Формирование продуктивного мышления через практическую деятельность на уроках географии.
статья по географии на тему

Спрыгина Ирина Викторовна

Эксперимент

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ksperiment.doc158.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование продуктивного мышления

через практическую деятельность

на уроках географии.

           

       

                                 Учитель МБОУ «СОШ № 5»    

                                 г. Вязники Владимирской области                 Спрыгина  И.В.


Развитие современного общества ставит перед школьным образованием цели, ориентированные  на воспитание и развитие личности, готовой к активной деятельности, к  достижению успехов, осуществлению  ответственного поведения в жизненных ситуациях.

Современное состояние педагогической практики характеризуется переходом к новым образовательным стандартам, которые основаны на деятельностном  подходе,  формировании продуктивного мышления,  реализации  практической направленности обучения.

Главная задача школы на современном этапе — обеспечить развитие учащихся на основе целенаправленного освоения образовательных  результатов, что позволяет решать конкретные проблемы в различных жизненных ситуациях.

Современная  школа призвана дать образование, результаты которого будут востребованы учащимися в практической  жизни.

Знания становятся ориентированной основой для организации учебной деятельности на уроке и во  внеурочное время.

География  выступает одной из основ будущей  практической жизни школьников, способствует формированию географической культуры, становлению гражданской и общественной позиции подрастающего поколения.

Школьная география обладает большими  возможностями для развития современной личности

  • знакомит  учащихся с методами географической  науки, вооружает их необходимыми    познавательными и практическими умениями;
  • формирует систему прочных и действенных знаний;
  • развивает умение учащихся  работать с различными  источниками географической информации (картами, статистическим материалом, учебником и др.):
  • учит ориентироваться на местности, вести наблюдения в окружающей среде, прогнозировать её изменения;
  • осуществляет тесную связь теории с практикой, учит применять полученные на уроках знания  для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
  • способствует профессиональному самоопределению школьников;
  • развивает личностную установку учащихся на организацию процесса познания,  творческую (продуктивную) деятельность;
  • формирует географический образ своей страны и «малой родины».

Исходя  из этого,  реализация практической направленности обучения требует усиления внимания со стороны учителя к организации  продуктивной деятельности учащихся по формированию умений и освоению учебных действий.

Продуктивное   мышление  представляет собой активную целенаправленную  деятельность,  в процессе которой  осуществляется переработка  уже имеющейся и вновь поступившей информации, раскрываются  закономерные связи между ними.  Продуктивное мышление  опирается на прошлый опыт, и в то же время предполагает открытие новых знаний.

Продуктивное мышление учащихся обеспечивает  самостоятельное решение  новых для них проблем, глубокое усвоение знаний.

Учитель не только передаёт знания школьникам, но и организует их  продуктивную деятельность на уроке,  а  также  способствует тому, чтобы учащиеся  могли  сформировать  опыт  применения полученных знаний в различных жизненных ситуациях, в самообразовании, в профессиональной деятельности.

Принцип практической направленности обучения ставит перед учителем  географии методическую задачу — реализовать на практике  компетентностный  подход, т. е сформировать у учащихся  способность творчески  использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни и  практической деятельности.

Реализация  принципа практической направленности географии предполагает организацию учебной деятельности, основанной на применении  усвоенных учащимися знаний и учебных действий.

Такая деятельность осуществляется в практической работе, в ходе которой  происходит  взаимодействие  знаниевого  компонента с операционным,  что способствует продуктивному  усвоению знаний, умений, закреплению учебных действий.

Практическая деятельность на уроках географии вооружает школьников умениями использовать различные источники географической информации (учебником, картой, справочной литературой, статистическим материалом, научно – популярной литературой), интегрировать эту информацию, отражать  её на карте, проводить наблюдения  на  местности, ориентироваться в пространстве, прогнозировать тенденции развития окружающей среды, т. е.   формировать географическую компетентность ученика.

Обучение способам практической  деятельности осуществляется на различных  этапах урока:

  • во время проверки (контроля) пройденного материала, домашнего задания;
  • во время изучения нового материала;
  • закрепления нового материала.

