Главные вкладки

    Урок-практикум по обществознанию на тему: "Политический режим и проблема свободы личности" (11 кл.)
    материал по обществознанию (11 класс) по теме

    Гильмутдинова Зульфия Мусаяфовна

    цель урока:

    Раскрыть:

    1). Сущность политических режимов;

    2). Права и свободы личности в различных политических режимах.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon prilozhenie_1.doc25 КБ
    Microsoft Office document icon prilozhenie_2.doc22.5 КБ
    Microsoft Office document icon urok.doc342.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Приложение 1

    Документ 1

    Ф. Ф.Раскольников «Открытое письмо Сталину»

    Ф. Ф. Раскольников (1892-1939). Не принял режим Сталина. С 1938 года проживал в Париже как политический эмигрант. Исключен из партии, объявлен «врагом народа», лишен советского гражданства. События 30- годов, трагически сказавшихся на судьбах многих советских людей, потрясли Раскольникова. Так появилось его «Открытое письмо Сталину» от 17 августа 1938 г. «Сталин, Вы объявили меня «вне закона». Этим актом вы уравняли меня в правах

    точнее, в бесправии со всеми советскими гражданами, которые под вашим владычеством живутвне закона. Со своей стороны отвечаю полной взаимностью: возвращаю вам входной билет впостроенное вами «царство социализма» и порываю с Вашим режимом. Ваш «социализм», приторжестве которого его строителям нашлось место лишь за тюремной решеткой, так же далек отистинного социализма, как произвол Вашей личной диктатуры не имеет ничего общего сдиктатурой пролетариата....

    Под напором советского народа Вы «даровали» демократическую конституцию. Она была принята с неподдельным энтузиазмом. Честное проведение в жизнь демократических принципов конституции 1936 года, воплотившей надежды и чаяния всего народа, ознаменовало бы новый этап расширения советской демократии. Но в Вашем понимании всякий политический маневр  синоним надувательства и обмана. Вы культивируете политику без этики, власть без честности, социализм без любви к человеку.

    Что вы сделали с конституцией? Испугавшись свободы выбора, «как прыжка в неизвестность», угрожавшего Вашей личной власти, 'Вы растоптали Конституцию, как клочок бумаги, выборы превратили в жалкий фарс голосования за одну-единственную кандидатуру, а сессии Верховного Совета наполнили акафистами и овациями в честь самого себя. В промежутках между сессиями Вы бесшумно уничтожаете«зафинтивших» депутатов, насмехаясь над

    неприкосновенностью и напоминая, что хозяином земли советской является не Верховный Совет, а Вы.

    Вы сделали все, чтобы дискредитировать социализм. Вместо того, чтобы пойти по линии намеченного конституцией поворота, Вы подавляете растущее недовольство насилием и террором. Постепенно заменив диктатуру пролетариата режимом Вашей личной диктатуры, Вы открьти новый этап, который в историю нашей революции войдет под именем эпохи террора...» (<<Осмыслить культ Сталина» - М., 1989. с.612)

    Документ 2

    « Музыка Шостаковича мне всегда нравилась ... И вдруг я читаю, что опера Шостаковича «сумбур вместо музыки». Это сказала «Правда», Т.е. голос коммунистической партии. Как же мне быть? Легче всего было бы сказать: я ошибаюсь ...Но тогда я допустил бы возможность того, что ошибается партия. К чему бы это привело? ...Есть генеральная линия партии. Если я соглашусь с этой линией в каком-то отрезке, то весь сложный рисунок жизни рухнет... И поэтому я соглашаюсь и говорю, что и на этом отрезке искусства партия, как и во всем, права». (Долуцкий И.И., Журавлева В.И. История России хх век.- М., 2003)



    Предварительный просмотр:

    Приложение 2

    Документ 1

    О преимуществах демократии

    Демократическое устройство существует во многих странах мира. В каждой стране имеются свои особенности и нюансы. Но сущность везде одна - это подлинное народоправство. Демократия сопровождает человечество на длительном отрезке истории человечества. Она имеет корни в самой природе человека. Главное заключается в том, что демократия отвечает стремлению личности к самореализации, стимулирует инициативу, обеспечивает свободу творчества во BC~X сферах человеческой жизни.

