Главные вкладки

    Родительское собрание мам. « В семье растет дочь »
    методическая разработка на тему

    Цель:  Актуализировать  роль  мамы  в  воспитании  дочери.

    Задачи:

    1. Дать понять мамам, что зависит от них, какой  вырастет дочь.

     2. Познакомить  с  условиями  успешного  семейного  воспитания   девочки.

     План:

      1. Как образ  матери  влияет  на  формирование  женственности  в  девочке?

       2.Обсуждение ситуаций, возникающих  в  воспитании   дочерей.      

      3. Заполнение анкет. Анализ анкет детей.

      4. Знакомство с выставкой поделок.

      5. Правила  воспитания  дочери.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rodit.sobr_.-doch.doc111.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                     Родительское    собрание

                                   

                       

                         Корчагина И.В.

                          Родительское   собрание   мам.

                            « В семье растет дочь »

    Цель:  Актуализировать  роль  мамы  в  воспитании  дочери.

    Задачи:

    1. Дать понять мамам, что зависит от них, какой  вырастет дочь.

     2. Познакомить  с  условиями  успешного  семейного  воспитания    

         девочки.

     План:

      1. Как образ  матери  влияет  на  формирование  женственности  в  девочке?

       2.Обсуждение ситуаций, возникающих  в  воспитании   дочерей.      

      3. Заполнение анкет. Анализ анкет детей.

      4. Знакомство с выставкой поделок.

      5. Правила  воспитания  дочери.

        Подготовка   к      собранию.

    • Девочки  пишут  красочные  приглашения   для   мам   на   родительское собрание.
    • Готовится выставка «Что умеют дочери и мамы ». На родительском собрании  происходит  выставка  поделок, сделанных  девочками  и  мамами.
    • Проводится  предварительное  анкетирование  девочек:

    Анкета  для  девочек

    1. Считаешь ли ты, что у вас с мамой есть взаимопонимание?

                                             а)  да  б) не всегда  в) нет

    2. Какие общие занятия и увлечения есть у вас с мамой?

    3. Бывают ли у вас с мамой конфликты?

                             а) часто        б) иногда          в) никогда

    4. Если бывают, то по какой причине?

        а) из-за одежды    б) из-за домашних обязанностей   в) по  поводу  учебы      

        г) из-за телевизора или музыки   д) по другим причинам

    5.  Своими  проблемами  я  делюсь:

           а) с мамой    б) с подругами     в) я ни с кем не могу поделиться

    6.   Как твоя мама относится к твоим друзьям?

          а)  маме не нравятся мои друзья   б) ей нравятся мои друзья.

          в) маме нравятся мои друзья, но  с некоторыми  она  мне  запрещает  

                                                   общаться;

    7.   Мама  понимает  меня:

                                      а)  да;       б) нет;       в)  не всегда  

     Классный  руководитель  анализирует  анкеты  и  готовит  сообщения о результатах  

                                              анкетирования девочек.

    • Готовится  анкета  для  мам:                   

      Анкета   для  мам

    1. Считаете ли вы, что у вас с дочерью есть взаимопонимание?
    2. Говорит ли с вами дочь по душам, советуется ли по личным делам?

    1. Знаете ли вы друзей вашей дочки?
    2. Участвуете ли вы вместе в хозяйственных делах?
    3. Есть ли у вас с дочкой общие занятия и увлечения?
    4. Бываете ли вы вместе в театре, на выставке, на концерте?
    5. Обсуждаете ли вы вместе с дочкой прочитанные книги, журналы?
    6. Бывают ли у вас с дочерью конфликты?

                 а) часто         б) иногда             в) никогда

             9. Если бывают, то по какой причине?

                 а)  из-за одежды        б) из-за домашних обязанностей

                 в) по поводу учебы   г) из-за телевизора или музыки

                                            д.) по другим причинам

         Оформление:

    1. На доске написана тема собрания, ниже – русская пословица

             «  Нет  лучше  дружка,  чем  родная  матушка».

    2.  На доске записаны правила:

            -  Начинать  с  прекрасного!           -  Учить  рукоделию!

            -  Создавать  уют  в  доме!             -  Учить  кулинарному  искусству!

            -  Начинать   с   малого   и   постепенно! -   Поддерживать    интерес!

            -   Не   опускать   руки!                       -    Хвалить    почаще!

          3.    На столе лежат:

    •  красочно оформленный « конверт дружеских  вопросов»,
    •  бланки   отпечатанных   анкет   для   мам,
    •  памятки –  советы  мамам,  тематика  классных  часов.

          4.    На   видном   месте    располагается   выставка

                                   «Что умеют мамы и дочки».

                      Мамы  рассаживаются  по  группам

                                        Ход  собрания.