Практическая работа подготавливает учащихся к  выполнению самостоятельных работ творческого характера, к самостоятельному поиску новых знаний и овладению новыми умениями, т. е. способствует формированию продуктивного мышления школьников.

Практическая работа может быть просто тренировкой, закрепляющей  уже  имеющиеся знания и умения.

Практическая работа может использоваться с целью проверки  уровня  овладения учащимися  основных умений и навыков.

В процессе обучения практические  и самостоятельные работы тесно связаны между собой, взаимно переходят одна в другую, составляя основу практических методов обучения. Однако на начальном этапе обучения практическая работа должна предшествовать самостоятельной, т.к. вначале учащиеся должны овладеть определёнными теоретическими знаниями  и приемами учебной работы, а уже затем использовать приобретенный потенциал для самостоятельной работы.

В процессе выполнения практической работы, учащиеся обучаются творчески применять имеющийся багаж знаний  и умений, решая поставленные перед ними  задачи или проблемы. Практическая деятельность учащихся основана на продуктивной мыслительной деятельности,  которая  раскрывает богатые возможности самостоятельного творческого приобретения знаний, их широкого применения на практике.

Проблемность и другие принципы развития продуктивного мышления реализуются с учетом возрастных и индивидуально – типических особенностей мышления. Данный принцип  прослеживается  в действующей программе по географии. Практические работы  представляют собой усложняющуюся  систему. Так в 6 классе учащиеся используют только физическую карту полушарий и физическую карту  России, простейшую  топографическую карту.  В 6 классе выполняются  следующие практические задания:

  1. нанесение на контурную карту маршрутов изучаемых  географических путешествий;
  2. построение простейших глазомерных планов небольшого участка местности (используя инструктивную карточку и с помощью учителя);
  3. чтение плана местности; определение по плану высоты и расстояний;
  4. определение по географической карте  направлений, расстояний, координат географических объектов, глубин и высот;
  5. определение по карте географического положения гор, равнин, океанов и морей, рек и озер, используя  план и алгоритм действия, соответствующего пунктам плана, например

Описание географического положения гор.

План

Действия, соответствующие пунктам плана.

  1. Название, высота.

Назвать и показать горы на карте, определить к каким горам они относятся по высоте.

  1. Географическое положение:

а)  на материке,

б) направление и протяженность,

в) относительно других объектов.

 

Определить:

а) на каком материке и в какой его части находятся горы, между какими  параллелями меридианами,

б) в каком направлении протянулись и на сколько километров,

в) как расположены горы относительно соседних равнин, морей, рек и др.

  1. описание  гор, равнин, рек по плану,
  2. обработка  результатов наблюдений за погодой в своей местности,
  3. описание природного  комплекса своей местности.

В ходе выполнения практических работ  учитель контролирует действия учащихся, при необходимости может оказать помощь.

В 7 и 8  классах  учащиеся овладевают умением комплексного использования различных тематических карт, их сопоставления и анализа.

Учащимся предлагаются более сложные  и более разнообразные задания, например:

  1. описание по карте  по карте рельефа одного из материков,
  2. сравнение рельефа двух материков с  выявлением причин сходства и различий,
  3. описание по климатической карте  различий в климате одного из материков и оценивание условий для  жизни населения,
  4. сравнение по карте географического положения материков,
  5. описание по картам атласа, используя  типовой  план, страны или природной зоны,
  6. определение по картам атласа  основных видов деятельности населения.

 В процессе изучения  экономической  и социальной  географии,  у  учащихся формируется умение  анализировать  экономические карты, статистический материал, работать  с дополнительным справочным материалом.

Так в 8 классе учащимся предлагаются  такие работы:

  1. составление аннотации одного из источников географической информации об истории открытия и освоения территории России,
  2. решение задач на определение поясного времени для различных пунктов нашей страны,
  3. выявление зависимости между тектоническим строением, расположением крупных форм рельефа и размещением месторождений полезных ископаемых на примере крупных территорий нашей страны,
  4. составление  характеристики одной из рек с использованием тематических карт, климатических диаграмм, определение возможностей её хозяйственного использования,
  5. оценка природных условий и ресурсов какой –либо природной территории,
  6. характеристика условий работы и быта человека в одном из природных районов.

