Разработки внеклассных мероприятий
материал (5 класс) на тему

КОНСПЕКТ МЕРОПРИЯТИЯ:«Ученью – свет, а неученью - тьма»

Сценарий конкурсно-игровой программы для детей дошкольного и школьного возраста «ДЕНЬ НЕПТУНА»

Консультация для воспитателей: «МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕЗОДАПТАЦИИ»  

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ: "Подросток в трудной ситуации"    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_meropr.docx34.92 КБ
Файл den_neptuna.docx23.8 КБ
Файл kons_vospit.docx18.68 КБ
Файл kons_rodit.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное учреждение социального обслуживания

Республики Мордовия

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

«Радуга»

КОНСПЕКТ МЕРОПРИЯТИЯ:

«Ученью – свет, а неученью - тьма».

(познавательная, конкурсная программа)

Составила и провела:

социальный педагог

Волкова Н.А.

                                                        Саранск, 2013г

Вид мероприятия:     интеллектуальный, творчески-познавательный.

Форма работы:          игровое обозрение.

Цели мероприятия:  

- создание ситуации, порождающей потребность                                                                                                  

коллективного общения, проявление определенных

знаний, смекалки, проверка сил и веселье, юмор,

дружеское состязание и удовольствие;

-  организовать отдых, развлечение детей.

Задачи мероприятия:  

                                     - способность детей определять размеры предметов на

                                       расстояние;

                                     - развивать вычислительные навыки у детей;

                                     - закрепить знания участников по истории, географии,

                                       физике, астрономии;

                                     - умение детей работать с картой мира.

Реквизит:

- 2 картины, мольберт, указка;

                                    - банки разной величины,листы бумаги, карандаши,

                                      ножницы;

                                    - факел, свеча, электрическая лампа, керосиновая

                                      лампа, "неоновые" трубки;

                                    - жетоны в виде свечей - 45 штук;

                                    - 2 карманных фонарика, карточки с математическими  

                                      действиями;

                                    - различные очки;

                                    - карточки с изображением сооружений и изображений

                                       для конкурса "Части света" (Эйфелева башня,

                                      Египетские пирамиды,Великая китайская стена,

                                       домики иглу, статуя Свободы, бумеранг), иголочки;

                                     - карточки со словами :молния, мираж, радуга,закат,                    

                                       северное сияние, извержение вулкана, затмение -

                                        2 комплекта;

                                     - 10 звезд с вопросами.

Оборудование зала:  

 На заднем плане изображены два полушария земли с  частями света , плакат с                              

изображением планет солнечной системы. С правой стороны коробка с реквизитом,

    с левой - мольберт с двумя рисунками для конкурса "Что изображено на картине?".

    На стене сбоку - карточки с математическими действиями. В центре столик для

    ведущей, на нем: призы, свечи, которые вручаются игрокам за победу в конкурсах.

Ход игры:

(Звучит музыка, входит ведущий)

Ведущая:   Здравствуйте, дорогие друзья!

                   Начинаем программу под общим названием "Ученью - свет,

                   а неученью - тьма", и я приглашаю команды занять свои места.

(Представление команд жюри)

Ведушая:   Почему мы назвали игровое обозрение "Ученью - свет, а

неученью - тьма"? И, особенно, выделили слово - свет?

                  Постараюсь пролить свет на это пока для вас неясное дело.

                 Свет в обычном понимании - это лучистая энергия, делающая

окружающий мир видимым. И, сегодня наши участники должны

                  доказать, что ученый человек излучает свет, становится видимым

                  для окружающих. Наше обозрение в какой-то мере освещает ряд

                  вопросов, и пусть в небольшой степени, но все же делает их более

                  видимыми. Мы назвали так нашу игру и по другой причине: свет -

                  это начальные буквы четырех игровых действий, в которых вы

                  будете участвовать.

С - это "Смекалка - ваш друг";

В - "Веселое соревнование";

Е - "Если память не изменяет";

Т - "Точные ответы".

                Во всех четырех действиях вам надо будет блеснуть ярким светом

                знаний, зажечь присутствующих своей неутолимой энергией.

