Главные вкладки

    «Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения»(Отчёт на педсовете)
    материал (5 класс) на тему

    Балашова Любовь Константиновна

    Отчёт на педсовете "Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Педсовет по теме

    «Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения»

    Термин "адаптация" имеет латинское происхождение и обозначает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.

       Понятие адаптации непосредственно связано с понятием "готовность ребенка к школе" и включает три составляющие:

    • адаптацию физиологическую,
    • психологическую 
    • социальную, или личностную.

    Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья пятиклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам. Успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций свидетельствуют о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка.

    Какими должны быть пятиклассники

    Пятиклассники должны:

    • уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения;
    • уметь правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в своих делах и в случае необходимости обращаться за помощью взрослых;
    • стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно;
    • уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты;
    • иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания, помогать родителям;
    • уметь общаться с продавцом, врачом и т. д.;
    • уметь предвидеть последствия своих действий, делать безопасный, правильный выбор

    Возникающие проблемы:

    • очень много разных учителей;
    • непривычное расписание;
    • много новых кабинетов;
    • новый классный руководитель;
    • проблемы со старшеклассниками;
    • возросший темп работы;
    • возросший объем работ в классе и д/з;
    • рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных педагогов;
    • ослабление или отсутствие контроля;
    • необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи учителей; 
    • самостоятельность в работе с текстами;
    • низкий уровень развития речи;
    • слабое развитие навыков самостоятельной работы;
    • своеобразие подросткового возраста

    Признаки успешной адаптации:

    • удовлетворенность ребенка процессом обучения;
    • ребенок легко справляется с программой;
    • степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
    • удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

    Признаки дезадаптации:

    • Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
    • Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
    • Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
    • Нежелания выполнять домашние задания.
    • Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
    • Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
    • Беспокойный сон.
    • Трудности утреннего пробуждения, вялость.
    • Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

    Возможные реакции:

    • Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.
    • Поведенческая - несоответствие поведения ребёнка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).
    • Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
    • Соматическая - отклонения в здоровье ребёнка.
    • Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревоги по поводу переживания проблем в школе.

    Сроки адаптационного периода.

    • 2 – 4 недели после начала учёбы (у большинства учащихся)
    • 2 – 3 месяца после начала учёбы (у некоторых учащихся).

    Факторы, влияющие на сроки адаптационного периода.

    1.Слабые навыки решения математических задач.

    2.   Плохое владение пересказом текста.

    3    Невнимательность и неусидчивость.

    4    Частая смена приятелей.

    5.   Одиночество.

    6. Логопедический диагноз.

    7. Социальное положение.

    8. Физическое и психологическое состояние.

     

            Основная задача классного руководителя в период адаптации – создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки каждого ученика.

             

    В 5 Б классе 8 учащихся: 3 девочки и 5 мальчиков.

    У всех учащихся логопедические диагнозы разных видов.

    По физическому развитию дети разные: есть дети с крепким физическим развитием и есть дети с хроническими заболеваниями.

    По социальному статусу: есть дети из полных семей, неполных, малообеспеченных семей, семей с достатком. В классе 1 мальчик опекаемый.

    Поведение: есть дети с хорошим воспитанием, есть дети, требующие особого внимания со стороны учителей и родителей. 1 учащийся стоит на контроле в КДН.

    Для обеспечения благоприятного протекания процесса адаптации были проведены следующие мероприятия:

    На начало учебного года я, как классный руководитель ознакомилась с личными делами учащихся, характеристиками.

    • Была написана характеристика класса.
    • Был составлен социальный паспорт класса, план работы класса, план работы с родителями.
    • Оформлен классный уголок, уголок безопасности.
    • Еженедельно проводятся классные часы, которые носят как организационный характер, так и тематические. Проводились классные часы в неформальной обстановке(чаепитие)
    • Было проведено 2 родительских собрания.  

