Коллекционирование в подростковом возрасте
статья (7 класс) на тему

Золотухина Нина Фёдоровна

Психологи утверждают, что иметь какое-нибудь хобби весьма полезно. В наше непростое время это – просто уникальный антидепрессант. Ученые говорят, что чем-то бескорыстно увлеченные люди – почти всегда спокойные, веселые, уравновешенные.

Коллекционирование несет и ярко выраженную воспитательную функцию. Наиболее ярко это проявляется в детском и подростковом возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nina_kollektsionirovanie_v_podrostkovom_vozraste_skor.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Психологи утверждают, что иметь какое-нибудь хобби весьма полезно. В наше непростое время это – просто уникальный антидепрессант. Ученые говорят, что чем-то бескорыстно увлеченные люди – почти всегда спокойные, веселые, уравновешенные.

Коллекционирование несет и ярко выраженную воспитательную функцию. Наиболее ярко это проявляется в детском и подростковом возрасте. То, что закладывается в характер человека в эти годы, формирует те черты личности, которые со временем уже не изменятся, а лишь станут рельефнее. Воздействие коллекционирования, таким образом, будет продолжаться и тогда, когда о том, что в детстве он собирал марки или расклеивал по альбомам спичечные этикетки, человек, казалось бы, забудет прочно и навсегда.

Вот пример из жизни (взят из Интернета):

«Есть у меня племянник Саша, ему 15. Покупал недорогие монеты, собирал монеты «в навал». Потом папа купил ему чужую коллекцию – продавали «оптом». Но от этого количество в качество не перешло.

А когда Саша стал во все это врубаться, обзавелся литературой, стал в инете отслеживать нумизматические темы, когда он смог про каждую монету что-то узнать, классифицировал все это – вот тогда это и стало коллекцией, хотя количество монет не сильно изменилось».

Как показывает практика, если до 18 лет подростки испытают наряду с прочим и прелесть коллекционирования (пусть даже потом их детская «коллекция» три десятка лет пропылится на антресолях!), затем уйдут в большую жизнь, – в 35-40 лет некоторые снова вернутся к своим детским увлечениям…

Детский и юношеский периоды характеризуются осознанными стремлениями.

В детстве это прежде всего любопытство, стремление к познанию нового, когда маленький человек стремится попробовать себя во всем, в том числе в коллекционировании. Специалисты настоятельно советуют это стремление всячески поддерживать.

В детстве и подростковом возрасте, находясь в состоянии постоянного поиска, ребенок (подросток) пробуют себя во всем, в том числе и коллекционировании.

И если у малышей интерес необходимо поддерживать, то младшие школьники и подростки уже способны отчасти сами формировать его. Поначалу речь идет, конечно, не о коллекции, а просто о собрании, причем собрании разнородном – «чем-либо интересных или памятных предметов». Это еще не полноценная коллекция, это пока «пристрелка».

В большинстве случаев страсть к собирательству либо постоянно меняет объект своего приложения, либо проходит вообще. Этому каждый из нас может привести множество соответствующих примеров и из литературы, и из жизни, и из собственной практики. Подробнее об этом говорят авторы публикации «Почему люди коллекционируют?» в главке «Подростковое коллекционирование»: «В подростковом возрасте молодые  люди  обоего пола переживают так называемый кризис развития, когда  человек  ЕЩЕ НЕ взрослый, УЖЕ НЕ ребенок. Подросток как бы рождается заново, он формируется и еще не знает, кто он, что будет “по его”, что интересно именно ему? И с этим кризисом связаны не только специфические проблемы физического состояния подростка, не только поведенческие нарушения, но так же и постоянный поиск занятий, увлечений и хобби, которые сменяются один за другим.

Жалоба взрослых обычно звучит так: «Какой-то несерьезный растет, на прошлой неделе сказал, что будет заниматься теннисом, потом вступил в клуб натуралистов, а вчера говорит: “Буду значки собирать”». На самом деле идет очень важный процесс познавания себя, когда молодой человек  как бы примеряет множество одежек, пытаясь найти именно свою. Поэтому в подростковом возрасте многие юноши и девушки успевают попробовать  коллекционировать  большое количество предметов»[1].

Что толкает подростков на рискованные поступки, на сумасшедшие выходки, на метание от одного увлечения к другому? Да, именно: процесс познания себя, как уже отмечалось. И этот процесс называется одним простым словом: «любопытство». Хочется все изведать, все попробовать, везде побывать… И все это, оставшись позади, «попробовавшись», исполнившись, навсегда уходит из жизни молодого человека, у которого впереди еще столько «интересного»!

Но есть молодежь и другая – не любопытствующая, а любознательная. Настоящие коллекционеры – из их числа.

Школьное любопытство с годами учебы постепенно исчерпывает себя. Подросток задумывается: куда идти дальше? Где найти такие объекты, которые были бы неисчерпаемы для познания, знакомство с которыми не только не гасило бы интереса, но, наоборот, способствовало его развитию? А ведь такие объекты есть – это научные знания, которые никогда не кончаются. Поэтому встреча с наукой выводит интерес из тупика, решает для нас проблему стремления к новизне. Возрастным «эрзацем» науки как раз и является коллекционирование.

В психологической литературе коллекционирование рассматривается как квазиисследовательская деятельность, способная помочь сформировать отдельные навыки познавательной деятельности, расширить творческие возможности детей, внести вклад в воспитание определенных качеств личности. Коллекционирование следует поощрять, давая ему правильное направление

Увлечения необходимы для становления личности подростка, т.к. благодаря увлечениям формируются склонности, интересы, индивидуальные способности подростков. Знание подростковых увлечений помогает лучше понять внутренний мир и переживания подростков, улучшает взаимопонимание между подростками и взрослыми. Коллекционирование расширяет кругозор, развивает познавательную активность. Не будем конкретизировать, что же собирать подростку? Да все, к чему лежит душа – в разумных, конечно, пределах.

И в завершение напомню древнее китайское изречение: «Кто имеет увлечение, проживает две жизни».


[1] Почему люди коллекционируют? // Портал «Русская монета». 2006. 31 октября. – http://rucoin.ru/news/2006/10/31/why-people-collect. – Скопировано 12 июня 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первые проблемы подросткового возраста.

Этот материал использовала на родительском собрании в 6 классе....

Психологическое просвещение педагогов "Возрастно – нормативная модель развития в подростковом периоде. Возрастные возможности подросткового возраста" (с презентацией)

Психологическое просвещение педагогов "Возрастно – нормативная  модель развития  в подростковом периоде. Возрастные возможности подросткового возраста" (с презентацией)Возрастно-нормативная ...

Особенности подросткового возраста, опасность подростковых комплексов

Особенности подросткового возраста,опасность подростковых комплексов (выступление на родительском собрании 6 классапедагога-психолога А.В.Чекановой) Подростковый возраст – один из наиболее т...

Подростковый возраст - трудный возраст. Так ли это?

Родительское собрание для 6 класса...

Нравственно-психологические особенности подросткового возраста. Взаимоотношения юношей и девушек в подростковом возрасте. Особенности проведения реабилитационной работы.

Материал для выступления на методическом объединении воспитателей социально-реабилитационного центра. Может быть полезен учителям-предметникам, классным руководителям, социальным педагогам и даже роди...

Родительское собрание на тему Подростковый возраст и его особенности. Возможные «кризисы» переходного возраста.

Цели занятияпознакомить родителей (лиц их заменяющих) с особенностями подросткового возрастаопределить понятие кризисанаметить пути преодоления кризисных состояний, дать подробные рекомендации по опти...