Педсовет по теме «Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения»
статья (5 класс)

Татьяна Николаевна Богачева

Педсовет по теме

«Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения»

 

 

Это странное слово «АДАПТАЦИЯ» Термин "адаптация" имеет латинское происхождение и обозначает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.

   Понятие адаптации непосредственно связано с понятием "готовность ребенка к школе" и включает три составляющие: адаптацию физиологическую, психологическую и социальную, или личностную. . Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья первоклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам. Успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций свидетельствуют о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педсовет по теме

«Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения»

Это странное слово «АДАПТАЦИЯ» Термин "адаптация" имеет латинское происхождение и обозначает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.

   Понятие адаптации непосредственно связано с понятием "готовность ребенка к школе" и включает три составляющие: адаптацию физиологическую, психологическую и социальную, или личностную. . Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья первоклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам. Успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций свидетельствуют о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка.

«Из начальной школы в основную».

Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. Это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи,

научиться эффективно, управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником. Учителю начальной школы предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в старшем звене и вооружил их всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками, как учебными, так и общеучебными. Не следует также забывать, что пятиклассники - это уже младшие подростки, и подходы к их обучению нужно строить в соответствии с этим возрастным периодом.

В последние годы в педагогической и психологической литературе много говорится о сложностях этого периода обучения, что он стал восприниматься чуть ли не как объективный кризис развития детей 9-10 лет, порождающий серьёзные педагогические проблемы. Оснований для такого утверждения более чем достаточно: состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, иногда недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности.

Это значит, что увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса. Для них особенно важна правильная организация адаптационного периода при переходе из начальной школы в среднее звено.

Переходный период из начальной школы в основную, сказывается на всех участниках образовательного процесса:

учащихся, педагогах, родителях, администрации школы, специалистах психолого-педагогической службы.

Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:

• сменой социальной обстановки;

• изменением роли учащегося;

• увеличением учебной нагрузки;

• изменением режима дня;

• разностью систем и форм обучения;

• нестыковкой программ начальной и основной школы;

• различием требований со стороны учителей-предметников;

• изменением стиля общения учителей с детьми.

Наблюдения за учащимися, общение с ними в этот период показывает, что они очень растерянны, не могут понять, как строить взаимоотношение с педагогами, какие требования обязательны для выполнения – к школьнику впервые

предъявляется много требований со стороны многих человек. На пятиклассника обрушивается поток информации с непонятными для него словами, терминами. Есть и такая категория детей, которые в силу своего эмоционального состояния,

создают множество организационных трудностей.

Сократить переходный период, смягчить связанные с ним факторы негативного характера – основная цель сегодняшнего педсовета

     Переход учащихся из начальной школы в основную, справедливо считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни. 

Выступление учителя начальных классов. Портрет класса.

Сложности организационного и учебного характера (обсуждение).

Обсудим в чем проявляются сложности организационного и учебного характера.

1. Большое количество учителей вместо одного порождает вариативность поведения школьников.

Одни учителя предпочитают «живые» уроки, когда дети активно работают, самостоятельно или сообща выдвигают гипотезы, всевозможные предположения, устанавливают причинно-следственные связи, вступают в учебные дискуссии,спорят с товарищами, отстаивая свою точку зрения. На таких уроках педагогу бывает сложно упорядочить высказывания детей. Однако все мы знаем, что именно в споре рождается истина.

Другие педагоги отдают предпочтение более спокойным урокам. Основными их лозунгами становятся: «Отвечаем только с поднятой рукой!», «Никаких споров и совместных решений! Это слишком шумно». К тому же придется удерживать

в голове несколько версий, высказанных детьми, и давать им оценку. А точнее, подводить школьников к пониманию несостоятельности их высказываний или в их правильности. Куда проще сказать: «Молодец! Пять» или «Неверно! Три».

Как выстроить модель своего поведения на каждом конкретном уроке? Пока ребенок решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями.

2. Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность.