В 9 классе учащиеся совершенствуют работу с различными видами карт, формируют навыки работы со статистическим и справочным материалом,

выполняют  творческие задания:

  1. определяют по статистическим материалам и сравнивают показатели прироста населения в разных частях страны, прогнозируют темпы роста населения России,
  2. определяют по статистическим и картам крупных народов и особенностей их размещения,
  3. составляют  характеристику  одного из угольных (нефтяных или газовых) районов страны по картам и статистическим материалам,
  4. определяют  факторы,  влияющие  на размещение  предприятий одного из комплексов,
  5. дают оценку экологической ситуации в своей местности с помощью дополнительных источников географической информации и публикаций  в СМИ,
  6. составляют картосхему объектов Всемирного культурного наследия на территории страны,
  7. составляют туристические маршруты по своему городу или области,
  8. составляют проекты развития рекреационного хозяйства на территории одного из регионов,
  9. составляют характеристику одного из промышленных узлов или ТПК.

В курсе  «Экономической и социальной географии мира»  практические работы все более усложняются:

  1. оценка  ресурсообеспеченности  отдельных регионов и стран мира,
  2. составление картосхемы размещения крупных бассейнов и месторождений полезных ископаемых, построение схемы –графика «Изменение численности населения»,
  3. сравнение показателей средней продолжительности жизни,
  4. выявление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природных  ресурсов,
  5. составление сравнительной характеристики двух стран,
  6. определение по статистическим материалам тенденций изменения отраслевой структуры хозяйства страны.

 От класса к классу увеличивается  уровень самостоятельности учащихся,  расширяются и углубляются основные умения и навыки.

Условием возникновения продуктивного мышления является наличие проблемной  ситуации, способствующей  осознанию потребности в открытии новых знаний, стимулирующей  школьника активно решать поставленную перед ним проблему. Продуктивное мышление является важнейшим звеном в  умственной  деятельности, обеспечивает движение к новым знаниям.

Выполнение практических заданий  и работ способствует развитию творческого мышления учащихся.  Выполняя практическую работу, учащийся овладевает  приемами использования  и самостоятельного поиска необходимого источника  информации.

Учитель  продумывает систему предшествующих работе тренировочных заданий и упражнений  (к итоговым работам или работам, которые требуют такой подготовки). После качественного выполнения практической работы  учащимся может быть предложена самостоятельная работа творческого характера или задание повышенной сложности.

При выполнении такого рода заданий у учащихся формируется познавательный интерес, развиваются творческие способности, вырабатываются исследовательские навыки.

Виды практических заданий.

Практические задания обучающего задания.

Данные практические задания выполняются учащимися под руководством учителя. Учитель предварительно ставит перед учащимися проблему, объясняет школьникам

  • значение данного практического задания;
  • последовательность действий;
  • знакомит с планом выполнения задания, используя типовой план или инструктивную карточку;
  • демонстрирует образец выполнения задания;
  • предлагает вопросы и задания для закрепления.

Например, при изучении «Разница во времени на территории России» в 8 классе, выполняется практическая работа, которая является довольно сложной и требует особой подготовки. Поэтому,  вначале учитель предлагает учащимся алгоритм  решения задач на определение поясного времени. Далее выполняется тренировочная задача. Затем, используя алгоритм решения, учащиеся выполняют практическую работу. Для закрепления учащимся предлагается  вариант заданий более сложного уровня  ( на развитие продуктивного мышления).  Учащимся, которые быстрее других справились с работой, предлагаются дополнительные задания повышенной сложности.

Практическая работа

По теме «Разница во времени на территории России»

( решение задач на определение поясного времени)

Цель работы:  формирование умений определять поясное время.

Для выполнения работы учащиеся пользуются физической картой и картой часовых поясов.

При подготовке к выполнению практической работы учащимся  необходимо ответить на  вопросы.

  1.  На сколько градусов Земля поворачивается вокруг своей оси за 1 час, за 4 минуты.
  2. На сколько часовых поясов разделена  поверхность Земли?
  3. Сколько часовых поясов в России?
  4. В каком часовом поясе расположен наш  город?

Задание

Ответ

1

Определить, сколько времени  будет в Якутске, если в Москве  14 часов.

