Урок обществознания в 9 классе на тему "СМИ - четвёртая власть?"
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему

Конспект занятия по теме "СМИ - четвёртая власть?", разработанный в соответствии с ФГОС ООО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока с применением активных форм учебной деятельности.

ОУ: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14 с углублённым изучением отдельных предметов» г. Архангельска.

Учитель: Кукушкина Дарья Юрьевна, учитель истории и обществознания.

Предмет: Обществознание

Класс: 9

Базовый учебник: Боголюбов Л.Н. Обществознание. 9 класс.

Тема урока: Средства массовой информации – четвертая власть?

Тип урока: Комбинированный.

Цель урока: формировать представление о роли СМИ в жизни общества и каждого из обучающихся, изучить и попробовать применить на практике приемы создания необходимой трактовки события.

Задачи урока.

Воспитательные:

  • способствовать формированию личности с активной гражданской позицией;
  • продолжать воспитывать нравственные установки и морально-этические качества личности.

Развивающие:

Личностные УУД:

  • развитие способности к самооценке,  адекватного понимания причин успешности и неуспешности деятельности;
  • развивать учебно-познавательную мотивацию учения;
  • ориентация в нравственном смысле поступков, знание основных моральных норм.

Регулятивные УУД:

  • формирование способности к проектированию;
  • развитие способности к целеполаганию и планированию;
  • развитие умения осуществлять выбор путей достижения цели;
  • развитие способности контролировать, оценивать и вносить коррективы в деятельность.

Коммуникативные УУД:

  • практическое освоение принципов сотрудничества, умение работать в группе, действовать с учетом позиции другого;
  • развивать умение устанавливать контакты с другими людьми, учитывать способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии для коммуникации.
  •  развитие речевой деятельности, умения решать различные коммуникативные задачи, умения владеть нормами общения, определять цели коммуникации, оценивать ситуацию.

Познавательные УУД:

  • установление причинно-следственных связей;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
  • развитие основ смыслового чтения различных видов текстов, умения выделять из них существенную информацию;
  • проводить анализ, сравнение, осуществлять синтез и обобщение.

Образовательные:

  • дать представление о роли и месте СМИ в обществе, их влиянии на формирование оценки человеком происходящих событий, способах, используемых СМИ для создания необходимого образа событий;
  • показать возможность различной трактовки одного события исходя из целей участников конфликта.

Формы работы учащихся: работа в малых группах, индивидуальная и фронтальная работа обучающихся.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, ноутбук, проектор.

Структура и ход урока.

п/п

Этап

Цель

Содержание

УУД

Деятельность

Вре-мя

(мин.)

Учитель

Обучающиеся

1

Организационный момент.

Создать эмоциональный настрой на урок.

Перед уроком учащиеся получают конверты с текстами для групповой работы и с «ролями» для работы по составлению заданного журналистского образа ситуации (роли: сторонник президента; представитель оппозиции; независимый эксперт, зритель).

Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок.

Настраиваются на урок.

1

2

Проверка опережающего домашнего задания

На основе актуализации знаний обучающихся подвести их к теме настоящего урока.

Опережающее домашнее задание:

Подготовить ответ на вопрос: «Какая новость прошедшей недели показалась вам самой удивительной, а какая огорчила вас больше всего». Ответ подготовить по плану: краткое описание события и свое отношение к новости.

Коммуникативные УУД:

развитие речевой деятельности, умения владеть нормами общения, определять цели коммуникации, оценивать ситуацию.

Личностные УУД: ориентация в нравственном смысле поступков, знание основных моральных норм.

После ответов обучающихся ведет беседу с учениками:

  • Какой вывод мы можем сделать из прослушанных выступлений?
  • Какое выступление вы считаете самым аргументированным? Объясните, почему.

Таким образом, можно сказать, что мы следим за лентами новостей и можем выразить своё личностное отношение к происходящим событиям.

Представляют результаты своей работы по обозначенному плану.

4

3

Создание проблемной ситуации.

Установить цели и план урока, выявить затруднения в проблемной ситуации.

Проводится обсуждение целей и плана урока, обозначается проблемная ситуация и проходит выявление места затруднения.

Регулятивные УУД:

развитие способности к целеполаганию и планированию.

Коммуникативные УУД:

развитие речевой деятельности, умения владеть нормами общения.

Ведет беседу с учениками:

Вы получили опережающее домашнее задание на сегодняшний урок.

  • Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?
  • Какая цель сегодняшнего урока?
  • О чем мы должны поговорить на уроке?

Обратите внимание на тему на доске.

  • Как вы думаете, почему тема так сформулирована?
  • Как бы вы ответили на этот вопрос?

Учащиеся отвечают на вопросы. Предлагают цели урока и план.

Результаты ответа на вопрос фиксируют «социологи».

4

4

Мотивация

(самоопределение)

к учебной деятельности

Мотивировать обучающихся на работу, развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Индивидуальное домашнее задание получили 2 человека («социологи»): составить опросный лист для проведения социологического опроса среди одноклассников по изучению, какие СМИ наиболее популярны и авторитетны в их среде. Найти результаты социологических опросов, проводимых ВЦИОМ по заданной теме.

Личностные УУД:

развивать учебно-познавательную мотивацию учения.

Коммуникативные УУД:

развитие речевой деятельности, умения владеть нормами общения.

Координирует деятельность обучающхся.

«Социологи» проводят опрос среди одноклассников по заранее подготовленному опросному листу. Фиксируют результаты опроса. В течение урока подготавливают результаты опроса в виде диаграммы. Проводят сравнение результатов исследования с данными социологических опросов по данной теме, проведенных ВЦИОМ.

2

5

Изучение нового материала

Формировать представление о влиянии СМИ на создание оценки происходящих событий, используемых для этого приёмах.

Просмотр новостного выпуска канала НТВ от 13.12.2013 о ситуации в Сирии.  http://www.youtube.com/watch?v=D-f4uaA8EXA (с 34 секунды).

Регулятивные УУД:

осуществлять выбор путей достижения цели, контролировать, оценивать и вносить коррективы в деятельность.

Коммуникативные УУД: развитие речевой деятельности, умения решать коммуникативные задачи, владеть техникой общения.

Познавательные УУД:

проводить сравнение, строить рассуждения об объекте, осуществлять синтез и обобщение.

Ведет беседу:

Давайте попробуем проанализировать, каким образом в новостных выпусках проявляется оценка произошедшего события журналистами.

  • Каким образом после просмотра выпуска вы сможете сказать, какая сторона конфликта оценивается положительно? Какая отрицательно?
  • На основе чего вы будете проводить доказательство?

После просмотра видео задает вопросы:

  • Какая из сторон конфликта оценивается положительно? Почему? Докажите.
  • Какая отрицательно?
  • Чьи действия оцениваются нейтрально?
  • Какой вывод мы можем сделать?

Подводит итог:

Таким образом, можно сказать, что при представлении какого-то события СМИ действующим лицам придаётся положительная, отрицательная или нейтральная окраска.

Ученики отвечают на вопросы, анализируют новостной выпуск, аргументируют свою точку зрения.

Один из учеников проводит контент-анализ новостного выпуска (выбрать существительные, которые используются журналистом для характеристики людей, оказывающих сопротивление правительственным войскам).

6

Работа в мини-группах. Деление на группы осуществляется по материалам, полученным учащимися до начала урока. Работа с материалами (Приложение 1).

Личностные УУД: ориентация в нравственном смысле поступков.

Регулятивные УУД:

выбор наиболее эффективных путей достижения цели, оценка и коррекция.

Коммуникативные УУД: развивать умение устанавливать контакты с другими людьми, учитывать способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии для коммуникации.

Познавательные УУД:

развитие основ смыслового чтения различных видов текстов, умения выделять из них существенную информацию.

Дает задание обучающимся для работы с текстами:

  • Какие же приёмы используют журналисты при отборе информации для создания необходимой трактовки события?

Работа в мини-группах.

Отвечают на вопрос.

Учащийся представляет результаты контент-анализа новостного выпуска о ситуации в Сирии.

Предполагают, какой приём использовался журналистами в новостном выпуске?

5

6

Первичное применение нового знания

Научить применять приобретённые знания на практике.  Организовать поиск информации, в которой тренируется использование изученного материала и отработка умственных действий.

Представление события с различных точек зрения.

Учащиеся образуют новые мини-группы на основе «ролей», полученных учащимися до начала урока. К рассмотрению предлагается ситуация на Украине, в том числе обстановка на Майдане.

Учащиеся получают разные новостные статьи, касающиеся событий на Украине.

Личностные УУД: ориентация в нравственном смысле поступков, знание основных моральных норм.

Регулятивные УУД:

формирование способности к проектированию, контроль и оценка своих действий, внесение корректив.

