Формирование продуктивной работы с родителями
статья на тему

Не секрет, что работа с родителями должна быть продуктивной и систематической. Но в настоящее время, мы сталкиваемся с отчуждением родителей от учителя. Я предлагаю свою инициативу на решение этой проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon initsiativa2.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

                      Формирование продуктивной работы с родителями.

Семья и школа – это то, что осуществляет воспитательное развитие ребенка. Между этими общественными организациями должна существовать неразрывная связь и прочные отношения. Ребенок является связующим звеном между этими организациями.

Если же школа сформировала основы сотрудничества с ребенком, то по отношению к его родителям еще много неясного. Не удивительно. что наибольший образовательный успех будет у тех школ, которые сформировали прочное взаимодействие с семьей, в котором все участники образовательного процесса будут равноправными партнерами.

Но отношения в основном развиваются с доминированием одной из сторон - либо родитель «направляющее звено» в работе с учителем, либо наоборот. Так может ли существовать равноправное сотрудничество?

Родители оценивают себя как личностей, справляющихся с воспитательными задачами, поэтому при вызове в школу они попадают в чужое образовательное пространство, неопределенность вызывает у них тревогу, желание быстрее покинуть эту неизвестную территорию, либо занять оборонительную позицию. И только если родитель почувствует, что его ждут и он нужен, что общение с учителем не носит принудительный характер, тогда желание посещать школу возрастет. Нужно создать условия, когда родитель будет понимать свою необходимость участия в школьной жизни, изменить их пассивность и исполнительность в активность и инициативу. Что у родителей была установка «я хочу быть в школе», а не «я должен быть в школе».

В таких случаях классный руководитель должен поставить такие задачи как:

- создать условия для встречи родителей и детей в школе, дома и в социуме;

- наладить сотрудничество «ребенок-родитель-учитель»;

- формировать отцовско-материнскую позицию у родителей;

Мы полагаем, что сегодня настала пора в образовательных учреждениях организовать процесс сотрудничества педагогического коллектива с семьей как единомышленником, союзником, соучастником образовательного процесса. Мы должны привлекать родителей в школу не только для того, чтобы они встретились с педагогами и узнали что-либо про своих детей, но и для того, чтобы родители встретились со своими детьми, чтобы они начали общаться между собой.

Для этого необходимо:

– модернизировать способы информирования родителей о жизнедеятельности детей в образовательном учреждении, сделав их более мобильными и прецедентными;

– в процессе проведения родительских собраний педагогически обеспечить обращенность родителей к самим себе,  своей субъектности, определению тех черт характера, граней опыта, которые могли бы послужить для ребенка позитивным или негативным примером;

– организовать предъявление родителям психолого-педагогических знаний так, чтобы тем самым обеспечить понимание взрослыми ценностей и смыслов родительства как поддержки своего ребенка в процессе его самосозидания и в контексте продолжения рода, семьи, фамилии;

 – практиковать семейную проектную деятельность, целью которых станет обращение к традициям семьи для того, чтобы понять и принять личность ребенка как включенность в семейные отношения и индивидуальность как выделенность из них.

Как же можно привлечь родителей в школу? Для этого необходимо:

- модернизировать способы информирования родителей о жизнедеятельности детей в образовательном учреждении.

- в процессе родительских собраний обеспечить обращенность родителей к самим себе, своей субъективности, граней опыта, которые могли бы служить для ребенка позитивным или негативным примером;

- организовать родителям психолого-педагогических знаний, чтобы обеспечить взрослым понимание ценностей и смыслов родительства [1];

СО=информирование - начальный этап.

Это информирование родителей о том, что происходит в образовательном учреждении.

Информирование проходит с помощью смс сообщений, школьных газет, рассылок электронных писем и пр. Содержание может быть различного характера. От поздравлений с праздниками и сообщений о внеурочных мероприятий до советов и пожеланий в воспитании ребенка.

В процессе начального этапа можно выявить родителей, которые более охотно идут на контакт, тех, кто более заинтересован в таком взаимодействии, и наоборот, понять кто игнорирует даже начальный этап.

К каким родителям и их детям стоит уделить более пристальное внимание, постараться выяснить причину такой реакции.

В моем понимании информирование должно иметь двусторонний характер. Родитель должен понимать важность некоторых событий в жизни ребенка, о которых необходимо знать учителю. Главное, чтобы общение носило доброжелательный тон. После успешного включения всех родителей в первый этап, можно переходить к следующему.

К таким сериям можно отнести:

1.Лекция.

Лучший лектор, это сам учитель, который знает интересы ребенка и проблемы в его воспитании. При подготовке к лекции нужно выстроить четкую структуру идей и мыслей. Тема может быть разнообразной, но должна  быть актуальной для родителей. Метод общения - непринужденный характер, задушевный диалог единомышленников.

2.Конференция.

