Главные вкладки

    Роль семьи в формировании личности
    статья по теме

    Ступак Галина Николаевна

    Беседа с родителями школьников о том, какую роль в воспитании играют семья и школа -  два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rol_semi_v_formirovanii_lichnosti.docx20.84 КБ

    Предварительный просмотр:

    Роль семьи в формировании личности

    Уважаемые родители, сегодня мы поговорим о ваших детях, о том, какую роль в воспитании играют семья и школа, так как семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка.

    Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом, знаниями.

    Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе, когда он еще не приобрел нужной способности к самоуправлению своими чувствами, поведением. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь зачастую именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов.

    Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным фактором формирования личности ребенка.

    Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых – отсутствие нормальной любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.

    Самое главное для ребенка – чтобы его любили.

    Но любовь эта должна быть мудрой, должна приносить только благо ребенку. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их». Есть много разновидностей этой уродливой любви, главные из них:
    - любовь умиления;
    - любовь деспотическая;
    - любовь откупа.

    Любовь умиления – самое печальное, что можно представить себе в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. К чему она может привести? Ребенок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему все можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, есть свои желания, свои потребности, свой духовный мир. У него складывается твердое убеждение в том, что он приносит счастье, радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живет на свете.

    Вторая разновидность неразумной родительской любви – деспотическая любовь. Эта форма – одна из причин того, что у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и человечность. В обстановке деспотического самодурства, мелочных придирок, постоянных упреков человек ожесточается. Все это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей властью. Родительская власть должна не подавлять волю ребенка, а поощрять и вдохновлять его внутренние силы, его желание быть хорошим.

    Уважайте детское желание быть хорошим и помните, что ваш сын, ваша дочь – такой же человек, как и вы, его душа явно протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола.

    Третья разновидность неразумной родительской любви – любовь откупа. Она состоит в том, что родительский долг видится родителям только в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное, отделенное забором от общественных обязанностей. Если в такой семье ни один из родителей не уделяет достаточного внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты, убожества. Они живут среди людей и не знают людей, их сердцам совершенно не знакомы такие чувства, как ласка, сострадание, милосердие.

    Какой же должна быть подлинная родительская любовь? Каким вырастет ребенок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений. Положение бывает различным:
    - благополучным, когда семья, родители проявляют разумную заботу о ребенке, когда его воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, когда заботятся не только о нем, но и он заботится обо всех, когда его уважают и он уважает других;
    - неблагополучным, когда он – баловень семьи, а затем нередко – и деспот семьи, либо он изгой и растет как сорная трава, либо он – «квартирант», которому нет дела до семейных проблем.

    Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как надо себя вести, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. В чем здесь причина? Может быть, все дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети – наши постоянные свидетели, они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы ни старались это скрыть.

    А может все дело в том, что дети учатся жить у жизни.

    Попробуем выяснить, чему же может научиться ребенок, когда он оказывается в определенных ситуациях. Давайте вместе закончим эти предложения:
    1. Если ребенка постоянно критикуют, он учится…(ненавидеть).
    2. Если ребенок живет во вражде, он учится….(быть агрессивным).
    3. Если ребенок растет в упреках, он учится…(жить с чувством вины).
    4. Если ребенок живет в терпимости, он учится….(понимать других).
    5. Если ребенка хвалят, он учится….(быть благородным).
    6. Если ребенок растет в честности, он учится….(быть справедливым).
    7. Если ребенок растет в безопасности, он учится….(верить в людей).
    8. Если ребенка поддерживают, он учится….(ценить себя).
    9. Если ребенка высмеивают, он учится….(быть замкнутым).
    10. Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится….(находить любовь в этом мире).

    У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас в большей степени зависит, каким вырастет ваш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут найти выход в сложной ситуации. Важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не слова и нравоучения.