    Политическая борьба, плюрализм взглядов и позиций - неизбежное явление цивилизованного общества. Развитие демократии не устраняет противоречий как таковых, но позволяет решать их сознательно, открыто без ущемления прав оппозиции, прав и свобод человека.

    Социальные реформы, проведенные в рамках демократического процесса - это лучший способ последовательного разрешения общественных противоречий.

    Вместе с тем, следует отметить, что искусственное насаждение демократии может привести к вседозволенности. До демократии общество должно дорасти и политически и нравственно. И только тогда она будет иметь созидательную силу. (Малько А.В., современный российский ученый, юрист)

    Документ 2

    «Мы требуем для человека свободы во имя безусловного значения человеческой личности, и, так как в каждом человеке мы должны признать . нравственную сущность, мы требуем в отношении ко всем людям равенства…. Идея общей воли народа как основы государства в демократической теории неразрывно связывается с… Началами равенства и не может быть от них отделена». (Новгородцев П.И. Демократия на распутье. // Антология мировой политической мысли. - М., 1997, с.415)



    Предварительный просмотр:

    Урок-практикум по обществознанию

    на тему «Политический режим и проблема свободы личности»

    (11 класс)

    Подготовила:                                

    учитель истории и географии                 

    Аппаковской средней                         

    общеобразовательной школы                

    Гильмутдинова                                 

    Зульфия Мусаяфовна                        

    "Политический режим и проблема свободы личности".

    (Урок-практикум, 11 класс)

    Цели урока:

    Раскрыть:

    а) сущность политических режимов;

    б) права и свободы личности в различных политических режимах;

    Формировать:

     умения применять на практике и совершенствование ранее приобретенного навыка работать с письменными источниками;

              Развивать:

     творческое, критическое мышление у школьников.

    ТСО:  мультимедиа проектор (при отсутствии - запись основных моментов урока на доске), ватман, маркеры.

    Терминология: политический режим, свобода, тоталитаризм, авторитаризм, демократия.

    Тип урока: урок-практикум.

    Форма: групповая (4 группы по 2-3 человек).

    Ход урока

    Первый этап

     1. Организационный момент (проверка готовности класса, оборудования).

     2. Вступительное слово учителя.

    Еще в 6 веке до нашей эры в Древней Греции состоялся такой разговор между рабом

    и рабовладельцем: "Знаешь ли ты раб, что я могу поступить с тобой так, как захочу?". "Да, - ответил раб, - я опутан оковами рабства, но мысли мои не знают оков". История не сохранила нам имени рабовладельца, а имя мудрого раба - Эзоп.

    И, прежде чем озвучить тему урока, обратимся к письму известного русского философа П. А. Флоренского, арестованного в 1933 году органами НКВД. Ваша задача  выразить суть этого письма одним словом. (Текст через проектор высвечивается на экране).

    "Друг мой! Как упоительна мысль о ней. Здесь же она и вовсе обретает особую, гораздо большую, ценность! Впрочем, нужно отметить, что сравнима она лишь с ценою самой жизни...

    Как долго мы грезили о ней. И не о такой жизни мечтали для своих детей. Иной раз представляю, как может все измениться вдруг, как все стороны нашего бытия обретут состояние гармонии и душевного спокойствия... Тогда мы будем пить ее, вожделенную, большими глотками и будем творить, и ценить каждую мысль в новых условиях рожденную.

    Велико счастье тех, кто ею обладает".

    О чем пишет автор этого письма? Выделите суть этого письма, одним словом. (Ученики говорят, что это слово "свобода", учитель пишет на доске слово "свобода").

    Итак, как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Ответ учащихся: о свободе.

     Вопрос учителя: от чего зависит мера свободы личности? Ответ учащихся: это зависит от политических условий, в которых живет и действует личность.

    Учитель оглашает тему урока. Итак, тема урока - "Политический режим и проблема свободы личности". (Учащиеся записывают в тетрадь). Слово "свобода," какие ассоциации у вас вызывает?

    3. (Составляется кластер).

             4. Далее учащиеся, используя ключевые слова, сформулируют в группах свое определение термина "свобода". Работают в группах в течение 1 минуты, дают определения.

