Умеете ли вы общаться с дочерью? Доклад для родителей.
статья по теме

Тугушева Марина Александровна

Самое важное и долговечное правило – войти в мир дочерей, жить их жизнью, понимать думы и  ввести их  в свой мир.

А чтобы ввести в свой мир, надо чаще «на равных» говорить о школьных делах, событиях школьного дня, об увиденном, о прочитанном, об услышанном, о своей юности, о трудностях на работе, т.е. обо всем, что волнует дочь, вас, помня, что из этих бесед будет взято на вооружение ваше отношение к людям, к жизни.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад для родителей.

«Умеете ли вы общаться с  дочерью?»

Подготовила и выступила:

Тугушева М.А.

Семья – школа труда и жизни. Ничто не может сравниться по силе влияния в вопросах подготовки девушек к будущей жизни с той огромной ролью, какую играет семья. Семейное воспитание глубоко индивидуально и безгранично по содержанию. Оно затрагивает самые сокровенные, самые интимные стороны жизни детей. Семья воспитывает ребенка не какими-то «мероприятиями», а всем образом своей жизни, той духовно-нравственной атмосферой, которая господствует в ней, тем незаменимым богатством и теплотой, какие могут быть между очень близкими людьми.

Как показали (наши) исследования, наиболее сложной и трудной является проблема установления оптимальных отношений в семье между взрослеющими дочками и родителями.

Причины, почему дочери с мамами не бывают откровенны, старшеклассницы называют следующее: «Боюсь быть откровенной», «Мама не понимает меня», «Стесняюсь» и т.п. Некоторые девушки объясняют неоткровенность так: «Потом эта откровенность оборачивается против меня, когда мама рассердится, она все припоминает, что было сказано ей в минуты откровенности» и т.д.

Пользуясь правом старшего, мать считает, что дочь должна слушать ее, умудренную жизненным опытом женщину, а дочь даже разумные советы воспринимает в штыки, потому что «подаются» они зачастую в категоричной форме, с отсутствием юмора и т.д.

В силу сложившихся традиций воспитанием в семье детей преимущественно занимается мать, тем более воспитанием дочери.

Да, материнская любовь – это не только такие заботы, как накормить, одеть, дать образование. Хотя никто не станет отрицать и этого. Но есть и другие, более емкие обязанности – быть другом своих детей, их духовным наставником. А это невозможно, если материнская любовь слепа, если все делается только для дочери, если любой ценой мать пытается, чтобы было у нее «все как у людей». Но для этого надо много работать. И матери работают. Иногда берут дополнительную работу. А дети в это время растут, формируются почти без  ее участия.

Сейчас я поведаю одну печальную историю: «дочь – девятиклассница ушла из дома. Как же все произошло? Мать работала каменщицей на стройке, получала хорошую зарплату, но она согласилась работать в командировках, строить объекты довольно далеко от города, чтобы к зарплате получать еще прибавку. Мать, как ей казалось, старалась для дочери: подросла, многое нужно, а хорошие вещи стоят дорого. Но результат получился обратный. Девочка не просто отошла от матери – она привыкла обходиться без нее. И наконец ушла в общежитие.

Печальная история. Может быть, дочь поймет, какую боль она причинила своей матери. Но и матерям нужно думать: есть гораздо более важные ценности, чем лишний рубль.  

Любовь матери должна быть разумной, только тогда она является могучей силой воспитания. Нежной и требовательной, подчас суровой. Не случайно в народе говорят: «Что мягче пуха?» - Сердце матери. Что тверже камня?  - Сердце матери».

Иногда материнская любовь ослепляет. И тогда эта любовь может сделать не только несчастной ее, мать, но и принести огромный вред ребенку. Ложное и вредное «самопожертвование» со стороны матери, когда она рабыня своего дитяти, калечит ребенка не меньше, чем отсутствие любви.

Каждая мать и каждая дочь проходит свою материнскую и дочернюю школу. И, к сожалению в этой школе еще часто слышатся диалоги типа:

- В кино что ль собралась? Я-то знаю с кем?