Темы предусматривают расширенное и углубленное знание, и должны быть конкретными. Конференции можно организовать на всю параллель одного класса, с привлечением директора школы, и выступлением родителей с подготовленными сообщениями о своем опыте семейного воспитания. В конце, обязательно надо подвести итоги, сделать общий вывод.

3.Практикум.

Своеобразная тренировка для мышления и выработки педагогических умений по воспитанию. В процессе практикума учитель предлагает найти выход из конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и ребенка или родителей и школы.

4.Диспут.

Темой может быть любая спорная проблема. Успех зависит от подготовки, которая проходит на протяжении месяца. Участники знакомятся с темой будущего диспута, основными вопросами и литературой. Особенность заключается в том, что в процесс и обсуждение проблемы  привлекаются все присутствующие, с помощью накопленного опыта и умений идет анализ фактов и явлений. Важно регламентировать время выступления и выслушивания предложений, в конце необходимо сделать выводы и подвести итоги. Главный принцип ведения диспута это уважение к позиции и мнению любого участника.

5.Ролевые игры.

Примерными темами могут быть «Выходной в вашем дома», «возвращение ребенка из школы», и т.д. Методика ролевой игры – определение темы, предварительное обсуждение позиции и вариантов поведения участников, распределение ролей. В итоге нужно проиграть положительный и отрицательный вариант поведения участников, найти путь и способ действия для данной ситуации.

6.Индивидуальные тематические консультации.

Они будут полезны и для родителей, и для учителей. Родители получат реальную информацию о поведении и успеваемости ребенка, а учитель – сведения, для понимания проблем каждого ученика. С помощью консультации обе стороны могут прийти к взаимному согласию, и найти общее действие для решение проблемы. В общении учитель должен быть максимально тактичен, недопустимо упреки в сторону родителей, обвинения в «недовоспитании» и «недовыполнении» родительских обязанностей. В противно же случае, родитель откажется идти на контакт и сотрудничество,  и скорее всего займет оборонительную позицию. В своем подходе учителю важно показать, что он преследует общую с родителем цель – помощь ребенку в преодолении конкретных проблем.

7.Родительские чтения и вечера.

Чтения могут проходить следующим образом: в начале года, на первых собраниях определить вопросы по педагогике и/или психологии, наиболее волнующие родителей. Учитель собирает информацию, анализирует литературу, ищет ответы на поставленные вопросы. Затем предлагает родителям книги, с помощью которых они могут найти решение и на родительских чтениях излагают свое понимание вопроса и поиска ответа. Это форма интересна тем, что родители не только слушают лекции, но и самостоятельно изучают литературу и участвуют в обсуждении.

Родительские вечера можно проводить 2-3 раза в год. Они могут способствовать сплочению родительского коллектива и услышать точку зрения других родителей.

Цель – помочь родителям лучше узнать своих детей, их интересы, увлечения и таланты.

Также важно на этих этапах уделить внимание совместному с родителями прогнозированию развития ребенка, разработке и выборе способов реализации им индивидуальной траектории воспитания и развития ребенка.

Советы психологов.

— Перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение.
— Отведите на проведение собрания не более 1, 5 часов. 
— Самый приятный звук для человека - его имя. Положите перед собой список    с именами и отчествами родителей. 
— Перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые    планируете обсудить. 
— Не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор    предложениями на будущее. 
— Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей. 
— Поблагодарите всех, кто нашел время придти (особенно отцов). 
— Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться. 
— В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей. 
— Доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек». 
— Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку. 

Не стоит: 
— Осуждать присутствующих родителей за неявку в про шлые разы. 
— Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов. 
— Давать негативную оценку всему классу. 
— Переоценивать значение отдельных предметов.
— Избирать для общения назидательный тон


[1] Е.А. Александрова. Педагогическое сопровождение встречи детей и родителей в образовательном пространстве. Новые ценности образования. 2009. №1. С. 129-139.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письменная речь как средство формирования продуктивных речевых навыков

Овладение письменной речью в настоящее время является одной из составляющих прагматической цели обучения иностранному языку в связи с широким внедрением в повседневную и профессиональную жизнь ...

Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».

Развитие творческих способностей  детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...

Работа с родителями по формированию экологического сознания у дошкольников.

Анкета для родителей "эколгическое воспитание детей"Круглый стол для родителей:  «Сбережем родную природу».Конспект родительского собрания в форме КВН.Тема: «Природа и нравственное воспитание дет...

2016 г.- ИКТ-компетентность педагога при обеспечении продуктивного взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи

ИКТ-компетентность педагога при обеспечении продуктивного взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи...

Исследование влияния биопрепарата 2П-5 на формирование продуктивности и качество зерна злаковых культур.

В данной статье представлены исследования по испытанию биотпрепарата 2П-5, способсрвующий увеличению качества продуктивности зерновых культур.У всех исследуемых культур отмечается прирост зерновой про...

Формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими. Модели общения. Дружба.

Коррекционно-развивающее занятие для обучающихся по АООП (вариант 1)...