    Классный руководитель. Уважаемые мамы! Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы поговорить о том, как воспитывать дочь, как сделать так, чтобы дочь  выросла настоящей хозяйкой, настоящей женщиной, женой и матерью, способной сохранить тепло  домашнего очага. Именно  в  этом – залог  счастья  дочери. А что может быть более важным для родителей, чем счастье их детей? Поэтому целью родительских забот является необходимость деликатного и умно учить   девочку быть женщиной в самом широком смысле  этого слова. Несмотря на то, что в воспитании дочери принимает участие и отец, по своей женской сущности дочь  всегда ближе к матери. Поэтому мама оказывает большое влияние на дочь, именно от матери зависит, какой вырастет дочь.

    Обращение к родителям: « Какие качества необходимо воспитывать в дочери?» «Каковы  же  составляющие  понятия « женственности ».

    Мамы обсуждают, высказывают свое мнение. Классный руководитель записывает на доске:

    « Нежность,  женское  достоинство,  забота  о  других, аккуратность, добропорядочность, хозяйственность, доброта, вежливость, благоразумие, приятная внешность, мягкость, отзывчивость, терпимость, образованность.»

    Классный руководитель. Если сложить эти качества воедино, то мы можем назвать их одним словом – женственность. Быть женственной дочь учит ее мать. Именно мама должна научить дочь уметь вкусно готовить, быть аккуратной, уметь всегда хорошо выглядеть, уметь вести хозяйство, а также научить гигиене, благоразумию, а самое главное – не терять своего женского достоинства. Не зря говорят в народе, что дочь – это лицо матери, а сын – лицо отца. Но чтобы иметь влияние на дочь, мать должна иметь авторитет в глазах  дочери. И еще : девочка должна доверять своей маме. Доверяют ли вам ваши  дочери?

    Я вам предлагаю  заполнить анкеты для мам.

    Родители заполняют анкеты. Затем учитель рассказывает, что дочери ответили в  своих анкетах. Идет  обсуждение,  насколько  ответы  мам  совпали  с  анкетами  дочерей. Делаются  выводы, насколько  гармоничны  отношения   мам   с   дочерьми.

    Классный руководитель.   А  теперь  давайте  поработаем  по  группам  и  обсудим  следующие  ситуации.

        ( Каждой  группе  раздаются  карточки  с  ситуациями)

    1 карточка:  Моя дочь – отличница в школе. Она очень много занимается. Я, мама, сама вначале отстранила ее от домашних хлопот. А теперь она отказывается помогать мне по дому. Выполняет домашнюю работу только после скандала.

    2 карточка: Моя дочь – тихая и скромная девочка. Хорошо учится в школе. Но она начала встречаться с мальчиком, который нам с отцом не нравится. Из-за первой любви дочери у нас с ней портятся отношения. Если раньше дочь мне рассказывала, то теперь она молчит. Не знаю, что и делать.

    3 карточка: Моя дочь хорошо училась в школе, посещала музыкальную школу. Мы с отцом всегда ей говорили, что важно получить сначала высшее образование, а потом – все остальное: любовь, друзья и т.д. Не пускали ее гулять, пока она не выучит домашнее задания. Контролировали дела в школе. Ругали за четверки, а о тройках не могло  быть и речи. Но дочка в этом году потеряла интерес к учебе. Бросила музыкальную школу. В учебе «скатилась» до троек. Что делать?

      ( Каждая  группа   высказывает   свое   мнение   о  ситуациях)

    Классный  руководитель    подводит   итоги.

    Ситуация 1. Дочь  не привыкла  заниматься домашними делами, мама сознательно не привлекала ее помогать по хозяйству, а теперь дочка просто ленится. Кто в этом виноват? Мама. Как исправить ситуацию? Во-первых, никаких скандалов. Конфликт только усугубит ситуацию. Во – вторых мама должна привлекать девочку к совместному  труду. Например, дочка вместе с мамой печет пирог. И от этой совместной работы девочка должна получить радость. Совместный труд должен проходить не в напряженной атмосфере, а в радостной. Мама должна не забывать хвалить дочь, даже если у нее ничего

    не получается. Мама учит дочку справляться с домашними  хлопотами. Девочка должна чувствовать себя маленькой хозяйкой, она должна получать удовлетворение от труда.

    Ситуация 2. Дочь влюбилась в первый раз. Может, это и не влюбленность, но ей  нравится мальчик. Родители не одобряют выбора девочки. Между матерью и дочерью портятся отношения. Может быть, родителям стоит взглянуть на мальчика другими глазами, найти в нем что – то положительное, ведь за что-то он дочке понравился! Родителям необходимо проявить  гибкость. Если они этого не сделают, конфликт может перерасти в «затяжную войну». Девочка отдалится от родителей. Здесь необходимо учитывать и возрастные особенности дочери. Ведь ей 13 лет. Это переходный возраст, в котором происходит становление личности. У девочки может возникнуть чувство противоречия, она будет назло родителям встречаться с этим мальчиком. Каков же вывод? Это, конечно же, гибкость со стороны родителей в отношениях с дочерью.

