Классный час "Умеете ли вы общаться?"
классный час по теме

Воронкова Светлана Валерьевна

 

Известный философ Л. Фейербах определял значение общения следующим образом: «Общение облагораживает и возвышает, в обществе человек невольно, без всякого притворства держит себя иначе, чем в одиночестве».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ministerstvo_obrazovaniya_penzenskoy_oblast1.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Пензенской области

ГБОУ СПО ПО «Пензенский многопрофильный колледж»

отделение коммунального хозяйства и управления земельными ресурсами.

Методическая разработка

классного часа на тему нравственного воспитания:

«Умеете ли вы общаться»

Составлена: классным руководителем

Воронковой С.В.

г. Пенза, 2013 г.

Тема: «Умеете ли вы общаться»

Цель:

  • показать, на конкретном примере, что умение общаться очень важная сторона жизни человека
  • помочь студентам проявить свои коммуникационные способности;
  • разработать свод правил общения в группе для комфортного сосуществования.

Место проведения: 64 кабинет.

Группа: 10ОУЗР11 группа.

Время проведения: 45 минут.

Форма проведения: беседа с элементами обсуждения, драматизация.

Подготовительная работа.

Можно предложить студентам следующие вопросы для диалога:

1. Что такое общение?

2. Что необходимо человеку для того, чтобы испытывать от общения радость?

3. Можно ли научиться правильно общаться с людьми?

4. От какого общения следует отказываться?

План классного часа

на тему нравственного воспитания

«Умеете ли вы общаться».

Введение

  1. Организационный момент.
  2. Основная часть
  1. Обсуждение высказываний различных мыслителей
  2. Зачитывание и обсуждение пословиц и поговорок
  3. Прослушивание и обсуждение молдавской сказки «Повар и царь»
  4. Зачитывание стихотворения «Слово о слове», «Как говорим, так и живем»
  5. Диалог для размышления «Почему люди грубят», сценка «Сплетни», притча «Думай, что говоришь».
  6. Тест «Умеем ли мы правильно слушать»
  7. Составление правил общения.
  1. Подведение итогов классного часа.

Заключение

Список литературы

Введение

Понятие «общение» в психологии употребляется чаще всего применительно к межличностным контактам. Общение - это взаимодействие двух или нескольких человек, которые обмениваются информацией или же взаимодействуют в практической деятельности. Общение с другими людьми рассматривается как «обработка людей людьми», исходя из этого сущность общения с самим собой можно определить как «обработку человеком самого себя». Известный философ Л. Фейербах определял значение общения следующим образом: «Общение облагораживает и возвышает, в обществе человек невольно, без всякого притворства держит себя иначе, чем в одиночестве».

Общение - это не только взаимоотношения, контакт между людьми, которые познают друг друга, обмениваются информацией и переживаниями с целью взаимопонимания и взаиморегулирования поведения, но это и главное условие и способ существования и развития людей. «Чем многообразнее и гармоничнее развит человек, тем более готов он к счастью. Для него мир богат, увлекателен, а главное - добр и открыт. Он похож на дом друзей: что хочешь - возьми, что ценишь - отдай. А для человека узкого, ограниченного мир как огромный город в совершенно незнакомой стране. Все улицы открыты, а идти по ним страшно, ибо неизвестно, куда ведут. И спросить некого - не знаешь языка... Гармоничному человеку легко в общении: ему не надо искать темы для разговора. А общение - это наше, если так можно выразиться, социальное дыхание» (Л. Жуховицкий).

Организационный момент. 

Добрый день, уважаемые студенты и преподаватели! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о важном – о человеческом общении. Эту тему изучают на уроках психологии, обществознания, литературы. Цель нашего сегодняшнего классного часа: поговорить о том, как мы учимся общаться с людьми, от какого общения следует отказываться и что необходимо нам для того, чтобы испытывать радость от общения друг с другом.

  1. Обсуждение высказываний различных мыслителей

Классный руководитель: предлагает студентам обсудить высказывания мыслителей.