                Кстати, об энергии...

                Единица измерения электрической энергии (сила света) - это свеча.

                Кто больше наберет световой энергии, тот и победитель в игре!

                Надеемся, что вы, загоревшись желанием участвовать в игре,

                предстанете на финише в наилучшем свете!

                И, как сказал В.А.Сухомлинский : "Игра - это искра, зажигающая

                огонек пытливости и любознательности". Не в пример обычным

                правилам, наша игра будет стоить свеч!

Мы начинаем первую часть нашей программы - "Смекалка - ваш друг"  

Вам будет особенно необходимы острота зрения и острота ума.

Конкурс "Что изображено на картине?"

Задание:  эти картины необычны, на каждой из них два изображения.

                  Назовите их.

(см. Приложение 2)

№1                                                                               №2

Правильный ответ:   №1 а) профиль пожилой женщины,

                                            б) профиль молодой женщины,

                                   №2   а) ваза,

                                           б) два профиля

Ведущая:   Интересно, а обладают ли наши участники способностью

                   определить размеры предметов на глаз?

Конкурс "Крышки на банки"

Задание:  Перед вами банки различной величины и формы. Вам нужно

                 нарисовать и вырезать крышки на эти банки, пронумеровать их.

                Побеждает тот, у кого крышки точно совпали с отверстиями банок.

         (На столе банки из-под томатной пасты, кофе, детского пюре  и т.д.)

(Пока команды выполняют данное задание, ведущий проводит конкурс для болельщиков)

Конкурс для болельщиков

Ведущая:  Назовите известные вам источники света и светящиеся тела

(Солнце, звезды, лампочка, свеча, факел и т.д.)

                           (Подведение итогов конкурса "Крышки на банки")

Ведущая:  Скажите, как называется главный источник света на нашей

                   планете? (СОЛНЦЕ). Благодаря солнцу мы видим все вокруг, и

                   нам тепло. С давних пор мечтал человек завести дома маленькое

                   прирученное солнце. И, разумеется, завел. Правда, для этого ему

                   понадобилось не одно тысячелетие.

Конкурс "Приручение света"

Задание:  Игрокам предлагаются следующие предметы: неоновые трубки, факел,

                  Керосиновая лампа, восковая свеча, электрическая лампа.

Ведущая: Уважаемые участники! Назовите и распределите эти «маленькие солнца»

                   В порядке их появления.

(Во время подготовки участников в игру вступают болельщики)

Конкурс болельщиков

Задание:  Назовите литературные произведения и их авторов, в которых присутствуют

                  светящиеся предметы и живые существа, или происходящие световые

                  явления.

Например: 1) А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане» («…а во лбу звезда горит»);

                    2)П.Ершов «Конек-Горбунок» («перо жарптицы»);

                   3) Б.Бажов «Огневушка-поскакушка» («огненная девочка»);

                  4) С.Маршак «Кошкин дом»;

                  5) Народная сказка «Огниво»;

                 6) К. Чуковский «Путаница»;

                 7) Г.-Х.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»;

                 8) К.Чуковский «Украденное солнце»...

(Подведение итогов конкурса «Приручение света»)

Внимание правильный ответ: 1. Факел – средние века

                                                            2. Восковая свеча – Xвек

                                                            3. Керосиновая лампа – середина XIXвека

                                                            4. Электрическая лампочка – конец XIXвека

                                                            5. Неоновые трубки – начало XXвека

Ведущая:  Я смотрю, в зале становится все светлей и светлей. Это, вероятно от свечей,

                   Которые получают наши участники команд.

(Команды сообщают, сколько свечей они получили в 1-м действии)

Ведущая:    А вы знаете, когда впервые появилась свеча?  Она была придумана в

                     Древнем Риме около 2 тысяч лет назад. Сначала это были волокна

                     растений, пропитанные смолой и покрытые воском. В X – XIвеках

                     появились уже восковые и сальные свечи.

 Ну что ж, продолжим наше обозрение. Капитаны, приложив все умения, знания

 и все старания, начнут   "Веселое соревнование"

Конкурс капитанов

Ведущая:    Для проведения этого конкурса вам понадобится ручной осветительный

                     прибор с  небольшой батарейкой. Назовите его (Фонарик).

