Главные вкладки

    Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения.
    материал (5 класс) по теме

    Качалова Анна Михайловна

     

    Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы – это сложный и ответственный период; от того как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача – разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл adaptatsiya_pyatiklassnikov_k_novym_usloviyam_ucheby.docx17.82 КБ

    Предварительный просмотр:

    Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы

    Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы – это сложный и ответственный период; от того как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача – разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.

    Подростковый возраст (10-15 лет)- период бурного роста и развития организма. Границы подросткового периода совпадают с обучением 5-10 классов школы.

    Родители считают детей этого возраста трудными, педагоги и психологи называют этот период «переходным», «критическим».

    Коротко основное содержание подросткового периода определяется как переход от детства к взрослости. Начало перестройки организма связано с активизацией деятельности гипофиза(нижний мозговой придаток), особенно его передней доли, гормоны которого стимулируют рост тканей и функционирование других желез внутренней секреции. Происходит интенсивный рост тела. Наблюдается возрастное несоответствие в развитии сердечно - сосудистой системы: сердце значительно увеличивается в объеме, а диаметр кровеносных сосудов отстает в развитии. Это приводит к временным функциональным расстройствам кровообращения, проявляющимся в головокружении, головных болях, сравнительно быстрой утомляемости.

    Идет половое созревание. Наиболее интенсивны эти процессы у девочек в 11 – 13 лет, у мальчиков – в 13 – 15 лет. Вследствие неравномерного физического развития всего организма, и в частности нервной системы, у подростков наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость. Эти особенности физического развития подростка должны иметь в виду и педагоги, и родители.

    Однако относить трудности развития подростков только за счет полового созревания не следует. Анатомо - физиологические изменения организма – «природа» подростка сосуществует с тем, что называют культурой, т.е.  конкретными общественно – историческими условиями жизни и развития. Изменить « природу» мы не можем, но создать условия для бесконфликтного перехода от детства к взрослости, приложив к тому максимум усилий, можем.

    Подростковый возраст иногда бывает трудным. Это утверждение и верно, и не верно. Верно, что усложнение деятельности, поведения и сознания подростков создает дополнительные трудности в их воспитании. Труден сам процесс превращение ребенка во взрослого. Вместе с тем в этом возрасте множество замечательных составляющих. Подростковый возраст – это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов, активного стремления к творческой деятельности. Подросток все больше стремится к самостоятельности во всем, его уже не устраивает простое заучивание наизусть учебного материала и его механическое воспроизведение.

    Психологи выделяют у детей такого возраста особое свойство личности, называют чувством взрослости. Во взаимоотношениях со взрослыми, подросток уже не чувствует себя ребенком, он может и желает участвовать в общем труде, иметь серьезные обязанности и поручения. Подросток – это ребенок, становящийся взрослым. Внешне подросток мало похож на взрослого: играет, дерется, шалит, скачет. Но за внешней непохожестью, за «детскостью» скрывается то незаметное, о чем часто не подозревают родители,- « взрослоть».

    В пятом классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения. Под адаптацией принято понимать – приспособление к окружающим условиям. Адаптация имеет 2 спектра -  биологический и психологический. Мы говорим о психологической адаптации учащихся – т.к. им в настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних (кабинетная система, хождение по классам), и заканчивая внутренними (установление контактов с разными учителями, усвоение новых предметов).

    Надо заметить, что с понятием «адаптация» тесно связано понятие «готовность к обучению в средней школе». Не все учащиеся начальной школы подготовлены к переходу  в среднюю одинаково. Можно выделить следующие составляющие:

    • Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала.
    • Умение самостоятельно работать, осмысливать материал.
    • Качественно иной, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.

    Большинство проблем, трудностей адаптации вызвано двумя группами причин: недостатками в обучении школьников и нарушениями характера их общения со  значимыми  людьми.

    Возрастные особенности младшего подростка:

    - потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;

    - повышенная утомляемость;

    - стремление обзавестись верным другом;

    - повышенный интерес к вопросу о «соотношении сил» в классе;

    - отвращение к необоснованным запретам;

    - повышенный интерес к спорту.

    Некоторые проблемы пятиклассника:

    - в письменных работах пропускают буквы;

    - не умеют принимать правила, хотя знают их формулировку;

    - с трудом решают математические задачи;

    - практически не владеют умением пересказа. Невнимательны и рассеяны;

    -  неусидчивы во время занятий;

    - не умеют работать самостоятельно;

    - с трудом понимают объяснение учителя;

    - постоянно что- то и где- то забывают;

    - плохо ориентируются в пространстве (в том числе и в своей тетради);

    - испытывают страх перед уроками, учителями, ситуациями, проверки знаний;

    - часто меняют приятелей, ни с кем не дружит по дому, часто бывают одиноки.

    Трудности адаптации пятиклассников в школе:

    - нежелание выполнять домашнее задание;

    - негативные характеристики  в адрес школы, учителей, одноклассников;

    - жалобы на те, или иные события, связанные со школой;

    - беспокойный ночной сон;

    - трудности утреннего пробуждения, вялость;

    - постоянные жалобы на плохое самочувствие.

    Чем можно помочь:

    - первое условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие ребенка, несмотря на те, неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

    - Создавать условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.

    - Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя. Пятикласснику не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями. Если нас, что – то беспокоит в поведении ребенка, нужно как можно быстрее обсудить это с психологом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения

    Цель работы: обратить внимание педагогов на проблему адаптации пятиклассников и те возрастные психологические, психофизические особенности детей, которые могут способствовать или препятствовать ...

    "Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения"

    В докладе представлен материал по изучению классного коллектива 5 класса.Разные виды диагностики в таблицах и диаграммах,выводы и предложения....

    Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения.

    Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы – это сложный и ответственный период; от того как пройдет процесс адаптации, зависит вс...

    «Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения»(Отчёт на педсовете)

    Отчёт на педсовете "Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения"...

    Родительское собрание в 5 классе на тему "Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения"

    В данной презентации вы найдёте материал к родительскому собранию, тема которого очень важна в жизни каждого школьника и его родителей....