«Ребенок в момент рождения лишь кандидат в человека, но он не может

 им стать в изоляции: ему нужно научиться стать человеком в общении с людьми»

А. Пьерон

 «Я возникаю, спрашивая и отвечая, из вопроса и ответа»

Б. Брехт

«Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще сильнее»

Ф. де Ларошфуко

«Не говори ничего дурного о ком-либо, если точно не знаешь этого, а если и знаешь, то спроси себя: почему я это говорю?»

Ж.Санд

«Не говори всегда, что знаешь, но знай всегда, что говоришь»

Клавдий

«Если человек иногда не владеет своими чувствами, то должен всегда владеть своими выражениями»

П.Буаст

«Изрекать могут многие - понимают не все»

Г.Богослов

  1. Зачитывание и обсуждение пословиц и поговорок

Классный руководитель:

Ян Амос Коменский сказал: «Пословица или поговорка есть краткое и ловкое какое-нибудь высказывание, в котором одно говорится и иное подразумевается, то есть слова говорят о некотором внешнем физическом, знакомом предмете, а намекают на нечто внутреннее, духовное, менее знакомое».

Вашим домашним заданием было подобрать пословицы и поговорки на тему: «Общение». Какие вам больше всего понравились? Какой смысл они несут?

Студенты:

«Молчание – золото».

Народная мудрость 

«Заживает рана, нанесенная стрелой, вновь поднимается лес, вырубленный топором, но не заживает рана, нанесенная злым словом»

Индийское изречение

«Сближайся с  умными, а глупых сторонись»

Аварская пословица

«Доброго держись, а от худого удались»

Русская пословица

«За плохим человеком пойдешь, ничего хорошего не найдешь»

Чувашская пословица

«На дружеское слово дружески и отвечать надо»

Якутская пословица

«Неприятное слово нельзя передавать»

Чеченская пословица

3. Прослушивание и обсуждение молдавской сказки «Повар и царь»

Классный руководитель:

А.С. Пушкин писал: «…вечером слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания».

 Давайте послушаем и обсудим молдавскую сказку

Повар и царь

Жил-был царь. Пригласил он как-то чужеземных царей и советников разных на честной пир с музыкантами. За три дня до пира вызвал к себе царь повара, дал ему денег и приказал купить на базаре самое лучшее и самое дорогое, что только на свете есть, чтобы на столе были только отборные кушанья. Пошел повар на базар, накупил там языков на все деньги, сварил с разными специями и приготовил блюда к царскому столу.

Вот и гости собрались. Рассадил их царь за столами  и приказал подавать кушания. Подал повар каждому по куску языка. Съели гости язык и приказал царь следующее блюдо нести. А повар опять раздал по куску языка каждому. Гости ничего понять не могут. Смотрят удивленно друг на друга – почему им подают только  блюда из языка? Съели гости, что подано, и ждут, чего еще подадут. Приказал царь нести следующую перемену. Повар опять принес язык!

- Почему нас ничем другим не угощают, а только языком? – спрашивают гости.

Призвал царь повара:

- Разве не приказывал я тебе купить на базаре самое лучшее, самое дорогое, что есть на свете?!

А повар отвечает:

- Пресветлый царь! Разве есть что-нибудь на свете лучше и дороже языка? Язык все может - царей на престол возводить, войны прекращать и мир заключать!

Подивились гости словам повара, за смекалку его похвалили. Потом решили так: пусть повар еще раз на базар сходит и купит там самое плохое, что только на свете есть. Пошел повар и принес с базара…язык!

Говорит ему царь:

- Разве не приказывал я купить  тебе самое плохое, что только на свете есть?! А повар отвечает:

- Пресветлый царь! Разве может что-нибудь на свете быть хуже языка? Ведь язык все может испортить и разрушить – и дружбу, и согласие, и мир!

Вопросы и задания к сказке:

1. Приведите примеры из жизни и литературы, как язык помогал людям подружиться или, наоборот, разрушал их дружбу.

2. Какой должна быть речь человека, чтобы к нему тянулись люди?

  1. Зачитывание стихотворения «Слово о слове», «Как говорим, так и живем»

Слово может оказать огромное воздействие на человека. Давайте послушаем стихотворение В.Полторацкого 

Студент: стихотворение «Слово о словах».

Слово о словах

Слова бывают разные – то дельные, то праздные.

То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые.

Есть слово – утешение и слово – удушение.

Есть трезвые и пьяные, лукавые, туманные.

