Родительское собрание «Роль семьи в формировании личности»
материал (6 класс) на тему

Микеладзе Светлана Сергеевна

Цели:

1)       выявление особенностей взаимоотношений между ре­бенком и родителями;

2)       разработка основных правил семейного воспитания

Участники: классный руководитель и родители учащихся.

Подготовка: За 1 - 2 недели до собрания в классе среди учащихся проводится анкетирование «Ребенок и его семья», в котором учащиеся оценивают свое положение в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_6.docx40.58 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Роль семьи в формировании личности»

Цели:

  1. выявление особенностей взаимоотношений между ребенком и родителями;
  2. разработка основных правил семейного воспитания

Участники: классный руководитель и родители учащихся.

Подготовка: За 1 - 2 недели до собрания в классе среди учащихся проводится анкетирование «Ребенок и его семья», в котором учащиеся оценивают свое положение в семье.

Анкета «Ребенок и его семья»

  1.   Меня почти во всем поддерживают.
  2.   У нас бывают разногласия, даже ссоры.
  3.   Мне бывает трудно дома.        
  4.   Ко мне предъявляют слишком высокие требования в учебе.
  5.   Меня во многом ограничивают.
  6.   Дома считаются с тем, что бы мне хотелось иметь из одежды, с другими нуждами.
  7.   Мне дают карманные деньги.
  8.   У нас дома бывают одноклассники, друзья.
  9.   Мне хотелось бы иметь больше самостоятельности.

10. Родители заняты только собой.


         
Варианты ответов:

  • практически всегда;
  • иногда;
  • почти никогда.

Оформление, оборудование и инвентарь.        ,

I. На доске представлена мини-анкета «Общение детей и родителей в лицах».

          1. С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребенком?]

  1. С каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребенок?
  1. Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребенка во время общения с вами?

II. На столах бланки с анкетами, чистые листы, ручки.

Ход собрания.

Когда всё внимание обращено на меня и родители замерли в ожидании, я прошу показать мне правую руку, потом - левую. Помахать мне правой рукой, потом – левой, посмотреть на человека сидящего справа, потом – слева. Послать мне воздушный поцелуй. И говорю, о том, что мне приятно их внимание, что я ощутила их тепло, увидела блеск в глазах, который, надеюсь, не погаснет на протяжении всего собрания.

  1. Информационная часть.

ПОКИНУТ СЧАСТЬЕМ БУДЕТ ТОТ,
КОГО РЕБЕНКОМ ПЛОХО ВОСПИТАЛИ,
ПОБЕГ ЗЕЛЕНЫЙ _ ВЫПРЯМИТЬ ЛЕГКО,
СУХУЮ ВЕТВЬ – ОДИН ОГОНЬ ИСПРАВИТ.

Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас сегодня, рада тому, что вы откликнулись на наше приглашение.

Сегодня мы несколько изменим привычный ход родительского собрания, мы не будем говорить сегодня о вопросах успеваемости и дисциплины ваших детей, мы поговорим о том, что их волнует и беспокоит.

Уважаемые родители, давайте сегодня поговорим о ваших детях, о том, какую роль в их воспитании играют семья и школа, так как семья и школа — это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка

Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с ними своей добротой, опытом, знаниями.

Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе, когда он еще не приобрел нужной способности к самоуправлению своими чувствами и поведением. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь зачастую именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов.

Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям при решении ими многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка.

Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых — отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.

Самое главное для ребенка — чтобы его любили таким, какой он есть.

Я надеюсь, что сегодняшний разговор поможет избавиться от конфликтов и ссор, поможет родителям понимать своих детей, а детям быть добрее и нежнее по  отношению к родителям. Поэтому я предлагаю работать под девизом “Давай никогда не ссориться!”

Ссор и конфликтов не будет, если родители и дети смогут понимать друг друга. Для этого нужно научиться вставать на место другого, обладать определенными качествами. Давайте попробуем в  обговорить критерии , при которых дети смогли бы сказать о родителях: “ У меня хорошие родители…”, а родители о детях – “У меня хорошие дети…”.

Давайте представим что вы -  дети,  вам задание: 

разработать критерии для взрослых  “Хорошие родители – это…”  (30  секунд вам даю,) (Ответы детей: добрые, отзывчивые, понимающие, умные, ласковые, справедливые, честные, здоровые, щедрые, счастливые.)

