Родительское собрание "Ответственные родители"
материал (7 класс) по теме

Попова Наталья Семеновна

Проблема курения в стране все более обостряется. Стремительно увеличивается удельный вес курящих подростков. Поэтому родительские собрания на данную тему остаются актуальными и сегодня. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurs_semya_bez_tabaka_stsenariy_roditelskogo_sobraniya.doc462.5 КБ

Предварительный просмотр:

Попова Н.С., МОУ СОШ № 2 г. Алейска

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 Г. АЛЕЙСКА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Конкурс «Семья без табака»

Сценарий родительского собрания по теме профилактики детского табакокурения

(для родителей учащихся 7 классов)

Автор работы: Попова Наталья Семеновна,

учитель английского языка

МОУ СОШ №2 г. Алейска

Алтайского края

г. Алейск, 2009-20010 учебный год

Форма проведения: дискуссия

«Трудно себе представить то благотворное изменение,

которое произошло бы во всей жизни людской, если бы

люди перестали одурманивать и отравлять себя водкой,

              вином, табаком и опиумом». Л.Н. Толстой

Цель: обсудить проблему курения среди подростков, помочь осознать масштабы вреда курения для здоровья человека.

Задачи:  1)познакомить родителей с причинами, которые приводят подростка к первой сигарете;

                     2)обсудить и смоделировать различные ситуации, когда подросток начинает курить, последствия курения и пути решения и поиска выхода из этих ситуаций;

                     3)развивать у родителей интерес к совместному обсуждению проблемы;

                     4)дать возможность родителям получить интересующую их информацию из компетентных источников.

Основные вопросы:

  • анализ ситуации, актуальность темы в связи с обострение проблемы курения;
  • история появления и распространения табака;
  • информация о вреде курения на организм человека, в особенности подростка;
  • презентация слайдов «Жизнь без табака»;
  • сравнительные результаты наблюдений над курящими и некурящими школьниками, изучение и анализ таблицы, схемы.
  • изучение и обсуждение рисунков детей, моделирование ситуаций, которые приводят подростков к первой сигарете.

Предварительная подготовка

1. Родителям предлагается материал для подготовки сообщений по следующим вопросам:

  • история появления и распространения табака;
  • ядовитые вещества табака;
  • статистика курящих;
  • губительное влияние курения на организм человека.

2. Изготовление учащимися плакатов, рисунков на тему «Губительная сигарета».

3. Проведение анкетирование среди учащихся:

  • Тебе когда-либо предлагали закурить?

     -    Кто предлагал? (взрослые, сверстники, знакомые, незнакомые люди).

  • Какую цель преследовал предлагающий?
  • Удалось ли отказаться?
  • Кому труднее всего отказывать в просьбе?

     -    Чьему давлению тяжелее сопротивляться?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

 

4. Составление памятки для родителей (причины курения, советы, рекомендации, правила, позволяющие предотвратить курение).

Ход собрания

     На доске – тема собрания, эпиграф («Трудно себе представить то благотворное изменение, которое произошло бы во всей жизни людской, если бы люди перестали одурманивать и отравлять себя водкой, вином, табаком и опиумом». Л.Н.Толстой), плакат со словами «Помни: человечество (и ты сам) ничего не потеряет, если расстанется с сигаретой», лист ватмана, маркеры, фломастеры (или использование интерактивной доски),  высказывания известных деятелей науки и культуры:

  1. 1)Вступительное слово классного руководителя (анализ ситуации).