    5: Затем на экран (или на доске пишется) выводится определение этого термина по словарю (учащиеся записывают в тетрадь):

    "Свобода - это способность человека к активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленных перед собой целей". [1]

    Как правило, те определения, которые дают учащиеся, по смыслу бывают очень близки к научному определению.

    6. Учитель: наша задача на уроке определить степень свободы личности в различных политических режимах.

    7. Далее, учитель дает определение политического режима. (Определение высвечивается

    на экране, или пишется на доске).(Учащиеся записывают в тетрадь)

    "Политический режим - это способ реализации власти, характер взаимосвязи власти и индивида". [2]

    Второй этап

    Учитель: В современной политологии принято выделять три основных типа политических режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический. Авторитарный режим рассматривают как переходный от тоталитаризма к демократии. Тоталитарный и демократический являются двумя крайними полюсами данной классификации. Поэтому мы более подробно остановимся на них.

    1. Какую учебную задачу мы поставим на следующем этапе урока?

    Учащиеся формулируют задачу: исследовать степень свободы личности в условиях тоталитарного режима.

    2. Работа организуется в 4-х группах: аналитической, практической, творческой и художественно-графического изображения.

    Аналитическая группа формулирует определение тоталитаризма, выявляет признаки.

    Практическая группа работает с историческими документами, наиболее ярко характеризующими этот политический режим (документы в Приложении 1). 

    Творческая группа пишет небольшое сочинение эссе "Личность в условиях тоталитарного режима".·

    Четвертая группа на ватмане создает графическое изображение режима.

    Группам дается время на подготовку (8-10мин), затем каждая из групп выступает с результатами, выступления обсуждаются, дополняются при необходимости. После выступления аналитической группы (для сравнения) на проекторе (или на ватмане) высвечиваются определение и признаки тоталитарного режима (учащиеся записывают в тетрадь).

    Тоталитаризм - политический режим, стремящийся к установлению абсолютного (тотального контроля) над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом.

    Признаки тоталитарного режима:

    Культ вождя.

    Единственная массовая партия.

    Отсутствие разделения властей.

    Монопольно существующая, разделяемая всеми идеология.

    Централизованная система контроля и управления экономикой.

    Монополия на средства массовой информации.

    Опора власти на карательные органы.

    3. После завершения работы учитель обращается к учащимся с вопросами:

    Какова степень свободы личности в условиях тоталитаризма?

    В чем состояла главная задача власти в условиях тоталитарного государства?

    Хотели бы вы жить в таком государстве?

    Третий этап

    Учитель: Контрастным по отношению к тоталитарному режиму является режим демократический. Демократия представляет собой самый сложный тип политического режима. По мнению Новгородцева П. И., "демократия всегда есть распутье... система открытых дверей, расходящихся в неведомые стороны дорог... Отнюдь не создавая твердого равновесия жизни, она более чем какая-либо другая форма возбуждает дух исканий" .

    1. Итак, на этом этапе урока мы будем говорить о демократии. Какую учебную задачу мы поставим? Учащиеся формулируют задачу: исследовать степень свободы личности в условиях демократии.

    2. На этом этапе урока группы меняются видами учебной деятельности следующим образом: аналитическая группа меняется с практической - работает с документами (Приложение 2); практическая - формулирует определение и выявляет признаки демократического режима; творческая группа меняется с группой художественно- графического изображения и готовит художественно-графическое изображение демократии; четвертая группа пишет творческую работу.

    3, После выступления аналитической группы (работа оформляется на ватмане и закрепляется на доске) для сравнения, дополнения на экране высвечиваются определение и признаки демократического режима (Учащиеся записывают в тетрадь).

    Демократический режим - это способ функционирования политической системы общества, основанный на признании народа в качестве главного источника власти, на его праве участвовать в решении общественных и государственных дел и наделении широким кругом прав и свобод.

    Признаки демократического режима:

    Политическая власть принадлежит большинству. Источником власти является народ. Власть формируется путем свободных выборов.

    Уважение большинством права меньшинства на оппозицию.

    Принцип разделения властей.

    Наличие конкурентной партийной системы.

    Гарантия гражданских, политических и социальных прав личности.

    По ходу выступления одной из групп, представители других могут дополнять, корректировать, задавать вопросы. Результат работы художественно-графической группы также закрепляется на доске. В конце работы учащиеся делают выводы по третьему этапу урока (запись в тетради).