«Ночные соревнования»

Задание:   В кратчайшее время в полной темноте пройти с фонариком маршрут и

                   сообщить у финиша число, которое получится в результате выполнения

                   математических действий, написанных на карточках. Победит тот, у кого

                   быстрее будет правильный ответ.

(1 – синяя дорожка, 2 – красная дорожка)

1.

22+128

- 50

: 4

*3

- 25

     +10

2.

187-37

:3

+25

-60

*3

+15

В итоге – 60

Ведущая:  Мы выяснили, что свет приносит огромную пользу, но слишком мощный

                   свет может оказывать пагубное воздействие на зрение человека. Чтобы

                   этого не произошло, люди придумали очки.

                   А знаете ли вы, что общего между дымчатыми очками и консервами?

Ответ:  В старину «консервами» называли дымчатые очки, которые охраняли глаза

                от солнечных лучей.

                Консервы (с латинского) – сохранять.

Конкурс «Определи виды очков»

Задание:  Предлагаются очки разных видов, необходимо правильно назвать их.

(пылезащитные, подводные, токарные, электрогазорезчика,  очки

                   комбайнера,  солнцезащитные)

(Подведение итогов конкурса и в целом второго действия.

Команды сообщают количество выигранных свечей. )

Ведущая:  Начинаем третье игровое обозрение"Если память не изменяет".

                   Вам предстоит отправиться  в кругосветное  путешествие.

Конкурс «Части света»

Ведущая:    Назовите части света. Сколько их?

                   (Америка,  Азия,  Европа,  Австралия,  Африка,  Антарктида ).

                   Перед вами два полушария земного шара. Выбрав карточку, вы должны

                   назвать то, что на ней изображено, и поместить ее в ту или иную часть

                   света (прикрепить на плакат с изображением полушарий).

(см. Приложение 2)

Ответы:

1. Эйфелева башня – Европа.

Французский архитектор Александр Гюстав Эйфель возвёл это решётчатое

сооружение из стали высотой в треть километра для Всемирной выставки,

проходившей в Париже в 1889 году.

2. Египетские пирамиды – Африка.

Эти пирамиды строили сотни тысяч рабов в течении десятков лет, они сложены из огромных каменных плит настолько тщательно, что между ними не проходит даже лезвие ножа.

3. Великая Китайская стена – Азия.

Великая Китайская стена недаром зовется великой: когда её воздвигли в IIIвеке до н.э., её длина превысила 4000 км, а высота – от 6,6 м до 10 м.Значительная её часть сохранилась и до наших дней.

4. Домики- иглу – Антарктида.

Иглу – это домик, построенный из больших снежных глыб, в котором живут канадские эскимосы. В иглу всё из снега, даже лежанки, на которых люди спят. И окошки в иглу тоже необычные: в них вместо стёкол вставлены прозрачные ледышки.

5. Статуя Свободы – Америка.

Её оригинал находится в Париже. Автор статуи свободы в Америке Ф.И.Бартольци. архитектор Р.М.Хант. Её высота 93 м.

6. Бумеранг – Австралия .

Метательное оружие в виде изогнутой палки при искусном броске возвращается обратно к бросавшему. Бумеранг изобрели аборигены, коренные жители Австралии.

(Подведение итогов третьего действия)

Ведущая:  Четвертое действие – «Точный ответ»

                    Сто вопросов – один секрет.

                    Все готовимся к нему

                    Отвечать на «почему?».

Благодаря свету в атмосфере происходят интересные природные явления, которые мы  можем наблюдать. А знакомы ли они вам?

Задание:   Командам выдаются карточки со словами: молния, мираж, северное сияние,  

                  радуга, закат, затмение, извержение вулкана.

                  На вопрос ведущей, команды отвечают поднятием карточек.

