Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ «А мы скажем вместе с мамой»
план-конспект занятия по теме

  

формирование опыта взаимодействия со взрослым и сверстниками, ознакомление с элементарными  средствами общения вербальной и невербальной коммуникации, развитие  потребности в общении, способности к подражанию речи взрослых.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 97компенсирующего вида Фрунзенского района

Санкт- Петербурга «Консультативно-практический центр

для детей с нарушением интеллектуального развития»

Конспект непосредственно – образовательной  деятельности

по речевому   развитию  с детьми старшего дошкольного возраста

с интеллектуальной недостаточностью

Тема: «А мы скажем вместе с мамой »

Конспект разработала

Васильева Марина Вячеславовна,

                                                                              учитель – дефектолог

Дата проведения: 19.11. 2013

Санкт- Петербург

2013

Цель: побуждать детей к речевой активности, развивая коммуникативную функцию речи.

Коррекционно - образовательные задачи: 

- формировать понимание обращённой речи (выполнение одноступенчатых инструкций);

-  формировать способность к подражанию речи взрослых (вызывание звукоподражаний, договаривать односложные слова - да, так);

- расширять номинативный и глагольный словарь (пассивный словарь)

- развитие  тактильных ощущений ( шершавый - гладкий) ;

- формировать представления о пространственных свойствах предметов - форма и величина, развивать способность их различать и соотносить с их графическим контурным изображением;

-пробуждать интерес к образным игрушкам, желание играть с ними;

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать общую и мелкую моторику;

- развивать согласованность движений обеих рук, кистей и пальцев рук;

-развивать правильное динамическое и статическое речевое дыхание - формировать длительный выдох;

-развивать зрительное внимание-способность отслеживать взглядом движения в процессе элементарных предметных действий;

-  развивать слуховое внимание и сосредоточение (определять местонахождения источника звука, с помощью вербальных и невербальных средств);

Коррекционно-воспитательные задачи: 

-воспитывать доброжелательное отношение к взрослому и к сверстнику;

- воспитывать желание  взаимодействовать   с взрослым и сверстниками;

Оборудование: игрушки-куклы, дудочки, платочки по числу детей и родителей, карточки-символы с артикуляцией звуков и зрительного обозначения звуков- буквы- А-О-У-И, личики- тарелочки с изображением частей лица и контурным изображением ротика- большой круг, маленький круг, овал, прямоугольник, готовые плоскостные формы  этих изображений красного цвета-ротики из материала с шершавой поверхностью, листочки на  ленточке шершавые и гладкие жёлтого и красного цвета, корзинка с грецкими орехами, корзинка с еловыми и сосновыми шишками, клеёнки, подносы,  клей, кисти, салфетки, мольберт, магниты. Ааудиозаписи Е. Железновой "Паровозик", "А мы скажем вместе с мамой", "Звуки леса", "А-О-И-У".

Предварительная работа: игры с куклой, платочками, игры на музыкальных инструментах, игры с образными игрушками, рассматривание предметных  и сюжетных картинок, знакомство с символами звуков и букв - А-О-И-У. Игры со сборно-разборными игрушками. Обводка и закрашивание по внутреннему трафарету геометрических фигур, символов букв; игры на развитие тактильных ощущений «Гладкий - шершавый».

Участники:  5-6 детей, родители,  учитель-дефектолог, воспитатель, музыкальный руководитель.

Ход деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

 

Детей  и родителей приглашаем в музыкальный зал

Ритуал начала игры:

Раз, два, три, четыре, пять

Начинаем мы играть

Раз, два, три, четыре, пять

Начинаем мы играть

Приглашаем,  отправится на прогулку в лес

Поедем на поезде. Я буду паровозом и встану первой.

Каждый из вас станет вагончиком и встанет за мной.