Экономя время урока, педагоги порой забывают о том, что если у школьников, пришедших к ним на урок, есть волнения, тревоги, обиды, раздражения, то это не лучшим образом скажется на результатах занятия, и процесс обучения не

станет эффективным. Поэтому целесообразно посвятить 2-3 минуты на ликвидацию негативных эмоций и создание доброжелательной рабочей атмосферы урока. Особенно в этом нуждаются дети, у которых в начальной школе учитель уделял данному фактору большое значение.

3. Создание ситуации успеха для пятиклассников.

Ошибочным мнением педагогов среднего и старшего звена является признание того, что в пятом классе нужно приучать школьников к нелегкому учебному труду, а создание ситуации успеха, равно так же как и использование игровых моментов на уроке, - это удел начальной школы. Такое мнение приводит к большому разрыву в организации учебного процесса в начальном звене и средней школе. Пятиклассники еще очень нуждаются в позитивных отзывах педагога. Ситуация успеха и эмоциональные переживания, связанные с ней, продолжают оставаться действенными мотивами для успешного обучения.

4. Отсутствие коллективных средств обучения.

Следует помнить о том, что в подростковом возрасте ведущей деятельностью для школьников становится деятельность общения. Приоритеты от учителя и родителей перемещаются к сверстникам. Теперь именно они становятся наиболее значимыми в жизни подростка, в том числе и пятиклассника. Ребята хотят взаимодействовать со сверстниками и в учебной деятельности. Они с удовольствием работают в больших и малых группах, парах, парах сменного состава. Кроме того, позитивные отношения к сверстнику они переносят и на педагога, способного организовать значимое для школьников общение.

5. Наличие большей свободы и самостоятельности.

При всем положительном отношении к предоставлению свободы и самостоятельности пятиклассники порой не знают, как правильно распорядиться этими ресурсами, цену которым знает каждый взрослый здравомыслящий человек. Сферу действия свободы и самостоятельности надо планомерно расширять, одновременно показывая детям, где существуют ограничения этих факторов. Свобода и вседозволенность - это не слова-синонимы, равно так-же как и самостоятельность и отсутствие педагогической поддержки. Из-за неправильного толкования обозначенных понятий детьми часто приходится сталкиваться с нарушениями дисциплины.

8. Личностный контакт с учителями.

Не следует забывать, что пятиклассники - народ эмоциональный. И во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, то нравится и предмет. Это уже в более старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания. А пока для них важны забота и внимание со стороны учителя. В данном перечне мы обозначили далеко не все проблемы, которые могут возникнуть у пятиклашек. Однако было бы не справедливо говорить, что переходу в среднее звено сопутствуют лишь проблемы и препятствия. Есть много положительных моментов и новообразований в этом переходном периоде. Большинство школьников быстро адаптируются и легко

преодолевают все сложности. Нельзя отрицать и то, что существует категория детей, для которых пятый класс становится «облегчением». Это касается учеников, у которых не сложились отношения с учителем начальной школы, и выход в большую школьную семью спасает их от неотъемлемого клейма «бездельник», «хулиган», «лодырь», «неумеха» и т.д.

Очень нелегко вырваться из этого порочного круга. Но такие случаи нередки и известны в каждой школе.

9. Выступления учителей-предметников……..

Поэтому  смысл адаптационного  периода  в школе состоит в том,  чтобы обеспечить его естественное протекание и благополучные результаты.

Результаты наблюдений за учебным процессом в 5-м классе.

2.Результаты классно-обобщающего контроля .

1) Выступление директора школы. Анализ посещенных уроков.

2) Выступление зам. директора. Основные трудности, отмеченные в ходе наблюдения касаются самоорганизации учеников на уроках и во время перемен. Новая степень свободы, которая требует ее освоения, самодисциплины, произвольности часто заполняется стихийной деятельностью, как правило, общением, к чему в данный возрастной период наблюдается и большее предрасположение. Новый уровень сложности домашнего задания также приводит к тому, что часть учеников испытывает трудности в организации собственной деятельности по самостоятельной работе с учебным материалом. Все это свидетельствует о проблемах в операциональном и мотивационном компонентах деятельности.