    Любите детей такими, какие они есть

    Словно быстрые весенние потоки, проносятся наши годы, и нельзя обратить их вспять, заставить задержаться, возвратить счастливые мгновения прожитой жизни. Казалось, только вчера за нами захлопнулись двери родной школы, и мы, радостные, полные самых светлых надежд, вступили на путь самостоятельной, взрослой жизни. Однако вскоре пришло понимание того, что достичь желаемого совсем непросто, а порой и невозможно, что с годами незаметно теряется юношеский задор, появляется тяга к покою и какая-то внутренняя неудовлетворенность стучится в сердце, заставляя грустить о несбывшемся. И лишь наши дети способны заполнить душевную пустоту, образовавшуюся в результате стечения обстоятельств, мешающих осуществлению задуманного нами. Мы стараемся сделать все возможное, чтобы они избежали наших ошибок, достигли того, чего не удалось добиться нам самим. Нам кажется, что наш ребенок исключительный, и эту исключительность мы пытаемся разглядеть в нем едва ли не с пеленок. А когда он вырастет не таким, каким бы нам хотелось, мы начинаем упрекать его в лени, в неблагодарности и прочих грехах, забывая спросить, а что же надо ему самому. А надо ребенку, как ни странно, не так уж и много. Каждый ребенок нуждается в родительской любви, которая заключается в осознании того, что ребенок, в каком бы он возрасте не находился, - это личность со своими интересами, желаниями, обязанностями и правами. И нельзя лишать его самостоятельности в принятии решений.

    Иногда же безграничная любовь родителей вместо нежности, радости, поддержки формирует в ребенке чувства неудовлетворенности, неуверенности, агрессии, по сути такая любовь перерождается в нелюбовь. Формы проявления родительской нелюбви разнообразны. Прежде всего, это стремление оградить ребенка от всех трудностей, готовность исполнить любые его желания. Однако в будущем такая «любовь» приведет к беде: из такого излишне опекаемого и избалованного ребенка вырастет эгоист, совершенно не знающий жизни, не способный стать счастливым сам и подарить счастье родным и близким. Ведь это умение само не приходит, оно ненавязчиво прививается изо дня в день, в первую очередь родителями. Это обязывает их быть внимательными к своему поведению, чтобы негативные стороны взаимоотношений между ними не отложились в сознании сына или дочери. От семейных ссор больше всего страдает дети, а не сами ссорящиеся.

    Семейные ссоры и конфликты – это еще одна распространенная форма родительской нелюбви. Как бы родители ни пытались показать ребенку, что их разногласия никак не влияют на отношение к нему, вред, наносимый психике маленького человека в обстановке вражды между самыми близкими людьми, ничем не измерим. А если подобные размолвки приводят к уходу одного из родителей (чаще отца) из семьи, то в это время в целом мире не найти ребенка несчастнее, так как он чувствует себя ненужным и обманутым. На протяжении своей многолетней работы в школе я неоднократно с болью наблюдала за тем, насколько тяжелы нравственные переживания детей, оказавшихся в подобной ситуации. Они сразу же теряют интерес к учебе, озлобляются, отдаляются от одноклассников. И требуется немало усилий как со стороны педагогов, так и семьи, чтобы помочь ребенку поверить, что с разводом родителей жизнь для него не кончается, в ней по-прежнему остается место для добра и родительской любви. Еще отвратительнее, когда ставшие чужими родители начинают использовать ребенка в своих корыстных целях.

    Самая ужасная форма родительской нелюбви – это откровенная жестокость, выражающая в применении физической силы. Она страшна тем, что укрепляет в сознании ребенка уверенность в незыблемости права сильного по отношению к слабому. Как правило, став взрослым, такой ребенок тоже начинает руководствоваться данным принципом. Но жестокость, как это уже не раз подтверждалось, бумерангом возвращается к тому, кто ее совершил. Дети, чьи родители считают универсальным средством воспитания ремень, становятся скрытными, изворотливыми, идут на любой обман, чтобы избежать наказания. У них нет мира в душе, а это состояние ведет к тому, что они во всех видят врагов: в учителях, в одноклассников и даже собственных родителях. Со сверстниками они ведут себя агрессивно. Все свои проблемы разрешают с помощью кулаков. Прежде чем опустить на ребенка занесенную для удара руку, загляните ему в глаза. И пока его взгляд таит лишь испуг, а не злобу, остановитесь. Иначе будет поздно. Очень скоро вам придется пожинать плоды своей жестокости. Не забывайте, что нет ничего отвратительнее, чем ударить того, кто слабее, кто в силу своего положения не может вам ответить. Ведь ребенок подобен хрупкому колоску, чудом сохранившемуся среди свежескошенного поля, который тянет свою головку к солнцу, качается даже от слабого дуновения ветерка, но налетит буря – и вот он уже лежит, поверженный, на земле. Так же легко можно сломать и неокрепшую детскую душу. Долг каждого родителя – защитить ее, подготовить к многочисленным жизненным невзгодам и потрясениям, встреча с которыми во взрослой жизни неотвратима, потому что реальная действительность – это не ровный путь, а извилистая дорога с нелегкими и опасными спусками.

