План-программа клуба "Логопедическая школа" для родителей детей с нарушениями речи.
материал
План-программа клуба "Логопедическая школа" для родителей детей с нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klub_logopedicheskaya_shkola.docx | 658.24 КБ |
Предварительный просмотр:
они обращаются к разным источникам информации; читают специальную литературу, пытаются самостоятельно применить описанные там методики, обращаются к Интернету.
Педагоги, работающие по проблемам воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями (Хватцев М.С., Жукова Н.С., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Миронова С.А., Каше Г.А. и др.) говорят о том, что участие родителей в учебно-воспитательном процессе создает благоприятные условия для речевого развития ребенка. Но для того, чтобы оно было эффективным, работа с родителями должна начинаться на ранних этапах и быть хорошо спланированной. Для этого необходимо создавать благоприятный микроклимат вовлекать родителей в воспитательный процесс.
Родители нередко сами отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов, так как не владеют необходимыми знаниями и умениями и достаточным количеством свободного времени для занятий с детьми дома. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает правильным произношением. В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы.
Отсюда возникает проблема: родителям необходимо дать определенный уровень знаний, умений по вопросам речевого развития детей.
Актуальность выбранной темы заключается в том что, современным родителям нужна постоянная помощь учителя – логопеда для решения проблем речевого развития ребенка.
Для создания благотворной почвы для развития правильной, грамотной красивой речи детей дошкольного возраста возникла необходимость организовать родительский Клуб «Логопедическая школа».
Цели:
- Формирование коррекционно-логопедической компетентности родителей детей с тяжелым нарушением речи.
- Активное вовлечение родителей в коррекционное взаимодействие специалистов детского сада и детей с тяжелым нарушением речи.
Задачи:
- Формирование у родителей устойчивых внутренних мотивов взаимодействия со специалистами детского сада в рамках коррекционного процесса.
- Вооружение родителей теоретическими и практическими знаниями о специфике речевого нарушения их ребенка и о сущности логопедической работы по его устранению.
- Формирование представления о доступных методах и формах организации коррекционно-развивающих занятий с ребенком в домашних условиях.
- Формирование умения организовывать коррекционно-развивающие занятия с ребенком в домашних условиях и продуктивно реализовывать их задачи.
- Развитие способности родителей самостоятельно оценивать качество собственных усилий и эффективность занятий с ребенком.
Заседания клуба проводятся один раз в месяц, в (вечернее) удобное для родителей время. В начале учебного года с родителями проводится анкетирование, с целью выявления уровня педагогической компетентности, выяснения их отношения к речевому нарушению ребёнка, готовности к сотрудничеству, выявлению реальных родительских запросов. Анкетирование позволяет наиболее эффективно спланировать работу клуба.
Основная форма проведения заседаний – практическая работа (дискуссии, практикумы), которой обязательно предшествует ознакомление с теоретическим материалом (лекторий). Наибольший положительный эффект достигается на индивидуально-практических занятиях. Родители приглашаются на занятие и фиксируют его ход. Первоначально от родителей требуется лишь повторять дома задания, копировать действия логопеда и их последовательность. Далее предлагается участвовать в отдельных эпизодах занятия с ребенком, проводимого логопедом (например, в проведении артикуляционной гимнастики, совместной пальчиковой игры и т.д.) При этом активно участвуют все трое: логопед вместе с ребенком, как одно целое, и родитель – напротив, как партнер по игре. В дальнейшем родители начинают занимать все более активную позицию, им предлагается закончить начатое логопедом упражнение. В заключении родителям предлагается самостоятельно выполнить с ребенком задание.
Родители получают теоретические знания и закрепляют их через практические упражнения, затем применяют приобретённые умения во время занятий с детьми в домашних условиях.
В конце учебного года родители знакомятся с результатами логопедического обследования речи их детей, провожу сравнительный анализ данных на начало и конец учебного года. Родители самостоятельно оценивают качество собственных усилий и эффективность занятий с ребёнком.
Ожидаемый результат:
- Сформированность коррекционно-логопедической компетентности родителей детей с тяжелым нарушением речи.
- Активное взаимодействие родителей со специалистами ДОУ в коррекционном процессе.
- Улучшение качества коррекционно-логопедической работы.
