Родительское первое собрание в 5 классе "Давайте знакомиться"
методическая разработка (5 класс) на тему

Левина Ирина Михайловна

Рекомендации в проведении первого родительского собрания в 5-ом классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание № 1   ( 5 класс)

«Давайте знакомиться»  

«Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку: единение умов и рук, сосредоточение сил может стать почти всемогущим…» Д.Уэбстер

«Лучше зажечь свечу, чем всю жизнь проклинать темноту…» Ф.Абрамов

«Счастье мыслящего человека состоит не в том, чтобы играть в жизни милыми игрушками, а в том, чтобы вносить как можно больше света и теплоты в существование всех окружающих людей».  Д.И.Писарев

«Как редко ребенок бывает таким, как нам хочется…»     Януш Корчак

«У ребенка свое особое умение думать и чувствовать, нет ничего глупее пытаться подменить это умение нашим…»  Жан-Жак Руссо

«Чтобы судить о человеке, по крайней мере, надо войти в тайну его мыслей, его несчастий, его волнений…» Оноре де Бальзак

(Первое родительское собрание-встречу уместно проводить в конце августа. Это позволяет, во-первых, заранее познакомиться с родителями учеников, которые переступают порог школы и класса впервые, настроить семьи на необходимость общения со школой, педагогами, во-вторых, создаст определенный оптимистический настрой на учебную деятельность, снимет боязнь семьи перед школой и учителями.)

Цель родительского собрания: знакомство классного руководителя с родительским составом класса; знакомство родителей с родителями вновь пришедших учащихся, определение перспектив развития детского коллектива.

Задачи: создать эмоциональный настрой на совместную работу, атмосферу взаимного доверия между родителями и классным руководителем; изучить ожидания родителей; ознакомить родителей с основными направлениями воспитательной деятельности в среднем звене школы; провести выборы родительского комитета.

Форма проведения – торжественное собрание (с элементами трененга).

Участники: родители учащихся 5 класса, классный руководитель, школьный психолог, представитель администрации школы.

Подготовительная работа к собранию:  (классная комната должна быть  с компьютером, проектором или смарт-доской для презентации темы собрания)

1) приглашение на первое родительское собрание родителей учащихся 5 класса за 1-2 недели до проведения собрания пригласительными письмами; приглашение на собрание представителей школьной администрации

2) изучение классным руководителем личных дел учащихся с целью составления социального паспорта класса;

3) подготовка анкеты для родителей (визитной карточки семьи);

4) сбор и анализ информации по вопросам: особенности учебной работы в пятом классе, основные направления воспитательной работы деятельности, права и обязанности классного руководителя в среднем звене;

5) изучение ожиданий пятиклассников от нового учебного года. Мини-сочинения «Мои ожидания от пятого класса»;

6) изготовление учащимися класса визиток своих родителей (таблички с указанием фамилии, имени и отчества обоих родителей);

7) подготовка места для раздевалки родителей.

Оформление помещения – классной комнаты, оборудование.

Столы расставлены по кругу, на столах визитки родителей, выполненные руками учащихся. Это позволит с первого собрания ознакомиться с родителями, обращение по имени отчеству располагает к доверительному взаимодействию. Стулья стоят внутри круга. На школьной доске (или на смарт-доске) – тема родительского собрания.

На столах бланки с анкетами, чистые листы бумаги и ручки.

                           Анкета для родителей

1. Фамилия, имя и отчество матери  ___________________________________________

2. Год рождения, образование _________________________________________________

3. Место работы, должность, контактный телефон ________________________________

___________________________________________________________________________

4. Фамилия, имя и отчество отца _______________________________________________

5. Год рождения, образование __________________________________________________

6. Место работы, должность, контактный телефон _________________________________

____________________________________________________________________________

7. Домашний адрес, телефон ___________________________________________________

8. Количество детей в семье (имя, возраст, что посещает) ___________________________

____________________________________________________________________________

9. Условия проживания семьи (отдельная благоустроенная квартира, общежитие, собственный дом, не имеют собственного жилья (съемное)  _________________________

10. Условия для занятий ребенка (отдельная комната, письменный стол в общей комнате,

стол совместно с другими детьми) _______________________________________________

11. Личностные особенности ребенка (замкнутость, лидерство, тревожность, отсутствие самостоятельности и др.) _______________________________________________________

12. Дополнительные сведения (статус одинокой матери, вдова/вдовец, многодетная семья, чернобыльцы, инвалиды, беженцы, родители-студенты, родители-пенсионеры и др.) ____

_____________________________________________________________________________

13. В каких делах класса вы смогли бы помочь:

- Проведение бесед с учащимися на специальные темы.

- Организация экскурсии.

- Помощь в изготовлении пособий, в ремонте класса, мебели.

- Помощь в организации поход, поездок, досуговой деятельности.

