Гиперактивные дети. Общие рекомендации по организации общения для воспитателей детских садов и педагогов начальной школы
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Гиперактивные дети
Общие рекомендации по организации общения для воспитателей детских садов и педагогов начальной школы
Гиперактивность проявляется у детей выходящими за рамки нормы импульсивностью, двигательной расторможенностью, отвлекаемостью и невнимательностью, может присутствовать двигательная неловкость и неуклюжесть, что провоцирует у них повышенный травматизм
Гиперактивные дети не могут сосредоточиться на чем-то долгое время, не могут завершить начатое, в исполнении небрежны и торопливы. Их интересы поверхностны и недолговечны, игры шумные. Такие дети будоражат и себя, и окружающих сверстников, которые не принимают их в игры, т.к. те ломают постройки и в целом могут быть агрессивны.
Гиперактивность – не результат дурного характера или невоспитанности. Это особенность психики, вызванная определенными физиологическими нарушениями в структурах мозга и дополненная психосоциальными факторами. Опасность гиперактивности в том, что к подростковому возрасту она может перерасти в асоциальное поведение (правонарушения, алкоголизм, различные зависимости и пр.).
Дисциплинарные меры воздействия на гиперактивного ребенка не действуют! Но и тактика вседозволенности не годится, т.к. такие дети очень быстро становятся манипуляторами.
- Окрики возбуждают таких детей еще больше, старайтесь говорить с ними спокойно.
- Давайте такому ребенку только одно задание или поручение, если вы произнесете сразу несколько (например, «убери игрушки и вымой руки»), такой ребенок просто не запомнит их. Следующее задание дайте только после выполнения предыдущего. Для подкрепления устных инструкций добавьте зрительную стимуляцию.
- Оберегайте такого ребёнка от утомления, поскольку оно приводит только к нарастанию гиперактивности, т.к. самоконтроль снижается.
- Обязательно давайте ребёнку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность, прогулки, бег, спортивные занятия (кроме борьбы и бокса). Мягкие модули и сухие бассейны, пространство для активного отдыха в группе – идеальны для таких детей.
- Избегайте излишнего повторения слов «нет» и «нельзя». Система запретов для таких детей должна быть очень четкой, но строгой, количество запретов минимально (они должны касаться исключительно безопасности и здоровья). Должны быть разработаны и исполняться санкции за нарушение этих запретов, ребенку должно быть известно о них заранее.
- Более эффективным в общении в такими детьми является не прямой запрет, а напоминание о позитивной альтернативе: вместо «не бегай!» лучше сказать «можно бегать на улице», вместо «перестань драться» - «если тебе хочется, можно ударить по мячу».
- Чтобы ребенок услышал вас и включился в новую деятельность, необходимо дать ему время на подготовку (не требовать моментального исполнения), можно использовать звуковой сигнал.
- На занятиях не нужно требовать от таких детей абсолютной дисциплины, это лишь снизит работоспособность. Для предотвращения переутомления в занятия включаются физминутки.
- В моменты «обострения» сохраняйте спокойствие, будьте рядом с ребенком, погладьте его, говорите успокаивающе. Основная задача – понизить уровень возбуждения. В основе гиперактивности – органические нарушения, ребенок не виноват в этом, помните.
- Включайте в режим дня подвижные игры с использованием сдерживающих моментов («замри-отомри», «море волнуется» и пр.), они постепенно тренируют самоконтроль.
- В своих отношениях с ребёнком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчёркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребёнка в своих силах.
- Предупредите родителей о строгой необходимости поддерживать дома чёткий распорядок дня. Время приёма пищи, выполнения домашних дел и сна ежедневно должно соответствовать этому распорядку.
- Напомните родителям, что необходимо по возможности избегать возбуждающих ситуаций. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, частые походы в гости, прием посторонних людей у себя дома, просмотр телевизора и т.п. оказывает на такого ребёнка чрезмерное стимулирующее действие, после этого симптоматика гиперактивного поведения обостряется.
- Будьте готовы к тому, что поведенческие симптомы гиперактивных детей усиливаются при изменении метеорологических условий. Также эти дети чувствительны в фазам лунного цикла.
Пунина Ю.С.
Детский психолог, нейропсихолог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/27/picture-129156-1572183988.jpg)
Юбилей воспитателя детского сада.
Материал данной странички поможет вам провести любой юбилей ваших сотрудников. Он доступен, прост, интересен и легко варьируется в соответствии с ситуацией. Ведь под этот сценарий подойти может любое...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/30/picture-191909-1359533551.jpg)
Методические рекомендации для воспитателей детского сада по обучению дошкольников английскому языку
Методические рекомендации для воспитателей детского сада по обучению дошкольников английскому языку...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/03/picture-346693-1391453323.jpg)
Доклад на тему: Что значит быть воспитателем детского сада?
Воспитатель - это первый, после мамы, учитель, который встречается детям на их жизненном пути. Воспитатели - люди, которые в душе всегда остаются детьми. Иначе дети не примут, не пустят их в свой мир....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/11/picture-493760-1412975528.jpg)
Преемственность в работе педагогов начальной школы и детского сада в условиях введения ФГТ и ФГОС
Комплексное использование лабораторного оборудования: "Природа звука", "Плавание и погружение", "Равновесие и устойчивость" педагогами начальной школы и детского сада в коррекционной работе....
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/28/picture-619077-1475056485.jpg)
Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств (методические рекомендации для организации внеклассной работ в детских школах искусств)
Данная работа рассчитана на широкое применение в детских школах искусств, где присутствуют все условия для ее успешной реализации. Музыкально-литературная композиция объединяет в себе два прекра...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/13/picture-607563-1426276154.jpg)
Методические рекомендации Экскурсия как форма работы воспитателя детского дома на примере организованной поездки в Санкт-Петербург воспитанниками ГБУ АО "Северодвинский детский дом" Автор Варгасова Алиса Владимировна, воспитатель
Обзор проведенной нами в январе 1017 года краеведческой экскурсии в Санкт-Петербург с воспитанниками ГБУ АО "Северодвинский детский дом". Методические рекомендации по организации данного вида вн...