Интегрированное психолого-логопедическое занятие как один из приемов здоровьесберегающих образовательных технологий.
статья на тему

Борисова Елена Васильевна

 

         Объединение усилий психолога и логопеда в работе с учащимися начальных классов, у которых имеются специфические нарушения речи, позволяет успешнее решать коррекционные задачи и психологические проблемы, возникающие у детей на фоне речевой патологии.

         Нами было проведены занятия с приглашением родителей. Эти занятия показали родителям, что ребёнок нуждается в общении с ними и их поддержке.

         Мы представили различные формы работы с детьми во внеурочное время. Широко использовали на занятиях упражнения по развитию психических процессов, эмоциональной сферы и устранению речевых нарушений.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon borisova_-_statya.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Е.В. Борисова

учитель-логопед 1-ой квалификационной категории

ГБОУ СОШ №391 Красносельского района

 Санкт-Петербург

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ПСИХОЛОГО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ КАК ОДИН ИЗ ПРИЕМОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

«Сделать серьёзное занятие для

ребёнка занимательным ― вот

задача первоначального обучения».                                

        К.Д. Ушинский.

В последнее время увеличилось количество детей, испытывающих трудности при усвоении учебных программ. Одной из причин данной проблемы являются нарушения как речевых, так и неречевых функций.

Также отмечается быстрая утомляемость у этих  учащихся, снижение школьной и учебной мотивации. Такие ученики нуждаются в длительной логопедической работе уже с первых дней их пребывания в школе. Особенно необходима для них и работа психолога по развитию произвольности в познавательной и эмоционально-волевой сфере.

В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. Одним из видов здоровьесберегающих образовательных технологий можно выделить технологию обеспечения социально-психологического благополучия и эмоциональной комфортности, хорошего психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в школе и семье.

Логопед и психолог  параллельно развивают личность ребёнка в целом. Без специально организованной систематической помощи службы сопровождения психологические проблемы и речевые нарушения детей не могут быть скомпенсированы.

В связи с тем, что логопедическая работа не может и не предполагает полностью реализовать те направления, которые предусматривает психологическая помощь ученикам, мы пришли к выводу о необходимости проведения интегрированных занятий совместно с логопедом и психологом.

Наша школа является районной экспериментальной площадкой. Мы работаем не только с участниками образовательного процесса, но и с населением микрорайона. Тема экспериментальной работы «Построение модели школы здоровья – социокультурного центра». Наши интегрированные занятия – часть данного эксперимента. В настоящее время нами подготовлено несколько таких психолого-логопедических занятий («Морские приключения», «В мире животных», «В мире птиц», «Обитатели моря» и др.). Эти занятия мы проводим во второй половине дня с приглашением родителей.

Основными задачами интегрированных занятий являются:

  • повышение уровня общего речевого развития;
  • формирование устойчивого интереса к обучению;
  • совершенствование познавательных процессов (восприятия, внимания, мышления, памяти, воображения);
  • обогащение эмоциональной сферы;
  • развитие коммуникативных умений, положительных качеств личности.

Данные занятия предполагают широкое использование занимательного, игрового материала, приёмов релаксации, оздоровительных  и двигательно-речевых физминуток, гимнастик  для глаз, музыкального сопровождения, что способствует снятию усталости у детей, снижает нагрузку на нервную систему.

Также позволяют снять эмоциональное напряжение, обеспечить психологическую разгрузку учащихся:

  • игровые технологии;
  • эффектные картинки;
  • оригинальные способы подачи заданий;
  • проведение занятий в форме воображаемого путешествия.

Так как современная школа ориентирована на внедрение в учебный процесс ИКТ, занятия проходят с использованием компьютерных презентаций, которые помогают более успешно вовлекать учащихся в процесс обучения, дают возможность им  проверять  задания  сразу после  выполнения, совершенствовать навыки самоконтроля.

Разнообразие форм работы с учащимися на занятии в сочетании с демонстрацией видеоряда создаёт у детей эмоциональный подъём, повышенный интерес к  теме за счёт новизны её подачи, снижает утомляемость учащихся, позволяет обеспечить  высокий уровень их познавательной активности не за счёт их здоровья.

Интегрированное построение занятия помогает педагогам создать ситуацию успеха, эмоционально-положительную атмосферу, сжигающую тревожность и устраняющую страх ребёнка допустить ошибки, предоставить возможность каждому ребёнку высказать свою мысль, повышать желание детей активнее включаться в работу.

В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости  работоспособность учащихся на таких занятиях заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний и к более высоким результатам.

По окончании занятий ученики покидают класс  с хорошим настроением, чувством удовлетворения от работы, поскольку в течение всего времени отрицательные факторы отсутствуют.

Успешное преодоление речевого недоразвития зависит не только от тесной и слаженной работы педагога-психолога и учителя-логопеда, но и в большей степени  от взаимосвязи с родителями.

Одним из ведущих условий для системы коррекционных мероприятий с учащимися, имеющими речевые нарушения, является обязательное участие семьи в данном процессе.

Родители чаще всего не только не имеют представления о том, как можно помочь ребёнку, на что обратить внимание, но и не придают нарушениям речи серьезного значения. Не знают над чем поработать в первую очередь, какие психические функции  развивать у ребенка, как  заниматься с ним в домашних условиях.