Есть чистые, алмазные, а есть бесстыдно – грязные.

Одни помогут выпрямить, другие – душу вытравить.

Есть речь огнем горящая, есть тлением смердящая.

Слова высокой доблести, и самой низкой подлости…

Поэт, тебе назначено засеять душу зернами.

Так сей же не иначе, как чистейшими, отборными.

Не злыми, не блудливыми, а добрыми, правдивыми,

Чтоб хлеб добросердечности давала нива вечности.

Классный руководитель: Очень часто мы засоряем нашу речь сленгом, жаргонизмами, словами-паразитами. Что можно рассказать о человеке по тому, как он разговаривает?

Студент: стихотворение

Как говорим – так и живем

Не знаю я, куда мне «бечь»,

Мы засорили нашу речь.

Живем то «клево», то в «прикиде»,

Но в основном на жизнь в обиде.

«Блины» висят на языке,

И грубые слова.

И без конца из уст летит,

Хула, хула, хула.

И чтобы жизнь нам изменить,

Научиться надо говорить.

Очистим нашу речь от скверны,

Это поможет душе и нервам.

Это излечит наше состоянье,

Огромного требует речь вниманья.

А коль начнем за языком следить,

Богатство мира можем сохранить.

Классный руководитель: Почему люди засоряют свою речь, употребляя ругательные слова, и как с этим бороться? Если человек употребляет в своей речи ругательные слова, означает ли это, что он плохой?

Студенты: диалог для размышления

Почему люди грубят

Дочка: Почему все вокруг обзываются грубыми словами?

Мать: Потому что людям так проще выразить свои эмоции. Сначала человек ругается, когда ему плохо, а потом привыкает всегда использовать грубые слова.

Дочка: В языке так много слов! Почему нужно употреблять самые грубые?

Мать: Чтобы сказать по-другому, надо сделать над собой усилие, прежде чем подумать, а на это не все способны.

Дочка: Но я не хочу общаться с грубыми людьми.

Мать: Смотри не на слова, а на дела человека. Иногда грубые слова вроде плохой привычки, но это не значит, что человек плохой.

Дочка: Может он и хороший, но разговаривать с ним невозможно.

Мать: Если ты будешь разговаривать с ним по-другому, его дурная привычка исчезнет.

Дочка: Разве это возможно, не отвечать грубостью на грубость?

Классный руководитель: Предлагаем вашему вниманию сценку «Мастер и ученик». Подумайте и скажите, о каком недостатке общения идет речь?

Студенты:

Сценка

Ученику не терпелось рассказать Мастеру сплетни, услышанные на базаре.

- Подожди, - остановил его мастер. – Правдива ли эта история?

- Думаю, нет.

- Принесет ли она кому – нибудь пользу?

- Да нет.

- Она смешная?

- Нет.

- Тогда зачем мне ее слушать?

Классный руководитель: Что хотел рассказать Ученик, и почему Мастер не стал его слушать? Как вы поступите, если узнаете, что про вас распространяют слухи, или кто-то плохо отзывается о человеке, которого вы уважаете?

Студенты: Притча

Думай, что говоришь

Однажды одна богатая дама пришла к праведнику за советом. Она сказала, что тоже хочет быть праведницей, но у нее есть один недостаток, который она никак не может преодолеть, и рассказала праведнику, что у нее есть привычка сплетничать о людях. И как она ни старается, ей не удается от нее избавиться.

- Хорошо, - ответил праведник. Отправляйся на базар и купи там курицу. Когда будешь возвращаться домой, выщипывай перья и бросай их на дорогу. Потом возвращайся ко мне.

Богатая дама удивилась, услышав это, но она уважала праведника, поэтому сделала все, как он сказал.

На другой день она пришла к праведнику и сказала, что сделала все, как он велел.

- Очень хорошо, сказал праведник. С первым заданием ты справилась. Снова отправляйся на базар и, когда будешь идти по дороге, постарайся собрать все перья, которые ты разбросала вчера.

- Но это невозможно, - сказала богатая дама – Ветер разнес перья в разные стороны. Как же я смогу их собрать?

Вопросы и задания к притче:

1.Почему распространение слухов опасно? Приведите примеры, подтверждающие это.

