Урок обществознания по теме "Политическая власть"
методическая разработка (обществознание , 9 класс) по теме

Деревянко Светлана Павловна

Предварительный просмотр:

Урок обществознания в 9 классе.

Обобщающий урок по теме «Политическая власть».

Форма урока: игра «Звездный час».

Цели урока:

Повторение и обобщение основных понятий по изученной теме.

Закрепление знаний, умений и навыков, полученных при изучении данного раздела.

Формирование навыков критического мышления, умения отстаивать свою точку зрения.

Ход занятия.

1. Класс делится на две части: игроки и их представители.

Парты ставятся в два ряда. В первом ряду стоят участники, во втором за партами сидят их представители ( в данном случае их по десять).

2. Участникам объявляются условия конкурса:

Игра проходит в 7 этапов

За каждое правильно выполненное задание дается 1 звезда,

в первом этапе выбывает  два участника, во втором, третьем, четвертом и пятом по одному участнику, набравшему наименьшее количество звезд.

В седьмом этапе участвует 3 игрока, из них определяется победитель. Второе и третье место присуждается тем, кто набирает меньше баллов, чем победитель.

3. Игра.

1 этап « Цепочка».

Участникам необходимо найти лишнее в предложенной цепочке.

А)Харизматическая власть, б) традиционная, в)деспотическая, г)легальная.

А)Легитимный, б)политический, в)легальный, г)законный.

А)Правовое государство, б)унитарное, в)федеративное, г)конфедеративное.

А) равенство всех перед законом, б) преследование по политическим мотивам, в) взаимная ответственность граждан и государства, г) разделение властей.

А) однопартийная система, б) двухпартийная, в) трехпартийная, г) многопартийная

2 этап. «Словарь» участникам нужно назвать термин

торжественная церемония вступления в должность главы государства

основной закон государства

гражданин государства, обладающий избирательным правом.

официальное название в избирательном законодательстве закрытой и запечатанной емкости , с узким отверстием для опускания заполненных избирателями бюллетеней

основной документ, удостоверяющий личность гражданина РФ на территории РФ  и за ее пределами.

3 этап. Русский язык

Составить наибольшее количество слов из слова голосование. Слова должны быть именами существительными в именительном падеже, единственном числе.

4 этап. Знатоки права.

Участникам необходимо выбрать правильный ответ из предложенных вариантов.

        Кто является высшим должностным лицом области                                     а) Президент; б) мэр; в) губернатор

       Что изображено на Государственном гербе России?

А) Двуглавый орел; б) Земной шар и серп и молот; в)Святой Георгий, побеждающий змея

С какого возраста граждане России имеют право принимать участие в  референдуме на всех уровнях

а) 14 лет; б) 18 лет; в) 21 год

           

Чем по национально-государственному устройству является Россия?

А) федерацией, б) конфедерацией, в)унитарным государством

Форма высшего непосредственного выражения власти народа, предусмотренная Конституцией России.

А) Референдум, б) политические права, в) свобода слова

 

5   этап. Словообразование.

Из названных букв нужно составить самое длинное слово

Д л к т р т э е о а

6 этап. Подробности.

Назвать подробности названного явления, события, термина.

символы власти в нашей стране:

Формы государства:

Основные типы политической философии:

Типы власти:

На случай, если одинаковое количество баллов будет у двух игроков, дополнительные вопросы.

1). Под избирательным правом понимают:

2). Республика бывает :

Правильные ответы: 1) герб, гимн, флаг; 2) республика, монархия; 3) коммунизм, либерализм, консерватизм , фашизм; 4)харизматическая, традиционная, легальная  дополнительные 1) активное и пассивное или избирать и быть избранными, 2). парламентская, президентская, смешанная

 

7 этап  Эрудит.

Игрокам необходимо назвать слово или словосочетание.

1. Чрезмерное возвеличивание личности правителя, вождя, базирующееся почти на религиозном поклонении.

2. Главой Сельской Администрации Обливского района является:

3. Кто является гарантом Конституции России?  

4. Носитель суверенитета и единственный источник власти в  России

5. совокупность мероприятий по назначению, подготовке и проведению выборов.

Подведение итогов. Выставление оценок.



