материал для родительского собрания "Традиции и обычаи русской семьи"
методическая разработка на тему

Останина Мария Михайловна

Материал содержит презентацию и доклад.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ РУССКОЙ СЕМЬИ» (сл 1)

Здравствуйте уважаемые родители, педагоги, гости.

Сегодняшний наш разговор я хочу начать словами Л.Н.Толстого «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях и, следовательно, ее воспитательных возможностях можно судить по установившимся в ней традициям.

Традиция в переводе с латинского означает «передача». Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (взгляды, вкусы, идеи, обычаи). (Словарь русского языка С.И.Ожегова).

Семейные традиции – это не только праздники. Это и совместные походы на природу, поездка в разные города, уважение и почитание старших членов семьи, поздравления их с праздниками, приглашение к праздничному обеду, забота о младших, бережное отношение к природе и всему живому на Земле. Семейные  праздники и традиции это неотъемлемая часть жизни русского народа и других народов мира.

Издревле на Руси были обряды рождения, крещения, именин, свадебные, они переходили из поколения в поколение, объединяли, делая семьи  сильными и крепкими. (Слайд 2-6)

Девочек и мальчиков воспитывали по-разному. Мальчика - как будущего война, (Сл 7)  защитника и кормильца, а девочек, как будущих матерей, хранительниц домашнего очага.(СЛ 8-9)  Детей одевали в рубахи, сшитые не из нового полотна, а обязательно из одежды родителей. Рубашка мальчику шилась из рубахи отца, а рубашка девочки - из рубахи матери. Считалось, что таким образом ребенок будет защищен обереговой родительской силой.

Девочкам с малолетства волосы заплетали в одну трехлучевую косу. Когда девушка выходила замуж, косу расплетали и заплетали уже две косы, ибо с этого времени она получала через косы  жизненные Вселенские силы не только для себя, но и для будущего ребенка.

Семьи на Руси были большими, жили целыми родами. Иерархия отношений соблюдалась очень строго. Бесспорный авторитет отца был закреплен в сознании людей настолько, что считалось: если мужчина "не воспитывает" (то есть не порет) домочадцев, то он пренебрегает своими обязанностями и достоин всяческого осуждения. Детям предписывалось с благодарностью принимать наставления родителей и ни в коем случае не противиться им. Так, сын вообще не принимался отцом и другими взрослыми мужчинами как советчик, пока у него не появлялась борода

 С воцарением Петра I в детях признали личность. Сын мог высказать свое мнение, но «учтиво, вежливо». На зов родительский отзывался словами: «Что изволишь, государь батюшка (или государыня матушка)?» А вот в крестьянской среде все шло по старинке.

Отец решал: отдавать сына в учение, внаем, отправлять ли на заработки. Женились и выходили замуж по воле родителей. Без отцовского разрешения нельзя было оставить отчий дом. Без родительского благословения не предпринималось ни одного ответственного дела.

Большое значение придавали родительской молитве. «Она и со дна моря поднимет»,— сказывали люди. На проклятых родителями детей смотрели в деревне как на отверженных.

В воспитательных средствах недостатка не было. Это игры, сказки, нравоучительные беседы и, конечно же, пример старших.

Детей в крестьянских семьях любили, но не баловали

Лет с шести-семи начиналось их приобщение к хозяйственным работам    (СЛ 10-13) Летом все, от мала до велика, находились на полевой работе, под палящим солнцем, осаждаемые роями насекомых. Ни днем, ни ночью не знали покоя. Дети с восьми лет и младше, старики, убеленные сединою,— все участвовали в тяжелой работе. Не умевших плести лапти ребят дразнили безлапотниками. А девочек-подростков, не способных прясть,— непряхами. Тут поневоле от стыда сгоришь, научишься работать. Над неумехами насмехались:

Она воду понесет — обольется,

За соломой пойдет — волокется,

За дровами пойдет — разобьется,

Она блины станет печь — обожгется,

Блинов напечет — обожрется!

По мнению крестьян, если ребенок сызмальства не приучался к работе по дому, к сельским занятиям, он в дальнейшем уже не имел к ним «усердствующей способности».

К пятнадцати годам детство заканчивалось. Вчерашние мальчики и девочки вступали в пору зрелости.