Коммуникативные УУД:

Умение работать в группе, практическое освоение принципов сотрудничества, развитие речевой деятельности.

Познавательные УУД:

установление причинно-следственных связей, развитие умения работать с текстом, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, проводить анализ и сравнение.

Ведет беседу:

  • Как мы с вами можем понять, каким образом журналисты работают над освещением событий?

Во время работы групп координирует их деятельность, обращая внимание членов группы на следующие проблемы:

  • Какова задача «сторонников президента»? Как вы будете представлять информацию?
  • Как будут представлять информацию «независимые эксперты»?
  • Какая задача у «представителей оппозиции»?
  • Какая задача стоит перед «зрителями»? На основе чего вы будете производить оценку трех трактовок событий?

Подводит итог:

Таким образом, мы с вами увидели, что одно и то же событие может быть представлено с различных точек зрения.

Работа в мини-группах. Каждая группа оформляет тезисно свое выступление на ватмане. Регламент выступления – 1 минута.

«Зрители» представляют критерии оценки, проводят сравнение выступлений групп.

11

7

Первичное закрепление материала

Отработка и углубление полученных знаний, выявление интересов обучающихся по теме.

Метод «шапка вопросов».

Каждому ученику предлагается на листке бумаги придумать по три вопроса:

  1. Вопрос, проверяющий знание темы («я хочу проверить»).
  2. Вопрос, ответ на который сам ученик не знает по теме урока, но хотел бы узнать («я не знаю, но хочу узнать»).
  3. Вопрос по выяснению другого мнения о теме, сравнение его со своим («я хотел бы посоветоваться»).

Регулятивные УУД: контроль и оценка своих действий и действий других, внесение корректив.

Коммуникативные УУД: развитие речевой деятельности, умения решать различные коммуникативные задачи, действовать с учетом позиции другого.

Координирует деятельность учеников.

По окончании обсуждения начинает беседу:

  • Какой вопрос вызвал у нас разногласия в начале урока?
  • Как бы вы сейчас ответили на него: СМИ – четвертая власть?

После сравнения результатов голосования в начале и в конце урока:

  • Кто поменял свою позицию? Почему?

Ученики формулируют вопросы. Затем складывают свои вопросы в «шапку». Учащиеся по желанию вытаскивают вопросы из «шапки» и дают на них ответ. Автор вопроса аргументировано оценивает ответ.

«Социологи» предъявляют результаты опроса и сравнивают с результатами опроса по теме, проведенном ВЦИОМ.

 «Социологи» проводят подсчёт и сравнивают результаты голосования в начале и в конце урока.

7

8

Рефлексия учебной деятельности

Проверка способности к самооценке как личностный результат

Учащимся предлагается ответить на вопросы:

  • На уроке у меня получилось…
  • На уроке мне не удалось…
  • Я оцениваю свою работу на уроке…

Личностные УУД: развитие способности к самооценке,  адекватного понимания причин успешности и неуспешности деятельности.

Координирует деятельность обучающихся.

Заполняют рефлексивный лист.

2

9

Инструктаж домашнего задания

Предоставить возможность выбора домашнего задания с учетом индивидуальных интересов обучающихся.

Необходимо выбрать одно задание из предложенных:

  1. Социальные сети – тоже СМИ? Привести аргументы «за» и «против».

  1. Какова роль социальных сетей в формировании общественного мнения? Приведите примеры важных для вас новостей, которые вы получили из социальных сетей.

Индивидуальные задания:

  • подобрать список информационных агентств, являющихся, на ваш взгляд, наиболее авторитетными (для мини-группы из двоих учеников);

  • привести пример информационной войны и её влияния на дальнейший ход развития событий (для мини-группы из двоих учеников).

  • найти в тексте учебника по изученной теме тезис, который мы не рассматривали в ходе урока (для мини-группы из двух человек).

Коммуникативные УУД: развитие речевой деятельности, умения владеть нормами общения.

Проводит инструктаж домашнего задания.

Учащиеся фиксируют домашнее задание. Формируют мини-группы для индивидуальных заданий.

2

10

Итог урока

Подвести итоги урока.

Подводит итог урока, дает свою оценку деятельности обучающихся, благодарит за урок.

1

Приложение 1.

Материалы для работы:

Группа 1.

Владимир Жириновский: необходимо запретить широкое освещение терактов в СМИ // Коммерсант.ru. 11.02.2014.