    Ощущение ребенка себя счастливым складывается из множества обстоятельств: отношение к нему сверстников, взрослых, успехов в учебе и в других важных делах. Задача родителей – умело разрешить или сгладить те противоречия, с которыми неизбежно сталкивается ребенок в процессе приобретения им социального опыта, постижения законов сосуществования с окружающими. Нужно настойчиво готовить ребенка к осознанию того, что жизнь полна препятствий, преодоление которых и позволяет ощутить всю ее полноту.

    Больше всего нравственных переживаний ребенку доставляет плохая учеба, ведь ему приходится выслушивать упреки по этому поводу и от учителей, и от родителей. Отсюда возникает нежелание ходить в школу, так как ребенок знает, что, вернувшись домой, он должен будет отчитываться перед родителями за очередную двойку. Но никакими наказаниями и угрозами нельзя заставить сына или дочь хорошо учиться. Только подлинная родительская любовь, огромное терпение, согласованность с усилиями педагогов могут изменить ситуацию. Спокойно разберитесь, почему ребенок плохо учится, чтобы помочь ему справиться с бедой (а для него это действительно беда, которую без вашей помощи меленькому человеку не одолеть). Возвращаясь из школы домой, ребенок должен быть уверен, что там его встретят с любовью и радостью независимо от того, какие отметки стоят сегодня в его дневнике. Чувствуя поддержку и заинтересованность родителей в его успешной учебе, ребенок сам захочет учиться лучше, а не станет придумывать всевозможные способы, чтобы скрыть плохую оценку. И пусть он не станет отличником, зато будет расти честным человеком, не падающим духом из-за неудач, потому что рядом с ним всегда стояли любимые им и любящие его мудрые люди – отец и мать, готовые в любую минуту прийти ему на помощь, если в этом возникнет необходимость. Только чувство защищенности от всего враждебного, что есть в окружающем ребенка мире, делает его психику устойчивой к различным негативным жизненным явлениям.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание на тему «Роль семьи в формировании личности»

    «Главными воспитателями своих детей являются родители. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья» Но как писал Макаренко «семьи бывают хорошие и семье бывают плохие. Поручиться ...

    Роль семьи в формировании личности

    Презентация на тему "Роль семьи в формировании личности"...

    Роль семьи в формировании личности

    От вас,уважаемые родители, зависит каким вырастет ваш ребенок. Школа—что-то скорректирует, но мы лепим из того, что уже замешано. Реальные поступки—вот что формирует поведение ребенка, а не слова и  н...

    Роль семьи в формировании личности ребенка.

    Важнейшая социальная функция семьи - воспитание подрастающего поколения. Семья - это институт первичной социализации ребенка. Главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребност...

    Родительское собрание "Роль семьи в формировании личности"

    Родительское собрание «Роль семьи в формировании личности»Ход собрания На доске В.А. Сухомлинский. «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их».Уважа...

    Роль семьи в формировании личности ребёнка.

    Материал можно  использовать  для бесед с родителями.  Речь идёт о том,  какой разной может  быть  родительская  любовь, и какой мудрой она должна быть, чтобы д...

    Презентация родительского собрания "Роль семьи в формировании личности"

      Презентация является приложением  к родительскому собранию "Роль семьи в формировании личности".для родителей обучающихся 5 класса....