Конкурс «Кто быстрее»

  1. Назовите редкое природное явление, когда Луна оказывается между Солнцем и Землей?  (Затмение)
  2. Как называется шутка природы, явление, когда появляются у горизонта ложные изображения участков неба и земных предметов?   (Мираж)
  3. Одно из самых красивых явлений в природе, которое можно наблюдать только после дождя рано утром или ближе к восходу.  (Радуга)
  4. Огромная электрическая искра, пролетающая в считанные секунды несколько километров.(Молния)
  5. Свечение высоких слоёв атмосферы, наблюдаемое за Полярным кругом.   (Северное сияние)

(Подведение итогов)

Ведущая:  Земля – одно из бесчисленных небесных тел. Чтобы лучше изучать землю,

                   надо знать и то, что происходит на небе. Ведь жизнь людей на Земле во

                    многом подчиняется «небесному распорядку».

                    Солнечные лучи несут людям и тепло. От восхода и захода Солнца,

                    зависит смена дня и ночи. А от расположения Земли к Солнцу – смена

                    времён года.

Конкурс «Небесные светила»

Ведущая: Перед вами парад планет, где находятся вопросы различной стоимости.

                  Чем больше цена, тем труднее вопрос. Капитанам предлагается выбрать по

                   3 вопроса.

Вопросы:

  1. Все звезды перемещаются по ночному небу, кроме одной. Эта звезда вполне может заменить компас. Назовите её.   (Полярная) – 2 свечи.
  2. Как называется созвездие, которое по форме напоминает ковш.

        (Большая и Малая Медведица) – 1 свеча.

  1. Назовите здание, оборудованное для наблюдений за звездами.

        (Обсерватория) – 3 свечи.

  1. Как называется наука, изучающая небесные тела?  (Астрономия) – 3 свечи.
  2. Как раньше назывался астроном?  (Звездочёт) – 1свеча.
  3. Назовите прибор, с помощью которого наблюдают за звездами?

        (Телескоп) –  1 свеча.

  1. Как называются камни, которые прибывают к нам из космоса с огромной скоростью и так разогреваются при трении о воздух, что начинают гореть?

   (Метеориты) – 1 свеча.

  1. Где утром в нашем городе обычно поднимается солнце? Оно поднимается снизу вверх и движется (куда?) слева направо или справа налево?

    (Поднимается на востоке, движется слева направо) – 3 свечи.

  1. Назовите небесное тело небольших размеров, движущееся вокруг солнца, которое раньше называли «хвостатым чудищем».

(Комета) – 3 свечи.

  1.  Как называется комета, названная в честь английского астронома, которая появляется около Земли через 76 лет?

(Комета Галлея) – 4 свечи.

(Подведение итогов четвертого действия)

Ведущая:  Наше обозрение подошло к концу. По количеству свечей нам

                   необходимо выбрать команду – победительницу, т.е. звезду

                   первой  величины.

(Подведение итогов всей игры.Награждение)

Ведущая:  Игра, как видите, стоила свеч! Желаю и вам, дорогие друзья, если

                   вы будете участвовать вподобного  рода играх, также успешно

                  прийти к финишу.

                  Свет не без добрых людей, они помогут вам стать победителями

                  в споре. А  лучше, если вы будете «сами с усами» - с огоньком,

                  так сказать. Чтобы каждый мог о вас сказать :

                  «Светлая голова!»

(Под музыку команды и болельщики покидают зал)

Литература:

  1. А.Н.Кугач, С.В.Турыгина «Школьные праздники, конкурсы, шоу-программы».

  1. К вершинам мастерства. – Волгоград, Учитель – АСТ, 2005г.

  1. Л.М.Верникова «Открываем театральный сезон. Сценарии, конкурсы, турниры».

Приложение 1

Приложение 2



Предварительный просмотр:

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Республики Мордовия

 «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

«Радуга»

Сценарий

конкурсно-игровой программы

для детей дошкольного и школьного возраста

«ДЕНЬ НЕПТУНА»

Подготовили и провели:

Волкова Н.А.,

Синичкина Л.В.

Саранск  2012г

Цель: активизация интеллектуальных и творческих способностей детей через различные задания и конкурсы, формирование положительного психологического климата через совместную творческую деятельность, вызвать эмоциональный интерес к празднику.