Предварительный просмотр:

Интеллектуальная  игра  для  старшеклассников

«Умники и умницы».

Тема игры: «Что такое выборы?»

Цель мероприятия: Повышение  уровня правовой грамотности и политической культуры учащихся.

Задачи:

Познакомить учащихся с конституционными основами Российской Федерации и нормами избирательного права.

Развивать способность адаптировать теоретические знания к реальным жизненным ситуациям, продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать материал.

Показать смысл и значение демократических выборов, особенности предвыборной кампании, процедуры голосования в демократическом обществе.

Способствовать  формированию  у учащихся активной жизненной позиции.

Воспитывать чувства патриотизма, уважение к истории и традициям своего народа.

Форма мероприятия: Игра «Умники и умницы».

Данная форма игры предназначена для учащихся старших классов, в данном случае для 10 класса. Задания предусмотрены с учётом психологических, интеллектуальных, возрастных особенностей учащихся.

Предварительно проводится отбор учащихся для участия в игре. Отбираются три участника, набравшие наибольшее количество баллов (вопросы для отбора учащихся прилагаются). Остальные учащиеся также  являются участниками игры, размещаясь на «трибунах».

Игра состоит из трёх этапов.

Оборудование: Проектор, компьютер, выставка книг по истории выборов на Дону, плакаты по избирательному праву, три импровизированные дорожки: зелёная- 4 шага, жёлтая-3, красная -2.

Ход игры.

Организационный момент

На экране появляется название игры «Что такое выборы?»

Учитель : В современном обществе выборы являются одним из ведущих институтов демократии, так как с ними связана реализация политических прав граждан. Выборы являются главной формой проявления суверенитета народа. Обеспечивают смену правящих элит. В процессе выборов происходит политическая социализация населения, развитие политического сознания и участия. В ходе избирательного процесса граждане усваивают политические ценности и нормы, приобретают навыки и опыт.

Учитель:  Для того, чтобы выяснить что такое выборы, для чего они необходимы, немного повторить историю избирательных традиций, определить основы нашего нынешнего избирательного права и Конституционные основы  РФ, мы проводим эту игру. Итак, «Что такое выборы?». Мы не раз сегодня ответим на этот вопрос.

Учитель объясняет правила игры.

Начало игры. Приглашаются участники(3).

(Участники выходят и занимают место за столом.)

Учитель: Представляю вам ареопаг, это уважаемые члены жюри:  

(ареопаг занимает свои места)

1 этап

Учитель: Первым этапом игры является вступительный этап, который проводится для того, чтобы выбрать дорожки, на которых и продолжат игру наши участники. Этот этап состоит из двух частей. Первая -  предполагает проверку грамотности участников.  Участникам, выдаётся листок бумаги с терминами, они должны написать их правильно, без ошибок.

Даётся -  3 минуты

Правильно написанное слово -1 балл, неправильно -0. Засекаем время.

(Звучит музыка, участники пишут термины)

 Учитель: Проверяем правильность написанных терминов

( На экране появляются правильно написанные слова: Инаугурация, Референдум, Депутат, Парламент, Президент, Конституция ).

Учитель: А теперь вторая часть и ещё одно задание. Это задание было домашним, его участники получили заранее. В течение одной минуты сказать, что такое выборы для каждого из них.  До 5 баллов за речь.

(На экране : «Что такое выборы,  для меня?»)

(Засекается время выступления каждого, оценивается краткость, правильность построения речи, собственная позиция).

Учитель:  слово жюри  (Ареопаг объявляет о том, сколько баллов набирают участники. Победитель выбирает дорожку первый, набравшие меньшее количество баллов выбирают дорожки следующие, в порядке по убыванию набранных ими баллов.)

2 Этап

Учитель: Второй этап предполагает ответы на важные вопросы . Участник может выбрать вопрос из трёх разделов: история выборов;

Конституция РФ и избирательное право.

(Эти разделы проецируются на экран )

Учитель: Первый вопрос ученику на зелёной дорожке, где ошибиться можно дважды. Если участник отвечает верно, делает шаг вперёд, и вопрос задаётся участнику на желтой дорожке, если неверно, всё равно делает шаг вперёд, а вопрос переходит аудитории, правильно ответившему, даётся «орден».