    Одно из них «Адаптация 5-классников к новым школьным условиям», второе- «Ненасильственные методы воспитания». На первом родительском собрании родители в интересах более эффективного сотрудничества между ребёнком, родителями и педагогами заполнили анкеты. Была предложена памятка в помощь родителям «Трудности адаптации в 5 классе. Рекомендации для родителей.»

    • Наблюдение за учащимися вовремя и вне учебных занятий
    • Грамотное рассаживание детей в классе с учётом их индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья и пожеланиями родителей
    • Ознакомление учащихся со следующими составляющими обучения в 5 классе: «предметы», «учителя-предметники», «урок», «перемена». «столовая», «правила поведения». «ведение дневника».
    • Знакомство с условиями проживания детей, взаимоотношениями в семье, здоровьем ребёнка.
    • Еженедельные консультации школьного психолога
    • Сотрудничество с учителями – предметниками.
    • С родителями Володькова Ивана проводились беседы в присутствии администрации.
    • С Логвиным Фёдором проводились беседы воспитательного характера с привлечением администрации и соц. педагога.
    • Проведено анкетирование «Уровень воспитанности учащихся 5 б класса» Анкетирование показало, что у большинства учащихся средний уровень воспитанности. У Луговкина Никиты ближе к хорошему.

    На своих уроках обращала внимание на следующее:

    • По возможности опрашивать каждого ученика за урок не менее 3-5 раз, т.е. осуществлять обратную связь и своевременно проводить коррекцию знаний
    • Ставить оценку не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока)
    • Стараться не только научить, а развивать мышление ребёнка средствами своего предмета
    • Стараться интегрировать задания с родственными учебными дисциплинами для обогащения знаний и расширения кругозора учащихся.

            Учащиеся 5 класса были вовлечены в подготовку и проведение совместных со старшеклассниками мероприятий, праздников и спортивных соревнований. Участвовали во всех коллективно-творческих делах школы и класса. Каждый ученик имеет в классе поручение, качество выполнения и степень участия в делах класса и школы отражается на родительских собраниях и классных часах.

          В классе между девочками и мальчиками царит доброжелательность и дружелюбная атмосфера. Что касается мальчиков класса, то за 1 четверть были несколько случаев выяснений между ними отношений. Во всех этих случаях присутствуют почти одни и те же ребята: Володьков Иван. Власенко Никита  и Логвин Фёдор. Со всеми ними проводились беседы классного руководителя, администрации школы. С родителями этих детей были проведены беседы. Путем многочисленных отдельных бесед с отдельными мальчиками, конфликт был постепенно сведен к минимуму. Таким образом, класс требует постоянного контроля со стороны классного руководителя и учителей-предметников.

    В конце I и II четвертях подвели итоги по посещаемости и успеваемости.

    Успехи есть.  В I четверти было в классе 2 хорошиста, во II четверти хорошистов стало 3. Улучшилась посещаемость. В I четверти было пропущено 102 дня, то во II четверти-54 дня.

    Можно считать, что адаптация в 5 Б классе завершена. Но проблемы у некоторых воспитанников будут на протяжении всего учебного периода в школе. Эти проблемы носят социальный характер.  

         

                   Успеваемость составила – 100%, качество знаний – 37,5%.

    Классный руководитель –Балашова Л.К.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы

    Какими должны быть пятиклассники? •уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения;•уметь правильно распределять и планир...

    Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы

    Презентация для первого собрания родителей, дети которых пришли в пятый класс. Собранный материал поможет обяснить родителям всю важность успешной и скорейшей адаптации детей в пятом классе....

    Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы

    Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. Критерием успешности адаптации выступает, прежде всего, степень сохранности психологического и...

    Педсовет "Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения"

    Выступление на педсовете заместителя директора по УВР +презентация....

    Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы. Опыт. Раздумья. Новые планы.

    Презентация используется как сопроводительный материал к выступлению классного руководителя на родительском собрании....