Главные вкладки

    Мультимедийные презентации в работе логопеда с родителями детей с нарушениями речи
    консультация по теме

    Алферова Оксана Владимировна

         Новые информационные технологии, без всякого сомнения, можно применять и к детям с нарушениями речевого развития. Одно из актуальных направлений внедрения информационных технологий в работу учителя – логопеда – использование мультимедийных (электронных) презентаций, позволяющих создать эффект наглядности на занятии, повысить мотивационную активность, способствующих более тесной взаимосвязи учителя – логопеда и родителей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon multiediynye_prezentatsii_v_rabote_s_roditelyami.doc64 КБ

    Предварительный просмотр:

    Мультимедийные презентации в работе логопеда с родителями детей с нарушениями речи

    В последние годы в системе дошкольного образования происходят значительные преобразования, вызванные изменением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Одно из важных условий обновления – использование новых информационных технологий, в первую очередь компьютерных. Это позволяет, с одной стороны, повысить эффективность образовательного процесса, с другой – в большей степени применять индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания. 

         Новые информационные технологии, без всякого сомнения, можно применять и к детям с нарушениями речевого развития. Одно из актуальных направлений внедрения информационных технологий в работу учителя – логопеда – использование мультимедийных (электронных) презентаций, позволяющих создать эффект наглядности на занятии, повысить мотивационную активность, способствующих более тесной взаимосвязи учителя – логопеда и родителей.

    Семья для ребенка — одновременно и среда обитания, и воспитательная среда. Влияние семьи особенно значимо в начальный период жизни малыша и, по данным исследований, намного превышает воспитательное воздействие образовательных учреждений, СМИ, влияние улицы, друзей, литературы и искусства. Именно в семье ребенок делает первые шаги в общении, пробует через слово выразить свои потребности, эмоции. Речь родителей, да и других окружающих ребенка людей, имеет первостепенное значение в формировании его произносительной, грамматической, лексической стороны речи.

    Родители должны хорошо знать своих детей, их положительные и отрицательные качества, недостатки в формировании речи и причины их возникновения. Но часто они не слышат недостатков речи своих детей, и считают, что с возрастом их речь нормализуется сама собой, поэтому не придают особого значения логопедическим занятиям. На результативность коррекционной работы влияют их личный опыт и авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером.

    К сожалению, многие родители плохо представляют (или не хотят), как можно помочь своему ребенку исправить недостатки развития речи. Обеспокоенные его речевым развитием они обращаются к разным источникам информации; читают специальную литературу, пытаются самостоятельно применить описанные там методики, обращаются к Интернету.  

    Практический опыт работы в дошкольном учреждении позволяет сделать вывод о том, что современным родителям нужна постоянная методическая помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития ребенка. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и учителя-логопеда, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с родителями; повышение педагогической культуры родителей – основа совершенствования полноценного развития ребенка.

    Целью сотрудничества является: повысить эффективность взаимодействия учителя – логопеда и семьи в вопросах коррекции речи детей дошкольного возраста; популяризировать деятельность учителя – логопеда среди родителей.

    Родители получают необходимые знания, умения для оказания помощи детям в исправлении речевых недостатков. Формируется правильное отношение к речевому недостатку ребенка, логопедическим занятиям.

    Применение информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в работе учителя-логопеда всегда сопряжено с решением узкоспециализированных педагогических задач, в рамках которых компьютерные средства коррекционно – развивающего  обучения весьма эффективны. Еще  К. Д. Ушинский говорил: «Детская природа требует наглядности».

    Мультимедийная презентация – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Английская пословица гласит: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил».

      Мною широко используются ИКТ в работе с родителями, с их помощью качественнее и легче реализуется задача – повышение педагогической компетенции родителей, а также предоставляется возможность родителям из «зрителей» и «наблюдателей» стать активными участниками коррекционно-развивающего процесса.

    В методическом блоке широко представлена профессиональная логопедическая помощь родителям в виде мультимедийных презентаций и всевозможных речевых игр, упражнений, развлечений, методик, авторских пособий.

    Представленный план работы с родителями детей - логопатов с использованием мультимедийных презентаций, игры и упражнения является стимулом к активному участию родителей в коррекционном процессе. Родители могут воспользоваться подбором мультимедийных презентаций и практического материала, который включает в себя  артикуляционные, дыхательные, пальчиковые гимнастики, грамматические, словарные задания, задания на развитие внимания, памяти. В  библиотеке есть  игры и упражнения, используемые в индивидуальной непосредственно – образовательной деятельности. Родители могут  дома, просмотрев представленный материал, использовать их для занятий с детьми 

    В связи с этим разработала план работы с родителями с использованием мультимедийных презентаций.

