Родительское собрание (круглый стол) "Роль семьи в воспитании нравственных ценностей"
материал на тему

 

Цели: 1. Повышение педагогической культуры родителей, пополнение их арсенала и

            знаний по нравственному воспитанию ребенка в семье.

            2. Формирование в родителях умения воспитывать в детях нравственные качества.

 

 

Задачи: 1. Обсудить с родителями проблемы нравственности.

               2. Провести практическую работу по решению педагогических ситуаций.

      

               3 Организовать обмен мнениями по воспитанию нравственных качеств.

             4. Пропаганда успешного опыта семейного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_semi_v_vospitanii_nravstvennykh_tsennostey.docx21.14 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание (круглый стол).

Роль семьи в воспитании нравственных ценностей.

Здравствуйте, уважаемые родители!

Слайд 1. «Если ты думаешь на год вперед – посади семя. Если ты думаешь на десятилетия вперед – посади дерево. Если ты думаешь на век вперед – воспитай человека» - гласит восточная мудрость.

Сегодня мы говорим о «Нравственном воспитании детей в семье».

Какого человека мы называем нравственным?

 (Нравственность – это умение и желание человека жить по моральным нормам, правилам, принципам).

Проблема воспитания нравственной личности актуальна во все времена.

От того насколько нравственными, добрыми, порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье  общества, а нам с вами в этом обществе жить. И семья в воспитании нравственности играет главную роль.

Что влияет на формирование мировоззрения подростка?

Социологические данные

Слайд 2. Давайте посмотрим на социологические данные:

  • влияние улицы – 10%.
  • влияние школы – 20%
  • СМИ – 30%
  • семья – 40%.

Воспитательный процесс, а тем более внесение в него коррекции, лучше начать с анализа.,

Предлагаю написать на листке то качество характера, которое, по вашему мнению, более всего вредит вашему ребенку:  

Слайд 3. равнодушие, жестокость, лень, черствость, эгоизм, нерешительность, малодушие, …

Скажите, какое качество каждый из вас выделил?

(Ответ родителей)

Итак наша задача оградить ребенка от нежелательных качеств и воспитать духовность.

 Доброта, отзывчивость, милосердие - вот основа высокой духовности.  Сочувствие и готовности творить добро – первое, что мы должны воспитывать в ребенке.

 Я предлагаю вам вернуться в ваше детство и вспомнить:

Слайд 3.

  • Кто преподал вам первые уроки доброты?
  • Из-за чего вы огорчались?
  • Приходилось ли вам сталкиваться с появлением жестокости?

Вывод: очень важно воспитывать в детях милосердие, но надо это делать с опорой на их жизненный опыт, чувства, используя при этом соответствующую ситуацию, когда ребенок ощущает переживания другого и отвечает на него собственными переживаниями, чувства не навязываются, а пробуждаются, не искусственно, а искренне. Важно помнить: доброта воспитывается добротой и любовью.

Слайд 4. Ситуация 1. Ребенок принес с улицы бездомного котенка. Что вы ему скажете?

( в любом случае ситуацию с котенком надо решать позитивно. Нельзя отнестись к ней равнодушно или проявить жестокость. Надо сформировать модель будущего поведения ребенка по отношению к окружающим, нуждающимся в помощи.

Слайд 5. Ситуация 2. Ребенок пришел из школы и делится радостью: «Я получил «5», а у Наташки «двойка». Что вы ответите?

Вывод. Отсутствие сочувствия и сопереживания противоречит нашей национальной ментальности.

Страшным проявлением безнравственности является жестокость.

  • Иногда жестокость выступает средством достижения какой-нибудь цели.

(отнять что-либо).

  • Способ самоутвердиться среди сверстников.
  • Неприязненные отношения в семье, когда родители сами проявляют жестокость по отношению к своим детям, между супругами часто возникают ссоры, хамство, оскорбление и крики.