(сл 14-15) Русские пословицы, поговорки, и иные источники позволяют утверждать, что воспитание, обучение, знание весьма ценились на Руси. «Детушек воспитать - не курочек пересчитать», «Дай бог вспоить, вскормить, на коня посадить (а если дочь, за пряслицу посадить)», "Учить - ум точить", "Ученье в детстве - как резьба по камню", "Гни деревце, пока гнется, учи дитятку, пока слушается". Археологами найдено множество берестяных грамот, на которых учились писать наши предки.

Семейные традиции русского народа - наиболее интересная часть истории и культуры Российского государства, которая знакомит нас с опытом наших предков. Семейные традиции России никогда не обходились без науки генеалогии: было стыдно не знать родословную, а самой обидным прозвищем считалось «Иван, не помнящий родства».

Когда появились фотоаппараты, люди стали составлять, а потом и хранить семейные альбомы. Этот обычай успешно дошел и до наших дней. Чтить память своих родственников, поминать тех, кто покинул этот мир, тоже относятся к исконно русским традициям, равно как и постоянная забота о престарелых родителях. Давней русской традицией можно назвать и передачу вещей, принадлежащих далеким (и не очень) предкам, своим потомкам. Например, прабабушкина шкатулка или прадедушкины часы - семейные реликвии, которые хранятся долгие годы в укромном уголке дома... Существует также прекрасный обычай называть ребенка в честь кого-нибудь из членов семьи (есть так называемые «семейные имена»). Кроме того, нашей уникальной традицией считается присвоение отчества. Когда малыш рождается, он тут же получает часть имени рода по «прозванию» своего отца. Отчество отличает человека от тезки, проливает свет на родство (сын-отец) и выражает почтение

(Сл16) И, конечно же, самыми любимыми являются семейные праздники, поскольку все еще сильны в нас традиции древнерусского застолья. На Руси к приему гостей готовились загодя, тщательно убирая не только дом, но и двор. Всех входящих гостей встречали хлебом-солью, затем выходила хозяйка, кланялась всем в пояс, а гости отвечали ей тем же. Потом все садились за общий стол, хором пели песни, а хозяева угощали всех своими яствами (каша, щи, рыба, дичь, рыба, ягоды, мед)... Стоит отметить, что для сервировки стола использовались скатерти, полотенца и посуда, хранимые в сундуках и буфетах для торжественных случаев. Любопытно, что многие современные хозяйки соблюдают некоторые обычаи из давних времен...

Но, после 7 ноября – дня октябрьской революции, 1917 года, многие традиции были упразднены, как народные, так и семейные. Часть осталось – трансформировавшись, часть исчезла совсем, ну и, конечно же появились новые.

Перемены коснулись и изначальных ролей мужчины и женщины. Женщины захотели равноправия, а  это способствовало тому, что основные, природные роли, отошли на задний план. Женщина перестала быть хранительницей, а мужчина основным добытчиком и защитником. Древнее предназначение женщины, хранительницы семейных традиций отошло на вторые роли.

Также изменились и взгляды на понятие «семьи», на верность в семье, на воспитание детей. Многие традиции, которые делали семью семьёй, были потеряны.

Многие семьи и по сей день больше напоминают людей, которые живут под одной крыше, при этом, не имея ничего общего.

А ведь именно семья даёт ощущение стабильности и защиты с самого раннего детства, которые мы проносим через всю нашу сознательную жизнь и передаём нашим детям, и так из поколения в поколение, набираясь мудрости и опыта.

Поэтому, традиции – это основа уклада семьи, семьи дружной крепкой, у которой есть будущее. Поэтому то и нужно возрождать традиции, семейные традиции. Хорошо, если они будут по нраву всем членам семьи, ведь они способны сближать, укреплять любовь, вселять в души взаимоуважение и взаимопонимание, то, чего так сильно не хватает большинству современных семей.

В наш современный век мы тоже соблюдаем и бережём и передаём по наследству семейные традиции. Почитание старших, уважение к ним, забота о них, доброе и сердечное отношение – есть один из аспектов семейного воспитания. Воспитание у детей доброты, чуткости, заботы, уважения, сердечности.