     Будущее России определяется уровнем воспитания, обучения, физического и духовного здоровья детей, подготовки их к жизни в быстро меняющемся мире. В соответствии с данными официальной статистики, состояние здоровья детей и подростков, проживающих на территории Российской Федерации, ухудшается. К концу обучения доля здоровых составляет 10%. Неблагоприятная динамика основных показателей здоровья учащихся регистрируется практически во всех регионах страны. Отмечается ухудшение показателей физического развития – важнейшего критерия здоровья детей. Одна из причин – курение среди подростков.                Проблема курения в стране все более обостряется. Стремительно увеличивается удельный вес курящих подростков. Данные мониторинга вредных привычек среди подростков за период с 1996 по 2006 г. (более 2000 подростков) позволили выявить две важные тенденции в распространении табакокурения: преимущественный прирост числа курящих среди девушек и снижение возраста начала курения. Теперь 80% курящих начинают курить до 15 лет, тогда как 10-12 лет назад таких было вдвое меньше. Основной возраст начала курения сместился на средний школьный возраст -  12-13 лет. В среднем по России регулярно курят 31,9% городских старшеклассников обоего пола и 49,2% сельских школьников, среди пятнадцатилетних воспитанников детских домов и школ-интернатов курят более половины, среди подростков, обучающихся в профессиональных училищах, распространенность курения достигает 60-70% среди юношей и 40-50% среди девушек.

       2)Обсуждение эпиграфа.

     Учитель: Представьте, что человек перестал курить. Что произошло бы в его жизни?

     Предполагаемые ответы родителей: стал совершенно другим человеком, стал уверенным в себе, укрепилась сила воли, прошла усталость, головокружение, тошнота, туман в голове, нормализовалось сердцебиение, улучшилось память, внимание, общее физическое и умственное состояние. (Приложение 1, слайд 1-2)

       3) « Мозговой штурм».

     Родителям предлагается привести примеры, когда их просили или принуждали закурить (можно задать вопросы, аналогичные вопросам для анкетирования учащихся). Учитель просит назвать причины, по которым бывает трудно отказывать  в просьбе или не делать то, чего не хочется; затем выслушивает ответы и выписывает их на доску:

  • не хотят оказаться изгоями;
  • быть высмеянными;
  • бояться обидеть;
  • казаться грубыми;
  • быть не такими как все;
  • любопытство;
  • желание быть похожим на «крутого» парня;
  • желание быть «плохим» в ответ на постоянное давление со стороны родителей;
  • безделье, отсутствие каких-либо занятий либо обязанностей.

       4) Знакомство родителей с анкетами учащихся, которым были заданы подобные вопросы. Родители обсуждают и анализируют анкеты, высказывают свое мнение.

  1. Работа с понятиями.

            1) Словарь.

          Учитель:  Здоровье ребенка – самое большое счастье для родителей. Но, к сожалению, все больше и больше подростков начинают употреблять табак, который относится к так называемым психоактивным веществам – ПАВ. Употребление его в подростковом возрасте наносит максимальный вред психическому, физическому и социальному здоровью. Психоактивные вещества – это природные и синтетические химические вещества, которые изменяют психическое и физиологическое состояние человека: табак, алкоголь, наркотики, некоторые лекарства и другие. Последствия – результат каких-либо действий.

            2) Составление кластера.

         Родителям предлагается кратко высказаться по проблеме «губительная сигарета». Пока родители говорят, классный руководитель пишет на ватмане или интерактивной доске основные идеи, характерные слова и высказывания в форме кластера (графического способа организации материала).


               3) Составление синквейна.

            Учитель: Итак, мы непосредственно подошли к изучению и обсуждению нашей проблемы. Эта проблема не может оставить равнодушным ни одного родителя. И я предлагаю вам в конце собрания выразить свое отношение, мысли, переживания по данному вопросу через написание синквейна. Что это такое? Это стихотворение. Жизненные впечатления рождают переживания, поэтому любое лирическое произведение – рефлексия. Среди стихотворных форм, основанных на рефлексии и построенных «по правилам», мы знаем не так уж много: японские танку, хокку. Слово «синквейн» происходит от французского «5». Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам.

  1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
  2. Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
  3. Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
  4. Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
  5. Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Например,

Ценности.

Общечеловеческие, современные.

Понимаешь, ориентируешься, думаешь.