- А что? Нельзя?

- А ты знаешь, чем такие прогулки кончаются?

Понять эту мать – участницу диалога – не трудно: у нее опыт и знание жизни, ей все кажется: «Рано!» «Нельзя!» «Плохо может кончиться»… и т.п.

Конечно, право предостеречь дочь от ошибок – право матери. Но нельзя делать это грубо, унизительно для девочки.

Необходимо каждой матери соблюдать следующие правила общения с девочками:

  1. В период полового созревания с девочками надо говорить как со взрослыми женщинами. Только тогда у них может возникнуть желание поведать свои мысли, сомнения, переживания.
  2. Общаться без нравоучений, без упреков.
  3. Не играть в друзей. Можно быть рядом и не быть другом своей дочери.
  4. Не говорить, особенно в присутствии дочери, соседям, друзьям, знакомым, гостям, как хороша ваша дочь, не перечислять ее достоинства, а потом без свидетелей распекать ее, что не оправдывает ваших надежд. И наоборот, не выплескивать молву о недостатках вашей дочери, не судить с соседкой о ее поведению
  5. Приучение – это многократное повторении при этом повторяя, напоминая,  надо чаще подбадривать, а не упрекать.
  6. Уметь помолчать: иногда молчание - поистине золото, особенно когда речь идет о воспитании девичьей стыдливости, целомудрия и чистоты. Здесь не должно быть места ни грубоватым шуткам, ни насмешкам.
  7. Не кричать! Крик не только показатель вашего бессилия, слабости, но и демонстрация несдержанности. Надо сдерживать эмоции.
  8. Не отвечать грубостью на грубость, а показать превосходство вежливости в обращении. В крайнем случае напомнить: «Стыдно грубить. Я же тебе не грублю. Почему же ты позволяешь себе подобное?»
  9. Считаться с мнением дочери, не бояться, когда надо, сказать: «Извини!»

И естественно, самое важное и долговечное правило – войти в мир дочерей, жить их жизнью, понимать думы и дочерей ввести в свой мир.

А чтобы ввести в свой мир, надо чаще «на равных» говорить о школьных делах, событиях школьного дня, об увиденном, о прочитанном, об услышанном, о своей юности, о трудностях на работе, т.е. обо всем, что волнует дочь, вас, помня, что из этих бесед будет взято на вооружение ваше отношение к людям, к жизни.

Анкета к беседе «Родителей не выбирают»

Продолжать нужно те строчки, с которыми вы согласны.

  1. Мои отношения с родителями можно считать хорошими, потому что…
  2. Моих родителей совершенно невозможно воспитать, потому что…
  3. У меня есть свои хитрости воспитания родителей, например…
  4. Мои отношения с родителями улучшились после того, как…
  5. Мы ссоримся с родителями после того, как…
  6. Нельзя допускать в отношениях с родителями…
  7. Родители никогда не должны…
  8. Идеальными родителями я считаю…

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для родителей "Физическое воспитание детей в семье"

Доклад для родителей "Физическое воспитание детей в семье"...

Доклад для родителей "Половое воспитание детей"

Цель: расширение знаний о половом воспитании....

Доклад для родителей "Поощрение и наказание детей в семье"

Доклад предназначен для родительских  собраний в общеобразовательной школе....

Классный час "Умеете ли вы общаться?"

Известный философ Л. Фейербах определял значение общения следующим образом: «Общение облагораживает и возвышает, в обществе человек невольно, без всякого притворства держит себя иначе, чем ...

Советуйтесь с подростками. Доклад для родителей.

Родителям нужно принимать любые меры, которые необходимы для исправления своих детей, но избегать придирок, причитаний, ругани и нотаций. Гнев не исправляет подростков! Необходимо оказывать влияние на...

Методический доклад для родителей.

На родительских собраниях педагоги рассказывают о целях, задачах дошкольного образования. Конкретно о каждом виде музыкальной деятельности, о музыкальном репертуаре программы, по которой работает отде...

умеете ли вы общаться.

классный час....