Действующие лица:

1. Ведущий.

2. Нептун.

3. Пираты.

4. Водяной.

5. Свита (прислуга Нептуна).

6. Лягушки.

7. Золотые рыбки.

8. Русалочки.

Атрибуты:

1. Жемчужины.

2. Трезубец.

3. Короны.

4. Ласты.

5. Медали.

6. Телеграмма.

7. Бумажные кораблики.

8. Ведерки.

9. Резиновые игрушки, пластмассовые шарики, морские камушки,

    ракушки и т.д.

10. Трон.

11. Ватман, фломастеры, мольберт.

12. Канат.

13. Ложки.

14. Жетоны-рыбки.

Ведущий: Всем-всем-всем! Внимание, внимание, внимание! Пришла срочная телеграмма!

Он начинает торжественно разворачивать ее.

Ведущий: К нам на праздник прибыл царь речной, князь и властелин озер, полководец щук и окуней, генерал сомов, его величество Нептун.

Слышится дикий визг и громкий свист. Приближается сам Нептун в сопровождении своих подданных пиратов и водяных.

Звучит музыка.

 Ведущий: Вы слышите? Он уже почти прибыл. И этот гость непростой. Вы готовы к настоящим приключениям? Предупреждаю вас, не стоит нашего гостя бояться. Становитесь побыстрее все в одну шеренгу. Слушайте мою команду! Равнение на Нептуна, принять! Давайте все вместе встретим царя громким свистом и криками «ура».

Все присутствующие кричат, топают и свистят. Все стелятся перед царем, а водяные поддерживают Нептуна.

Под музыку входит царь Нептун, совершает круг почета и садится на трон.

Нептун:

 Гордый я морей властитель,

 Рыб, дельфинов повелитель.

 Мой дворец на дне морском

 Весь усыпан янтарем.

 Мне принес глашатай весть-

 Нынче праздник в мою честь.

 Я- Нептун. Я- царь морей

 Прибыл к вам на праздник.    

 Поздравляю вас с Днем Нептуна!

 Желаю вам попутного ветра,

 Семь футов под килем и

 Обойти все морские рифы!

 Под музыку входит дочь царя с русалками. Становятся рядом с Нептуном.

Нептун: Что ты невесела, дочь моя младшая, любимая? Не обидел ли тебя кто? Не причинил ли тебе вреда? Только скажи. Я все царство морское переверну вверх дном. Найду обидчика и наказать его велю.

Младшая дочь: Не надо, батюшка, никого искать и царство морское вверх дном переворачивать. Не обижал меня никто и вреда никто мне не причинял.

Нептун: Поделись же, девица-красавица, со мной своим горем. Отчего грустишь? Расскажи, может я смогу тебе помочь.

Младшая дочь: Ах, батюшка. И сказать-то совестно. Да и простишь ли ты меня? Не сдержала я слово свое - хранить твой подарок, ожерелье жемчужное. Порвалась тонкая ниточка и рассыпались по дну морскому жемчужины. Как мне их искать-собирать?

Нептун: Не печалься, дочка. Чем смогу – помогу я тебе в твоем горе. Эй, русалки, ну-ка, покажите мне, что вы умеете. Не поможете ли вы найти ожерелье дочери моей?

Танец русалок в бассейне.

Младшая дочь: Русалочки, не нашли ли вы мое ожерелье?

Русалочки: Нет.

Младшая дочь: Ах, вы только плясать да веселиться умеете! Что мне от вас толку! Уходите с глаз долой!

Нептун: Постой, дочка, не гневись. Может быть они нам все-таки помогут. (Обращается к русалкам.) А умеете ли вы плавать по просторам морским? Вот вам раковины морские. Перенесите их с одного берега на другой.

Эстафета с русалками: кто быстрее перенесет раковины (игрушки) с одного бортика на другой.

 Русалки уходят. Под музыку входит старшая дочь Нептуна.

Старшая дочь: Здравствуй, батюшка! Здравствуй, сестрица родимая. Здравствуйте, гости дорогие. Что вы так загрустили? (Обращаясь к Нептуну и дочери.) Может, что-то случилось?