20 часов

2

На  сколько и куда надо перевести стрелки часов пассажирам, если они прилетели из Санкт – Петербурга в  Магадан?

 На 8 часов вперёд.

3

Местное время населённого пункта отличается от московского на 4 часа.  В каком часовом поясе  находится данный населённый пункт?

В 6 часовом поясе.

4

Определить, сколько времени будет в  Москве, если в Петропавловске – Камчатском полдень?

3 часа.

Для усложнения задания можно предложить  выполнить  задание  № 1 и 4  двумя способами.

  1. Используя карту часовых поясов,
  2. Используя  физическую карту России.

Дополнительные задания в 3 –х уровнях сложности.

1уровень.

  1. Если в Москве  12 часов, то который час будет в Иркутске?
  2. Определить поясное время в Москве, если в Анадыре  0 часов?
  3. На сколько и куда надо перевести стрелки часов, если вы переехали из 2 часового пояса в   а)  5 час. пояс ;    б)  9 час. пояс.
  4. Город  К.  расположен  в  5 часовом поясе. В каком часовом поясе  будет находиться город  М. , если разница во времени между ними 3часа?
  5. Определить поясное время в Якутске, если в Москве 10 часов?

(Решить задачу 2 способами)

       

           

2 уровень.

  1. На  сколько часов раньше наступает утро в    а)  Москве                    б)  Екатеринбурге  по сравнению с  Лондоном?
  2. Разница в долготе между  2  населёнными пунктами  составляет

  20 градусов.  Могут ли они ,находиться  в одном часовом поясе,   насколько различается местное время этих пунктов?

  1. Определить местное время  на  30 гр.  в.д.  и  30 гр. з.д.,  если на 0 гр.  12 часов?

3 уровень

  1. Города  Москва, Каир и Кейптаун  расположены в одном часовом  поясе. Значит ли это, что жители этих городов живут по одинаковому времени?
  2. Какого числа жителю Аляски надо вылететь на Чукотку, чтобы оказаться там 8 июня?
  3. Житель Чукотки прилетел на Аляску 10 июля. Какого числа он отправился в путь?
  4. В каких случаях возможно следующее:                                                    а) между населенными пунктами расстояние  5 км. , а различие  во времени целые сутки;                                                                              б) между населенными пунктами расстояние  5 км. , а различие во        времени 3 часа?                                                                                                   в)  между населенными  пунктами расстояние  5 км. , а разница во времени  1 час?
  5. Пароход, отплывший  из  Сан - Франциска (С ША) в четверг 18 августа,  прибыл  в Токио  ровно через 15 суток. Какого числа,  в какой  месяц и день недели он прибыл в Токио?
  6. Ввиду большой протяженности территории России с запада на восток  календарный день не наступает в нашей стране одновременно. Когда по московскому времени на всей территории  страны один и тот же день календаря?
  7. Рабочий день в России начинается в 9 часов и заканчивается в 18 часов. Когда по московскому времени  всюду на территории России рабочий день  либо уже закончился, либо ещё не начался?
  8. Если вы 14 мая  поплывете из  Владивостока в  Сан – Франциск  и пробудите в плавании 5 суток, то какого числа ваше судно прибудет в пункт назначения?  

   

Тренировочные практические задания.

Тренировочные практические задания  используются  для отработки и совершенствования полученных знаний. Данный вид работ может выполняться на уроке под контролем учителя или в форме домашнего задания, выполнение которого предварительно оговаривается на уроке.

Например, для отработки умений по теме «План местности» в 6 классе можно предложить учащимся выполнение  топографического диктанта  или практического задания на составление плана местности способом полярной съемки. Предварительно проводится инструктаж по выполнению работы, оговаривается масштаб.

Задания топографического диктанта.

1 вариант

  1. с=в   300м. - озеро
  2. ю      250м. - сад
  3. ю=з   550м. - хвойное дерево
  4. в        250м. – болото
  5. с=з    400м. – лиственное дерево
  6. ю=в   350м. – кустарник

2 вариант

  1. ю=в   350м. – кустарник
  2. с=з    400м. – лиственное дерево
  3. в.       250м. – болото
  4. ю=з   550м. – хвойное дерево
  5. ю       250м. – сад
  6. с=в    300м. – озеро

Масштаб:  в 1 см.  -  100 м.

