План-программа клуба "Логопедическая школа" для родителей детей с нарушениями речи.
материал

Сыроежко Надежда Алексеевна

План-программа клуба "Логопедическая школа" для родителей детей с нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klub_logopedicheskaya_shkola.docx658.24 КБ

Предварительный просмотр:


они обращаются к разным источникам информации; читают специальную литературу, пытаются самостоятельно применить описанные там методики, обращаются к Интернету.

      Педагоги, работающие по проблемам воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями (Хватцев М.С., Жукова Н.С., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Миронова С.А., Каше Г.А. и др.) говорят о том, что участие родителей в учебно-воспитательном процессе создает благоприятные условия для речевого развития ребенка.  Но для того, чтобы оно было эффективным, работа с родителями должна начинаться на ранних этапах и быть хорошо спланированной. Для этого необходимо создавать благоприятный микроклимат вовлекать родителей в воспитательный процесс.

      Родители нередко сами отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов, так как не владеют необходимыми знаниями и умениями и достаточным количеством свободного времени для занятий с детьми дома. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает правильным произношением. В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы.

Отсюда возникает проблема: родителям необходимо дать определенный уровень знаний, умений по вопросам речевого развития детей.
         
Актуальность выбранной темы заключается в том что, современным родителям нужна постоянная помощь учителя – логопеда для решения проблем речевого развития ребенка.

 Для создания благотворной почвы для развития правильной, грамотной красивой речи детей дошкольного возраста возникла необходимость организовать родительский Клуб «Логопедическая школа».

Цели:

  • Формирование коррекционно-логопедической компетентности родителей детей с тяжелым нарушением речи.
  • Активное вовлечение родителей в коррекционное взаимодействие специалистов детского сада и детей с тяжелым нарушением речи.

Задачи:

  1. Формирование у родителей устойчивых внутренних мотивов взаимодействия со специалистами детского сада в рамках коррекционного процесса.
  2. Вооружение родителей теоретическими и практическими знаниями о специфике речевого нарушения их ребенка и о сущности логопедической работы по его устранению.
  3. Формирование представления о доступных методах и формах организации коррекционно-развивающих занятий с ребенком в домашних условиях.
  4. Формирование умения организовывать коррекционно-развивающие занятия с ребенком в домашних условиях и продуктивно реализовывать их задачи.
  5. Развитие способности родителей самостоятельно оценивать качество собственных усилий и эффективность занятий с ребенком.

      Заседания клуба проводятся один раз в месяц, в (вечернее) удобное для родителей время. В начале учебного года с родителями проводится анкетирование, с целью выявления уровня педагогической компетентности, выяснения их отношения к речевому нарушению ребёнка, готовности к сотрудничеству, выявлению реальных родительских запросов. Анкетирование позволяет наиболее эффективно спланировать работу клуба.
     Основная форма проведения заседаний – практическая работа (дискуссии, практикумы), которой обязательно предшествует ознакомление с теоретическим материалом (лекторий). Наибольший положительный эффект достигается на индивидуально-практических занятиях. Родители приглашаются на занятие и фиксируют его ход. Первоначально от родителей требуется лишь повторять дома задания, копировать действия логопеда и их последовательность. Далее предлагается участвовать в отдельных эпизодах занятия с ребенком, проводимого логопедом (например, в проведении артикуляционной гимнастики, совместной пальчиковой игры и т.д.) При этом активно участвуют все трое: логопед вместе с ребенком, как одно целое, и родитель – напротив, как партнер по игре. В дальнейшем родители начинают занимать все более активную позицию, им предлагается закончить начатое логопедом упражнение. В заключении родителям предлагается самостоятельно выполнить с ребенком задание.
     Родители получают теоретические знания и закрепляют их через практические упражнения, затем применяют приобретённые умения во время занятий с детьми в домашних условиях.
     В конце учебного года родители знакомятся с результатами логопедического обследования речи их детей, провожу сравнительный анализ данных на начало и конец учебного года. Родители самостоятельно оценивают качество собственных усилий и эффективность занятий с ребёнком.
Ожидаемый результат:

  1. Сформированность коррекционно-логопедической компетентности родителей детей с тяжелым нарушением речи.
  2. Активное взаимодействие родителей со специалистами ДОУ в коррекционном процессе.
  3. Улучшение качества коррекционно-логопедической работы.

Планирование работы с родителями детей с тяжёлым нарушением речи

№ п/п

Содержание работы

форма

Время проведения

1.

Сбор анамнеза детей с тяжелым нарушением речи

Анкетирование

3-я, 4-я недели сентября

2.

«Речевые нарушения и причины  их возникновения»

1)Краткая характеристика основных причин патологии детской речи;  разъяснение необходимости комплексной диагностики и коррекции речевых нарушений; обоснование необходимости специального, направленного обучения детей с тяжелыми нарушениями речи; объяснение необходимости активного родительского участия в коррекционно-педагогической работе в содружестве со специалистами детского сада.