     Первая мультимедийная презентация «Нетрадиционные методы развития мелкой моторики. Массаж, самомассаж». Показывает связь развития речи и мелкой моторики пальцев рук. Знакомит с основными видами массажа самомассажа. Содержит практическую часть, родители учатся делать самомассаж пальцев рук с помощью прищепок, шишек, бумаги и других подручных материалов. Выполнение логопедического массажа, самомассажа в игровой форме.

    Презентация «Пальцы помогают говорить» знакомит с основными средствами развития мелкой моторики, которые можно использовать в домашних условиях. К ним относятся пластилин, вода, крупы, шнурки и т.п. В ходе презентации родители участвуют в практической части, где выполняют упражнения.

    Презентация «Артикуляционная гимнастика» знакомит родителей с основными упражнениями по развитию артикуляторной моторики, даю рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики в домашних условиях. Пособие позволяет подобрать комплекс артикуляционных упражнений для свистящих, шипящих и сонорных звуков. В процессе работы можно чередовать упражнения, варьировать их. Каждое артикуляционное упражнение сопровождается анимацией,  с описанием правильного артикуляционного уклада и детским стихотворением. Родители выполняют упражнения перед зеркалами. 

    Презентация «Волшебный ветерок» содержит рекомендации по выполнению дыхательной гимнастики,  с описанием и показом игрового упражнения. Представлены упражнения, выполнение которых можно организовать дома, в виде игр.

    Презентация «Развитие фонематических процессов» В презентации представлена система формирования фонематических процессов  у детей. Содержит упражнения с описанием. Родители имеют возможность поиграть.

    Презентация «Приемы автоматизации звуков в домашних условиях» знакомит с основными эффективными приемами автоматизации звуков. Родители тренируются в проговаривании звуков, слогов, слов.

    Презентация «Мнемотехника как прием развития  речи дошкольников». Мнемотехника это совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих  памяти путём образования ассоциаций (связей). Родители знакомится с приемами и учатся ими пользоваться.

     Презентация «Компьютер – это хорошо или плохо» знакомит с компьютерными играми для развития речи. Родители получают рекомендации о том, каким играм отдать предпочтение. Знакомятся с правилами безопасной работы с компьютером.

    На занятиях родители не только получат теоретические знания, они обязательно научатся применять их на практике. 

    Материально-техническое оснащение состоит из:

    @    Комплекса технических средств, включающих - мультимедийный проектор, персональный компьютер и оборудование – печатающее и множительное (принтер, сканер, копировальный аппарат).

    @    Электронного обеспечения: устройство USB, CD дисков с компьютерными играми и музыкой, электронных поддержек и мультипликационных пособий, созданных с помощью программы - презентации Microsoft Power Point.

    @    Информационно-методического обеспечения: литература, программы, методики.

    @    Наглядного и раздаточного материала, индивидуальных зеркал  для практических занятий.

    Эти навыки помогут родителям в дальнейшем проконтролировать правильность выполнения ребенком коррекционных заданий.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Бинарные занятия, как форма взаимодействия логопеда, воспитателя и родителей в процессе развития детей с нарушениями речи

    Серия конспектов бинарных занятий с участием родителей. Занятия составлены для детей разных возрастных групп. Напрвлены на создание условий для проявлеия детьми творчества и индивидуальных особенносте...

    ФОРМИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

    Наиболее благоприятная атмосфера общения создается родителями в семье, где с первых дней рождения ребенка происходит полноценное развитие его личности, его социализация.Родители – главные воспитатели ...

    Работа логопеда с родителями по сохранению здоровья детей с тяжелыми нарушениями речи

    В данном материале изложено описание и рекомендации по организации форм взаимодействия логопеда средней группы с родителями....

    Совместная работа учителя – логопеда и воспитателя по активизации речи воспитанников в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи.

    В статье рассматриваются вопросы по активизации и обогащению словарного запаса у детей с нарушениями речи в совместной работе логопеда, воспитателей и родителей....

    ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С СЕМЬЕЙ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

    В настоящее время взаимодействие учителя - логопеда с семьями детей, имеющих речевые недостатки, является наиболее актуальной. В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается: «Семья и детский...

    План-программа клуба "Логопедическая школа" для родителей детей с нарушениями речи.

    План-программа клуба "Логопедическая школа" для родителей детей с нарушениями речи....