    Ситуация 3. Родители навязчиво говорили дочери, что необходимо учиться, получить высшее образование. Да, здесь родители правы, они заинтересованы в успехах дочери. Но возникает вопрос, как они это делали? Они не поддерживали интерес ребенка к учебе, а действовали « диктаторскими » методами, и в результате девочка потеряла интерес к учебе. Здесь, конечно же, сказывается и переходный возраст дочери.

    Обычно в 7-8 классах дети учатся хуже. Здесь необходимо не «потерять» ребенка, а поддержать его. Девочка получила, допустим, четверку, а родители наказали ее, не пустив гулять. Как она будет чувствовать себя? А нужно маме поговорить с  дочерью, почему она  стала  учиться хуже: может быть, у нее трудности с преподавателями, она не понимает предмет, помочь ей как – то. Мама, как  деспот, стоит над дочерью и говорит ей:

     « Я тебя накажу, если снизятся отметки» Этим мама  добьется того, что девочка отдалится от родителей. Мама должна в спокойной и дружеской обстановке  говорить с дочерью, не забывать хвалить дочь. Мама должна направить дочь на достижение хороших результатов.

    Классный руководитель. Очень часто  девочка хочет быть похожей на свою маму. Здесь важно маме не забывать и о своем примере. Если, допустим, мама курит или выпивает, дочь будет поступать также.  Обращение к родителям.

                          ( Родители обсуждают сказанное)

    Классный руководитель. Если мама добропорядочная женщина, прекрасная хозяйка, создающая уют в доме, девочка обязательно вырастет похожей на мать, хотя бывают и редкие исключения.

    Вывод: « Мама не только воспитывает словами, но также и своим примером».

    Классный руководитель.  А теперь давайте обратимся к нашей выставке и посмотрим, хорошие ли хозяйки ваши дочери?

     Идет обсуждение выставки. Мамы знакомятся с поделками своих  дочерей.

    Классный руководитель. Есть старинная русская пословица: « Нет милее дружка, чем родная матушка». И, правда, именно  к маме должна приходить дочка со своими проблемами, не боятся ей открыться. У нас с вами на доске написаны правила воспитания матерью дочери.

    1. Начинать с прекрасного! Пусть дочь учится  украшать   жизнь цветами,  где  бы  она  ни  жила.

     2. Учить рукоделию! Умелые руки обязательно пригодятся дочке в будущем.

    3. Создавать уют  в доме! Чистота, порядок, красивый  интерьер - все это  останется рядом с вашей дочерью, если  это есть в вашей семье.

     4. Учить кулинарному искусству!

     5. Начинать  с  малого  и  постепенно. Нельзя  сразу  добиться  результатов, не проявляя терпения, мудрости  и  настойчивости.

    6. Поддерживать интерес! Пусть сама придумает новое блюдо, по-своему  заварит  чай,  найдёт  интересный  рецепт.

    7. Не опускать руки! Если что-то не получилось – сделайте   вместе. 8. Хвалите  по - чаще!  Замечайте  успехи  дочери,  рисуйте  положительные   перспективы   жизни.

    Необходимо уважать дочь как личность, вникать в проблемы дочери,  чаще разговаривать с ней. Вы  согласны со мной, что  соблюдение этих правил приведет к тому, что мать  будет другом дочери? Хвалите по-чаще!  Дочь вытерла пыль,  помыла полы, за это обязательно ее нужно похвалить.  Сказать ей: « Какая у меня растет хорошая помощница! Похвала будет стимулировать девочку, дочка будет стремиться и дальше  облегчать труд мамы.

    Дочь – это будущая жена, хранительница очага, а каким будет очаг, зависит от того, какой хозяйкой она вырастет.  Поэтому девочку необходимо вовлекать  в ведения домашнего хозяйства. А начинать надо с малого. Сначала дочь учится готовить простые блюда (яичницу, жареный картофель), а затем, постепенно, дочка научится  готовить и борщи.  У  нас с вами на доске  записано: « Начинать с малого. Учить  ведению домашнего хозяйства». Вы согласны со мной, что дочь необходимо вовлекать в домашние дела?

    Следующее правило:  « Своим примером  вы воспитываете  дочь ». Уважаемые мамы, вы согласны, что именно мама в первую очередь  служит примером для дочки?