Можно приводить много примеров разных семейных традиций. Общее в них та трепетность, с которой все их вспоминают, желание перенести их в свою семью. Если в Вашей семье нет традиций, придумайте их. Это сделает вашу жизнь и детство ваших детей намного богаче. Мы предлагаем вам памятку, которая, надеемся, вам поможет увеличить число семейных традиций.  Главное, чтобы Ваши традиции, приносили счастье и интерес всей семье, и не были ей в тягость.

А теперь давайте послушаем, что говорят ваши дети о семейных традициях в семье.

Предлагаем и вам поучаствовать в создании крепкой, счастливой семьи. А для этого нужно построить надежный дом. На кирпичиках напишите то, на чем, по-вашему мнению, строится дружная семья.  Правая половина – строит фундамент дома, а левая – его стены. Ну а вам – предлагаю  построить крышу.

Наша школа – это большая семья. У нас в тоже есть традиции — устраивать праздники для детей. Это «Бал Осени, Новогодний бал, последний звонок,  день самоуправления. И мн. Др.

Конкурс 4 "Семейная викторина" 

  1. Скажите по латыни "семья".      (Фамилия.) 
  2. А теперь скажите "семья" по-итальянски. (Мафия.) 
  3. Как известно, греческая богиня Афина была богиней мудрости, и ее птицей считалась сова. А вот богиня Гера, супруга Зевса, считалась покровительницей семьи вообще и материнства в частности. Догадайтесь, какая птица считалась "птицей Геры"?  (Аист.) 
  4. Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры? (Выносить сор из избы.) 
  5. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери? («Яблоко от яблони недалеко падает».) 
  6. О какой русской игрушке эта цитата из энциклопедии: "Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства"? 
    (О матрёшке.) 
  7. Содержание одной из статей Всеобщей декларации прав человека таково: "Брак может быть заключён только при обоюдном и свободном согласии обеих сторон". Назовите сказку Андерсена, в которой её героями эта статья нарушается. ("Дюймовочка".) 
  8. В какой сказке Андерсена нарушено право ребёнка: "Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать"? 
    ("Снежная Королева". Из дома бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой ледяной дворец.) 
  9. Назовите самую семейную геометрическую фигуру. 
    (Круг. Тесный семейный круг, в семейном кругу.) 
  10. Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это? (Моя сестра.) 
  11. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного родственника? (Мать-и-мачеха.) 
  12. Есть буквенная семья, в которой, согласно многочисленным стихам, "тридцать три родных сестрицы". Что это за семья? (Алфавит.) 

  1. Продолжите пословицу:

В гостях хорошо… а дома лучше. 
Дома и … стены помогают. 
Мой дом …. Моя крепость. 
Вся семья вместе ….  Так и душа на месте. 

Не красна изба углами, а … (красна пирогами). 


Что может быть семьи дороже? 
Теплом встречает отчий дом, 
Здесь ждут тебя всегда с любовью, 
И провожают в путь с добром! 

Любите! И цените счастье! 
Оно рождается в семье, 
Что может быть ее дороже 
На этой сказочной земле


Памятка «Основные семейные традиции»

  • Традиция празднования дней рождений – это одно из первых знаменательных событий в жизни ребенка. Подчеркивает значимость каждого члена семьи. Приносит радость, настроение, предвкушение праздника, как детям, так и взрослым. Особая подготовка, подарки, угощение выделяют этот день из череды других. 
  • Домашняя уборка, раскладывание игрушек по местам, домашние обязанности членов семьи. Постоянство, упорядоченность для ребенка обеспечивает безопасность мира, реализуют важную для него потребность. Домашние обязанности с малых лет включают ребенка в жизнь семьи, дают право разделить наравне со всеми домочадцами ответственность, позволяют проявить заботу. 
  • Совместные игры с детьми. Очень важно то, что родители делают вместе с детьми, показывая пример, обучая ребенка различным навыкам, знакомя с разнообразными занятиями, проявляя свои чувства, настроения. Для любого человека важен интерес к деятельности. 
  • Семейный совет, на который собираются все члены семьи. Для того чтобы вместе обсудить ситуацию, спланировать дальнейшую жизнь на определённый период, обсудить бюджет семьи, её расходы. Это позволяет ребенку быть в курсе семейных событий, участвовать в важных решениях, иметь право голоса, нести ответственность. 
  • Традиции гостеприимства, семейный обед. Считается, что хлебосольство – национальная традиция, это объединяет многие семьи, укрепляет дружеские связи. 
  • Празднование знаменательных событий в жизни семьи: дня рождения семьи, юбилея, особых успехов в работе и учёбе (окончание школы, вуза, награждение родных и т.п.). 
  • Сказка на ночь; 
  • Пожелания доброго утра, спокойной ночи, поцелуй перед сном, встреча по возвращении домой. Такие контакты с ребенком даже в старшем возрасте очень важны. Ведь условием формирования положительного восприятия мира является внимание и забота со стороны взрослых. Тот ребенок, которому не хватает любви и ласки вырастает холодным и неотзывчивым. Выдающиеся педагоги говорят: «Человек очеловечивается, потому что другой человек интересуется им». 
  • Семейная реликвия.