- Другое ____________________________________________________________________

Можно провести анкетирование с пятиклассниками тоже заранее.

Анкета «Вот я какой!»

1. Меня зовут ____________________

2. Мне лет_(я родился) _________________________

3. У меня глаза __________________

4. У меня волосы _______________________

5. Улица, на которой я живу, называется  и номер дома ___________________

6. Моя любимая еда___________________________________

7.Мой любимый цвет ________________________________

8. Мое любимое животное ________________________________

9. Моя любимая книга_________________________________________

10. Моя любимая телепередача __________________________________________

11. Самый прекрасный фильм, который я видел______________________

12. Я люблю в себе ________________________________

13. Моя любимая игра ___________________________

14. Моего лучшего друга зовут ______________________________

15. Страна, в которую я хотел бы съездить________________________

16. Лучше всего я умею ________________________________

17. Моих братьев и сестер зовут ___________________________

18. Самая главная  моя цель _______________________________

Можно выделить  детей в классе, ответы которых показались  им самыми интересными, у которых много общего, и отметить вопросы, которые были трудными для детей.

                                          Ход собрания

В кабинете (классной комнате) звучит тихая музыка. Родители проходят в кабинет,  рассаживаются за столы, находят свои визитки на столах, до начала собрания отвечают на вопросы анкеты.

Вступительное слово классного руководителя будущих пятиклассников.

Добрый вечер, дорогие родители! Я рада видеть вас на нашей встрече. Начало учебы в пятом классе – особый этап в школьной жизни. Окончена начальная школа, ваши дети повзрослели, у них начинается новая, интересная взрослая жизнь. Какой она будет – во многом зависит не только от школы, но и от мам и пап. Очень хочется, чтобы новая жизнь ваших детей не отдалила вас друг от друга, а наоборот, сблизила, сделала вас хорошими друзьями. Много будет трудностей  у ваших детей, но не меньше будет радостей и побед! Очень хочется, чтобы вы бережно относились к большим огорчениям и маленьким радостям ваших детей, знали о них и помогали детям переживать трудные минуты их жизни. В который раз мы все вместе будет преодолевать  трудности, учиться падать, набивая как можно меньше шишек, учиться радоваться успехам своих собственных детей и победам их сверстников. Мы, педагоги, открыты для общения, наши школьные специалисты дадут вам квалифицированную консультацию, вы всегда можете получить исчерпывающий ответ на самый, казалось бы, неразрешимый вопрос. В первую очередь, для вас всегда открыты двери кабинета директора школы, его заместителей, всех тех, кому поручено помогать семье в воспитании детей. Все мы заинтересованы в том, чтобы нашим детям было комфортно и интересно в школе. Но прежде чем мы приступим к поиску решения этих задач. Давайте познакомимся!

Слово предоставляется директору школы (или заместителю директора по учебной части):

      Администратор школы представляет классного руководителя пятого класса, характеризуя его профессиональные качества.  В своем выступлении он/она говорят о традициях и обычаях школы, о первоначальных требованиях к учащимся-пятиклассникам, знакомит родителей с Уставом школы и вручает его каждой семье вместе с визитной карточкой школы;

(Если администрация не смогла придти на ваше собрание, то вы сами представляете себя, рассказывая о себе, о выборе профессии педагога, о своей работе в качестве классного руководителя в других выпусках,  о планах на будущее в работе с новым классом.)

Классный руководитель: Вы познакомились со мной поближе, сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство с вами. Давайте поиграем: я – ведущая – стою в центре круга и предлагаю поменяться местами ( или пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком и называет этот признак. Например, я скажу: «Поменяйтесь местами те, у кого в семье один ребенок». Все, кто соответствует этому признаку, должны поменяться местами. При этом ведущий должен постараться успеть занять одно место из свободных, а тот, кто остается в центре круга без места, продолжает игру. Используем эту ситуацию для того, чтобы больше узнать друг о друге.

Примерные вопросы для игры: (можно заранее приготовить  наводящие вопросы):

- Поменяйтесь местами те, кто помнит своего классного руководителя.

- Поменяйтесь местами те, кто любил в школе математику.

- Поменяйтесь местами те, у кого в школе был любимый учитель.

- Поменяйтесь местами те, кому в школе помогали родители.

- Поменяйтесь местами те, кто помнит свой пятый класс.

- Поменяйтесь местами те, кто помнит сколько девочек и мальчиков было в вашем пятом классе.

- И т.п.

Классный руководитель: Вот мы и познакомились. Теперь я думаю, что многие из вас готовы поделиться своими ожиданиями от пятого класса. Это может быть ожидание успеха или тревоги из-за предстоящих трудностей.

(Выслушиваются все желающие родители. В это время учитель может кратко записывать ожидания на доске, сортируя их на группы).