Нептун: Ах, дочь моя старшая, никак не можем мы найти то ожерелье, что я подарил сестре твоей меньшей.

Старшая дочь: Батюшка, есть у меня подружки – рыбки золотые.

Появляются рыбки (дети младшей группы). Рыбки входят в воду, прыгают, резвятся.

Старшая дочь: Здравствуйте, рыбки золотые. Давайте с вами поиграем:

 Поднимем волны на море (движения руками вперед - назад)

 А теперь волны идут в стороны (вправо - влево)

Звучит музыка.

 

 Поиграем в игру “Чей кораблик быстрее приплывет к берегу”.

                                (Нужны по два участника)

 Спускаются на воду кораблики. Дети дуют на них и гонят их к противоположному бортику. И назад – то же.

Старшая дочь : Рыбки, вы видели жемчужины моей сестры?

Рыбки отрицательно качают головами и  уходят.

Младшая дочь: Да неужели мы так и не найдем жемчужины из моего ожерелья!

Нептун: Ребята, помогите моей дочке найти его.

Игра “Ловля жемчуга”.

 По дну разбрасываются "Киндер-сюрпризы" с грузами внутри. Дети собирают их в ведерки. Побеждает тот, у которого в  ведре больше "Киндеров".

 Дочери высыпают добычу из ведер и находят там бусы.

Младшая дочь: Вот мое ожерелье!

Нептун: Теперь ничто не омрачает наш праздник. Приказываю всем, кто собрался здесь, принять в нём участие . Свите моей приказываю: всех участников праздника немедленно благословить, водой морскою окропить.

                Свита выполняет приказ водного царя.

 Участники делятся на две команды.

         

КОНКУРСЫ

Водяной и Нептун проводят по одному конкурсу:

1.Нептун проводит конкурс на самую экзотическую фигуру "Море волнуется..".

 2.Задание Водяного - "Растет, не растет". Водяной называет разные предметы, растения, животных, а ребята должны присесть, если это не растет, и встать, если это имеет способность расти.

Список слов:   Водоросли,                  Дельфин,

                         Камни,                          Скала,

                        Медуза,                         Кит,

                       Акула,                            Корабль,

                       Песок,                            Осьминог,

                      Айсберг,                        Берег,

                      Краб,                              Парус,

                      Ракушка,                       Чайки,

                     Морская звезда.

Нептун:

А сейчас, ребята, я проверю вашу смекалку.

3.Вопросы на засыпку каждой команде:

Каких камней в море нет? (сухих)

Чего в озере больше, чем в море? (букв 6)

Где зимуют раки? (в илистых берегах рек)

Всякий ли ерш годиться на уху? (кроме ершика для мытья посуды).

4. конкурс «Морская фантазия»

Всем ребятишкам на бумажках дается пословица - "Без труда не вынешь и рыбку из пруда". Они должны изобразить в виде пантомимы известную пословицу. Будут оцениваться оригинальность изображения.

 5. Художник моря (эстафета)

Тема: "Наш любимый Водяной". Рисуют на бегу, кто сколько успеет, и передают другим.

6.Танцевальные импровизации на тему:           Уж на сковородке

                                                                                    Дал бог русалочке ножки

                                                                                   Нептун в ярости

                                                                                  Китенок пускает струи воды

7.Быстрые лягушата (эстафета)

От определенной черты на четвереньках добраться и обратно.

8. Забавы Нептуна

Перетягивание каната между двумя командами.

9. Волшебный черпачок (эстафета)

Ребята вычерпывают ложкой виноград из воды и бегом несут в ведро. Оцениваются быстрота и количество виноградинок.

10. Веселые рыбаки.(Приглашаются по 1 участнику от каждой команды)

Участник за 1 минуту должен с закрытыми глазами наловить рыбок, кто больше.

Далее проводится карнавал костюмов. Карнавальное шествие можно совершить по кругу и сопровождать проход определенными карнавальными движениями.

Подведение итогов. Подсчитывание количество жетонов.

Вручение медалей. Призы зрительских симпатий.