Лидер ЛДПР Владимир Жириновский предложил запретить широкое освещение терактов в СМИ. «Мы еще раз будем настаивать и вносить поправки в закон. По любому теракту подобного рода никакой информации не давать. Ничего не показывать, фамилии не называть. Тогда они поймут, что рекламы никто не получит», — цитирует политика «РИА Новости». Владимир Жириновский заявил, что СМИ не следовало подробно освещать захват школы №263 в Отрадном, где старшеклассник убил преподавателя и полицейского. Он считает, что в отношении школьника журналисты должны были только сообщить факт совершения преступления и количество жертв, а после вынесения приговора — рассказать о принятом судом решении. «Пресса рекламирует террористов. Этот мальчик… он даже заказывает в тюрьму то же самое, что Брейвик. Тот какие-то конфеты заказал, а этот — любимые печенья. Они просто копируют… Слава богу, это не массовый характер», — уверен господин Жириновский.

Группа 2.

Дж. Оруэлл. 1984.

«Как будто в подтверждение его слов  телекран у них над головами сыграл фанфару. Но на этот раз была не победа на фронте, а сообщение  министерства изобилия.

– Товарищи! – крикнул  энергичный  молодой  голос.  –   Внимание, товарищи!   Замечательные  известия!  Победа  на  производственном  фронте.

Итоговые  сводки  о   производстве   всех   видов  потребительских  товаров показывают, что по сравнению с прошлым  годом  уровень  жизни  поднялся  не менее  чем на двадцать процентов. Сегодня утром по всей Океании прокатилась

неудержимая волна  стихийных  демонстраций.  Трудящиеся  покинули  заводы и учреждения и со знаменами прошли по улицам, выражая благодарность  Старшему Брату  за новую счастливую жизнь под его мудрым руководством. Вот некоторые итоговые показатели. Продовольственные товары...

     Слова "наша  новая  счастливая  жизнь"  повторились  несколько  раз. В последнее время их полюбило министерство изобилия. Парсонс,  встрепенувшись от  фанфары,  слушал  приоткрыв рот, торжественно, с выражением впитывающей

скуки. За цифрами он уследить не  мог, но понимал, что они должны радовать. … Сейчас он [Уинстон] пробовал отключиться от постороннего  шума  и расслышать то, что изливалось из телекрана. Кажется, были даже демонстрации благодарности Старшему  Брату за  то, что он увеличил норму шоколада до двадцати граммов в неделю. А ведь только вчера объявили,  что  норма  уменьшена  до двадцати граммов, подумал Уинстон. Неужели в это поверят –  через какие-нибудь сутки? Верят.  Парсонс поверил  легко, глупое животное. Безглазый за соседним столом -- фанатично,

со  страстью,  с  исступленным  желанием  выявить,  разоблачить,  распылить всякого, кто скажет, что  на  прошлой  неделе  норма была тридцать граммов. Так что же,  у него одного не отшибло память?

     Телекран  все  извергал  сказочную  статистику. По сравнению с прошлым годом стало больше еды, больше  одежды, больше домов, больше мебели, больше кастрюль, больше топлива, больше кораблей, больше вертолетов, больше  книг,

больше  новорожденных – всего  больше,  кроме  болезней,  преступлений и сумасшествия. С каждым  годом,  с  каждой  минутой  все  и вся стремительно поднималось к новым и новым высотам.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личность. Урок обществознания. 6 класс.

Урок- презентация. Рассматриваются вопрсы: что такое личность; различие между "личностью" и "человеком"; что лежит в основе формирования личности; кто и что влияет на формирование личности; как стать ...

План коспект урока обществознания. 8 класс Спрос и предложение

Тема урока:  Спрос и предложение Цели урока:  обучающая - сформировать представление учащихся о спросе и предложении, познакомить с законами спроса и предложения, раскрыть связь м...

Урок обществознания 6 класс "Делу - время, потехе - час"

Урок разработан согласно календарно-тематического планирования к учебнику Л. Н. Боголюбова "Обществознание. 6 класс". Помимо основной цели (введения понятия хобби и работе с ним) преследуется другая -...

Урок обществознания 11 класс. Тема урока. Глобализация – понимание, основные направления, противоречия и возникающие проблемы.

Компонент знаний- давать определения основным понятиям, связанным с глобализацией;-называть  основные сферы и  характеристики процесса глобализации, позитивы и издержки процесса глобал...

Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока «Общение»

Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока  «Общение»...