А теперь давайте наоборот, «Хорошие дети это…. (Ответы родителей: послушные, внимательные, исполнительные, аккуратные, любящие, имеющие много друзей, веселые, жизнерадостные, уважающие старость, понимающие юмор.)

Слайд 4. Посмотрите вот они  общие правила поведения, выработанные учащимися и родителями.

Чтобы не ссориться, нужно:

– Никогда не повышать голос друг на друга.

– Уметь дать совет и выслушать совет другого.

– Стараться понять друг друга в любой ситуации

– Уметь поддержать в трудную минуту.

– Доверять друг другу.

– Уметь слушать и слышать друг друга.

Семья – это самые близкие и родные люди, это ласка , тепло, забота. Но, одновременно, это обязанности, ответственность, дисциплина, и не только со стороны взрослых, но и детей. Очень сложно найти равновесие, не сорваться, оставаться всегда тактичным и мудрым. Мы все это прекрасно знаем, как, иногда, раздражаешься, срываешься, переходишь на крик.

Я предлагаю вам обсудить следующие  житейские ситуации: слайд5

Ситуация 1. Мальчик поздно возвращается домой. Родители, заждавшись, налетают на него с упреками и криками, не давая ему высказаться. Мальчик уходит спать, так и не объяснив ничего родителям. Позже раздается телефонный звонок, и родители узнают, что их  ребенок задержался по  очень уважительной причине.

-Это могло быть  реальной ситуацией?

-В чем сложность данной ситуации?

Подведение итога. В том, что мальчик опоздал, не позвонил, есть, конечно, и его вина, но надо понять, что в этот момент было что-то более важное для него.

Отсюда следует правило: Я забываю часто о сложных лабиринтах детства. Поэтому я позволяю детям помочь мне найти выход в сложившейся ситуации.

Как заранее предусмотреть такие проблемы, как задержка после уроков, поздний приход домой, отвлечение от нужных домашних дел?

Слайд 6.

Все это вполне реально можно обсудить со свои ребенком, но не в стиле указания, а в стиле совета, обмена мнениями, чтобы ребенок умел понять, почему вы волнуетесь в данной ситуации, к чему это может привести. И еще: умейте прощать даже то, что прощать трудно. Любовь и справедливость – вот что надо нашим детям постоянно.

 Слайд 7. Ситуация 2. Многим из нас знакомы чувства, которые мы с радостью несем домой в семью. Кого-то из нас повысили на работе в должности, кого-то наградили или еще что-то в этом роде. Как нам хочется в этот момент с кем-нибудь поделиться, быть выслушанным.

Сама домашняя среда объективно способствует возникновению доверия и искренности. Но, разумеется, не во всех семьях складывается ситуация доверительного общения. Нам, взрослым, часто кажется, что только наши новости достойны того, чтобы их обсуждать, чтобы о них узнали все члены семьи. А часто ли мы слушаем друг друга?

Сцена из жизни.

Девочки идут из школы и обсуждают, что будут делать дома. Одна из них говорит, что мама только что приехала и сейчас девочка ей сообщит новости за три дня.

Но как только девочка входит в дом, мам тут же спрашивает об оценках, ругает за неряшливый вид и отправляет делать уроки, ссылаясь на свою усталость. Огорченная девочка уходит в свою комнату.

Учитель. Вспомните, не доводилось ли кому-то из вас быть в подобной роли. И, наверное, такие случаи бывали не раз и никак не заостряли ваше внимание, тем более вы и подумать не могли, что поступаете как-то не так.

Давайте все-таки разберемся вместе, что скрывается за подобным поступком родителей, и все ли в данной ситуации педагогически оправдано?

Слайд 7.8.

Какой же должна быть подлинная родительская любовь? Каким вырастет ребенок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений. Положение бывает различным: благополучным, когда семья, родители проявляют разумную заботу о ребенке, когда его воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, когда заботятся не только о нем, но и он заботится обо всех, когда его уважают и он уважает других; и неблагополучным, когда он - баловень семьи, а затем нередко - деспот семьи, либо изгой и растет как сорная трава, либо он - «квартирант», которому нет дела до семейных проблем.