Как трудно вокруг разобраться!

Смыслы.

  1. Изучение и обсуждение проблемы.

        1)Подготовленные сообщения родителей.

     Учитель: О том, что табак вреден для здоровья, знали давно. Видели, что курильщиков мучает надсадный кашель, знали. Что в накуренном помещении трудно дышать, что табак мешает умственной работе. Опыты показали, что животные гибнут под действием никотина. Тогда и родилась фраза: «Капля никотина убивает лошадь». Если быть точным, то каплей никотина можно убить не одну, а целых три лошади. Но курильщики только посмеивались: «Видно я крепче лошади, сколько никотина потребил, а жив!» Утешали себя: табачный деготь остается на фильтре. А как врачи? Разве они не боролись против курения? Немного из истории.

     История появления и распространения табака (сообщение родителей).

     «Высадившись на берег, мы отправились в глубь острова. Нас   встретило множество почти голых людей, очень стройных и сильных, которые шли из своих деревень с горящими головешками в руках и травой, дым которой они пили. Иные несли одну большую сигару и при каждой остановке зажигали ее. Затем каждый делал из нее 3-4 затяжки, выпуская дым через ноздри». (Х.Колумб).

Туземцы угощали путешественников табаком, причем сначала курили сами, потом передавали трубку гостям. Отказ от «трубки мира» хозяева рассматривали как недружелюбные действия. Испанцы же не хотели портить отношения с туземцами. Вероятно, эти испанцы и были первыми европейцами, пристрастившимися к курению.

 На вернувшихся в Испании моряков смотрели с подозрением: человек выпускает изо рта и носа дым, значит, спутался с нечистой силой. Курильщики завезли семена табака и стали его культивировать.

 Распространение табака встречало в странах сильное противодействие. В Турции курение табака рассматривалось как нарушение законов Корана, и виноватых сажали на кол. Персидский шах Аббас приказал сжечь торговца, который завез табак в военный лагерь. Римский папа Урбан VII отлучил от церкви тех, кто курил и нюхал табак, а однажды за курение сигар монахов живыми замуровал в стену.

 В Россию табак попал в конце XVI века и тоже был встречен не очень приветливо. За курение полагалось весьма серьезное наказание – от палочных ударов и порки кнутом до отрезания носа и ушей и ссылки в Сибирь. Торговцев табаком ждала смертная казнь.

 Но постепенно запрет на курение отменялся в разных странах. С годами к вредной привычке приобщились мужчины, женщины, молодые люди, подростки и даже дети. Возникла мода на курение: сигареты, мол, придают девушкам особую элегантность, а юношам – мужественность. Сигарета стала обязательной принадлежностью теле- и киногероев.

 Учитель: В подавляющем большинстве курильщики просто не ведают, что курение наносит большой вред организму. Табачный дым содержит более трех тысяч видов вредных веществ. Всех их запомнить невозможно. Но три основных группы токсинов знать надо (на интерактивной доске – слайд: « Состав табачного дыма»).

     Ядовитые вещества табака (сообщение родителей).

 Никотин. Ученые выяснили, что в табаке содержится масса ядовитых веществ. Среди них наиболее известен никотин: по своей ядовитости он равен синильной кислоте. Как любой наркотик он вызывает пристрастие, привыкание и зависимость. Повышает частоту сердечных сокращений и артериальное давление. Вслед за стимуляцией мозга наступает значительный спад вплоть до депрессии. Что вызывает желание увеличить дозу никотина.

  Смолы. Содержат сильные канцерогены и вещества, раздражающие ткани бронхов и легких. Рак легких в 95% всех случаев вызывается курением. Рак полости рта также в основном бывает у курильщиков. Смолы являются причиной кашля курильщиков и хронического бронхита.

