Организация клубной деятельности в детском саду
материал по теме

Алексеева-Ли Наталья Николаевна

        Многие годы воспитание в нашей стране из семейного превращалось в преимущественно общественное. Однако в настоящее время, в связи с переходом на личностно-ориентированную модель взаимодействия с ребенком признается приоритет семейного воспитания над общественным. Необходимость работы с родителями диктуется не столько потребностью помощи детскому саду со стороны пап и мам, сколько заботой об индивидуальном  развитии ребенка.

         Родители нуждаются в помощи: им нужно помочь  овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений. Традиционные формы работы с семьей, которые раньше рассматривались как устойчивые и неизменные (родительские собрания, «круглые стол», консультации, беседы), начинают соответствовать новым требованиям, видоизменяясь по существу, выступая в качестве проводника современности в некогда традиционные подходы. Поскольку следующим институтом социализации, в который попадает ребенок дошкольного возраста, является детский сад, такая форма работы, как клубная деятельность, способна научить родителей навыкам общения со своим ребенком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_klubnoy_deyatelnosti_v_dou.doc150.5 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность. Многие годы воспитание в нашей стране из семейного превращалось в преимущественно общественное. Однако в настоящее время, в связи с переходом на личностно-ориентированную модель взаимодействия с ребенком признается приоритет семейного воспитания над общественным. Необходимость работы с родителями диктуется не столько потребностью помощи детскому саду со стороны пап и мам, сколько заботой об индивидуальном  развитии ребенка.

        Родители нуждаются в помощи: им нужно помочь  овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений. Традиционные формы работы с семьей, которые раньше рассматривались как устойчивые и неизменные (родительские собрания, «круглые стол», консультации, беседы), начинают соответствовать новым требованиям, видоизменяясь по существу, выступая в качестве проводника современности в некогда традиционные подходы. Поскольку следующим институтом социализации, в который попадает ребенок дошкольного возраста, является детский сад, такая форма работы, как клубная деятельность, способна научить родителей навыкам общения со своим ребенком. 

Цель – изучить развитие детско-родительских отношений в условиях клубной деятельности.

В основу работы положена гипотеза, согласно которой взаимодействие участников воспитательного процесса будет наиболее эффективным, если:

  • организовать в ДОУ клубную деятельность средство повышения компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и образования детей дошкольного возраста.;

Данная цель определила задачи:

  • исследовать особенности общения дошкольника с родителями, сверстниками;
  • изучить влияние совместной клубной деятельности на формирование взаимоотношений родителей с детьми

Родительский клуб – особая форма взаимодействия между участниками воспитательного процесса, предполагающая взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствующая углублению понимания и изменению некоторых жизненных представлений участников.

Для удовлетворения потребностей родителей в психолого-педагогических знаниях   в   настоящее время лекционная форма работы перестала себя оправдывать. Это можно объяснить тем, что лекционная информация воспринимается  современными  родителями   как давление со стороны педагогов. При этом известно, что в процессе пассивного слушания  усваивается  только 10-20% информации,  да и мотивация участников снижается, поскольку,  как правило,  лектором не учитывается жизненный опыт участников и их личный запрос к специалисту.        
          Клубная форма взаимодействия обеспечивает преемственность и непрерывность во встречах педагогов, психологов, родителей. При наличии развитых форм клубной работы встречи в клубе могут проводиться в форме дискуссий, тренингов, развивающих игр.

Клуб создает условия для организации регулярных содержательных встреч, поэтому каждое занятие клуба должно быть обозначено определенной темой с согласия участников и в соответствии с имеющейся или рождающейся в процессе работы клуба программой.
В клубе    руководитель    выступает  в качестве  организатора и эксперта, находясь на втором плане  обсуждений.  Обмен родительским (педагогическим) опытом – главное и основное, что организуется  в Клубе.

Целью создания детско-родительских клубов в нашем детском саду является повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания детей.

