Обеспечение безопасности жизнедеятельности ребенка
статья на тему

Шепитько Любовь Петровна

Статья предназначена для педагогов и,  прежде  всего, для родителей.   Материал, изложенный в статье, поможет взрослым обеспечить детям безопасность жизнедеятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikatsiya_po_obzhd.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Обеспечение безопасности жизнедеятельности ребенка»

Современный мир очень многообразен  в своих проявлениях. Несомненно,  современную цивилизацию отличает, прежде всего,  небывалый прогресс в развитии науки и техники. Но человечество за свои же достижения  вынуждено жестоко расплачиваться.  Телефоны, компьютеры, бизнес. Наша жизнь проходит в стремительном беге за счастливым «завтра», и при этом мы упускаем   самое важное – отношения между взрослыми и детьми.  Нам кажется, что дети наши - взрослые и они все могут сами, и в том числе - постоять за себя.  А вот преступники - маньяки так не считают, они лучше знают наших детей, их психологию,  поэтому дети, оставшись без взрослых, без их советов, становятся беззащитными  объектами их гнусных деяний. Кто в этом виноват – преподаватели, не сумевшие донести до детей основы безопасности жизнедеятельности, или дети, не усвоившие  азы безопасного поведения, или мамы, папы, бабушки и дедушки,  которые, прежде всего, несут ответственность за своих детей.

          Что же должны знать родители о криминальной опасности в отношении детей? Их перечень весьма обширен. В Уголовном кодексе РФ есть специальная глава, которая так и называется – «Преступления против семьи и несовершеннолетних». В ней, в частности, говорится о вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления и антиобщественных действий, о торговле  несовершеннолетними, в том числе  и в целях «изъятия у несовершеннолетнего органов и тканей для трансплантации».  

         К наиболее часто совершаемым преступлениям в отношении детей относятся изнасилования, истязания, насильственные действия сексуального характера, похищения и некоторые другие.

          Ежегодно жертвами  различных преступных посягательств становится огромное количество детей – порядка ста тысяч! Существует еще одна печальная цифра – это количество без вести пропавших несовершеннолетних. Телевидение и газеты почти ежедневно  сообщают о малолетних жертвах: тут убили, там изнасиловали.  Но некоторые родители принципиально не хотят знать о страшных случаях – берегут нервы, да и думают: с моим ребенком ничего подобного не произойдет. Знание криминальной ситуации в стране – мощный побудительный сигнал к тому, чтобы серьезно заняться безопасностью детей.

         Можно ли по внешнему виду определить преступника, вынашивающего преступные замыслы в отношении детей? Увы, их нет, ведь преступники ничем не выделяются среди окружающих. Так, почти все разоблаченные маньяки обладали обыкновенной, заурядной внешностью, были внимательны, участливы, добродушны. Некоторые из них работали врачами, педагогами, инженерами, водителями, имели семьи.

        Тем не менее,  иногда, теряя бдительность, они своим поведением обнаруживают себя. И тут главное – обратить на это внимание.   По тому, как ведут себя такие преступники. Их можно разделить на две группы: те кто внезапно нападают на свою жертву и те, кто прежде чем напасть на ребенка, заманивают его тем или иным способом в укромные места. Главная цель заманивающего преступника – увести ребенка подальше от людских глаз. Их излюбленные места – новостройки, или наоборот, заброшенные подвалы, чердаки, парки, скверы,  а в последнее время это и подъезды, лифты.  Преступники могут пригласить покататься на машине или мотоцикле, предложить сфотографироваться,  записаться в школу моделей, пообещать помочь сняться в кино, а то и просто вместе попутешествовать.  Все чаще фиксируются случаи, когда детей заманивают для производства порнофильмов с их участием. При этом роль «завлекателей» нередко исполняют ребята уже с опытом. Еще есть одна группа преступников, которые совершают имущественные правонарушения. Способы весьма разнообразны. У детей отнимают деньги, шантажируют, заставляя  уносить из дома ценные вещи. Под тем или иным предлогом проникают в квартиры и совершают кражу или грабеж. Иногда такое «проникновение» заканчивается убийством. Не так редки случаи нападения преступников на детей, когда они, вернувшись из школы, с прогулки, открывают дверь своим ключом.   В последние годы очень процветает так называемый детский рэкет.  Предлоги для «выбивания» денег могут быть различными, а последствия невыполнения требований, которые обычно сопровождаются избиениями, - самыми печальными.

      Каковы же основные правила поведения детей, обеспечивающие их безопасность? Дает ли соблюдение этих правил 100% гарантию от нападения? Наверное, нет. Но то, что они в значительной степени снижают риск оказаться жертвой преступника, - несомненно. Как обезопасить себя от внезапно нападающих преступников? Во-первых, нужно следовать правилу: «Избегай опасных, заброшенных, малопроходимых  мест!», во-вторых: «Не гуляй допоздна!», и,  наконец, «Не будь в одиночестве!».  Учитывая рост преступлений в подъездах, необходимо соблюдать определенные правила. Ребенок ни в коем случае не должен входить в подъезд, заметив рядом незнакомца. Нужно пройти мимо, когда пойдет кто-то из живущих в подъезде, или позвонить домой и попросить, чтобы  кто-то вышел навстречу. Нельзя входить и в лифт с незнакомым человеком.