Задача родителей – никогда не проявлять по отношению к своим детям грубые и жестокие поступки, чаще включать в общение доброе слово и ласку, а также научить детей уступать, договариваться и управлять своими эмоциями и конечно родителям необходимо более внимательно относится к покупке компьютерных игр и выбору телепередач для просмотра детьми.

Все мы хотим, чтобы наши дети выросли порядочными, добрыми. Ребенок это  подсолнух – поворачивается к добру как к солнцу. Если мы хотим видеть наших детей добрыми, для этого надо доставлять ребенку радость общения с нами. Это может быть радость совместного познания, совместного труда, совместного отдыха. Доброта начинается с любви к людям, прежде всего, к близким и природе.

Из опыта воспитания доброты.

Вывод: Дети учатся любви и доброте у нас, надо проявлять доброту на деле, а не на словах. Ничто не приносит вреда воспитанию доброты как расхождение образа жизни взрослых с их наставлениями.

Важнейшим условием развития нравственных качеств является воспитание трудолюбия. А сейчас ответьте на вопросы.

(да – красный кружок, нет – синий) Слайд 6.

  1. Любит ли ваш ребенок трудиться?
  2. Может ли он выполнять работу по дому самостоятельно?
  3. Можете ли вы позволить себе не контролировать выполнение ребенком домашней работы?

Основная цель домашнего труда ребенка – воспитательный эффект. Необходимо помочь ему ощутить пользу своих трудовых усилий. Дети младшего школьного возраста с удовольствием берутся за любые дела, но при этом их больше привлекает процесс труда, чем результат, их трудовая активность зависит от внимания окружающих и их позитивной реакции.

Основной причиной, которая сдерживает привлечения детей к труду является длительная опека. Сначала родители убирают за маленьким ребенком игрушки, а потом уже чуть позже, когда он идет в школу, собирают ему ранец. Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на жертву: всю домашнюю работу берут на себя.  И вырастают таким образом потребители. Необходимо приучать детей выполнять любую домашнюю работу, внушая детям, что любой труд, направленный на благо , благороден.

Опыт воспитания трудолюбия.

Вывод: У ребенка в семье должны быть постоянные обязанности, которые способствуют воспитанию ответственности за порученное дело. Какие факторы влияют на воспитание трудолюбия? Это прежде всего надо поощрять ребенка за самостоятельность и инициативу, качество выполненной работы. Если у ребенка что-то не получилось, не раздражаться, а терпеливо объяснить ему еще раз.  Надо чаще практиковать совместный труд детей и взрослых и никогда не наказывать ребенка трудом, это вызовет у него отвращение к труду. Ребенок должен видеть, что труд – это не наказание, а возможность сделать свою жизнь лучше.

Честность не менее важное качество, которое мы хотим видеть в своих детях.

Слайд 7. Ситуация 1. Учитель сообщает родителям о каком-либо проступке ребенка. Ребенок отрицает это. Родители не замечали за ребенком подобного поведения, поэтому не верят учителю. Но, побеседовав с детьми в классе, они выяснили, что ребенок солгал. Как бы поступили вы?

Когда вы узнали о каком-то  проступке ребенка не от него, а от посторонних людей,  ни в коем случае не начинайте разговор с обвинений и угроз - это может иметь обратный результат. Наш гнев лишь утвердит ложь как средство, с помощью которого можно избежать наказаний и упреков. Надо создать такие взаимоотношения в семье, чтобы у ребенка не было потребности обманывать. Если дети нам доверяют, не боятся нас, если у них есть возможность спокойно объяснять свое поведение, будь оно хорошее или плохое, тогда нет нужды говорить неправду.

Особое значение в воспитании честности играет поведение взрослых, личный пример родителей, близких людей. Взрослые должны быть честны даже в мелочах. Маленькие дети не понимают двойной морали. Если вы простите ребенка отвечать по телефону, что вас нет дома, то дети усвоят навыки такого поведения и честность их будет иметь такой же относительный характер.