Задачи:

  • обеспечение условий для обмена педагогическим опытом;
  • создание условий для неформального общения детей, родителей и педагогов;
  • взаимодействие с семьями детей для полноценного развития ребенка.

Практическое значение создания Клубов заключается в сплочении родителей и педагогов, обогащении психолого-педагогических знаний родителей, свободном обмене знаниями.

Основным содержанием деятельности родительского Клуба становится создание концентрированного эмоционального опыта взаимоотношений в семье. Клуб создает условия для организации регулярных содержательных встреч, поэтому каждое занятие клуба должно быть обозначено определенной темой с согласия участников и в соответствии с имеющейся или рождающейся в процессе работы клуба программой.

        В нашем детском саду постоянно ведется работа с родителями по разным вопросам. Среди вопросов видное место занимает пропаганда здорового образа жизни, вопрос оптимизации детско-родительских отношений

Думая о формах работы Клубов мы старались найти что-нибудь новое, интересное. Причем решили охватить не только те семьи, дети которых, посещают наш сад, но и семьи, дети которых, не посещают детский сад. Таким образом, коллектив стал инициатором сотрудничества с жителями микрорайона.
Очень важную функцию выполняет первая (организационная) встреча – знакомство участников, выявление запросов и ожиданий родителей, снятие психологических барьеров, определение режима работы.

Опыт работы показывает, что удобным для всех является проведение встреч один раз в месяц, в определенный день, согласованный со всеми родителями – участниками Клуба (например, последний вторник каждого месяца) по тематическому плану, который составляется по итогам изучения потребностей, запросов и ожиданий родителей. Занятия рассчитаны на 1 – 1,5 часа по необходимости дальше проводится индивидуальное консультирование родителей и детей. Этот режим удобен как для педагогов (есть возможность успешно подготовиться по заявленным родителями вопросам), так и для родителей.

Большое внимание на каждом занятии уделяется мотивации родителей к активному восприятию информации (актуализация личного опыта (на занятии по разным темам. В процессе общения устанавливается доверительный контакт, используются различные средства:  беседы; блиц – опросы, анкетирование, организуется обратная связь, вовлечение в обсуждение проблемных ситуаций и др.). 

К педагогам, работающим с семьей в рамках клуба предъявляются определенные требования: уметь слышать собеседника, задавать вопросы, проявлять тактичность, искреннюю заинтересованность проблемами семьи, не высказывать категорических суждений открытого оценочного типа, иметь объективное представление о родительских запросах и ожиданиях как от детского сада в целом, так  и от конкретного совместного мероприятия, включать их активно в определение целей, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределения сил, в оценку результатов работы.

При организации работы обязательно учитывается опыт родителей, выявляется их воспитательный потенциал. Педагоги не поучают, а советуют, размышляют вместе с ними, договариваются о совместных действиях, тактично подводят их к пониманию необходимости совместных действий.

Важным способом реализации сотрудничества является организация их совместной деятельности, в которой родители не пассивны наблюдатели, а активные участники процесса.

Обязательным завершением встречи является подведение итогов работы и озвучивание каждым участником своих ощущений и мыслей о встрече.