    4. В завершение урока можно предложить для обсуждения цитаты известных политиков:

    1. "Демократия - наихудшая форма правления, если не считать всех остальных". (У. Черчилль)

    2. "Свобода одного кончается там, где начинается свобода другого". (В. Гюго)

    Литература

    1. Философский энциклопедический словарь под ред. Аверинцева С.С. М.,1989, с.569

    2. Мухаев Р. Т. Политология.  М.,1997, с.216

    3. Журнал «Преподавание истории и обществознания в школе». №7,2007, с.15-25.

    Д/з.

    1. Прочитать §42 по Боголюбову Л.Н. и §19 по Кравченко А.И.
    2. Написать эссе к цитатам: “Демократия…” (У. Черчилль) “Свобода…” (В. Гюго)

    Работа с документами позволяет учащимся рассмотреть основные вопросы темы на основе разнообразных источников. В процессе работы на уроке–практикуме старшеклассники овладевают умениями общеучебного характера – поиск в дополнительных источниках необходимой информации, выявление в тексте документов не только конкретных фактов, но и теоретических положений, определение отношений авторов документов к положению дел в стране, к позиции оппонентов и т.д.

     Эти умения и навыки необходимы выпускникам для выполнения заданий ЕГЭ с развернутыми ответами (задания С). Выполнение заданий данного типа предполагает самостоятельное и развернутое формирование суждений по проблемам, затронутым в вопросе. В сравнении с выбором позиции из круга предложенных вариантов это иной, существенно более сложный, уровень познавательной деятельности.

    Деятельность учителя на уроке-практикуме:

    1.  Тщательный выбор темы урока и отбор его содержания, который должен быть подчинен задаче формирования ведущего умения;
    2. Обеспечение необходимого руководства деятельностью учащихся;
    3. постановка проблемных заданий, для выполнения которых требуется формируемое умение;
    4. Объяснение в начале урока мотивов выбора основного вида деятельности на уроке и формирование в конце урока;
    5. Обеспечение учебного занятия необходимым набором документов.

    Деятельность учащихся:

    1. Учащиеся, разбитые на группы, получают документальные материалы и организуют работу с ними внутри групп; проводят на основе источников сравнительный анализ политических режимов, выделяют признаки.
    2. Представляют итоги работы групп, обсуждают ответы товарищей, делают необходимые дополнения и замечания, записывают выводы в тетрадь.
    3. Отвечают на поставленные учителем вопросы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока по обществознанию на тему "Политическая идеология"

    Целью урока является систематизация и  осмысление знаний учащихся о политической философии, о функциях и роли политической идеологии, совершенствование умений  и навыков при выполнении...

    Урок обществознания по теме "Политическая власть"

    обобщающий урок в 9 классе по теме "Политическая власть" в виде игры "Звёздный час"...

    Интегрированный урок (информатика - обществознание) по теме "Политические партии современной России".

    При разработке данного урока за основу была взята идея другого учителя (к сожалению, не помню его ФИО), найденная в Интернете.  Данный урок был проведен в 11 классе учителем информатики Исаковой ...

    Тесты по обществознанию по теме "Политическая сфера" 10 класс

    Материал содержит тестовые задания  разного уровня сложности. Их можно использовать  на разных этапах урока и при подготовке к ГИА....

    Разработка урока обществознания в 9 классе по теме: «Политические режимы и проблемы свободы личности»

    Разработка урока обществознания в 9 классе по теме: «Политические режимы и проблемы свободы личности»...

    Методическая разработка урока обществознания по теме "Политическая система и политический режим", социально-гуманитарный профиль, 11 класс

    Методическая разработка урока обществознания по теме "Политическая система и политический режим", социально-гуманитарный профиль, 11 класс (с технологической картой)....

    МБОУ «Лицей №4 г.Азнакаево» АМР РТ учитель истории и обществознания Шарипова Зиля Ринатовна. Задания ЕГЭ по обществознанию по теме: "Политическая элита"

    МБОУ «Лицей №4 г.Азнакаево» АМР РТучитель истории и обществознанияШарипова Зиля Ринатовна     Задания по теме – ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА. 1 часть. Задани...