Нептун:

А, теперь пора прощаться,

В путь- дорогу отправляться.

Дети уговаривают его остаться: Не уходи! Оставайся снами!

Нептун: С удовольствием и я отдохнул бы здесь, друзья.

              Только я ведь царь морской.

              Труден воздух мне земной.

Все персонажи говорят по одной строчке:

- Мы приехали на праздник, бросив все свои дела,

- С превеселым настроеньем нас дорога привела.

- Мы сегодня отдохнули, посмеялись от души,

-Поиграли, порезвились и довольные пошли.(машут руками)

- А вам желаем с миром оставаться и водою обливаться!

ЗВУЧИТ МУЗЫКА. ДЕТИ РЕЗВЯТСЯ И ОБЛИВАЮТСЯ ВОДОЙ.

 



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей:

«МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕЗОДАПТАЦИИ»      

    Одним из сложных периодов в развитии человека является подростковый возраст. Именно в этот период идёт активный процесс становления индивидуальных способностей, привычек, потребностей, увлечений, побуждений, интересов, способов поведения и взаимоотношения с окружающей средой – всего того, что создаёт неповторимость личности. Сейчас общество поставлено перед делемой в отношении детей «особых», с ограниченными возможностями, нервно-психическими расстройствами или трудными в плане воспитания и развития. Либо они станут социальными инвалидами, либо ими надо заниматься.

    Современный подросток поставлен в более жёсткие условия, происходящие в нашем обществе. Эти изменения оказывают губительное влияние на семью, которая уже не может дать ребенку чувства комфорта и психологической защищенности, оказать поддержку в сложном процессе адаптации ко взрослой жизни. Всё это создаёт условия для развития девиантного поведения в подростковой среде. Сегодня мы наблюдаем значительный рост числа подростков, нуждающихся в помощи для того, чтобы суметь раскрыть свой потенциал, научиться реализовывать способности, справляться с жизненными трудностями. Обязательным этапом работы является работа с семьёй. Большинство детских, а затем и подростковых проблем является отражением проблем родителей. Где бы ребёнок не находился – в приюте, на лечение в стационаре, в интернатном учреждении, после реабилитационной работы он возвращается в свою семью. Вот почему нужна работа с детьми и работа с родителями. Не секрет, что наиболее надёжными поставщиками трудных детей являются дисфункциональные семьи, т.е. семьи, в которых снижена способность к осуществлению основных функций – жизнеобеспечению, организации быта, поддержанию физического, психического и морального здоровья своих членов, воспитание детей.

    Основной целью стало изучение внутриличностных особенностей трудных подростков и разработка системы мер психологической коррекции и социальной адаптации. Как выявить дезадаптированных детей? Это путем наблюдений, тестирования, анкетирования.

     Безнадзорность является одной из форм социальной дезадаптации несовершеннолетних и тесно связана с такими её проявлениями, как уклонение от учебы, бродяжничество, ранняя алкоголизация и наркотизация, девиантное и криминальное поведение. Всё большее значение в работе по профилактике безнадзорности преодолению сложившейся ситуации, на ряду с традиционными образовательными учреждениями, приобретает в настоящее время новый тип – центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям. Создание нового типа образовательного учреждения вызвано увеличением числа семей и детей группы риска и связано с формированием гуманного отношения общества и школы к детям, перехода от авторитарной, запретительной педагогики к педагогике сотрудничества, становлением системы комплексного индивидуального сопровождения развития личности ребенка.

    В работе с детьми группы риска по предупреждению их безнадзорности основными направлениями деятельности являются психолого-медико-педагогическое диагностирование, экстренная психологическая помощь, социально трудовая адаптация подростков, работа с семьями группы риска, психолого-педагогическая коррекция, содействие полноценному психическому развитию личности, предупреждение возможных личных и межличностных проблем и социально-психологических конфликтов, защита законных прав и интересов несовершеннолетних.

 Основными методами дезадаптации являются:

1. Многоплановая коррекционная работа по преодолению школьной и социальной дезадаптации детей.