Основные этапы работы по организации Клуба для родителей:
1. Теоретический
Изучение опыта работы клубов для родителей социально-психологической направленности в городе и регионе
2. Подготовительный
2.1 Работа специалистов ДОУ
-    Мотивационный семинар по вопросу организации родительского клуба
-    Поиск эффективных форм работы с родителями с целью повышения их компетентности в вопросах воспитания детей; развитие  отношений взаимопонимания и сотрудничества между педагогами ДОУ и родителями
2.2 Работа с родителями
-    Мотивационные встречи с родителями в группах ДОУ
-    Проведение тематических встреч с родителями, изучение  их мнения о целесообразности организации в ДОУ клуба для родителей
3. Организационно-методический
-    Создание творческой группы по руководству Клубом.
-    Разработка положения о Клубе.
-    Составление методических рекомендаций по организации Клуба.
-    Разработка тематического плана работы
4. Теоретико-практический (апробирование деятельности родительского клуба)
-    Разработка сценариев тематических встреч
-    Проведение тематических встреч с родителями дошкольников
-    Анализ предварительных результатов
5. Научно-методический
-    Анализ результатов проведения родительского клуба в ДОУ
-    Описание этапов работы
-    Обобщение опыта работы
-    Составление методических рекомендаций
Основные функции групповой работы:
-    Коммуникативная – создание и сплочение родительского коллектива как субъекта педагогической деятельности.
-    Личностно-ориентированная - раскрытие родительского и педагогического потенциала участников.
-    Содержательная  -   решение проблем, возникающих в межличностных детско-родительских отношениях.
-    Инструментальная -  выработка у родителей умений и навыков анализа, саморефлексии.
В начале каждого года мы проводим анкетирование родителей по вопросу работы клуба. Это позволяет выявить наиболее интересные темы для обсуждения, время заседаний, ожидания родителей от работы Клуба.
Во время наших заседаний мы пришли к следующим выводам о том, как повысить эффективность групповой работы:
1.    Ориентироваться на интеллектуальные и эмоциональные ресурсы родителей.
2.    Учитывать предпочтения и пожелания участников.
3.    Выбирать для обсуждения проблемы, требующие объединения усилий и совместного принятия решений.
4.    Обсуждаемая проблема должна приниматься и осознаваться участниками.
5.    Оказывать помощь друг другу в решении проблем детей.
Преимущества клубной организации состоят в следующем:
1. Появляется возможность объединять родителей, сплачивать родительский коллектив, благодаря доброжелательной атмосфере, свободному добровольному участию, выбору тем с учетом общих интересов.
2. Атмосфера свободного общения позволяет более открыто выражать свое мнение, увереннее чувствовать себя всем участникам, без опасения негативных последствий.
3. Родители получают возможность не только открыто задать свои вопросы и поделиться проблемами, но и осознать само наличие таких проблем. Зачастую, родители боятся сами себе признаться в том, что у них что-то идет не так, как хотелось бы или не обращают внимания на мелкие признаки. Придя из любопытства на заседания Клуба, многие находят ответы на свои еще до конца не оформившиеся вопросы.
4. Формат свободного общения, вопросов и ответов, обмена мнениями позволяет не учить родителей педагогике и психологии, а дать им возможность самим придти к разрешению своих сомнений.
 5. Темы для обсуждения выбираются из предложенных самими родителями, таким образом, в рамках Клуба реализуется социальный заказ.
Правила взаимодействия участников Клуба:
- Уважение мнения каждого участника.
- Активная работа всех членов Клуба
 - Краткое, четкое формулирование своего мнения о проблеме.
 - Обсуждение ПРОБЛЕМЫ, а НЕ личности!!!
-  Взаимная помощь и поддержка.
 - Говорим только от себя и за себя.
-   Помогаем друг другу становиться мудрее и увереннее в роли родителей.
Правильно организованная клубная деятельность   помогают позитивному общению, способствуют выработке единой стратегии воспитания детей той или иной возрастной группы, анализу и коррекции поведения детей.

5 неделя

Занятия «Веселые друзья»

Игра «Объятия»

Игра «Сиамские близнецы»

Игра «Небоскреб»

Научить играющих физическому выражению своих положительных чувств, тем самым, способствуя развитию групповой сплоченности.

Развитие коммуникативных навыков, умения согласовать свои действия.

Развитие умение договариваться, работать в коллективе.

6 неделя

Занятия «Учимся управлять своими эмоциями»

Игра «Коврик мира»

Игра «Ссора»

Игра «Примирение»

Научить детей и взрослых стратегии переговоров и дискуссий в разрешении конфликтов

Научить играющих анализировать поступки, находить причину конфликта. Знакомить с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций.

Учить ненасильственному способу решения  конфликтной ситуации

 

7 неделя

Занятие «Как поступить?»