Ожидание успеха

Предстоящие страхи и трудности

Повышение учебной успеваемости

Ожидание приобретения новых друзей

Страх снижение успеваемости

Трудность установления контакта с новыми учителями

Трудности ориентации в школьном помещении

Ожидание приобретения новых друзей

С чем связано возникновение проблемных ситуаций, каковы особенности возраста расскажет школьный психолог.

Выступление школьного психолога

  Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости – главного личностного новообразования младшего подростка. Под развитием взрослости понимается становление готовности ребенка к жизни в обществе взрослых в качестве полноценного и равноправного участника. Взрослость может проявляться в учении, труде, отношениях с товарищами или взрослыми, во внешнем облике и поведении. Социально-моральная взрослость выражается в отношениях со взрослыми и товарищами  в наличии подростка собственных взглядов, оценок, в их защите и отстаивании, в определенности морально-этических представлений, суждений и соответствии их поступков. Многие ребята отличаются самостоятельностью в усвоении знаний не только по школьной программе, но и за ее пределами. Самостоятельность детей может проявляться в учебе, отношениях с товарищами, выполнении домашних обязанностей, использовании свободного времени, в любых занятиях. Самостоятельность в выполнении поручений родителей бывает формальной, когда отдельные поручения исполняются при постоянной опеке и контроле, и подлинной, когда в семье существует некоторое разделение труда, без мелочей опеки и контроля, в чем выражается доверие ребенку. Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и в первую очередь – от семьи, от родителей. Отсюда такое количество конфликтов со взрослыми. Меняются постепенно приоритеты и в стенах школы. Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противоположном случае неизбежен внутренний дискомфорт, и даже конфликт.

Насколько легко и быстро младший подросток приспособится к условиям средней школы, зависит не только и не столько от его интеллектуальной готовности к обучению.

Важно, чтобы были сформированы умения и навыки, определяющие успешность адаптации:

- умение осознавать требования учителя и соответствовать им;

- умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;

- умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;

- навыки общения и достойного поведения с одноклассниками;

- навыки уверенного поведения;

- навыки совместной (коллективной) деятельности;

- навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем;

- навыки самоподготовки;

- навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.

Итак, при наличии всех этих умений и навыков возможно решение основных задач развития пятиклассников:

1) овладение базовыми школьными знаниями и умениями;

2) формирование умения учиться в средней школе;

3) развитие учебной мотивации, формирование интересов;

4) развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;

5) формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам,  развитие уверенности в себе;

6) формирование представления о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития.

Обсуждение плана воспитательной деятельности, решение организационных вопросов

Классный руководитель: Мы познакомились с особенностями развития пятиклассников, услышали о возможных проблемах и задачах развития. Для успешного преодоления трудностей необходима совместная воспитательная деятельность.

Далее классный руководитель знакомит родителей с задачами и целями школы, определяет задачи свои и классного коллектива на учебный год; рассказывает об учителях и требованиях, которые они предъявляют к учебной деятельности учащихся; знакомит родителей с основными направлениями воспитательной деятельности школы, основными делами на год, конкретным планом работы на первую четверть/триместр;  рассказывает родителям о том, какие кружки, факультативы, секции будут работать в школе для ребят данного возраста.

Решаются следующие организационные вопросы:

- о питании в школьной столовой;

- возможности оказания материальной помощи;

- сменной обуви;

- дневники (электронные);

- об организации классного фонда.

Выборы родительского комитета

Уважаемы родители! Сейчас вам нужно выбрать родительский комитет. Это может быть назначение по списку, по желанию, по очередности с последующим распределением обязанностей внутри комитета.

Подведение итогов собрания

Наше собрание подошло к концу. Благодарю вас за совместную деятельность, надеюсь на дальнейшее взаимопонимание.

Проект решения собрания

1. Принять тематику родительских собраний на учебный год.

2. Установить состав родительского комитета в количестве  … человек.

Председатель – ФИО

Учебный сектор – ФИО

Культмассовый сектор – ФИО

Трудовой сектор – ФИО

Казначей – ФИО

Обязательно после собрания встретьтесь с родителями, не явившимися на собрание.   Не оставляйте любой пропуск родительского собрания без внимания, ибо это проявление неуважения родителей к учителю и школе…

Литература для подготовки к собранию

1. Дереклеева Н.И. «Родительские собрания 5-11 классы»,М., «ВАКО», 2004

2. Дюкина О.В. «Родительские собрания», М., «ВАКО», 2008

3. Воскобойников В.М. «Как определить и развить способности ребенка» СПб, 1996

4. Коляда М.Г. «Шпаргалка для родителей», Донецк, 1998

5. Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?», М., 1997

6. Хрестоматия по педагогической психологии, М., 1995

7. Алоева М.А., Бейсова В.Е. «Настольная книга классного руководителя. 5-8 классы», Ростов н/Д, Феникс, 2005  (Сердце отдаю детям)