2.Почему очень часто, несмотря на всю нелепость слухов, им все-таки верят?

3.Способны ли слухи и клевета уничтожить истину?

4.Были ли в вашей жизни случаи, когда при вас плохо отзывались о ваших знакомых, а вы промолчали? Что вы испытывали после этого? Как необходимо реагировать в подобных случаях?

Классный руководитель: Умение общаться  - это не только умение говорить, но и умение слушать и слышать. А теперь проведем тест «Умеете ли вы слушать и слышать».

 ТЕСТ «Умеем ли мы правильно слушать

Известно одно изречение: «Слушатели обычно не слушают; а если слушают, то не слышат; а если слышат, то не понимают; а если понимают, то не так...»

Итак, какой вы слушатель?

Оцените себя по каждому вопросу, используя отметки:

1 – никогда так не поступлю;

2 – редко поступаю;

3 – почти всегда;

4 – всегда.

  1. Даю ли я возможность говорящему выразить его мысли полностью, не перебивая?
  2. Умею ли я обнаружить скрытый смысл в словах, беседуя с людьми?
  3. Пытаюсь ли я активно развивать способность к запоминанию услышанной информации?
  4. Записываю ли я наиболее важные детали из услышанных сообщений?
  5. Записывая сообщения, концентрируюсь ли я на фиксации главных фактов и ключевых фраз?
  6. Повторяю ли я говорящему своими словами существенные детали его сообщения для того, чтобы лучше понять?
  7. Удерживаюсь ли я от того, чтобы остановить говорящего, когда нахожу его сообщение скучным, неинтересным, или из-за того, что я лично недолюбливаю собеседника?
  8. Избегаю ли я проявления враждебности или эмоционального возбуждения, когда точка зрения говорящего отличается от моей собственной?
  9. Замечаю ли я моменты, когда отвлекаюсь во время слушания?
  10. Выражаю ли я подлинный истинный интерес к тому, что говорят другие люди?

Подсчитайте сумму баллов.

32 и более – вы идеальный слушатель.

27-31 – слушатель выше среднего уровня.

22-26 – нуждаетесь в дополнительном обучении и должны сознательно практиковаться в умении слушать.

21 и менее – многие сообщения воспринимаете в искаженном виде, предвзято, не вникая в умение вслушиваться и т. п.

В любом случае этот тест поможет вам взглянуть на себя со стороны, причем со стороны вашего собеседника.

Классный руководитель: Итак, итогом нашей сегодняшней работы будет разработка свода правил общения в коллективе. Как нам нужно общаться друг с другом, чтобы комфортно сосуществовать и испытывать от общения только радость. Прошу взять маркеры и выразить свои предложения на бумаге.

Российский психолог А.И. Кочетов выделил следующие правила общения:

  1. Надо понять, что хочется другому. Мы становимся нужными людям, разделяя их увлечения. Необходимо узнавать мир других людей, учиться видеть жизнь под их углом зрения.
  2. Не судите о людях за глаза, не собирайте пересуды о них, не передавайте сплетни. О своих знакомых, которых вы знаете хорошо, не позволяйте говорить дурно, решительно обрывайте посмевшего за глаза обсуждать их.
  3. Умейте выслушать людей, не перебивая. Всё, что они говорят, для них очень важно, если даже вам и кажется второстепенным. Ни в коем случае нельзя с ходу отвергать или оспаривать каждую мысль собеседника.
  4. Чаще улыбайтесь людям, особенно если искренне цените их. Улыбка – сигнал  доброго отношения между людьми.
  5. Шутите в меру. Каждый нормальный человек может вынести лишь определённую дозу насмешек.
  6. Извлекайте уроки из допущенных ошибок в общении.

Вопрос: Со всем ли вы согласны?

Свод правил, составленный студентами

  • Уважай собеседника
  • Слушай его с вниманием, не перебивая и давая высказаться
  • Старайся говорить только то, что думаешь
  • Будь правдивым и искренним
  • Не обманывай
  • Не сплетничай
  • Не груби
  • Не используй слова – паразиты
  • Избегай слишком большого числа слов, объяснений, отступлений от предмета; все это неприятно и выводит из терпения слушателей
  • Говори просто и не горячись
  • Говори мало, но кстати. Большой говорун утомляет собеседника, молчаливый человек наводит скуку
  • Шути, но не издевайся
  • Не кричи, но и не разговаривай шепотом

Классный руководитель: классный час заканчивается давайте подведем итоги:

  1. Какую же роль играет общение в жизни человека?
  2. Что нового вы узнали сегодня?
  3. Какие выводы смогли сделать для себя?