Игра «Сладкая проблема»

Игра «Трио»

Этюд с содержанием проблемной ситуации    

Научить решать небольшие проблемы путем переговоров, принимать совместные решения, отказываться от быстрого решения проблемы в свою пользу.

Развитие умение согласовывать свои действия, действовать сообща.

Проверка степени усвоения правил поведения в сложных ситуациях.

8 неделя

Занятие «Что делать, если ты злишься

Игра «Лови- лови»

Игра «Обзывалки»

Игра «Мирные» и «Воинственные»

Снятие эмоционального напряжения

Развитие коммуникативных навыков, снятия отрицательных эмоций.

Развитие умение слушать и концентрировать внимания, стимулировать общение, развитие способности различать звуки, высвобождение инергии.

4

декабрь

9 неделя

Занятия «Добрые поступки»

Игра «Хороший друг»

Игра «Заколдованные друзья»

Игра «Доброе животное»

Формировать положительный образ «Я».

Развивать стремление к сотрудничеству.

Способствовать сплочению коллектива, научить детей понимать чувство других, оказывать поддержку и сопереживать.

10 неделя

Занятия «Что значит быть добрым и заботливым»

Игра «Ушки -неслушки»

Игра «Я могу защитить»

Игра «Верный друг»

Учить понимать чувство других людей, быть восприимчивым к мнению других людей, учить способом преодоления эмоционального не благополучия.

Учим быть внимательным и доброжелательным к окружающем людям.

Формировать положительный образ верного друга.

11 неделя

Занятия «Мы умеем дружить».

Игра «Общий круг»

Игра «Выбери партнера».

Игра «Дружба начинается с улыбки».

Развитие  доброжелательных взаимоотношений.

Развитие  доброжелательных взаимоотношений.

Упражнять в развитие коммуникативных навыков.

12 неделя

Занятия «Если тебе страшно»

Игра «Маленькое привидение»

Игра «Одиночество»

Игра «Высвобождение страха»

Способствует  снятию мышечного напряжения, тревожных ситуаций.

 Снятия напряженности невротических состояний.

Формирование осознание последствий реакций замещения в напряженных ситуациях на примере нейтрализации подсознательной защите с помощью снижения значимости травмирующего фактора.  

13 неделя

Занятия «Шкатулка полезных советов»

Игра «Комплименты».

Игра «Ты мне нравишься»

Игра «Поиски добрых слов»

Развитие доброжелательных взаимоотношений.

Развитие коммуникативных навыков и хороших взаимоотношений между детьми и родителями.

Развитие коммуникативных навыков активного словаря, умение вступать в диалог.

14 неделя

Занятия «Азбука настроений»

Игра «Грусть- радость»

Игра «Зеркало».

Игровые упражнения «Нарисуй грустное, веселое, злое, смешное лицо»

Развитие воображения осознания собственных чувств и переживания.

Уметь чувствовать настроение другого человека.

Уметь передавать в рисунке настроение, эмоции.

15 неделя

Занятия «Давай не будем ссориться»

Игра «Коврик мира».

Игра тренинг «Здравствуй добрый человек»

Игра «Примирение»

Научить детей и взрослых стратегии переговоров и дискуссий в разрешении конфликтов.

Научить  

Учить выражать свои чувства и симпатии по средствам мимики, голоса.

Учить детей и взрослых ненасильственному способу решению конфликтной ситуации.

16 неделя

 Рефлексия

«Наши успехи»,

«Пожелания».

 

-Лучшее понимание своего ребенка;

-Значительное снижение числа конфликтов между родителями и детьми;

-Появление нового положительного опыта взаимодействия;

-Ощущение большей эмоциональной близости с ребенком.

Высказывание, отзыв родителей.

КЛУБ «ЗДОРОВЕЙ-КА».

ЦЕЛЬ: Привлечение внимания детей и родителей к проблеме здорового образа жизни

ЗАДАЧИ: Организация активного интеллектуального отдыха, пропаганда ЗОЖ через творческую самореализацию

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛУБА:

  • Просветительское (представление информации для повышения психолого-педагогической культуры родителей в формировании у детей здорового образа жизни);
  • Практически-действенное (повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, полноценном эмоциональном общении.