II. Практическая часть.

Иногда противоречия между детьми и родителями ярко выражены, иногда им не придается большого значения. Сейчас мы предоставим вам возможность взглянуть на некоторые ситуации, возникающие в семье, глазами ваших детей, а потом сравнить свои ответы с их взглядами и проанализировать результаты сравнений.

Перед вами лежат бланки с вопросами анкеты «Ребенок и его семья». Ваша задача - попробовать поставить себя на место вашего собственного ребенка и ответить на вопросы так, как ответил бы он, т.е. взглянуть на ситуацию его глазами.

(Родители отвечают на вопросы анкеты. После этого им для сравнения раздаются ответы их детей. После собрания классный руководитель собирает ответы детей и родителей для дальнейшего анализа ситуации в семье.)

Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как надо себя вести, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. В чем здесь причина? Может быть, все дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети — наши постоянные свидетели, они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы ни старались это скрыть.

А может, все дело в том, что дети учатся жить у жизни.

Попробуем выяснить, чему же может научиться ребенок, когда он оказывается в определенных ситуациях. Родителям предлагается закончить предложения:

Если:

  1.  ребенка постоянно критикуют, он учится… (ненавидеть);
  2.  ребенок живет во вражде, он учится…(быть агрессивным);

3)  ребенок растет в упреках, он учится…(жить с чувством вины);

  1.  ребенок растет в терпимости, он учится…(понимать других);
  2.  ребенка хвалят, он учится…(быть благородным);

6)          ребенок растет в честности, он учится…(быть справедливым);

  1.  ребенок растет в безопасности, он учится…(верить в людей);
  2.  ребенка поддерживают, он учится…(ценить себя);

9)  ребенка высмеивают, он учится…(быть замкнутым);

       10) ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится…(находить любовь в этом мире).

По окончании работы проводится коллективное обсуждение вариантов ответов. Родители пытаются отстоять свою точку зрения.

Всем нам хорошо известен художественный фильм «Доживем до понедельника». Один из героев фильма, ученик выпускного класса, написал в своем сочинении: «Счастье – это когда тебя понимают!».

Большинство ребят просят понимать их. Что это значит «понимать»?!

Понимать – сопереживать ребенку в его радостях и невзгодах, больше терпеть, чем осуждать, уважать его мнение, а главное, принимать и любить его таким, каков он есть!

Обзор выставки рисунков на тему «Моя семья»

Всегда ли мы понимаем своих детей?! Обратите внимание на выставку рисунков, не забыли ли ваш сын или ваша дочь нарисовать вас, не нарисовали ли ваши дети между собой и вами воображаемую преграду: стол, стул и др.

III. Заключительная часть.

Что же можно сказать в заключение? У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас в большей степени зависит, каким вырастет ваш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут найти выход в сложной ситуации. Важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения.

Родительская мудрость заключается в том, чтобы родители смогли найти ту золотую середину в отношениях с детьми, которая включает в себя терпение и осуждение, радость и гнев, бурю и покой. Трудно это?! Бесспорно. Этому надо учиться. Учиться из книг, из жизни благополучных семей, и как ни парадоксально, учиться у своих детей!!!

IV. Решение родительского собрания формулируется на основе высказанных родителями идей и предложений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Роль семьи в формировании личности"

Родительское собрание «Роль семьи в формировании личности»Ход собрания На доске В.А. Сухомлинский. «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их».Уважа...

Презентация родительского собрания "Роль семьи в формировании личности"

  Презентация является приложением  к родительскому собранию "Роль семьи в формировании личности".для родителей обучающихся 5 класса....

Родительское собрание "Роль семьи в формировании личности"

Родительское собрание "Роль семьи в формировании личности"...

Общешкольное родительское собрание"Роль семьи в формировании личности"

Доклад с элементами игры на общешкольном родительском собрании...

Родительское собрание "Роль семьи в формировании личности"

Семья и школа - это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка....

родительское собрание РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ

Цель: - обеспечить интеграцию усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности учащихся.Задачи:- создать условия для формирования готовности коллектива родителей к сотрудничеству;- фо...

Родительское собрание «Роль семьи в формировании личности»

Мультимедийное пособие. Родительское собрание "Роль семьи в формировании личности". Три задачи школы:воспитание, обучение , просветительство....