  Токсичные газы. Окись углерода или угарный газ – основной ядовитый компонент газов табачного дыма. Он повреждает гемоглобин, после чего гемоглобин теряет способность переносить кислород. Поэтому курильщики страдают хроническим кислородным голоданием, что отчетливо проявляется при физических нагрузках. Например, при подъеме по лестнице или во время пробежки у курильщика появляется одышка.

  Табачный дым содержит 384 000 токсичных веществ, что в четыре раза больше, чем при выхлопе автомашины. Иными словами, курить сигарету в течение одной минуты – примерно то же самое, что дышать выхлопными газами в течение четырех минут. Цианистый калий, водород и окись азота также поражают легкие, усугубляя гипоксию (кислородное голодание) организма. А это очень тяжело переносит головной мозг подростка.

      Учитель: В течение нескольких лет ученые проводили наблюдения над 200 курящими и 200 некурящими школьниками. Посмотрим, какими оказались сравнительные результаты (на интерактивной или обыкновенной доске представлена таблица с результатами наблюдений).

Болезни

Курящие

Некурящие

1. Нервные

14%

1%

2. Понижение слуха

13%

1%

3. Плохая память

12%

1%

4. Плохое физическое состояние

12%

2%

5. Плохое умственное состояние

18%

1%

6. Нечистоплотны

12%

1%

7. Плохие отметки

18%

3%

8. Медленно соображают

19%

3%

    Статистика курящих (сообщение родителей).

 Начиная с начала 60-х годов XX века, стали публиковать в газетах и журналах результаты научных исследований. И люди ужаснулись! Оказывается, если человек курит в день от 1 до 9 сигарет, то сокращает свою жизнь в среднем на 4,6 года по сравнению с некурящими; если курит от 10 до 19 сигарет – то на 5,5 года; если выкурено от 20 до 39 сигарет – на 6,2 года.

 Социологический опрос показал, что только 28,2% школьников не курили ни разу в жизни, 28% опрошенных пробовали курить, остальные школьники (более 42,8%) курили более 20 раз в жизни. Более 30% школьников курят ежедневно (от одной и более сигарет в день), 10% ограничиваются «эпизодическим» курением (одна сигарета не каждый день) и более 58% школьников не курили в течение месяца ни разу. (Приложение 1, слайд 23-27)

 Учитель: И все же основная цель нашей дискуссии – не констатировать факты, а напомнить и осознать масштабы вреда курения для здоровья подростка. Врачи выяснили, что рост числа курящих параллельно увеличивает количество опасных болезней. Нет такого органа, который не поражался бы табаком: почки и мочевой пузырь, половые железы и кровеносные сосуды, головной мозг и печень. (Приложение 1, слайд 4-7, 10-11)

   Губительное влияние курения на организм человека (сообщение родителей).

  Установили, что люди, начавшие курить до 15-летнего возраста, умирают от рака легких в 5 раз чаще, чем те, которые начали курить после 25 лет. Длительно и много курящие в 13 раз чаще заболевают стенокардией, в 12 – инфарктом миокарда, в 10 раз – язвой желудка и в 30 раз – раком легких.

  Ученые выяснили, что курение в 2 раза опаснее для растущего организма, чем для взрослого. Смертельная доза для взрослого человека содержится в одной пачке сигарет, если ее выкурить сразу, а для подростков – в половине пачки. Были даже зарегистрированы случаи смерти подростков от подряд выкуренных двух-трех сигарет из-за резкого отравления жизненно важных центров, в результате которого наступала остановка сердца и прекращалось дыхание.

  Сердце курящего делает в сутки на 15 тысяч сокращений больше, а питание организма кислородом и другими необходимыми веществами происходит хуже, так как под влиянием табака кровеносные сосуды у подростка сжимаются. Вот почему у курящих ребят слабеет память, вот почему среди них чаще встречаются неуспевающие в учебе.

  Табачный дым содержит более 4000 химических соединений, более сорока из которых вызывают рак. Если курильщик наберет в рот дым, а затем выдохнет его через платок, то на белой ткани останется коричневое пятно. Это и есть табачный деготь. В нем особенно много веществ, вызывающих рак.