В ходе основного этапа реализации проекта  в ДОУ будут проводится различные мероприятия с привлечением родителей. Необходимо отметить, что тематика заседаний клуба варьируется в зависимости от социального запроса родителей.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ СЕМЕЙНОГО КЛУБА В ДЕТСКОМ САДУ:

  • Создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами
  • Активизация и обогащения педагогических знаний и умений родителей
  • Повышение психолого-педагогической и правовой культуры родителей
  • Развитие креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности
  • Обобщение опыта семейного воспитания

План работы детско-родительского клуба

«В мире ярких красок» на 2012-2013гг.

месяц

Тема. Программное содержание

Сентябрь

  1. Знакомство с клубом. Цвета радуги.

  1. Презентация клуба «В мире ярких красок»

  1. «Цветик-семицветик» показать на цветовом круге основные цвета

  1.  «Осенний калейдоскоп». /акварель, фломастеры/

Октябрь

  1. «Кудрявое дерево» /масляная пастель/

  1. Квиллинг «Гроздья рябины» /цветная бумага, клей/

  1. «Мой любимый город» /акварель/

  1. Граттаж «Восточный кувшин»/картон, свеча,акварель/.

Ноябрь

  1. 1.Коллаж «Сказочная птица»(2 занятия)

/журналы, картон, клей/

  1. Тестопластика «Барышня-крестьянка»

/тесто, гуашь/

  1.  «Мой театр» /гуашь/

  1. «Кружевные рыбки» /акварель/

Декабрь

  1. Оригами «Зоопарк»

  1. « Веселый праздник Новый год» /акварель/

  1. «Город новый златоглавый» (по сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»)

(на 2 занятия) /гуашь/

Январь

  1. «Веселый клоун» (пластилинография) / пластилин, картон/

  1. . Тестопластика «Рождественские пряники»

/Тесто/

Февраль

  1. «С Днем рождения детский сад» /гуашь/

  1. «Диковинные звери жарких стран: слон и жираф» /гуашь/

  1. «Защитникам Отечества, Салют!!!» /гуашь/

Март

  1. «Весенняя фантазия» /пастель мелки/

  1. «Портрет прекрасных мам» /гуашь/

  1. «Осторожно, пожар!!!» /акварель, гуашь, тесто/

  1. 4.«Мой любимый питомец»

Апрель

  1. Граттаж « Мой волшебный сон»

(морские, космические фантазии). /акварель, гуашь/

  1. Хоровод дружбы ( национальный костюм)/гуашь/

  1. Здравствуй Первомай!/пастель мелки/

Май

  1. «Салют Победы» /гуашь + аппликация/

  1.  Ура, каникулы!/акварель,гуашь/

  1. Свободная тема


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация клубной деятельности нормативно – правовой направленности в рамках профилактической работы в школе. Автор Василевская Т.Н.

Данная статья была создана педагогом-организатором Василевской Татьяной Николаевной сотрудником ГБОУ СОШ № 251...

Организация педагогической практики в детском саду

Компьютер - специфическое «интеллектуальное орудие» человека, позволяющее выйти на новый информационный уровень. В программе детского сада он представлен в качестве современного средства деятельности ...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДЕТСКОМ САДУ

Применение новых форм организации образовательного процесса, выстраивание новых схем взаимодействия междисциплинарной команды специалистов....

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДЕТСКОМ САДУ

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ...

Проблемы организации игровой деятельности в детском саду

Консультация для воспитателей«Проблемы организации игровой деятельности в детском саду»Естественное состояние ребёнка состоит вдеятельности, подвижности, активности,непосредственности, в с...

“Организация предметно-пространственной среды детского сада “Золотая рыбка” в кабинете родного (ненецкого) языка”.

Кабинет родного (ненецкого) языка в детском саду “Золотая рыбка”.         Добро пожаловать в детский сад “Золотая рыбка”, а точнее в каб...