Классный руководитель: Итак, мы сегодня выяснили, что человек не может обходиться без общения с другими людьми, потому что он – существо общественное. Для каждого человека исключительно важно уметь устанавливать контакты с другими людьми, уметь общаться, т. е. уметь слушать и «слышать» других, понимать мысли, чувства. Высказанные словами, выраженные жестами, мимикой; уметь точно доносить свои мысли до слушателей, используя все богатство русского языка.

Заключение.

Итак, общение выполняет множество функций: обмен и передача информации, формирование эмоций и обмен ими, познание человека, корректировка взаимоотношений, совместная деятельность и др. Общение имеет свои правила и закономерности. Каковы они?

Первое, от чего зависят наши успехи в общении – это направленность на тех, с кем мы общаемся, наше заинтересованное отношение к ним.  Заинтересованный взгляд, обращение по имени с предпочтением той формы, которая наиболее устраивает тех, с кем общаемся, хорошая осведомленность в том, что важно для партнера по общению, готовность внимательно выслушать и выразить участие в решении волнующих человека проблем обязательно вызовут ответную заинтересованность.

Список литературы

  1. Билык Н.И., Голубева Я.В. Проблемные классные часы. 8 – 9 классы – Волгоград: Учитель, 2008

  1. Волков Г.Н.  Педагогика национального спасения. – Элиста: АПП «Джангар», 2003.

  1. Голубева Я.В. Проблемные классные часы. 10 - 11 классы – Волгоград: Учитель, 2006
  2. Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю., Артюхова И.С.  Справочник классного руководителя. – М.: ВАКО, 2005

  1. Лопатина А., Скребцова М. Вершины мудрости 50 уроков о смысле жизни. – М.: ООО «Книжный Дом Локус», 2003

  1. Сгибнева Е.П.  Классные часы в 10 – 11 классах. – Ростов н /Д: Феникс, 2006

  1. Сгибнева Е.П.  Классные часы в выпускных классах. – Ростов н /Д: Феникс, 2006

 

Тема: «Умеете ли вы общаться»

Цель:

  • показать, на конкретном примере, что умение общаться очень важная сторона жизни человека
  • помочь студентам проявить свои коммуникационные способности;
  • разработать свод правил общения в группе для комфортного сосуществования.

Место проведения: 64 кабинет.

Группа: 10ОУЗР11 группа.

Время проведения: 45 минут.

Форма проведения: беседа с элементами обсуждения, драматизация, тестирование.

Подготовительная работа.

Можно предложить студентам следующие вопросы для диалога:

1. Что такое общение?

2. Что необходимо человеку для того, чтобы испытывать от общения радость?

3. Можно ли научиться правильно общаться с людьми?

4. От какого общения следует отказываться?

План классного часа

на тему нравственного воспитания

«Умеете ли вы общаться».

Введение

  1. Организационный момент.
  2. Основная часть
  1. Обсуждение высказываний различных мыслителей
  2. Зачитывание и обсуждение пословиц и поговорок
  3. Прослушивание и обсуждение молдавской сказки «Повар и царь»
  4. Зачитывание стихотворения «Слово о слове», «Как говорим, так и живем»
  5. Диалог для размышления «Почему люди грубят», сценка «Сплетни», притча «Думай, что говоришь».
  6. Тест «Умеем ли мы правильно слушать»
  7. Составление правил общения.
  1. Подведение итогов классного часа.

Заключение

Список литературы

  1. Обсуждение высказываний различных мыслителей

«Ребенок в момент рождения лишь кандидат в человека, но он не может

 им стать в изоляции: ему нужно научиться стать человеком в общении с людьми»

А. Пьерон

 «Я возникаю, спрашивая и отвечая, из вопроса и ответа»

Б. Брехт

«Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще сильнее»

Ф. де Ларошфуко

  1. Зачитывание и обсуждение пословиц и поговорок

Классным руководителем было дано опережающее задание: найти поговорки и пословицы на тему «Общения». Ребята зачитывают и обсуждают свои пословицы и поговорки.