Ученик выбирает раздел.

Участник зелёной дорожки выбирает раздел, с которого будет отвечать на первый вопрос. Ему задаётся 1 вопрос этого раздела.

Вторым участник желтой дорожки выбирает раздел, и отвечает на  вопрос.

Третьим участник красной дорожки выбирает раздел и отвечает на вопрос.

Когда определяется победитель, оставшиеся вопросы задаются «Трибунам».

Участникам «трибун» задаются и все те вопросы, на которые не дали ответы участники, работающие на дорожках.

Раздел: «История выборов»

Вопрос1: В годы существования Танаиса была форма тайного голосования, которая называлась «остракизм». Что это такое?

Ответ: «Остракизм» или «суд черепков»применялся редко. Община имела право официально изгонять из пределов полиса любого общественного деятеля, чья популярность могла привести к узурпации власти и угрожала основам демократии. Изгнание длилось 10 лет.

Вопрос 2:Указом Петра I от 3 марта 1721 года Войско Донское перешло в подчинение Военной коллегии. Этим актом завершается ликвидация суверенных прав и государственной автономии Войска Донского. В каком году Петр I стал назначать атаманов своими указами, как такие атаманы назывались?

Ответ: С 1723 года Петр I стал назначать атаманов своими указами,  такие атаманы назывались «наказными»

Вопрос 3: Что являлось высшим законодательным органом у казаков?

Ответ: высшим законодательным органом у казаков был Войсковой круг – общее собрание казаков – воинов.

Вопрос 4: Желая сохранить казачество как лояльное военно–служилое сословие, император издал манифест «О восстановлении  в Войске Донском прежнего образа правления». Когда был издан этот манифест, и каким императором?

Ответ: был издан этот манифест 6 июля 1797 года, императором Павлом I

Раздел Избирательное право:

Вопрос 1: Что такое выборы?

Ответ: Выборы –это высшее непосредственное выражение власти народа, представляющее собой процедуру избрания представителей власти.

 Вопрос 2:  Что такое избирательная кампания?

Ответ: Избирательная кампания – это период со дня официального опубликования решения уполномоченного  на то должностного лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления о назначении дня выборов до дня официального опубликования результатов выборов.

вопрос 3: Кто в Российской Федерации не может принимать участие в выборах?

Ответ: Не имеют такого права лица не достигшие 18 лет, недееспособные граждане

и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Вопрос 4: Какими избирательными правами пользуются граждане России?

Ответ: Активным избирательным правом (т.е. правом избирать) и пассивным (правом быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления).

Вопрос 5: На каких принципах проводятся выборы в Российской Федерации?

Ответ: Выборы в Российской Федерации проводятся  на основе всеобщего  равного и прямого избирательного права граждан при тайном голосовании.

Раздел «Конституционные основы РФ»

Вопрос 1: Ведущим принципом конституционного строя является гуманизм. Что это значит?

Ответ: Такой принцип позволяет подчеркнуть, что не человек создан для государства, а наоборот, государство должно служить человеку. Государство регулирует поведение человека только в той мере, чтобы не затронуть его свободу и обеспечить общественные интересы.

Вопрос 2: Носителем суверенитета и единственным источником власти в нашей стране является… ,продолжите фразу ,согласно Конституции РФ

Ответ: Носителем суверенитета и единственным источником власти в нашей стране является …многонациональный народ.

Вопрос 3: Что является высшим непосредственным выражение власти народа, согласно Конституции РФ?

Ответ: высшим непосредственным выражение власти народа  является референдум и свободные выборы.

Вопрос 4: В каких формах осуществляется власть народа, согласно Конституции РФ?

Ответ: осуществление власти народа происходит в двух формах: непосредственно и опосредованно, т.е.через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Вопрос 5: В Конституции РФ записано, что РФ является демократическим, федеративным, правовым государством, с какой формой правления?

Ответ: РФ является демократическим, федеративным, правовым государством с республиканской формой правления. А это означает выборность главы государства.

3 этап

Учитель:  После того, как определился победитель среди участников, игравших на дорожках, мы должны определить победителя среди участников «трибун».

