Родительский лекторий
консультация по теме

Групповые консультации для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskiy_lektoriy._sovety_psikhologa.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительский лекторий. Советы психолога

Лекция для родителей

Положительные эмоции и их значение в жизни человека.

Психологическое развитие детей, их моральные принципы, образцы поведения закладываются в семье. Поэтому родители должны отдавать себе отчет в том, какая ответственность возложена на них в деле воспитания ребенка, ведь именно они являются его первыми воспитателями. Период детства – самое походящее время для приобретения полезных привычек и положительных черт характера, так необходимых в дальнейшей жизни. Дом – это лучшее место для воспитания в детях здоровых эмоций, доброжелательности и правильного мышления.

        По-настоящему счастлив тот ребенок, который окружен заботой и вниманием со стороны любящих его людей. Только в этом случае в его поведении будут преобладать положительные эмоции, он будет смотреть на мир добрыми глазами. Ребенок чувствует себя защищенным, когда рядом есть взрослые, помогающие смело идти по жизни, прививающие ему достойное поведение, предостерегающие от дурных поступков.

        На психическое становление детей, на их  эмоции значительное влияние оказывают взаимоотношения в семье. Существуют некоторые причины, отрицательно влияющие не только на эмоциональную сферу ребенка, но и на его умственное развитие:

  • Смерть близкого человека
  • Развод родителей
  • Частое отсутствие  одного из родителей из-за командировок
  • Длительное отсутствие матери и в связи с этим жизнь с другими людьми
  • Плохие отношения между родителями и т.д.

Можно перечислять еще, причин много, они зависят от конкретной обстановки, ситуации в семье.

На психическое развитие детей оказывает влияние даже количество книг в доме, их тематика,  а также образование родителей.

Сегодня у подростков больше проблем, чем 10-15 лет назад. Мудрые родители должны уделять ребенку максимум внимания. По данным социального опроса установлено, что за сутки родители уделяют своему ребенку всего 18 минут!

        Мудрость родителей заключается в том, чтобы сказать себе: «Мой ребенок не виноват в моих жизненных трудностях». Какие бы времена ни были, какие бы события ни происходили, ребенок – это самая большая ценность.

                

Лекция для родителей

Первые проблемы подросткового возраста.

        Ваш  ребенок входит в пору своего физиологического взросления. Это вносит определенные изменения в его характер, взаимоотношения с окружающими людьми и сверстниками. Очевидное физическое взросление  меняет взгляды ребенка на жизнь, его ценностные ориентиры.

        Значение семьи для вашего ребенка в этот период времени очень велико. Ему как никогда нужны ваше тепло и забота, понимание и доверие.

        Перед вами статистика, которую вы должны знать:

  1. Предпубертатный (период полового созревания) возраст характеризуется высоким уровнем тревожности, озабоченности и неудовлетворенности своей внешностью.
  2. В этот период жизни к нелюбимым чертам характера ребята относят физические характеристики.
  3. 30% мальчиков и 20% девочек в возрасте 11-12 лет испытывают беспокойство по поводу своего роста.
  4. 60% девочек в возрасте 11-12 лет испытывают беспокойство по поводу лишнего веса. В действительности лишь 16% от этого числа склонны к ожирению и тучности.
  5. Мальчики и девочки, достигшие раньше других физической зрелости, обладают более высоким социальным статусом в детском коллективе.
  6. Девочки, у которых позднее физическое созревание, часто страдают заниженной самооценкой в коллективе сверстников и попадают в группу изолированных детей по результатам социометрии.
  7. Сексуальные установки младших подростков больше подвержены влиянию семейных и социальных установок.
  8. По материалам статистики, опыт первой влюбленности девочек – 11 лет – 60%, опыт первой влюбленности мальчиков -13 лет.
  9. В этот период времени девочки больше стремятся к личной свободе и независимости. Начиная с 11 лет, увеличивается конфликтность подростков.
  10. Большинство детей в этот период времени отдаляется от родителей, предпочитая группу сверстников.

Как вести себя родителям в этот сложный для детей период?

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  1. Старайтесь говорить со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы.
  2. Опасайтесь получения вашим ребенком информации из чужих уст.
  3. Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.
  4. Будьте открыты для общения с ребенком, даже если вы чего-то не знаете или в чем-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать ему об этом.
  5. Не высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с вашим взрослением. Ребенок будет их переживать с вашей позиции и воспринимать, как воспринимали вы.
  6. Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети не воспринимали сексуальные отношения как нечто грязное и постыдное. От этого во многом зависит их физиологическое взросление.
  7. В период полового созревания мальчикам важно получать поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам – со стороны пап.
  8. Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте свою любовь.
  9. Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте на любые изменения в поведении своего ребенка.
  10. Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными средствами, если он в этом нуждается.

                                       

Лекция для родителей

Общение в семье и стереотипы поведения подростка

        

        Альфред Адлер известен как психолог, занимавшийся проблемами личности. Последователем Адлера был Рудольф Дрейкус, который считал, что мотивы поступков, а следовательно, и поведенческие реакции зависят от того, в какой степени удовлетворяется базовая человеческая потребность в принятии и уважении, а также в чувстве значительности.