В сигаретном дыме присутствуют радиоактивные вещества. Пачка сигарет в день – это около 500 рентген облучения в год! Температура тлеющей сигареты – 700-900 градусов! Легкие курильщики со стажем – это черная, гниющая масса..

  Учитель: За последние десятилетия ученые выяснили, что у людей некурящих чаще стали обнаруживаться болезни, присущие курильщикам. При курении в организм человека проникает 20-25% ядовитых веществ, а 50% вместе с выдыхаемым дымом поступают в воздух. А им дышат окружающие. Получается, что некурящие «курят». Появился даже специальный термин – «пассивное» курение. (Приложение 1, слайд 12)

 Даже в США, при засилье табачной рекламы, десятки миллионов американцев бросили курить. Тоже происходит в Англии, Швеции, Финляндии, Норвегии. Во многих странах приняты законы, запрещающие подросткам курить. В нашей стране нельзя курить во многих общественных местах: Дворцах спорта, спортзалах, бассейнах, учебных и медицинских заведениях, санаториях, курортах, на транспорте. Почему же все-таки везде продают сигареты? Да потому что категорическим запретом не всегда повлияешь на заядлого курильщика. Просто запретить людям курить, наверное, еще невозможно, а вот убедить бросить курить и не начинать курить можно. (Приложение 1, слайд 13-16, 29)

        2) Изучение и обсуждение рисунков детей на тему «Губительная сигарета», высказывание мнения родителей.

         

        3) Моделирование ситуации.

  Классный руководитель предлагает родителям обсудить ситуации, когда подростков принуждают курить, знакомит с различными способами уверенного отказа и просит смоделировать ситуации, когда подросток отказывается от предложенной сигареты.

  Учитель: Человек может оказаться в сложной жизненной ситуации или переживать неприятные чувства, потому что не смог противостоять давлению окружающих, особенно, если это были старшие по возрасту или авторитетные люди (например, уговоры попробовать закурить). Существует много причин, по которым человек соглашается делать то, что ему не хочется. Существует много способов отказаться делать то, что тебе делать не хочется или ты считаешь вредным для себя.

 Классный руководитель просит родителей объединиться в группы и составить правила уверенного отказа. Родители работают в группах в течение 5 минут, затем происходит обсуждение получившихся результатов. Учитель вместе с родителями записывают на интерактивной доске или плакате «Правила уверенного отказа».

  1. Если вы хотите в чем-либо отказать человеку, четко и однозначно скажите ему «нет». Объясните причину отказа, но не извиняйтесь слишком долго.
  2. Отвечайте без паузы – так быстро, как только это возможно.
  3. Настаивайте на том, чтобы с вами говорили честно и откровенно.
  4. Попросите объяснить, почему вас просят сделать то, чего вы делать не хотите.
  5. Смотрите на человека, с которым говорите. Наблюдайте, есть ли в его поведении какие-либо признаки неуверенности в себе. Следите за его позой, жестами, мимикой (дрожащие руки, бегающие глаза, дрожащий голос и т.д.).
  6. Не оскорбляйте и не будьте агрессивными.

Учитель: Знание и умение применять приемы уверенного отказа помогают человеку не поддаваться давлению и оставаться в безопасности, не обижая других. Не всегда в жизни бывает достаточно просто сказать «нет», когда принуждают выпить или закурить.

Классный руководитель предлагает родителям ролевую игру, в ходе которой участники тренируют способы, помогающие избегать давления и оставаться востребованными, продолжать дружить и весело проводить время. Родители объединяются в 4 группы. Каждая группа получает карточки с приемами предложения ПАВ и со способами отказа. Каждый участник группы по очереди вытягивает карточку с одним из приемов, читает его вслух. Затем предлагает соседу справа прочитать ответ. Каждому приему предложения ПАВ соответствует два ответа с отказом.