2) Артикуляционная гимнастика и её роль в формировании звукопроизношения.


Мини-лекция

Практикум

 1-я неделя октября

3.

Психологические особенности детей с тяжелым нарушением речи.

 Мини-лекция

 1-я неделя ноября

4.

«Организация работы по исправлению нарушения  звукопроизношения в семье»

1)Особенности проведения дыхательной гимнастики.

2)Пальчиковые игры.

3)Фонематический слух-основа речи.

Практические занятия с родителями

 1-я неделя декабря

5.

Нарушение слоговой структуры слова и приёмы их преодоления.

 Занятие с родителями

 3-я неделя января

6.

Грамматический строй родного языка. Значение его усвоения для речевого развития детей.

(Обучение приёмам коррекции в домашних условиях).

Лекция-диалог Практическое занятие с родителями

 

1-я неделя февраля

7.

Развитие связной речи у детей с тяжелым нарушением речи в семье.

Круглый стол «Учим детей рассказывать».

 2-я неделя марта

8.

Подготовка к обучению грамоте детей с тяжелым нарушением речи.

(Требования речевой готовности детей к обучению в школе. Определение направлений самостоятельной коррекционно-развивающей работы родителей в данном процессе.)

Занятие с родителями

 

 

 

 

 2-я неделя апреля

9.

Итоговое

(Результаты обследования речи детей. Самоанализ деятельности родителей.)

Консультация в папке – передвижке, на сайте ДОУ

 

3-я неделя ноября

10.

«Родителям будущих первоклассников»

Консультация в папке –передвижке, на сайте ДОУ

 

3-я неделя декабря

11.

Индивидуальные консультации

 

в течение года

 

Положение о родительском клубе «Логопедическая школа»

  1. Общие положения

1.1. Клуб «Логопедическая школа» создан с целью установления сотрудничества ДОУ и семьи в вопросах речевого развития детей с тяжелым нарушением речи.
1.2. Клуб осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования, уставом МКДОУ, настоящим положением.
1.3. Участниками клуба являются родители (законные представители), воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.
1.4. Основными принципами работы клуба являются добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики.
1.5. Положение о клубе утверждается приказом заведующей МДОУ.

2. Основные направления деятельности клуба:

- Оказание психолого-педагогической помощи родителям детей с тяжелым нарушением речи.
- Формирование коррекционно-логопедической компетентности родителей (законных представителей) детей с тяжелым нарушением речи.
-  Активное вовлечение родителей (законных представителей) в коррекционное взаимодействие специалистов детского сада и детей с тяжелым нарушением речи.

3. Организация деятельности клуба

3.1. Работа клуба «Логопедическая школа» осуществляется на базе ДОУ.

3.2. Клуб посещают родители (законные представители), нуждающиеся в помощи по вопросам коррекции речевых нарушений у детей.
3.3. Состав родителей-участников (законных представителей) клуба может меняться в зависимости от их потребности в занятиях.
3.4. Планирование работы проводится по результатам опроса родителей (законных представителей).
3.5. На итоговом заседании клуба обсуждаются результаты работы и ее эффективность.
3.6. Форма организации работы клуба – круглый стол, лекторий, практикум, индивидуальное консультирование.  

4. Права и обязанности участников

4.1. Родители (законные представители) имеют право на:

- получение квалифицированных консультаций в вопросах воспитания и развития правильной грамотной речи у детей с тяжелым нарушением речи;
- получение помощи в организации развивающих занятий с детьми дома.

4.2. ДОУ имеет право на:

- внесение корректив в план работы клуба в зависимости от возникающих проблем, интересов и запросов родителей.

5. Документация


5.1. Клуб «Логопедическая школа» работает по утвержденному в начале года плану.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарные занятия, как форма взаимодействия логопеда, воспитателя и родителей в процессе развития детей с нарушениями речи

Серия конспектов бинарных занятий с участием родителей. Занятия составлены для детей разных возрастных групп. Напрвлены на создание условий для проявлеия детьми творчества и индивидуальных особенносте...

Консультация для логопедов и родителей "Семейное воспитание детей с нарушениями речи"

В данной презентации рассмотрены все аспекты нарушений речи у детей, предложены формы взаимодействия с родителями, даны рекомендации для педагогов, и родителей, имеющих детей с различной речевой патол...

Мультимедийные презентации в работе логопеда с родителями детей с нарушениями речи

   Новые информационные технологии, без всякого сомнения, можно применять и к детям с нарушениями речевого развития. Одно из актуальных направлений внедрения информационных технологий...

ФОРМИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Наиболее благоприятная атмосфера общения создается родителями в семье, где с первых дней рождения ребенка происходит полноценное развитие его личности, его социализация.Родители – главные воспитатели ...

Консультация для родителей "Что нужно знать родителям о причинах нарушений речи у детей"

Консультация о неблагоприятных воздействиях в период внутриутробного развития плода , в процессе родов и первые годы жизни ребенка...