        Рассмотрим основные законы, на которых строится поведение наших детей:

  1. Подросток выбирает определенное поведение в определенных обстоятельствах.
  2. любое поведение ребенка подчинено общей цели – чувствовать себя востребованным в семье, а также:

- ощущать свою состоятельность в интеллектуальной сфере-учении

- строить и поддерживать приемлемые отношения со взрослыми и сверстниками – коммуникативная состоятельность

- вносить свой особый вклад в жизнь семьи и класса – реализация творческого потенциала.

  1. Нарушая дисциплину (нормы) подросток осознает, что ведет себя неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением – скрытый мотив, следствие нереализованных потребностей (состоятельности)

Поведение подростка, построенное на способах привлечения внимания (посмотрите, какой я!)

- активная форма – дразнит, смеется по поводу и без повода, импульсивные реакции проходят, как только его заметили;

- пассивная форма – делает все медленно ( в час по чайной ложке)

причины такого поведения:

  1. Взрослые больше уделяют внимания «сердитому поведению»
  2. Дети не приучены просить внимания в приемлемой форме, а это «психологической голод».
  3. Дети часто испытывают дефицит личного внимания к себе, чувствуют себя «пустым местом в семье»
  4. «Сверхлюбовь – кумир семьи», отсюда безграничное желание получать максимум внимания.

Родители могут предотвратить такое поведение:

- отмечать и хвалить за адекватность и социально приемлемое поведение

- учить просить внимания конструктивно ( личный пример)

- минимизировать внимание (парадокс – своим вниманием мы закрепляем плохое поведение);

- игнорировать выходку

- удивлять: на выходку ответьте выходкой

- отвлекайте подростка, задавая вопросы на отвлеченные темы

-обращайте внимание на примеры хорошего поведения, конструктивного взаимодействия

- используйте разрешающее поведение

Поведение подростка, построенное на проявлении своей власти:

- активная форма – словесное негодование ( синдром хама и синдром адвоката)

- пассивная форма – «тихое непослушание»

Причины такого поведения:

  1. Утвердиться через власть: добиться для себя минимума обязанностей и максимума прав.
  2. Мода на силу учит утверждению «Я» посредством агрессии, а не конструктивному подчинению.
  3. Семейное воспитание.

Такие подростки, как правило, сильные и незаурядные личности. Имеют свое мнение, честолюбивы – можно строить отношения на равных.

Родители могут предотвратить такое поведение:

- уходить от конфронтации и снижения напряженности

- не переходить на личности

- не усиливать напряжения (сарказм не допустим, повышенный тон, демонстрация чувства превосходства, не читайте нотации, не передразнивайте, не сравнивайте с другими, не настаивайте на собственной правоте)

- позвольте подростку «сохранить лицо»: пусть он выразит негатив, но сделает по-вашему

- обсуждайте поступки ребенка позже – без зрителей

- демонстрируйте модели неагрессивного поведения

Поведение подростка, построенное на проявление мести.

        Дети, которые демонстрируют поведение-власть, чаще обаятельные и симпатичные. Как правило, имеют лидерские качества, а мстители выглядят злыми, угрюмыми, даже когда бездействуют.

        Активная форма поведения – мести- акты физического насилия – против окружения, порчи имущества; психические акты – оскорбления и хамство, невыполнение требований.

        Пассивная форма поведения –мести – игнорируются все попытки установления контакта.

        Сильная сторона: подростки демонстрируют высокую жизнеспособность, умение защитить себя.

        Причины:

- отражение роста насилия в обществе

- детское властолюбие, на которое взрослый отвечает силой

- минимум эмоционального тепла в семье.

        Родители могут предотвратить такое поведение:

-строить отношения по принципу искренней заботы и интереса к подростку

-учить конструктивному выражению душевной боли.

Поведение подростка, построенное на избегании неудач:

- активная форма – вспышки негодования: не может справиться с чем-либо – выходка;

- пассивная форма – откладывание на потом, недоведение до конца – пусть лучше мои действия не оценят, но сохраню лицо, временная неспособность – уход в болезнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительский лекторий на тему "Подростковый суицид"

Оказание профилактической помощи родителям по проблеме подросткового суицида.В  разработке  представлен материал о  проблемах суицида в подростковом возрасте...

Родительский лекторий "Роль отца и матери в воспитании ребенка".

Цель: формирование навыков семейного воспитания....

родительский лекторий "Родителям - о подростках"

Презентация является приложением к лекции для родителей детей 11-15 лет "Особенности подросткового возраста"...

Родительский лекторий для мам Тема: «Детско –родительские отношения»

Некоторые родители считают, что, отдав своего ребенка в школу, ответственность за его воспитание и развитие они целиком и полностью переложили на учителей, на школу, а сами они должны лишь контролиров...

Родительский лекторий "Что такое родительский комитет"

Цели: Показать родителям значение родительского комитета, его основные функции.Способствовать приобретению практических знаний по выбору родительского комитета, распределению обязанностей....