Приемы предложения ПАВ и способы отказа:

Привет. Присоединяйся к нашей компании. У нас есть кое-что покурить.

Да ну! Сейчас по телевизору начинается классный фильм, пойдем лучше посмотрим.

Нет, спасибо, мне сейчас нужно идти на тренировку (на встречу, на занятия).

Давай покурим. Чего ты боишься? Сейчас только младенцы не курят. Ты что салага?

Нет, не хочу. Кстати, большинство людей как раз не курят.

Нет, спасибо. Мне совсем не нравится запах табака. Меня от него просто тошнит.

Хочешь покурить?

Нет, спасибо, от табака луди плохо соображают, кружится голова, в горле першит, начинается кашель, кроме того люди даже совершают глупые поступки.

Нет, спасибо. От курения у меня болит голова, я просто не выношу его запах .Это не для меня.

Пойдем со мной в гости. Ребята обещали принести хорошие сигареты. Хочется их попробовать.

Нет, не хочу. Меня этим не удивишь. Мне не нравится запах табака от любых сигарет.

Да ну! Ты считаешь, что курить дорогие и, как ты говоришь «хорошие» сигареты, лучше и менее вредно? Чепуха! Ты ошибаешься.

     

Учитель предлагает группам продемонстрировать понравившиеся      способы отказа от предложения ПАВ, благодарит их за представление. Важно для учителя довести до участников понимание того, что давление курить может быть преодолено с использованием навыков неагрессивного отказа, которые помогут отстаивать свои интересы и права, открыто и честно выражать свои чувства, не нарушая прав и интересов других людей. Родители вместе с учителем делают вывод: существует много эффективных способов говорить «нет».

  1. Поведение итогов (рефлексия).

 

  1. Памятка для родителей.

Родители получают памятки, где представлены причины курения, советы, рекомендации и правила, позволяющие предотвратить употребления табака подростками. (Приложение 1, слайд 17, 28; Приложение 2)

        2) Составление синквейна.

       

  • Курение.
  • Губительное, отравляющее.
  • Разрушает, ослабляет, одурманивает.
  • Курить – своему здоровью вредить.
  • Вред.

  1. Слово классного руководителя.

При курении першит в горле, учащенно бьется сердце, во рту появляется  противный вкус. Все эти неприятные ощущения, связанные с первой сигаретой, не случайны. Это защитная реакция организма, и ею надо воспользоваться – отказаться от следующей сигареты. Пока не наступил час, когда сделать это будет не так легко. И вы, родители, должны в этом помочь. Как при любой болезни, при соблюдении определенных профилактических мер можно уберечь от потребления табака. Конечно, не все, представленные в памятке способы легко воплощаются, но в совокупности они дают реальный положительный результат.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание"Родителям о правах ребенка". 6 класс

Цели:познакомить родителей с правовыми документами; расширить знания родителей о правах ребенка, провозглашенных в «Конвенции о правах ребенка».Задачи: ü     пополнить знания родит...

Родительское собрание "Родителям - о здоровом питании ребёнка"

Родительское собрание посвящено теме  здорового питания детей....

родительский лекторий "Родителям - о подростках"

Презентация является приложением к лекции для родителей детей 11-15 лет "Особенности подросткового возраста"...

Родительское собрание «Родителям о безопасности детей во Всемирной паутине».

«Родителям  о  безопасности  детей  во  Всемирной  паутине».(Родительское  собрание) Цель:1. Формирование  ответственного  отношения...

родительское собрание "Родителям о правах ребенка"

Цель:Формировать у родителей понимание того, что права ребенка – это важно, значимо, что родители являются гарантом прав маленького человека, будущего гражданина нашей страны.Срок проведения – ноябрь....

Родительское собрание:" Родители! Прошу слова!"(презентация)

У ребёнка своё особое умение думать и чувствовать, нет ничего глупее пытаться подменить это умение нашим.                          ...