         Как обезопасить себя от «заманивающих» преступников? Правило поведения, нейтрализующее этих преступников, звучит так: «Не вступай ни в какие разговоры с незнакомцем, немедленно отойди от него туда, где есть люди!».

        Как уберечь детей от «знакомых» преступников? Здесь все  зависит от круга общения ребенка, от того, как он проводит свободное время, а самое главное, от семейной атмосферы: делится ли он с родителями своими опасениями, страхами. Ведь, как правило, эти преступники не сразу добиваются своих целей, а исподволь: приглашают к себе домой, на прогулку, проявляют неожиданные ласки, показывают порнографические открытки. Родители должны обратить внимание на эти настораживающее признаки. А чтобы они стали известны, ребенок должен быть приучен делиться своими впечатлениями.

          А как должен ребенок вести себя дома, если он остается один? Прежде всего, нельзя открывать дверь, не посмотрев в глазок и не убедившись, что там стоит хорошо знакомый в семье человек. На вопросы незнакомца лучше всего отвечать так: «Сейчас должен подойти папа!». Если звонки продолжаются или глазок закрыт снаружи, нужно позвонить соседям  или по телефону 02  (102 - с сотового телефона), если не работают телефоны (домашний или сотовый), а дверь пытаются открыть, следует громко поступать в стену, в пол, по батареям (о таких сигналах тревоги тоже надо заранее договориться с соседями). Можно позвать на помощь, открыв окно или выйдя на балкон.  

         Главное в обучении детей безопасному поведению – научить предвидеть возможную угрозу и вести себя так, чтобы не попасть в трудную ситуацию.  Ребята школьного возраста могут пострадать из-за своей самоуверенности, бравады, тяги к разного рода приключениям, желания прослыть среди сверстников смелым и «крутым».  Большое значение в семье имеет контакт с ребенком, особенно если он по натуре скрытный, замкнутый, доверчивый. Таких детей надо хвалить  за принятое самостоятельное решение в каких-либо ситуациях.  Если ребенок допустил ошибку, не ругайте его, а спокойно укажите на нее, помогите исправить, расскажите о возможных последствиях. Если ребенок найдет контакт в своей семье, ему не будет необходимости искать понимания, душевного участия в других местах, у чужих людей. Особое внимание  надо обращать на разного рода изменения в поведении ребенка: вдруг он стал замкнутым, тревожным, или наоборот, где-то пропадает, утратил интерес к прежним занятиям.  Подобные изменения сигнализируют о каком-то событии в жизни ребенка, которые могут иметь различный характер, в том числе и связанные с сексуальными и имущественными домогательствами.  Но не получится ли так, что пытаясь обезопасить ребенка от преступника его можно запугать до такой степени, что он станет бояться выходить на улицу, общаться и знакомиться с новыми людьми.  Рассказывая ему страшные истории, родители могут добиться обратного результата – ребенок в сложной, опасной ситуации становится более уязвимым, поскольку внушенный страх парализует его, мешая предпринять что-то самостоятельно: он не может не закричать, ни оттолкнуть, ни убежать. Криминальная информация должна быть строго дозирована в зависимости от возраста ребенка, а во-вторых, передана в  таких словах, которые бы его не травмировали. Это особенно важно соблюдать в отношении детей с сильно развитым воображением и отклонениями в психическом развитии.  

        Цель «безопасного» воспитания – внушить ребенку уверенность в его возможностях. И только общими усилиями милиции, семьи, школы можно помешать преступникам осуществить их замыслы. Не нужно оставаться равнодушными, когда вы видите, что в дом входят подозрительные личности, какой-то мужчина ведет ребенка на стройку или в гаражи, или услышите детский плач в подъезде. Сегодня вы поможете чужому ребенку, а завтра кто-то спасет Вашего!  

Список использованной литературы

1. Уголовный Кодекс РФ// Российская газета от 19.06.1996 № 114// Раздел VII , гл. 20;

2. Гостюшин А.В. //Основы безопасности жизнедеятельности//Аст, 2003;

3. Усачев А.А., Березин А.И. // Основы безопасности жизнедеятельности //Аст, 2008.

                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЕНКА С ОВЗ

Одним из направлений развития системы образования в рамках его модернизации является развитие различных форм интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.  При этом...

Роль обеспечения ребенку комфортной эмоциональной среды на уроках изобразительного искусства

      В период адаптации к новым для ребенка условиям школьного обучения художественным занятиям принадлежит особая роль. Благоприятная адаптаци...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ, СЕМЬИ И СОЦИУМА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВ РЕБЕНКА И ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ

В современном российском обществе происходят глубокие процессы, направленные на демократическое преобразование в социально-политической и экономических сферах жизни общества. Основная цель этих ...

Консультация для воспитателей ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Консультации для воспитателейОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА...

Памятка для родителей "10 шагов обеспечения медиабезопасности ребенка в семье"

Содержит советы по обеспечению информационной безопасности детей в семье....

«Технология обеспечения социализации ребенка в учебной и внеклассной деятельности деятельности на примерах уроков СБО» 5-6 класс

Предмет СБО в коррекционной школе является одной из наиболее удобных форм адаптации детей к окружающей жизни. Известно, что в коррекционную школу приходят ученики, совершенно не подготовленные к обуче...