С помощью данного задания отрабатываются и совершенствуются навыки работы с масштабом, условными знаками,  определения сторон горизонта.

В процессе тренировочной работы учитель индивидуально занимается с теми учащимися. Которые ещё слабо усвоили практические навыки работы  с источниками географических знаний.  Учащимся, качественно справившимся с работой, предлагаются задания  повышенной сложности или задания творческого характера.

Например:

  1. составить как  можно более подробное описание маршрута, используя предложенную топографическую карту, заменив топографические знаки словами. Можно определить  расстояние и азимут;
  2. составить  топографический рассказ, заменив как можно больше слов условными знаками;
  3. составить маршрут своего пути из дома в школу, используя условные знаки.

 

Итоговое практическое задание.

Итоговое практическое задание  выполняет  контролирующую  функцию.

Данное практическое  задание выполняется учащимися с  наибольшей степенью самостоятельности. Итоговое  практическое задание несет продуктивный характер, так как рассчитано на перенос усвоенных умений и действий в условия, сходные с обучающими и тренировочными работами, или в новые условия. Например:

  1.   самостоятельно составить комплексную  характеристику какого - либо   государства или территории  (можно использовать для работы типовой   план);
  2. разработать туристический  маршрут  по определенной территории (стране, области, городу);
  3. составить  описание  географического объекта  (реки, горы, равнины и т. д.);
  4. самостоятельно выполнить  творческое задание,  (топографический  рассказ  из 6-7 предложений, заменив как можно больше слов условными знаками    -  6 класс тема «План местности);
  5. составить задание или задачу по определённой теме;
  6. составить описание погоды одного дня по плану и т. д. – тема    «Атмосфера» -  6  класс.

Данный тип практических заданий носит творческий  (продуктивный)  характер.

Тема :  «Атмосфера» 6 класс

Тема урока: «Погода, причины изменения погоды, прогноз погоды».

Тема  домашнего задания:  «Составить  характеристику погоды одного дня по плану».

План описания погоды

  1. Долгота дня.
  2. Изменение температуры в течении дня.
  3. Состояние неба в течение дня (состояние облачности).
  4. Изменение атмосферного давления.
  5. Осадки  (если были, то какие).
  6. Цвет и описание утренней и вечерней  зари.
  7. Направление и сила ветра.
  8. Интересные явления, происходящие в природе.

Практическая работа на местности.

Практические работы на местности  формируют  у  учащихся  пространственное представление, наблюдательность, умения объяснять изменения, происходящие в окружающей  природе, умения изучать географические объекты, ориентироваться на местности, использовать план местности. Подготовка к работе, её  выполнение и составление отчета  по итогам работы требует от учащихся  творческого (продуктивного) подхода.

Данный вид   практической деятельности базируется на  имеющиеся у учащихся  умения,  которые они должны  применить в новых условиях (на местности),  выполняя поставленные перед ними задачи .  В ходе процесса выполнения работы, учащиеся закрепляют  имеющиеся у них навыки, приобретают новые. На  предварительном этапе учащиеся знакомятся с целью работы, последовательностью её  выполнения, приемами , оборудованием, правилами  оформления результатов, формулировкой вывода. Для выполнения работы учащимся выдается инструктивная карточка, а  с  учащимися  старшего возраста инструктивная карточка может составляться совместно.

Практическая работа на местности может выполняться как группами, так и индивидуально. Практическая работа на местности выполняется под руководством учителя, который следит, чтобы все учащиеся четко записали все результаты наблюдений в полевом дневнике. По окончании работы подводятся итоги.

Важнейшей  целью географического образования  школьников является формирование  целостной  картины природы,  уяснение взаимосвязи общих закономерностей и их проявления в конкретных фактах регионального и локального  масштабов. В связи с этим значительная роль в преподавании географии отводится краеведческому материалу. Начиная с 6 класса, реализуется краеведческий принцип, позволяющий дать представление о нашей области как  о  части  Руссой равнины, а  в  экономическом плане,  как о части  Центрального экономического района.