Дополнительные вопросы для участников «трибун».

1. Что означает понятие  « всеобщее избирательное право»?

Ответ: понятие всеобщее избирательное право означает, что каждый гражданин  Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе  избирать и участвовать в предусмотренных законом  и проводимых законным образом методами иных избирательных  действиях, а по достижении возраста, установленного законом,

- быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления.

 гражданин  Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а так же других обстоятельств.

2. Что означает « равное избирательное право»?

Ответ Понятие « равное избирательное право» означает, что граждане  Российской Федерации участвуют в выборах  в Российской Федерации на равных основаниях.

3.Что означает понятие «прямое избирательное право» ?

 Ответ: понятие «прямое избирательное право» означает, что гражданин  Российской Федерации голосует на выборах  соответственно за кандидата (список кандидатов) непосредственно.

4. Что означает понятие «тайное голосование» ?

Ответ: понятие «тайное голосование»  означает , что голосование на выборах исключает возможность какого – либо контроля за волеизъявлением гражданина.

(Подведение  итогов.  Жюри  подсчитывают  баллы  участников )

Рефлексия.

Учитель: Для того, чтобы определить важность данного мероприятия для каждого из вас,  всех участников игры, включая гостей, родителей, членов ареопага, просим взять цветные квадратики, которые лежат на столе и наклеить их на ватман, который находится на доске. Если вам понравилось – красный квадратик, если вы остались равнодушны к  игре – синий, если вам было скучно и совсем не понравилось – чёрный.

Награждение победителей.

Вопросы для предварительного отбора:

1. Кто является высшим должностным лицом области    (губернатор) .                              

2. С какого возраста граждане России имеют право принимать участие в  выборах на всех уровнях.(18 лет).

3. Совокупность мероприятий по назначению, подготовке и проведению выборов ( избирательная кампания )

 4. Основной закон государства (Конституция)

5. Когда была принята, ныне действующая Конституция (12 декабря 1993г)

6.Каким путём была принята Конституция (референдум)

7.Гражданин государства, обладающий избирательным правом (избиратель)

8. Официальное название в избирательном законодательстве закрытой и запечатанной емкости , с узким отверстием для опускания заполненных избирателями бюллетеней (избирательный ящик  или избирательная урна ).

10.Торжественная церемония вступления в должность главы государства (инаугурация).

11.Основной документ, удостоверяющий личность гражданина РФ на территории РФ  и за её пределами ( паспорт).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Цена победы. Обобщающий урок по теме Великая Отечественная война

Слайд 2

Цели и задачи урока Обобщить знания по теме Великая Отечественная война дать возможность учащимся проявить находчивость, творческую активность; заинтересовать школьников в изучении дополнительной литературы, посвященной данной теме; способствовать воспитанию уважения к славному прошлому нашей страны, чувства ответственности и национальной гордости, гражданственности и патриотизма.

Слайд 3

Эпиграф …далёкому мужеству верность храня ты стоишь и молчишь у святого огня М. Агашина

Слайд 4

этапы Разминка Логический Хронологический Терминологический Содержательный Краеведческий Ассоциативный Тестовый Итоговый

Слайд 5

Разминка Как назывался план нападения фашистской Германии на СССР? Для нападения на СССР гитлеровское командование сосредоточило 3 группы армий. Назовите их. Уже в июне 1941 года из западных районов СССР на восток стали вывозиться люди и производственные объекты. Как назывался этот процесс, под чьим руководством осуществлялся?

Слайд 6

Логический этап «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!» (В.М.Молотов) «Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва!» (В.Г.Клочков) На вас смотрит весь мир, как на силу, способную уничтожить грабительские полчища немецких захватчиков... Великая освободительная миссия выпала на вашу долю. Будьте же достойны этой миссии!..(И.В.Сталин)

Слайд 7

Логический этап «Я вижу русских солдат, стоящих на пороге своей родной земли, охраняющих поля, которые их отцы обрабатывали с незапамятных времен. Я вижу их охраняющих свои дома, где их матери и жены молятся…» ( У. Черчилль) «Жестокость является благом для будущего... Войну против России нельзя вести по-рыцарски. Ее нужно вести с беспощадной, безжалостной и неукротимой жестокостью» (А.Гитлер)