 Результаты методики «Незаконченные предложения»

Текст анкеты:

1.В нашей школе мне больше всего нравится

учиться, уроки

учительница

наш класс, столовая, спортзал

что еще, допиши

2.Я больше всего люблю уроки_______________________________

3. Часто   ли  тебе  нужна  дополнительная  помощь  в  подготовке домашних заданий?_______________________________________

Напиши, кто тебе помогает_______________________

4. Моя  учительница  часто  говорит,   что   я______________

5. Мои родители говорят о школе

часто                редко               никогда

6. Мои  родители  о  моей  учебе  в школе говорят,  что я________

7. Когда  я  вспоминаю  о  4-м  классе,  то__________________________.

Учебная мотивация выражена  у____%. Очевидно, что данный уровень мотивации снижен и необходима целенаправленная работа педагогов и родителей для ее укрепления.

Среди выбираемых предметов следует отметить математику. Это трудоемкий и сложный предмет основного курса, поэтому необходимо отметить, что интерес  может быть обусловлен мастерством педагога. Наиболее любимые уроки – физкультура, изо, труд, музыка, история.

Более _____% детей необходима помощь в выполнении домашних заданий. Это говорит о переживании большинством учеников субъективной трудности учебного материала. Это указывает  скорее не на объективную трудность материала, а на необходимость семейной и педагогической помощи в организации самостоятельной учебной деятельности учеников.

_____% учеников отмечают, что учеба часто становится предметом разговоров в семье, и говорят о положительной оценке родителям учебной деятельности.

В 5 классе новая система обучения: классный руководитель, учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах.(выступления учителей-предметников).

Анализ анкеты  учащегося 5-го класса.

1. Какие предметы ты считаешь для себя лёгкими?

__________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. А какие трудными? Почему?

___________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. Доволен ли ты отношением к себе учителей?

__________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

4. Почему к некоторым учителям ты относишься лучше, чем к другим?

___________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

5. Кто твой любимый учитель? Какие качества ты особенно в нём ценишь?

__________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

6. Оказывает ли тебе какую-либо помощь классный руководитель?

__________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

7. Если бы ты был директором школы, чтобы ты изменил в школе? Твои предложения?

__________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Анализ контрольных работ по русскому языку и литературе, технике чтения.

Вывод: Следует иметь в виду, что степень и темпы адаптации у каждого индивидуальны. Обычно устойчивая приспособляемость к школе достигается в первом учебном полугодии. Однако нередки случаи, когда этот процесс не завершается на протяжении всего первого года. Сохраняется низкая работоспособность, отмечается плохая успеваемость. Такие дети быстро утомляются. К концу учебного года у них нередко выявляются ухудшения в состоянии здоровья, которые чаще всего проявляются нарушениями со стороны нервной и сердечно-сосудистой систем. Успешность адаптации во многом зависит от наличия у детей адекватной самооценки. Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Процесс этот начинается в раннем возрасте: именно в семье ребенок впервые узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача. В дошкольном возрасте у ребенка складывается ощущение благополучия или неблагополучия. Безусловно, адекватная самооценка облегчает процесс адаптации в школе, тогда как завышенная или заниженная, напротив, осложняют его. Однако даже если у ребенка адекватная самооценка, взрослые должны помнить, что начинающий школьник пока не может справиться со всеми задачами самостоятельно. Чтобы помочь ребенку преодолеть кризис одиннадцати лет, помочь адаптироваться к школьным условиям, необходимо понимание и чуткое отношение учителя, внимательность, большая любовь и терпение родителей, а при необходимости - консультации профессиональных психологов.

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ, РАБОТАЮЩЕМУ С ПЯТИКЛАССНИКАМИ

1. Необходимо согласовать требования всех учителей-предметников.

2. Уделять особое внимание организации учебного процесса школьника:

- готовность к уроку (наличие необходимых учебно-письменных принадлежностей, порядок на парте);

- правильность оформления тетради, различных видов работ; требования к ведению дневника.