Памятка «Основные семейные традиции»

  • Традиция празднования дней рождений – это одно из первых знаменательных событий в жизни ребенка. Подчеркивает значимость каждого члена семьи. Приносит радость, настроение, предвкушение праздника, как детям, так и взрослым. Особая подготовка, подарки, угощение выделяют этот день из череды других. 
  • Домашняя уборка, раскладывание игрушек по местам, домашние обязанности членов семьи. Постоянство, упорядоченность для ребенка обеспечивает безопасность мира, реализуют важную для него потребность. Домашние обязанности с малых лет включают ребенка в жизнь семьи, дают право разделить наравне со всеми домочадцами ответственность, позволяют проявить заботу. 
  • Совместные игры с детьми. Очень важно то, что родители делают вместе с детьми, показывая пример, обучая ребенка различным навыкам, знакомя с разнообразными занятиями, проявляя свои чувства, настроения. Для любого человека важен интерес к деятельности. 
  • Семейный совет, на который собираются все члены семьи. Для того чтобы вместе обсудить ситуацию, спланировать дальнейшую жизнь на определённый период, обсудить бюджет семьи, её расходы. Это позволяет ребенку быть в курсе семейных событий, участвовать в важных решениях, иметь право голоса, нести ответственность. 
  • Традиции гостеприимства, семейный обед.
  • Празднование знаменательных событий в жизни семьи: дня рождения семьи, юбилея, особых успехов в работе и учёбе (окончание школы, вуза, награждение родных и т.п.). 
  • Сказка на ночь; 
  • Пожелания доброго утра, спокойной ночи, поцелуй перед сном, встреча по возвращении домой. Такие контакты с ребенком даже в старшем возрасте очень важны. Ведь условием формирования положительного восприятия мира является внимание и забота со стороны взрослых. Тот ребенок, которому не хватает любви и ласки вырастает холодным и неотзывчивым. Выдающиеся педагоги говорят: «Человек очеловечивается, потому что другой человек интересуется им». 
  • Семейная реликвия.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Традиции и обычаи русской семьи

Слайд 17

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

материал к родительскому собранию в 6 классе "Союз семьи и школы"

Материал подготовлен с целью расширить представление родителей о значимости эмоциональной составляющей детско – родительских отношений, повысить родительскую компетентность в вопросах воспитания...

Традиции и обычаи американских семей

Эта презентация предназначена для учащихся 5-ых классов,  обучающихся по учебнику М.З. Биболетовой при изучении темы «Семья». Она поможет детям больше узнать о традициях и обычаях американских се...

Традиции и обычаи русских семей

Эта презентация предназначена для учащихся 5-ых классов,  обучающихся по учебнику М.З. Биболетовой при изучении темы «Семья». Она поможет детям больше узнать о традициях и обычаях русских семей. ...

Материал к родительскому собранию по теме "Здоровая семья- здоровый ребенок"

Данный материал ориентирован на родителей обучающихся основной школы- беседа+ презентация по теме "Здоровая семья-здоровый ребенок", заставляет задуматься родителей о  своем здоровом об...

Материал для родительского собрания «Сотрудничество семьи и школы – важное условие успешности ученика».

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ"АЛЕКСАНДРОВСК-САХАЛИНСКИЙ РАЙОН"МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»   «Сотрудничество семьи и школы –важное условие ус...

Материал для родительского собрания по теме: "Типы семей"

Презентация  с анкетированием для родителей для родительского собрания в 5-6 классах...


 

Комментарии

Спасибо за презентацию, понравились памятки, буду использовать.