Педагог называет имена детей,  и ребята с родителями встают друг за другом

Поезд отправляется: «ту – ту»

Звучит музыкально-ритмическая  композиция - "Поезд"- Е. Железновой

Ребята, наш поезд приехал в лес. Остановились. Двери открываются. Вышли из вагончиков

Приглашаю вас отдохнуть вот на этих подушечках

Послушаем, какие звуки живут в лесу

Звучит аудиозапись Е. Железновой "Звуки леса"

Листья шуршат,  дождик капает, ветер гудит

Просим повторить звуки

Посмотрите кто- то оставил под ёлочкой  шишки

Сколько шишек? Покажите ручками - много

Возьми одну большую  шишку

Сколько ты взял шишек?

Покажи столько пальчиков, сколько ты взял шишек.

Поиграем с шишкой - в ладошках покатаем, спрячем в одну ручку - в другую

Молодцы. Положите шишки в корзиночку.

Педагог предлагает взять из большой корзины маленькую шишку

Возьми одну маленькую шишку.  Сколько ты взял шишек?

Покажи столько пальчиков, сколько ты взял шишек.

Поиграем с шишкой - в ладошках покатаем, спрячем в одну ручку - в другую

Молодцы.

Педагог предлагает положить шишки в корзиночку

Сколько стало шишек? Покажи столько пальчиков, сколько  шишек стало  у вас в корзиночках.

Так же играем с орешками

Молодцы, ребята давайте подарим шишки и орешки белочке. Ваня отнеси корзинку с шишками белочке. Маша отнеси  корзинку с орешками белочке.

Педагог обращает внимание на разноцветные листочки под деревом. Ребята давайте поиграем с осенними листочками (раздаём детям листочки гладкие красные и шершавые жёлтые)

 Найдите и покажите листочек на красной ниточке

Погладим ручкой какой он на ощупь - шершавый

Найдите и покажите листочек на жёлтой ниточке

Погладим ручкой какой он на ощупь – гладкий

Дыхательная гимнастика

Покажите, ребята, как листочек летает

Молодцы, ребята. Раз, два, три, четыре, пять листочки будем собирать. Красные листики положите в красную корзинку, жёлтые - в желтую корзинку

Молодцы, ребята.

Приглашаю вас на другую полянку

Появляется ворона - громко каркает, машет крыльями

Ребята, к нам прилетела ворона

Здравствуй ворона

Что случилось?

Почему ты громко каркаешь?

Ворона рассказывает:

 «Мои друзья весёлые человечки забыли свои волшебные песенки, помогите!»

А мы знаем волшебные песенки!

Поможет вспомнить песенки нам горлышко

Покажите где оно

Надо разбудить наше горлышко песенкой

Звучит музыкально-ритмическая  композиция Е. Железновой  «А мы скажем вместе с мамой»

Рассматриваем иллюстрации с изображением поющих  ребят

Показ картинок-символов

Чтобы спеть каждую песенку помогут нам наши игрушки

Выполняем игровые действия

Чтобы спеть песенку А

 качаем куклу-

Чтобы спеть песенку О

Помашем платочком-

Чтобы спеть песенку У

поиграем на  дудочке-

Чтобы спеть песенку -И

радуемся друг другу -поворачиваемся к друг другу ,поём песенку улыбки -И

А сейчас споём все вместе

Звучит аудиозапись Е. Железновой «А-У-И»

Поём вместе с мамой

"А-у-и-о"

Ребята мы с вами волшебные песенки вспомнили

пора помочь  весёлым человечкам вспомнить песенки

Приглашаем детей и родителей присесть за столы

Предметно-практическая деятельность

Ребята, посмотрите, что не так?

Они не знают наших песенок.

Нет ротиков -  поможем, научим песенкам

Педагог показывает ход выполнения задания (по подражанию и образцу)

Готовые личики выставляем на мольберт

Просим каждого ребёнка назвать песенку

Вова, какую песенку умеет петь твой человечек?

Спой эту песенку, спой вместе с мамой

А теперь споём песенку все вместе

Ворона и весёлые человечки благодарят детей за помощь . Прощаются.

