Гиперактивные дети. Общие рекомендации по организации общения для воспитателей детских садов и педагогов начальной школы
методическая разработка на тему

Пунина Юлия Сергеевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл remendatsii_dlya_pedagogov._giperaktivnye_deti.docx22.99 КБ

Предварительный просмотр:

Гиперактивные дети

Общие рекомендации по организации общения для воспитателей детских садов и педагогов начальной школы

Гиперактивность проявляется у детей выходящими за рамки нормы импульсивностью, двигательной расторможенностью, отвлекаемостью и невнимательностью, может присутствовать двигательная неловкость и неуклюжесть, что провоцирует у них повышенный травматизм

Гиперактивные дети не могут сосредоточиться на чем-то долгое время, не могут завершить начатое, в исполнении небрежны и торопливы. Их интересы поверхностны и недолговечны, игры шумные. Такие дети будоражат и себя, и окружающих сверстников, которые не принимают их в игры, т.к. те ломают постройки и в целом могут быть агрессивны.

Гиперактивность – не результат дурного характера или невоспитанности. Это особенность психики, вызванная определенными физиологическими нарушениями в структурах мозга и дополненная психосоциальными факторами. Опасность гиперактивности в том, что к подростковому возрасту она может перерасти в асоциальное поведение (правонарушения, алкоголизм, различные зависимости и пр.).

Дисциплинарные меры воздействия на гиперактивного ребенка не действуют! Но и тактика вседозволенности не годится, т.к. такие дети очень быстро становятся манипуляторами.

  1. Окрики возбуждают таких детей еще больше, старайтесь говорить с ними спокойно.
  2. Давайте такому ребенку только одно задание или поручение, если вы произнесете сразу несколько (например, «убери игрушки и вымой руки»), такой ребенок просто не запомнит их. Следующее задание дайте только после выполнения предыдущего. Для подкрепления устных инструкций добавьте зрительную стимуляцию.
  3. Оберегайте такого ребёнка от утомления, поскольку оно приводит только к нарастанию гиперактивности, т.к. самоконтроль снижается.
  4. Обязательно давайте ребёнку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность, прогулки, бег, спортивные занятия (кроме борьбы и бокса). Мягкие модули и сухие бассейны, пространство для активного отдыха в группе – идеальны для таких детей.
  5. Избегайте излишнего повторения слов «нет» и «нельзя». Система запретов для таких детей должна быть очень четкой, но строгой, количество запретов минимально (они должны касаться исключительно безопасности и здоровья). Должны быть разработаны и исполняться санкции за нарушение этих запретов, ребенку должно быть известно о них  заранее.
  6. Более эффективным в общении в такими детьми является не прямой запрет, а напоминание о позитивной альтернативе: вместо «не бегай!» лучше сказать «можно бегать на улице», вместо «перестань драться» - «если тебе хочется, можно ударить по мячу».
  7. Чтобы ребенок услышал вас и включился в новую деятельность, необходимо дать ему время на подготовку (не требовать моментального исполнения), можно использовать звуковой сигнал.
  8. На занятиях не нужно требовать от таких детей абсолютной дисциплины, это лишь снизит работоспособность. Для предотвращения переутомления в занятия включаются физминутки.

  1. В моменты «обострения» сохраняйте спокойствие, будьте рядом с ребенком, погладьте его, говорите успокаивающе. Основная задача – понизить уровень возбуждения. В основе гиперактивности – органические нарушения, ребенок не виноват в этом, помните.
  2. Включайте в режим дня подвижные игры с использованием сдерживающих моментов («замри-отомри», «море волнуется» и пр.), они постепенно тренируют самоконтроль.
  3. В своих отношениях с ребёнком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчёркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребёнка в своих силах.
  4. Предупредите родителей о строгой необходимости поддерживать дома чёткий распорядок дня. Время приёма пищи, выполнения домашних дел и сна ежедневно должно соответствовать этому распорядку.
  5. Напомните родителям, что необходимо по возможности избегать возбуждающих ситуаций. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, частые походы в гости, прием посторонних людей у себя дома, просмотр телевизора и т.п. оказывает на такого ребёнка чрезмерное стимулирующее действие, после этого симптоматика гиперактивного поведения обостряется.
  6. Будьте готовы к тому, что поведенческие симптомы гиперактивных детей усиливаются при изменении метеорологических условий. Также эти дети чувствительны в фазам лунного цикла.  

Пунина Ю.С.

Детский психолог, нейропсихолог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Юбилей воспитателя детского сада.

Материал данной странички поможет вам провести любой юбилей ваших сотрудников. Он доступен, прост, интересен и легко варьируется в соответствии с ситуацией. Ведь под этот сценарий подойти может любое...

Методические рекомендации для воспитателей детского сада по обучению дошкольников английскому языку

Методические рекомендации для воспитателей детского сада по обучению дошкольников английскому языку...

Доклад на тему: Что значит быть воспитателем детского сада?

Воспитатель - это первый, после мамы, учитель, который встречается детям на их жизненном пути. Воспитатели - люди, которые в душе всегда остаются детьми. Иначе дети не примут, не пустят их в свой мир....

эссе на тему: "Я - воспитатель детского сада"

мои размышления о профессии воспитателя...

Преемственность в работе педагогов начальной школы и детского сада в условиях введения ФГТ и ФГОС

Комплексное использование лабораторного оборудования: "Природа звука", "Плавание и погружение", "Равновесие и устойчивость" педагогами начальной школы и детского сада в коррекционной работе....

Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств (методические рекомендации для организации внеклассной работ в детских школах искусств)

Данная работа рассчитана на широкое применение в детских школах искусств, где присутствуют все условия для ее успешной реализации. Музыкально-литературная композиция объединяет в себе два прекра...

Методические рекомендации Экскурсия как форма работы воспитателя детского дома на примере организованной поездки в Санкт-Петербург воспитанниками ГБУ АО "Северодвинский детский дом" Автор Варгасова Алиса Владимировна, воспитатель

Обзор проведенной нами  в январе 1017 года краеведческой экскурсии в Санкт-Петербург с воспитанниками ГБУ АО "Северодвинский детский дом". Методические рекомендации по организации данного вида вн...