  1.  Зачитывание стихотворения «Слово о слове», «Как говорим, так и живем»

Слово может оказать огромное воздействие на человека. Давайте послушаем стихотворение В.Полторацкого 

Слово о словах

Слова бывают разные – то дельные, то праздные.

То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые.

Есть слово – утешение и слово – удушение.

Есть трезвые и пьяные, лукавые, туманные.

Есть чистые, алмазные, а есть бесстыдно – грязные.

Одни помогут выпрямить, другие – душу вытравить.

Есть речь огнем горящая, есть тлением смердящая.

Слова высокой доблести, и самой низкой подлости…

Поэт, тебе назначено засеять душу зернами.

Так сей же не иначе, как чистейшими, отборными.

Не злыми, не блудливыми, а добрыми, правдивыми,

Чтоб хлеб добросердечности давала нива вечности.

Очень часто мы засоряем нашу речь сленгом, жаргонизмами, словами-паразитами.

Как говорим – так и живем

Не знаю я, куда мне «бечь»,

Мы засорили нашу речь.

Живем то «клево», то в «прикиде»,

Но в основном на жизнь в обиде.

«Блины» висят на языке,

И грубые слова.

И без конца из уст летит,

Хула, хула, хула.

И чтобы жизнь нам изменить,

Научиться надо говорить.

Очистим нашу речь от скверны,

Это поможет душе и нервам.

Это излечит наше состоянье,

Огромного требует речь вниманья.

А коль начнем за языком следить,

Богатство мира можем сохранить.

  1. Диалог для размышления «Почему люди грубят», сценка «Сплетни», притча «Думай, что говоришь».

Если человек употребляет в своей речи ругательные слова, означает ли это, что он плохой?

Почему люди грубят

Дочка: Почему все вокруг обзываются грубыми словами?

Мать: Потому что людям так проще выразить свои эмоции. Сначала человек ругается, когда ему плохо, а потом привыкает всегда использовать грубые слова.

Дочка: В языке так много слов! Почему нужно употреблять самые грубые?

Мать: Чтобы сказать по-другому, надо сделать над собой усилие, прежде чем подумать, а на это не все способны.

Дочка: Но я не хочу общаться с грубыми людьми.

Мать: Смотри не на слова, а на дела человека. Иногда грубые слова вроде плохой привычки, но это не значит, что человек плохой.

Дочка: Может он и хороший, но разговаривать с ним невозможно.

Мать: Если ты будешь разговаривать с ним по-другому, его дурная привычка исчезнет.

Дочка: Разве это возможно, не отвечать грубостью на грубость?

Предлагаем вашему вниманию сценку «Мастер и ученик». Подумайте и скажите, о каком недостатке общения идет речь?

Сценка

Ученику не терпелось рассказать Мастеру сплетни, услышанные на базаре.

- Подожди, - остановил его мастер. – Правдива ли эта история?

- Думаю, нет.

- Принесет ли она кому – нибудь пользу?

- Да нет.

- Она смешная?

- Нет.

- Тогда зачем мне ее слушать?

Что хотел рассказать Ученик, и почему Мастер не стал его слушать? Как вы поступите, если узнаете, что про вас распространяют слухи, или кто-то плохо отзывается о человеке, которого вы уважаете?

Думай, что говоришь

Однажды одна богатая дама пришла к праведнику за советом. Она сказала, что тоже хочет быть праведницей, но у нее есть один недостаток, который она никак не может преодолеть, и рассказала праведнику, что у нее есть привычка сплетничать о людях. И как она ни старается, ей не удается от нее избавиться.

- Хорошо, - ответил праведник. Отправляйся на базар и купи там курицу. Когда будешь возвращаться домой, выщипывай перья и бросай их на дорогу. Потом возвращайся ко мне.

Богатая дама удивилась, услышав это, но она уважала праведника, поэтому сделала все, как он сказал.

На другой день она пришла к праведнику и сказала, что сделала все, как он велел.