В 6 классе реализуется региональный компонент, который включает серию работ по  изучению природы своего края:

  1. определение по карте направления и расстояния от  г. Вязники до ближайшего моря,
  2. определение координат своего города,
  3. построение  розы ветров и графика температуры по данным календаря погоды,
  4. описание реки Клязьмы по плану,
  5. определение сторон горизонта,
  6. знакомство  с картой своей местности,
  7. изучение горных пород своей местности.

6 Класс.

Тема практической работы:

« Определение  горных пород и описание их свойств»

Цель:  Научить учащихся определять горные породы по совокупности признаков, описывать их свойства и классифицировать горные породы.

Оборудование и материалы: учебник, коллекция горных пород, фарфоровая пластинка, гвоздь, стакан с водой.

Задачи: Изучить свойства предложенных горных пород. Установить с помощью определителя горной породы, классифицировать их по происхождению.

Данная практическая работа проводиться при изучении темы «Литосфера» в качестве закрепления знаний учащихся  о горных породах, слагаемых земную кору. Для определения и описания предлагаются наиболее известные и распространенные горные породы, а также горные породы встречающиеся в своем регионе.

Ход работы:

Для каждой из горных пород, предложенных учителем, определите с помощью инструктивной карточки  свойства,  перечисленные ниже,   внесите их в таблицу №1.

  • Цвет;
  • Цвет черты;
  • Плотность;
  • Массу;
  • Блеск;
  • Прозрачность;
  • Твердость;
  • Растворимость в воде;
  • Следы органических веществ.

Инструктивная карточка.

  1. Рассмотрите цвет горной породы.
  2. Проведите горной породой по поверхности фарфоровой пластинки. Рассмотрите цвет черты, оставленной горной породой на фарфоровой пластинке.
  3. Определите,  какая горная порода по плотности (плотная, рыхлая или сыпучая).
  4. Сравните горную породу по массе с другими образцами (какая она тяжелая, средняя или легкая).
  5. Рассмотрите,  какой блеск имеет данная горная порода
  • Металлический;
  • Стеклянный.
  • Матовый;
  • Перламутровый;
  • Блеск отсутствует,
  1. Рассмотрите, как горная порода пропускает свет.
  • Если горная порода пропускает свет подобно обычному стеклу она прозрачная.
  • Если горная порода пропускает свет подобно матовому стеклу  - она полупрозрачная.
  • Если горная порода не пропускает свет  - непрозрачная.
  1. Определите твердость горной породы. Для этого поцарапайте горную породу ногтем, гвоздем.
  • Если на горной породе останется след от ногтя, то эта горная порода мягкая.
  • Если на горной породе останется след от гвоздя, то твердая.
  • Если след от гвоздя на горной породы не образуется, то очень твердая.
  1. Проверьте,  растворяется ли горная порода в воде.
  2. Рассмотрите, присутствуют ли в горной породе следы органических веществ.
  3. Результаты наблюдений занесите в таблицу №1.
  4. С помощью таблицы приложения определите названий горной породы по их свойствам и внесите название каждой из них в таблицу №1.
  5. Классифицируйте горные породы по происхождению (магматическая; метаморфическая; осадочная: обломочная, химическая, органическая) и внесите в таблицу №1.

Таблица №1.

Горная порода

1

2

3

4

Цвет

Цвет черты

Плотность

Масса

Блеск

Прозрачность

Твердость

Растворимость в воде

След органического вещества

Название горной породы

Происхождение горной породы

Таблица приложения.

Пестрые тяжелые породы, состоящие из плотно прилегающих друг к другу кристаллов.

  • Порода сероватого, красноватого или зеленоватого цвета с вкраплениями кристаллов черного и белого цвета – гранит.
  • Порода сероватого или розоватого цвета, характерно чередование разноцветных прослоек из разных минералов – гнейс.

Черные или темно –серые породы плотные породы кристаллы не различимы на глаз.

  • Тяжелая твердая порода иногда с мелкими полостями и пустотами – базальт.
  • Легкая мягкая порода оставляет черную или бурую полосу на фарфоровой пластинке – каменный уголь.

Пористые породы, состоящие из остатков организмов.