Слайд 8

Хронологический этап Нападение Германии на СССР (22июня 1941 г) Контрнаступление советских войск под Москвой(5 декабря 1941г) Контрнаступление советских войск под Сталинградом (19 ноября 1942г) Снятие блокады Ленинграда (27 января 1944г) Операция «Багратион» (апрель 1944г) Берлинская операция (16 апреля-8мая 1945 г)

Слайд 9

Терминологический этап Эв а ку а ция. В е рма х т. Тр и бунал. Агре сс ия. Пла цд арм. Р е парация. О кк упация

Слайд 13

Краеведческий этап Сколько длилась оккупация станицы Обливской? Когда была освобождена наша станица от фашистских захватчиков? Какие воинские подразделения участвовали в освобождении станицы? Какие улицы станицы названы в честь освободителей?

Слайд 14

Ассоциативный этап Пёрл-Харбор (военно-морская база США, 7 декабря 1941года нападение на базу японских военно –морских сил) операция “Багратион”; (операция по освобождению Белоруссии, апрель 1944 года) высадка в Нормандии (открытие второго фронта, 6 июня 1944 года) Нюрнбергский процесс (суд военного трибунала над фашистскими преступниками, 1946 год)

Слайд 15

Тестовый этап Центральный штаб партизанского движения, созданный 30 мая 1942 г возглавлял: а) Сталин; б) Жуков; в) Тимошенко; г) Шверник; д) Пономаренко Разрабатывая план военных действий на весну - лето 1942 года, германское командование главным направлением своего наступления считало: а) центральное — на Москву; б) северное — на Архангельск; в) южное — на Донбасс и Кавказ В трагические дни лета 1942 года появился Приказ наркома обороны № 227, который получил среди военнослужащих название: а) «Только вперед», б) «Ни шагу назад»; в) «Велика Россия, а отступать некуда»; г) «3a Родину, за Сталина». Для разгрома врага под Сталинградом советское командование разработало план операции под кодовым названием... а) «Уран»;б) «Цитадель»; в) «Искра»;г) «Восточный вал». План «Эдельвейс» предусматривал… а) захват немцами Кавказа ; б) оборону Сталинграда; в) захват немцами Курска Шуваев, Чуйков, Паулюс, Жуков. Какое сражение их связывает? а) Московская битва ; б) Сталинградская битва; в) сражение под Прохоровкой.

Слайд 16

Цена победы: Погибло 27 миллионов человек Разрушено 1710 городов; 70 тысяч деревень Прямой материальный ущерб достиг почти трети национального богатства. Уничтожено 32 тысячи заводов 1135 шахт 65 тысяч км железных дорог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку обществознания в 9 классе по теме "Власть"

Данная презентация разработана для преподавания курса "Обществознание" под редакцией"А.И.Кравченко...

Урок обществознания .5 кл. Наука о власти

конспект урока обществознание для 5 класса по учебнику Е. Сизовой, М. Турчиной...

Теория разделения властей в государстве: история, опыт, современность. на уроках обществознания в 8-11 классах.

Теория разделения властей – одна из самых актуальных и дискуссионных тем в обществоведческих науках. Эта тема волновала умы человечества с древних времён.       Акту...

Презентация к уроку обществознания в 9 классе "Политика и власть"

Презентация к уроку обществознания в 9 лассе по учебнику Боголюбова Л.Н., по теме "Политика и власть"...

Урок обществознания в 9 классе на тему "СМИ - четвёртая власть?"

Конспект занятия по теме "СМИ - четвёртая власть?", разработанный в соответствии с ФГОС ООО....

Методическая разработка итогового урока обществознания в 10 классе. Тема урока: «Парламентаризм в России. Роль политических партий в формировании демократической системы власти».

Развитие способности понимать общественную обусловленность данного политического периода, критически анализировать полученную политико-социальную информацию, определять собственную позицию и соотносит...

Конспект урока обществознания 9 класс " Политика и власть".

Предмет обществознаниеКласс  9Тип урока урок-исследование, урок формирования нового знанияТехнология урока Технология организации самостоятельной деятельности школьников, технология исследователь...