3. Сделать нормой единые дисциплинарные требования: начинать  урок со звонком;  

     готовиться к уроку на перемене; прививать культуру диалога, не перебивать ни    учителя, ни ученика; поднятая рука - это сигнал вопроса или ответа;  отвечаем, выйдя из-за парты, для развернутого ответа выходим к доске.

4.Урок заканчиваем со звонком, не задерживаем детей.

5.Домашнее задание не оставляем на самый конец урока - его надо
прокомментировать, дать инструкции по оформлению.

Помните правило: домашняя работа должна приносить чувство удовлетворения ученику,       стимулировать успех. Не перегружайте детей заданиями, дифференцируйте их.

6.Учитель-предметник должен помнить, что урок в 5-м классе должен быть
с частой сменой видов деятельности, включая физминутку.

7.На уроках не должна превышаться норма письма, на всех уроках главная общеучебная задача - формирование речевых, коммуникативных умений.

8.Новые виды учебной деятельности должны сопровождаться четкими  инструкциями.

9.Учащиеся должны знать свои права и обязанности, правила поведения в кабинетах, правила по технике безопасности, правила дежурных.
Классный руководитель должен периодически повторять их с учащимися.
10.Не используйте дневник для записи дисциплинарных замечаний. Найдите индивидуальные формы работы с ребенком и семьей, контролируйте своевременность записей, заполняйте дневники вместе на классном часе.

11.Ежедневно в конце учебного дня проверяйте наличие задания на следующий день.

12.Введите правило среди учащихся помогать больным,  передавать им домашнее задание, оказывать помощь в усвоении пропущенного материала.

13.Задача учителя - знать затруднения учащихся в усвоении учебного материала,  своевременно прийти на помощь.

14.Не забывайте: «Ученик и учитель - союзники. Обучение должно
сыть бесконфликтным».

15.Учитесь учить не уча.

Анкета для учителя начальных классов (4-й класс).

1. Всего учащихся в классе –

2. Отличники –

3. Успевают на «4» и «5» -

4. Нуждаются в углубленном, ускоренном или другом обучении –

5. Ученики с одной тройкой (предмет, причина) –

6. Школьники с хорошими потенциальными возможностями,

развивающиеся медленно –

7. Учащиеся с учебными затруднениями (причины) –

8. Ученики с ослабленным здоровьем (требования к рассаживанию

слабовидящих, слабомыслящих и других учащихся) –

9. Леворукие учащиеся (левши) –

10. Одарённые, талантливые дети –

11. Ученики из малообеспеченных семей –

12. Дети, пережившие горе (потеря близких и др.), стресс, у которых есть

семейные проблемы –

13. Учащиеся с элементами социальной и педагогической запущенности –

14. Школьники с поведенческими проблемами –

В этот период классный руководитель и есть та «путеводная звезда»,

которая поможет найти выход и преодолеть менее болезненно период

адаптации. Каждый классный руководитель определяется в программе

развития учащегося с учётом преемственности и периодом адаптации (от 1

месяца до 1 года). Слово классному руководителю 5 класса.

Литература.

1.Методические материалы по психолого-педагогическому обеспечению процесса адаптации учащихся 5-х классов в средней школе / Автор-составитель Осипова Е. А. – Минск, 1998 г

2. Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. – М.: Генезис, 2003

3.Журнал "Справочник заместителя директора школы" № 8, 2010 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения"

В докладе представлен материал по изучению классного коллектива 5 класса.Разные виды диагностики в таблицах и диаграммах,выводы и предложения....

Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения.

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы – это сложный и ответственный период; от того как пройдет процесс адаптации, зависит вс...

«Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения»(Отчёт на педсовете)

Отчёт на педсовете "Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения"...

Родительское собрание в 5 классе на тему "Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения"

В данной презентации вы найдёте материал к родительскому собранию, тема которого очень важна в жизни каждого школьника и его родителей....

Педсовет "Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения"

Выступление на педсовете заместителя директора по УВР +презентация....