Планирование работы с родителями детей с тяжёлым нарушением речи
№ п/п | Содержание работы | форма | Время проведения |
1. | Сбор анамнеза детей с тяжелым нарушением речи | Анкетирование | 3-я, 4-я недели сентября |
2. | «Речевые нарушения и причины их возникновения» 1)Краткая характеристика основных причин патологии детской речи; разъяснение необходимости комплексной диагностики и коррекции речевых нарушений; обоснование необходимости специального, направленного обучения детей с тяжелыми нарушениями речи; объяснение необходимости активного родительского участия в коррекционно-педагогической работе в содружестве со специалистами детского сада. 2) Артикуляционная гимнастика и её роль в формировании звукопроизношения. | Мини-лекция Практикум | 1-я неделя октября |
3. | Психологические особенности детей с тяжелым нарушением речи. | Мини-лекция | 1-я неделя ноября |
4. | «Организация работы по исправлению нарушения звукопроизношения в семье» 1)Особенности проведения дыхательной гимнастики. 2)Пальчиковые игры. 3)Фонематический слух-основа речи. | Практические занятия с родителями | 1-я неделя декабря |
5. | Нарушение слоговой структуры слова и приёмы их преодоления. | Занятие с родителями | 3-я неделя января |
6. | Грамматический строй родного языка. Значение его усвоения для речевого развития детей. (Обучение приёмам коррекции в домашних условиях). | Лекция-диалог Практическое занятие с родителями |
1-я неделя февраля |
7. | Развитие связной речи у детей с тяжелым нарушением речи в семье. | Круглый стол «Учим детей рассказывать». | 2-я неделя марта |
8. | Подготовка к обучению грамоте детей с тяжелым нарушением речи. (Требования речевой готовности детей к обучению в школе. Определение направлений самостоятельной коррекционно-развивающей работы родителей в данном процессе.) | Занятие с родителями
| 2-я неделя апреля |
9. | Итоговое (Результаты обследования речи детей. Самоанализ деятельности родителей.) | Консультация в папке – передвижке, на сайте ДОУ |
3-я неделя ноября |
10. | «Родителям будущих первоклассников» | Консультация в папке –передвижке, на сайте ДОУ |
3-я неделя декабря |
11. | Индивидуальные консультации |
| в течение года |
Положение о родительском клубе «Логопедическая школа»
- Общие положения
1.1. Клуб «Логопедическая школа» создан с целью установления сотрудничества ДОУ и семьи в вопросах речевого развития детей с тяжелым нарушением речи.
1.2. Клуб осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования, уставом МКДОУ, настоящим положением.
1.3. Участниками клуба являются родители (законные представители), воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.
1.4. Основными принципами работы клуба являются добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики.
1.5. Положение о клубе утверждается приказом заведующей МДОУ.
2. Основные направления деятельности клуба:
- Оказание психолого-педагогической помощи родителям детей с тяжелым нарушением речи.
- Формирование коррекционно-логопедической компетентности родителей (законных представителей) детей с тяжелым нарушением речи.
- Активное вовлечение родителей (законных представителей) в коррекционное взаимодействие специалистов детского сада и детей с тяжелым нарушением речи.
3. Организация деятельности клуба
3.1. Работа клуба «Логопедическая школа» осуществляется на базе ДОУ.
3.2. Клуб посещают родители (законные представители), нуждающиеся в помощи по вопросам коррекции речевых нарушений у детей.
3.3. Состав родителей-участников (законных представителей) клуба может меняться в зависимости от их потребности в занятиях.
3.4. Планирование работы проводится по результатам опроса родителей (законных представителей).
3.5. На итоговом заседании клуба обсуждаются результаты работы и ее эффективность.
3.6. Форма организации работы клуба – круглый стол, лекторий, практикум, индивидуальное консультирование.
4. Права и обязанности участников
4.1. Родители (законные представители) имеют право на:
- получение квалифицированных консультаций в вопросах воспитания и развития правильной грамотной речи у детей с тяжелым нарушением речи;
- получение помощи в организации развивающих занятий с детьми дома.
4.2. ДОУ имеет право на:
- внесение корректив в план работы клуба в зависимости от возникающих проблем, интересов и запросов родителей.
5. Документация
5.1. Клуб «Логопедическая школа» работает по утвержденному в начале года плану.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бинарные занятия, как форма взаимодействия логопеда, воспитателя и родителей в процессе развития детей с нарушениями речи
Серия конспектов бинарных занятий с участием родителей. Занятия составлены для детей разных возрастных групп. Напрвлены на создание условий для проявлеия детьми творчества и индивидуальных особенносте...
Консультация для логопедов и родителей "Семейное воспитание детей с нарушениями речи"
В данной презентации рассмотрены все аспекты нарушений речи у детей, предложены формы взаимодействия с родителями, даны рекомендации для педагогов, и родителей, имеющих детей с различной речевой патол...
Мультимедийные презентации в работе логопеда с родителями детей с нарушениями речи
Новые информационные технологии, без всякого сомнения, можно применять и к детям с нарушениями речевого развития. Одно из актуальных направлений внедрения информационных технологий...
ФОРМИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Наиболее благоприятная атмосфера общения создается родителями в семье, где с первых дней рождения ребенка происходит полноценное развитие его личности, его социализация.Родители – главные воспитатели ...
Рекомендации для родителей, имеющих детей с нарушением речи
рекомендации...
Занятие-развлечение для детей и их родителей в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи 6-7 лет «Сказочные истории».
Совершенствование связной речи и вовлечение родителей в данную деятельность....
Консультация для родителей "Что нужно знать родителям о причинах нарушений речи у детей"
Консультация о неблагоприятных воздействиях в период внутриутробного развития плода , в процессе родов и первые годы жизни ребенка...