  • Светлая порода, состоящая из скелетов мелких морских организмов- известняк.
  • Бурая или черная рыхлая порода, состоящая из не полностью перегнивших остатков растений – торф.

Белые, прозрачные или светлые серые породы, состоящие из одного минерала.

  • Бесцветная , прозрачная или слегка, окрашенная порода. Растворима в воде. Соленая на вкус – каменная соль.
  • Белая, розоватая или сероватая порода со стеклянным блеском очень мягкая – гипс.
  • Белая, серая или красноватая порода, состоящая из мелких зернышек минералов – мрамор.

Породы, состоящие из сыпучих или скрепленных между собой мелких обломков минералов.

  • Сыпучая порода, состоящая из обломков минералов размером 0,1-0,2 мм – песок.
  • Плотная твердая порода, состоящая из скрепленных обломков минералов размером 0,1 – 0,2 мм – песчаник.

Светлая, землистая порода, растираемая пальцами в порошок.

  • Легко впитывает воду, становится пластичной – глина.

-----------------------------------------------------------------------------------------------

В 8 классе изучается физико- географическая характеристика области, на изучение которой отводится  8 часов.

В 9 классе изучается экономико- географическая характеристика области (10 часов).

Для изучения географии Владимирской  области используется комплект учебных пособий  под редакцией В.В.Кузнецова, О.В.Гаврилова, который состоит из учебного пособия и рабочей тетради. Данное учебное пособие содержит многочисленные источники географической информации в виде текстов, карт, схем, таблиц, статистического материала. Используя это учебное пособие можно разнообразить работу учащихся, организуя индивидуальную, коллективную работу,  составлять задания  повышенной сложности и задания творческого  характера, например:

  1. дать  комплексную характеристику природного района, в котором вы живете, сравнить природу своего района с природой других районов области, найти сходства и различия, объяснить причины;
  2. составить туристический маршрут по территории области, включив в него достопримечательные объекты, которые хотели посетить и показать своим друзьям;
  3. используя различные источники информации, составить карту  «Охраняемые территории своего города и района».

Выполнение подобных практических заданий способствует реализации деятальностного  подхода  к обучению, развитию продуктивного мышления учащихся и познавательного интереса к предмету.

Необходимо учитывать соотношение уровней усвоения  и учебных действий учащихся.

Уровень усвоения

Учебные  действия

Репродуктивный

Называть, измерять, показывать, определять, наносить .

Частично-поисковый (эвристический)

Описывать, выявлять особенности (причины и следствия), анализировать, объяснять. Моделировать.

Творческий

Прогнозировать, оценивать, доказывать, проектировать.

Большое  внимание  необходимо уделять  заданиям на осмысление, осознание  значимости собственных действий:

  1. докажите, что климатические  условия России определяют потребности населения в питании,
  2. оцените особенности и тенденции динамики численности населения.
  3. Сопоставьте  «плюсы» и «минусы» городского и сельского образов жизни. Обоснуйте свой прогноз приоритета одного из них в ближайшее время в России и в своем районе.
  4. Дайте оценку значения экономического района в экономике страны,
  5. Объясните принципы размещения предприятий черной металлургии в Череповце, Липецке, Новокузнецке и Туле.

Продуктивному усвоению умений способствуют уроки-практикумы.

Урок – практикум

Тема «План и карта» 6кпасс

Тема урока «Определение расстояний, направлений и географических координат на карте»

Цель урока: Расширить и  закрепить умение определять географические координаты, направления и расстояния на карте.

Оборудование: карта полушарий и физическая карта России, атласы .

  1. Оргмомент.

  1. Повторение.

Вопросы для повторения:

  1. Что такое широта?
  2. Что такое долгота?
  3. Самая длинная параллель?
  4. Самая короткая параллель?
  5. Какой материк пересекается всеми меридианами?
  6. Какие материки пересекаются экватором?