Ворона  улетает

Ребята, а нам пора возвращаться в детский сад

Каждый из вас превращается в вагончик

Я - паровозик, а вы вагончики

Слушайте внимательно, кто за кем стоит

Паровоз гудит- ту- ту, поезд отправляется

 Звучит музыкально-ритмическая композиция - "Поезд"- Е. Железновой

Ритуал прощания  

Раз, два, три, четыре, пять

Вот закончилась игра

Раз, два, три, четыре, пять

Вот закончилась игра

Возвращаемся в группу.

Дети и родители  встают в круг,

хлопают ручками,

топают ножками,

Дети с родителями выстраиваются   друг за другом.

Звукоподражания «ТУ - ТУ»

Дети имитируют движения колёс – круговые движения руками.

Дети имитируют движения - открываются двери - руки в стороны разводим.

Дети и родители присаживаются на подушечки напротив друг друга.

 Дети слушают звуки.

Дети с родителями повторяют звуки леса - шуршат листья - ш-ш - ш; капает дождик-кап-кап; гудит ветер (имитация движений), ёжик фыкает -ф-ф-ф.

Рассматриваем корзину с большими еловыми и маленькими сосновыми шишками.

Дети разводят руки в стороны – много.

Соотнесение количества с количеством пальчиков. Дети показывают один пальчик.

Дети выполняют движения.

Соотнесение количества с количеством пальчиков. Дети показывают один пальчик.

Дети выполняют движения.

Соотнесение количества с количеством пальчиков. Дети показывают два пальчика.

Дети находят на пеньке белочку и относят корзинки с шишками и орешками

Дети берут по два листочка разного цвета и выкладывают их на коврик перед собой

Поднимают  вверх.

Гладят листочек.

Дети и родители гладят листочки рукой.

Дуют на листик.

Уносят листочки под дерево и раскладывают по корзиночкам.

Дети и родители присаживаемся на стульчики.

Здороваются с вороной - машут рукой, кивают головой. Звукоподражания - кар-кар.

Да - кивают головой.

Показывают рукой горлышко.

Все поют песенку и выполняют движения.

Дети по очереди находят и показывают символы звуков.

Дети и родители встают в круг.

Дети качают куклу и поют

«А-А-А».

Дети машут платочком и поют «У-У-У».

Дети поворачиваются к друг другу, улыбаются  и поют «И-И-И»

Дети с родителями поют песенки гласных.

Дети и родители присаживаются за столы.

У каждого  на столе лежат на подносиках плоскостные  силуэты готовых геометрических фигур,  1 тарелочка - личико с контурным геометрическим изображением или круга, овала, прямоугольника, треугольника

Приготовлены: клей  - карандаш,  салфетка, клеёнки, влажные салфетки для рук)

Каждый ребёнок произносит - поёт свою песенку,  пальцем обводит букву.

Дети прощаются, машут рукой. Говорят «пока».

Дети имитируют движения колёс – круговые движения руками.

Дети имитируют движения - открывания дверей- руки в стороны разводят.

Дети и родители встают в круг,

хлопают ручками,

топают ножками .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по реализации "Программы воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи" образовательная область "Речевое развитие" группы детей старшего дошкольного возраста (второй период обучения) от 6-7 лет

Программа ДОУ включает в себя три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом  из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками  образовате...

Конспект НОД по художественно-эстетическому и речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Девушка-березка» (по мотивам мордовской народной сказки)

Даный конспект НОД позволит продолжать знакомство с нравственными категориями:  добро, зло; формировать интерес и эмоциональное отношение мордовскому фольклору....

Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Перелётные птицы»

Данный конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста. К конспекту прилагается презентация с иллюстративным материалом по теме....

Конспект занятия по автоматизации звука «С» с детьми старшего дошкольного возраста«Снежная Королева»

Конспект занятия по автоматизации звука «С» с детьми старшего дошкольного возраста«Снежная Королева»...