Коллективизм, радость дарить добро.

Слайд 8. Ситуация 3. Всем классом дети выехали на природу. Они играли, пели песни, обсуждали дела класса, строили планы на будущий год. Наконец наступило время еды. Все ребята расположились на поляне, разложили свою еду. Две девочки встали и отошли от класса. Укрылись в тени деревьев и стали кушать вдвоем. На приглашение учителя принять участие в общей еде ответили отказом.

Вывод. Семья должна учить ребенка не только законам человеческого существования, но и законам совместного проживания. Надо учить ребенка радости давать и дарить. Не упускайте возможности предоставить ему повод и шанс почувствовать как приятно дарить подарки, делать добрые дела и в ответ получать благодарность от друзей и близких.

У каждого человека, будь он взрослый или ребенок, есть удивительная возможность – возможность мечтать. Иногда мечты сбываются. Давайте и мы сейчас немного помечтаем.  Представим, что наши дети заканчивают школу. Символом их юной жизни будет молодое деревце. Каким вы хотите видеть своего ребенка? Какие нравственные качества у него будут сформированы? Вы обратили внимание, что на этом  дереве совершенно нет листьев.  У вас на столе лежат зеленые листочки, вот на них и напишите те нравственные качества, которые вы хотите видеть в своих детях и поместите их на ветки деревца. А на одном листочке пускай каждый из вас напишет , какую профессию вы хотели бы, чтобы выбрали ваши дети. Но этот листочек пока не прикрепляйте. Доброта, целеустремленность, отзывчивость, непреклонность, сострадание,  дружелюбие, уверенность, хозяйственность, великодушие,  решительность, чуткость, настойчивость, милосердие.

(Под спокойную музыку родители выполняют практическое задание)

Посмотрите каким красивыми стали ваши деревца. Ваши дети будут…. Но для того, чтобы будущее было счастливым, надо очень и очень постараться. Родительство – ответственный труд. Здесь никто не может рассчитывать на быстрый успех и абсолютную компетентность. Быть родителем – это совершенно особая творческая деятельность, в ходе которой создается не книга, не картина, а новый человек.

Сегодняшняя встреча наша с вами подошла к концу. Хотелось бы верить, что наша встреча была полезной.

Всем большое спасибо за участие в сегодняшнем нашем разговоре. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему «Роль семьи в формировании личности»

«Главными воспитателями своих детей являются родители. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья» Но как писал Макаренко «семьи бывают хорошие и семье бывают плохие. Поручиться ...

Родительское собрание на тему"Роль семьи в формировании личности"

Данную презентацию рекомендуется использовать на родительском собрании в основной школе. Цель: анализ взаимоотношений родителей и подростков, поиск способов взаимн...

Родительское собрание для пап "Роль отца в воспитании детей в семье"

Мероприятие  раскрывает роль и  задачи отцовства в современных семьях. Дает рекомендации и советы на многие актуальные вопросы....

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ (УСТАНОВОЧНОЕ) ТЕМА: «Роль семьи в воспитании ребенка»

Родительское собрание-установочное позволяет сблизиться педагогам и родителям, которые работают над одной проблемой - "Воспитание детей"...

Роль семьи в воспитании нравственных ценностей

Материал для проведения родительского собрания по нравственности....

Лекция для родительского собрания на тему: « Роль семьи и школы в воспитании здорового поколения»

Большую роль играет в решении этой проблемы семья.У школы три задачи: воспитание, обучение, просветительство. Школа может помочь иногда при решении многих вопро...

Тематические родительские собрания, круглые столы по психолого-педагогическому просвещению родителей, организация консультации, индивидуальных бесед помогают родителям задуматься над проблемами воспитания детей, разобраться в некоторых спорных вопросах

Тематические родительские собрания, круглые столы по психолого-педагогическому просвещению родителей, организация консультации, индивидуальных бесед  помогают родителям задуматься над  ...