- Очень хорошо, сказал праведник. С первым заданием ты справилась. Снова отправляйся на базар и, когда будешь идти по дороге, постарайся собрать все перья, которые ты разбросала вчера.

- Но это невозможно, - сказала богатая дама – Ветер разнес перья в разные стороны. Как же я смогу их собрать?

ТЕСТ «Умеем ли мы правильно слушать

Оцените себя по каждому вопросу, используя отметки:

1 – никогда так не поступлю;

2 – редко поступаю;

3 – почти всегда;

4 – всегда.

1. Даю ли я возможность говорящему выразить его мысли полностью, не перебивая?

2. Умею ли я обнаружить скрытый смысл в словах, беседуя с людьми?

3.Пытаюсь ли я активно развивать способность к запоминанию услышанной информации?

  1. Записываю ли я наиболее важные детали из услышанных сообщений?
  2. Записывая сообщения, концентрируюсь ли я на фиксации главных фактов и ключевых фраз?
  3. Повторяю ли я говорящему своими словами существенные детали его сообщения для того, чтобы лучше понять?
  4. Удерживаюсь ли я от того, чтобы остановить говорящего, когда нахожу его сообщение скучным, неинтересным, или из-за того, что я лично недолюбливаю собеседника?
  5. Избегаю ли я проявления враждебности или эмоционального возбуждения, когда точка зрения говорящего отличается от моей собственной?
  6. Замечаю ли я моменты, когда отвлекаюсь во время слушания?
  7. Выражаю ли я подлинный истинный интерес к тому, что говорят другие люди?

Подсчитайте сумму баллов.

32 и более – вы идеальный слушатель.

27-31 – слушатель выше среднего уровня.

22-26 – нуждаетесь в дополнительном обучении и должны сознательно практиковаться в умении слушать.

21 и менее – многие сообщения воспринимаете в искаженном виде, предвзято, не вникая в умение вслушиваться и т. п.

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ

Психолог А. И. Кочетов

  1. Надо понять, что хочется другому. Мы становимся нужными людям, разделяя их увлечения. Необходимо узнавать мир других людей, учиться понимать их, видеть жизнь под их  углом зрения.
  2. Не судите о людях за глаза, не собирайте пересуды о них, не передавайте сплетни, решительно обрывайте разговор с посмевшим за глаза осуждать других. Не позволяйте говорить о своих знакомых, которых вы хорошо знаете.
  3. Умейте выслушать людей, не перебивая. Все, что они говорят, для них очень важно, если даже вам кажется второстепенным. Ни в коем случае нельзя с ходу отвергать или оспаривать каждую мысль собеседника.
  4. Чаще улыбайтесь людям, особенно если искренно цените их. Улыбка – сигнал доброго отношения между людьми, это – визитная карточка друга, средство успокоения встревоженного, обезоруживания рассерженного, побуждение к размышлению.
  5. Шутите в меру. Каждый нормальный человек может вынести лишь определенную долю насмешек.
  6. Извлекайте уроки из допущенных ошибок в общении.

ТЕСТ

Умеем ли мы правильно слушать

Оцените себя по каждому вопросу, используя отметки:

1 – никогда так не поступлю;

2 – редко поступаю;

3 – почти всегда;

4 – всегда.

1. Даю ли я возможность говорящему выразить его мысли полностью, не перебивая?

  1. Умею ли я обнаружить скрытый смысл в словах, беседуя с людьми?
  2. Пытаюсь ли я активно развивать способность к запоминанию услышанной информации?
  3. Записываю ли я наиболее важные детали из услышанных сообщений?
  4. Записывая сообщения, концентрируюсь ли я на фиксации главных фактов и ключевых фраз?
  5. Повторяю ли я говорящему своими словами существенные детали его сообщения для того, чтобы лучше понять?
  6. Удерживаюсь ли я от того, чтобы остановить говорящего, когда нахожу его сообщение скучным, неинтересным, или из-за того, что я лично недолюбливаю собеседника?
  7. Избегаю ли я проявления враждебности или эмоционального возбуждения, когда точка зрения говорящего отличается от моей собственной?
  8. Замечаю ли я моменты, когда отвлекаюсь во время слушания?
  9. Выражаю ли я подлинный истинный интерес к тому, что говорят другие люди?

Подсчитайте сумму баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...