Задания  для закрепления  навыков по определению географических координат:

  1. «Они видели его только с большого расстояния и были так потрясены пятью столбами испарения и вечным гулом, что назвали его «там гремит дым». О каком географическом объекте идет речь в романе Л.Буссенара «Похитители бриллиантов». Координаты  объекта 25гр. в.д . и 17 гр. ю.ш?
  2. Один из героев Ж.Верна совершил фантастическое  путешествие к центру земли через кратер потухшего вулкана в точке с координатами  64 гр.с.ш. и 21гр. з.д. О каком вулкане идет речь?
  3. В 1856 году английский путешественник Д. Ливингстон совершил открытие замечательного объекта. Найдите его по координатам 18 гр.ю.ш и 26 гр.в.д.
  4. Самый высокий водопад  мира  низвергающийся с высоты  1054 метра имеет координаты 6 гр.с.ш. и  61гр. з.д.  Что это за водопад?
  5. Этот остров имеет несколько названий: Рапа-Нуи,  Вайгу, но чаще всего его называют другим именем. Что это за остров? Его координаты 27 гр. ю.ш. и 109 гр. з.д.

  1. Выполнение практической работы по вариантам.

Задания 1 варианта.

  1. Какой город расположен южнее С.Петербург или Нью- Йорк?
  2. Какой остров расположен западнее  Мадагаскар или Новая  Земля?
  3. Какой остров расположен южнее Тасмания или Огненная Земля?
  4. Определить географический объект по координатам                                        

                                 78 гр. ю. ш  и 167 гр. в.д.

                                 7гр. ю.ш. и 105 гр. в.д.

                                 15 гр. с.ш. и 14 гр. в.д.

                                 39 гр. с.ш. и 78 гр. з.д.

                                 48 гр. с.ш. и 2 гр. в. д

                          5.В каком направлении от Москвы  и на каком расстоянии               находятся:

                 Балтийское море,

                 Черное море,

                 Уральские горы?

      Задания 2 варианта

  1. Какой город расположен  южнее  Сидней или Владивосток?
  2. Какой остров расположен западнее  Северная Земля или Шри – Ланка?
  3. Какой остров расположен ближе к экватору остров Пасхи или Кергелен?
  4. Определить географический объект по координатам

31 гр. с.ш. и 31 гр. вд

              29 гр. с.ш. и 77 гр. в.д.

              42 гр с.ш. и 80 гр. з.д.

              33 гр. ю.ш. и 17 гр. в. д.

              19 гр. ю.ш. и 99 гр. з.д.

        5.В каком направлении от Москвы и на каком расстоянии находятся:

  1. Баренцево море,
  2. Азовское море,
  3. Кавказские горы?

Используемая литература:

  1. В,И,Сиротин  «Практические работы по географии»
  2. Е,А,Беловолова «Реализация практической направленности обучения географии в соответствии с задачами федерального государственного образовательного стандарта второго поколения» журнал «География в школе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология интерактивного обучения как средство формирования познавательной активности учащихся на уроках географии.

Двадцать первый век можно смело назвать веком непрерывного образования и новых технологий. Вступив в него, мы не обойдемся без современных средств обучения и новейших методик. Таково требование времен...

«ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Наше время принесло новое противоречие в образовательный процесс - противоречие между темпом приращения знаний и ограниченными возможностями их усвоения обучаемым, будь то ребёнок или взрослый. Именно...

Формирование универсальных учебных действий на уроках географии

Материал включает в себя текст к выступлению....

Формирование исследовательских компетенций учащихся на уроках географии

Современному обществу требуются молодые люди, умеющие принимать самостоятельные решения, инициативные, отвечающие за свою деятельность. Поэтому ведущей педагогической идеей сегодня является формирован...

Статья: "Формирование ключевых образовательных компетенций на уроках географии на основе проектной деятельности."

“Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет” – говорили древние. А наше будущее в образовании – компетентностно-ориентированный подход в обучении. Сегодня конкурентоспособность человека на рынк...

Разноуровневые задания по курсу: Физическая география» 6 класс по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках географии.

Тематические     требованияРазноуровневые   заданияТема: ВведениеНазывать и показывать:• форму и размеры Земли (длину окружности);• угол наклона земной оси к плоскости ор...

Разноуровневые задания по курсу: Физическая география» 6 класс по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках географии.

Тематические     требованияРазноуровневые   заданияТема: ВведениеНазывать и показывать:• форму и размеры Земли (длину окружности);• угол наклона земной оси к плоскости ор...