказались амфетамины и глюциногены, ЛСД и другие производные лизергиновой кислоты, не являющиеся, в отличие от других психотропных препаратов, медицинскими и представляющие исключительную опасность для человека.

В международном антинаркотическом центре в Нью-Йорке назвали приблизительное количество наркоманов на земном шаре; цифра оказалась ужасной: миллиард наркоманов! При этом нельзя не упомянуть, что в наши дни торговля наркотиками стала одной из самых страшных форм эксплуатации человека человеком, одним из самых страшных преступлений против человечества. Что же такое "наркотик"? Исходя из определения, данного Всемирной организацией здравоохранения, наркотиком следует считать любое вещество (имеющее или не имеющее законного применения в медицине), которое является предметом злоупотребления в других целях, кроме медицинских.

Ученые, старающиеся проникнуть в тайну дурмана, потрясены необычайной вирулентностью наркотиков, способных прокрадываться в самую глубину чувств и мыслей своих потребителей. Длительные и углубленные исследования, проводившиеся целыми поколениями ученых, не были бесплодными. Яд, скрытый в большинстве "райских" средств, был выявлен. Еще в 60-х годах специалисты установили, что чрезмерное употребление галлюциногенных веществ вызывает психические расстройства, тяжелые патологические состояния. Физиологические свойства наркотиков, вовлеченных в сложный химический процесс, происходящий в человеческом организме, обладают притягательной силой, и принуждаю жертву обращаться к ним повторно или непрерывно после того, как привычка или зависимость прочно вступила в свои права. Наркотики в зависимости от их воздействия на организм человека условно можно разделить на две большие группы: 1) возбуждающие; 2) вызывающие депрессию. При этом следует иметь в виду, что каждый из наркотиков обладает большим разнообразием скрытых свойств, по-разному влияющих на нервную систему.

Есть наркотики, которые успокаивают и обезболивают (их называют депрессивными), и есть другие, оказывающие стимулирующее воздействие, возбуждающие организм. Галлюциногенные средства вызывают экстаз и буйство, кошмары или чувство мучительного беспокойства. При этом каждое из этих веществ, даже самое опасное с точки зрения злоупотребления, может оказывать целебное, благотворное действие, но только в том случае, если его применяют абсолютно правильно. Индийская конопля, листья коки, семена мака считаются одними из самых древних природных наркотических веществ. Опиум и его производные: морфий, героин оказывают болеутоляющее действие и устраняют состояние тревоги и страха, уменьшают, часто до полного исчезновения, ощущение голода и жажды, ослабляют половое влечение, понижают мочеотделение, повергают человека в сонливое состояние или, в случае с героином, в буйство. В подобном же отношении выделяются гашиш, марихуана и другие производные растения Cannabis savita в индийском или американском варианте. Кокаин вызывает обычно самые буйные реакции, сопровождающиеся обычно галлюцинациями или странной эйфорией, смешанной с параноидальными импульсами. Порой криминогенный характер этого наркотика порождает насилие и стимулирует психическую активность человека. В 60-х годах на горизонте появился ЛСД, диэтиламид лизергиновой кислоты, полусинтетическое вещество, производное лизергиновой кислоты, извлеченное из гриба спорыньи ржи. ЛСД, далеко не самый последний потомок семьи наркотиков, открыл путь еще более сильно действующим веществам. Чтобы понять опасность, которую несет с собой такой взрыв наркотиков, напомним, что достаточно принять миллионную долю грамма ЛСД на каждый килограмм веса, чтобы он стал галлюциногировать.        Состояние наркомании характеризуется тремя свойствами: 1) непреодолимое желание или потребность продолжать принимать наркотики и доставать их любыми способами; 2) стремление увеличивать дозы; 3) зависимость психического, а иногда и физического характера от воздействий наркотика. Так называемый синдром наркомании возникает лишь в результате принятия наркотического средства, независимо от того, происходит ли это случайно или после систематического употребления. Этапы этого процесса, протекающего более медленно или более быстро, в основном следующие:

Начальная эйфория, часто весьма кратковременная. Она характерна для определенных наркотических веществ (особенно морфия и опиума), а не для всех средств. В таком состоянии повышенной раздражительности, причудливых видений человек теряет контроль над собой....

Толерантность носит временный характер. Это явление объясняется реакцией организма на действие одной и той же дозы вещества, принимаемой неоднократно. Постепенно организм реагирует слабее.