    Еще  одно правило: « Не опускать руки в трудных ситуациях». Ситуации в жизни могут быть разными. Могут возникнуть непонимание, конфликты между матерью и дочерью. Не нужно отчаиваться. Мама всегда должна быть мудрой,  если        она не хочет потерять дочь. И последнее: « Начинать надо с прекрасного». Например, для того, чтобы девочка научилась ценить красоту, можно сделать так, чтобы в доме были цветы, приучить девочку ухаживать за ними. И, наконец, последнее, о чем я с вами хочу поговорить – это чувство собственного достоинства матери. Я вам зачитаю  слова, написанные в книге Али Акбар Фурутан « Отцы, матери, дети» и мы с вами их обсудим: « Милосердная, добрая и сострадательная мать всегда разговаривает с детьми с теплотой, предпочитая мягкий и спокойный тон грубому, ранящему сердце ребенка, подобно стрелам. Воспитывая ребенка, направляя  его действия, матери необходимо также постоянно принимать все меры, чтобы не терять

    чувства собственного достоинства. Ни в коем случае принижать себя в глазах детей и потакать их неразумным требованиям. Если мать будет подчиняться безосновательным и эгоистическим капризам ребенка, то ему придет в голову, что мать боится его, что она считает себя обязанной как можно больше угождать ему,   выполнять все его прихоти. Советуем родителям не допускать, чтобы страдало достоинство матери. Если в глазах детей ее значение умаляется, то налаженная жизнь в семье пойдет под откос, в этой маленькой стране воцарится хаос, и никакими силами не удастся водворить мир и покой. Мать никогда не должна выдвигать властные, жесткие и нелогичные требования для того, чтобы поддержать свое положение и достоинство. Но в то же время ей ни в коем случае нельзя потакать неразумным запросам детей. Следуя дорогой умеренности, можно избежать этих двух крайностей.

    Смесь из любви и дисциплины –

    Вот золотая середина;

    И словно врач, что вены отворяет,

    Она и ранит, но и исцеляет.

    Если же мать уронила свое достоинство в глазах ребенка и стала предметом насмешек, то процесс его воспитания никогда не будет озарен лучом счастья».  Классный руководитель предлагает обсудить эти слова мамам.

    Заключительное  слово  классного  руководителя.

    Уважаемые мамы! Обязанность и ответственность матери по отношению к семье, конечно же, гораздо выше, чем у отца. Именно мать является источником нравственности для своей дочери и определяет ее поведение. Находясь в постоянном контакте с матерью, дочь быстро усваивает ее взгляды, мысли, мнения и привычки. Мать не должна ни при каких обстоятельствах преступать в воспитании ребенка разумных границ. Она должна служить примером для своей дочери. Маме следует стремиться проявлять мудрое и достойное поведение. Ведь именно от матери зависит, какой вырастет ее дочь.  Мамам   вручаются   памятки  « Советы мамам »                                                                                                       

                                        Советы  мамам

    1. Обращайтесь с девочками без нравоучений и упрёков.

    2. Не обсуждайте  достоинства и недостатки дочери с окружающими

              (особенно в её присутствии).

    3.Приучение – это  многократное повторение. Напоминая, чаще подбадривайте, чем упрекайте.

    4.Умейте помолчать. Иногда нет места ни грубоватым шуткам, ни насмешкам.

    5. Не кричите! Крик – демонстрация  несдержанности, запальчивости, ещё хуже « пилить изо дня  в день» Всё это создаёт атмосферу отчужденности.

    6. Не отвечайте грубостью  на грубость.  Покажите превосходство вежливости в общении.

    7. Считайтесь с мнением дочери, советуйтесь с нею.

    8. Не бойтесь сказать « Извини!».

    9. С взрослеющей  дочерью  говорите,  как   с    взрослой  женщиной.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Ситуационное родительское собрание - Где в семье лад...

    Данное родительское собрание я проводил в рамках одного из этапов конкурса "Учитель года 2009". Родительское собрание построено по методике рефлексивного воспитания Н.П.Капустина...

    Родительское собрание матерей: «В семье растёт дочь».

    Способствовать осознанию мамами их роли в воспитании дочери. Познакомить с условиями успешного семейного воспитания девочки....

    Родительское собрание отцов "В семье растет сын"

    Цель проведения родительского собрания: побудить отцов к тому, чтобы они задумались о собственной роли и ответственности в воспитании сыновей....

    Родительское собрание "Воспитание в семье. Родительский авторитет"

    Родительское собрание по теме "Воспитание в семье. родительский авторитет"Содержание:1. Законы жизни и семьи2. Анкетирование детей "Что значит "почитать своих родителей", "Мои права"3. Авторитет пьющи...

    Педсовет . Взаимодействие семьи и школы. Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и школы.

    Педсовет на тему "Взаимодействие семьи и школы. Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и школы"...

    родительское собрание «В счастливой семье растут счастливые дети. Почему одни семьи счастливы, а другие нет?»

    родительское собрание «В счастливой семье растут счастливые дети. Почему одни семьи счастливы, а другие нет?»...