Для специалистов важно приобщить родителей  к  коррекционной работе, ознакомить их  с приёмами обучения, развивающими технологиями, различными играми, действенными формами оказания помощи ребёнку.

Целью нашей работы стало вовлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс, создание условий для совместной игровой и развивающей деятельности, оказание помощи родителям в овладении простыми и эффективными способами  коррекции  речи и психических функций у детей.

Интегрированное занятие с родителями ― одна из форм такой работы.

Совместные занятия для обучающихся и их родителей должны быть праздником, вызывать  интерес  как  в познавательном, так  и в образовательном отношении, удивлять нестандартностью форм их проведения.

Первая «проба пера» - занятие во вторых  классах «На Острове радости».

Цели занятия:    

1.  Развитие фонематических процессов;

2. Уточнение и обогащение словаря по теме занятия;

3. Формирование навыка орфографической зоркости, закрепление навыка правильного чтения;

4. Развитие зрительного внимания и восприятия, графо-моторных навыков, мыслительной деятельности,  параметров внимания.

5. Учить, с помощью мимики, отражать свое чувство радости, понимать по выражению лица чувства другого.

6. Развивать умение играть в психологические игры и высказывать свое мнение об игре.

Родителям были показаны:

  • различные формы работы с детьми, способствующие развитию речи и психических процессов;
  • необходимость частой смены видов деятельности;
  • чередование устных и письменных заданий.

Занятие показало родителям, что  ребёнок нуждается в общении с ними  и  их поддержке, что  учение может нести детям радость и вселять в них  уверенность  в свои  возможности.

Участникам встречи было предложено отправиться в весёлое путешествие. А куда, они должны определить, отгадав загадку про остров.

Загадка:

              Он в океане затерялся,

              Есть там и пальмы и песок…

              Там солнце светит ярко,

              Там очень-очень жарко.

              Попасть туда совсем не просто,

              Ведь он такой далекий… (Отгадка: остров)

В занятия, проведенные для вторых и третьих классов, мы включили следующие задания:

  1. Беседы-рассуждения по картинкам:
  • звуко-слоговой анализ слов;
  • «Почему люди улыбаются?»;
  • составление предложений;
  • «Кабы не было зимы …» (каждое время года прекрасно по своему, но почему мы бы грустили, если бы не было зимы).
  1. Психологические игры (с мячом, по цепочке, соревнования, двигательные):
  • «Чему радуются люди?»;
  • «Весёлые кричалки»;
  • «Зоопарк» (изображение животных с помощью мимики и жестов, а остальные должны догадаться, что это за животное);
  • «Спасибо за счастье».
  1. Письменные упражнения:
  • кроссворд, разгадывая который можно узнать, какое чувство испытывали сказочные герои (для 3 класса);
  • исправь ошибки;
  • прочитай наоборот;
  • филворд с ключевым словом «доброта» (для 3 класса);
  • напиши правильно (вернуть на место перепутанные названия времен года).

Занятие имело огромный успех. Вот некоторые отзывы родителей.

«Больше всего на занятии  понравились интерес, оживлённость  детей, разносторонние задания (логика, речевые упражнения, двигательная активность».

«Занятие проходило очень весело, интересно, с высокой активностью детей. Все дети участвовали в играх и упражнениях».

«Большое спасибо педагогам за занятие. Хотелось бы, чтобы такие занятия проводились ещё! Желаю нашим преподавателям здоровья, терпения. Большое спасибо!!!»

«Всегда оставаться такими добрыми и отзывчивыми с детьми. Желаем Вам профессиональных успехов!»

Эти отзывы  вдохновили нас на дальнейшее продолжение работы в данном направлении.

Проведенная работа позволила сделать вывод, что подобные занятия становятся для детей и их родителей настоящим праздником,  вызывают у них живой интерес и желание родителей сотрудничать со школой.

Литература

  1. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.; 2006.
  2. Крюкова С.В., Слободяник Н.П.Удивляюсь, злюсь,   боюсь и радуюсь.- М.: Изд-во «Генезис», 2000.
  3. Агафонова И.Н. Программа «Я и мы», Социально-психологическое обучение детей 6-10 лет. – СПб.; 2001г.
  4. Ефиминкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.; 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих образовательных технологий в школе. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты"

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитии, прочность знаний, вера в свои силы…»В.А.Сухомли...

Здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках немецкого языка.

Обучение - самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на здоровье школьников. Интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения, ранее ...

Использование здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках английского языка. Игровые технологии.

По современным представлениям целостное здоровье человека имеет три составляющие: 1) физическое здоровье, или здоровье тела, которое подразумевает наличие у организма человека р...

Интегрированное психолого-логопедическое занятие

Занятие можно проводить на коррекционных занятиях в 4-5 классах для учащихся с ограниченными возможностями здоровья....

Организация и планирование занятия в творческом объединении отделения дополнительного образования с использованием здоровьесберегающих образовательных технологий

Здоровьесберегающие образовательные технологии на занятиях оркестра в объединении отделения дополнительного образования....