Зависимость. Большинство исследователей пришли к выводу, что зависимость – явление как физическое, так и психическое. Выражается оно классическими симптомами абстинеции, или "отнятия", которые наркоман переносит очень тяжело и с риском тяжелых органических или функциональных приступов. Абстинеция (синдром отнятия) происходит обычно через 12-48 часов после прекращения принятия наркотика. Наркоман не может переносить это состояние, вызывающее у него нервные расстройства, тахикардию, спазмы, рвоту, диарею, слюнотечение, повышенную секрецию желез. При этом появляется навязчивое желание найти токсическое вещество – наркотик – любой ценой! Резкое "отнятие" наркомана приводит к неистовым и крайне опасным проявлениям, которые могут в некоторых случаях вызвать настоящие коллапсы, как это бывает с морфинистами. Это разновидности страшного delirium tremens – белой горячки, в которую погружается неизлечимый алкоголик. Приступ сам по себе выражает состояние острой потребности в отраве, ставшей необходимым фактором внутренних процессов.

Классификация наркомании (классическое деление, разработанное специалистами Всемирного общества здравоохранения).

Все наркотики и их действия делятся на следующие группы:

Седативные яды, успокаивающие психическую деятельность. Они сокращают вплоть до полного устранения функции возбудимости и восприятия, вводя человека в заблуждение, одаривая его букетом приятных состояний. Эти вещества (опиум и его алкалоиды, морфий, кодеин, кока и кокаин) изменяют мозговые функции и отнесены к категории Еufоriса.

Галлюциногенные средства, представленные большим числом веществ растительного происхождения, очень разные по своему химическому составу. Сюда входят мессалин из кактуса, индийская конопля, гашиш и прочие тропеиновые растения. Все они вызывают церебральные возбуждения, выражающиеся в деформации ощущений, галлюцинациях, искажении восприятий, видениях, и поэтому их относят к категории Fantastica.

Сюда относятся вещества, легко получаемые путем химического синтеза, вызывающие сперва церебральные возбуждения, а затем глубокую депрессию. К таким средствам причисляются: алкоголь, эфир, хлороформ, бензин. Эта категория Inebrantia. Категория Hypnotica, куда входят яды сна: хлорал, барбитураты, сульфорол, авакава и др.

Ехсitаntiа. Здесь преобладают растительные вещества, возбуждающие мозговую деятельность без немедленного влияния на психику; сила воздействия на разных лиц бывает разной. Сюда входят растения, содержащие кофеин, табак, бетель и др.

В большинстве стран, участвующих в борьбе против наркотиков, контролируется лишь небольшая часть продукции, то есть препараты, вошедшие в список запрещенных наркотических средств, столь разнообразные по своим свойствам, вызывающим наркоманию. Ступени наркомании ведут все ниже, определяя обострение бедствия, являющегося, как подчеркивают эксперты Всемирной организации здравоохранения, большой угрозой для здравоохранения в мировом масштабе. Опасность эта увеличивается по мере того, как фабрики и лаборатории производят все новые и новые типы наркотиков, все более сильных и вредоносных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пища человека и режим питания"

План -коспект урока технологии в 5 классе....

Примерный режим дня для учащихся 5 класса

Соблюдение режима дня очень важно для правильного развития и роста детского организма. Примерный режим дня включает основные моменты распорядка дня, которые необходимо организовать для...

Режим работы школы

Вашему вниманию предлагается режим работы МБОУ Алферьевской ООШ. Расписание уроков в соответствии с ФГОС и классами комплектами (1-3, 2-4) в малокомплектной сельской школе....

Открытый урок по теме "Режим дня" в 6 классе к учебнику "Английский в фокусе"

Данный материал представляет собой разработку урока английского языка по теме "Режим дня". Урок составлен с применением интерактивной доски. На уроке отрабатывается известная лексика по изучаемой теме...

Урок-практикум по обществознанию на тему: "Политический режим и проблема свободы личности" (11 кл.)

цель урока:Раскрыть:1). Сущность политических режимов;2). Права и свободы личности в различных политических режимах....

Политический режим.

Презентация к уроку  по теме "Политическая сфера общества"  для 11 класса....

"Единый орфографический режим"

Презентация к выступлению на семинаре (школьном)  для учителей начальной школы, русского языка, литературы и английского языка...