2. Комплексная диагностика по стольку, по скольку она необходима для проведения коррекционных мероприятий.

3. Социальный патронаж неблагополучной семьи.

М Е Т О Д Ы     И З У Ч Е Н И Я     Д Е З А Д А П Т А Ц И И

Как заботиться о своей внешности?

Как соблюдать порядок в своих вещах?

Выполняет ли обязанности без напоминания?

Прекословит, сопротивляется, угрожает? Кому?

Что бывает причиной сопротивления?

Раздражает братьев и сестер или других детей? Как?

Бывают частые конфликты – ссоры, драки? С кем?

Ревнует к кому-нибудь? Как?

Завидует кому-нибудь? Берет чужие игрушки?

 Командует кем-нибудь? Стремится главенствовать?

 Отказывается кому-нибудь повиноваться?

 Выдумывает о себе неправдивые истории?

 Отрицает свои поступки?

 Лжет? Когда и как?

 Старается кого-нибудь обмануть? Кого и как?

 Портит чрезмерно свои вещи – игрушки, одежду?

 Портит чужие вещи?

 Совершает кражи – чего?

 Как использует украденные вещи?

 Бродяжничает? При каких обстоятельствах?

 Прогуливает/не ходит в школу? При каких обстоятельствах?

 Обращает на себя как-либо внимание?

 Есть ли у него какие-либо сексуальные плохие привычки или проступки?

 Уклоняется ли от трудных заданий – при каких обстоятельствах?

 Легко отступает после неудачи?

 Часто сваливает вину, ссылается на что-нибудь?

 Жалуется ли, обвиняет других в собственной неудаче?

 Есть ли у него чувство долга?

 Умеет развивать усилия и стойко их проводить?

 Имеются у него какие-нибудь другие дефекты поведения?

                               



Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ:

"Подросток в трудной ситуации"

     Как сделать отношения родителей и подросших детей гармоничными? Как уберечь своего ребенка от соблазнов современного общества, с его наркотиками, агрессией и бездуховностью? Эти вопросы волнуют многих родителей. Кто-то из мам и пап уже столкнулся с тем, что их дети вдруг стали  «трудными подростками». О причинах трудного характера у детей трудного возраста и о том, как помочь своему ребенку сегодня мы и поговорим.

      Самая распространенная причина отклонений в поведении подростка – это нарушенная адаптация к изменившимся условиям среды. По сути, алкоголизм, азартные игры, наркомания, табакокурение – это вызов. Ребенок своим поведением "кричит" о необходимости оказания ему экстренной помощи. Агрессия, излишнее переедание или, напротив, голодание, компьютерная зависимость, «истории» порой криминального характера – все это является так называемым аддиктивным поведением и проявляется у подростка неслучайно. Причиной такого поведения зачастую является безнадзорность в семье. И при этом не факт, что родители ребенка алгоколики и наркоманы, просто ребенок может быть предоставлен сам себе из-за невнимательного отношения к его интересам. Нужно больше интересоваться друзьями подростка, не стоит при этом критиковать, проявлять авторитарность. Ведь излишняя авторитарность – еще одна причина отклонений в поведении ребенка. Психологическая изоляция в классном коллективе, недостатки и ошибки в семейном и школьном воспитании, наблюдение дурных примеров, общение с аморальными людьми, с лицами, имеющими примитивные потребности, стремление общаться, с ровесниками, которые не хотят учиться – все это способствует формированию «трудного подростка». Из ошибок семьи, которые способствуют, например, появлению у подростка недисциплинированности, агрессивности, упрямства, следует назвать отсутствие единства в требованиях отца и матери, потакание капризам и прихотям ребенка, применение физических мер наказания, увлечение авторитарными методами воспитания. Есть чисто психологическая предпосылка для ряда отклонений в поведении у подростка - имеется в виду недостаточное развитие способности к торможению.

    Кто-то из родителей считает, что не стоит сильно беспокоиться, если ребенок ведет себя неадекватно,  и лучше подождать, пока "само пройдет".  В лучшем случае, ребенок совершит массу ошибок, прежде чем повзрослеет, в худшем – испортит себе всю оставшуюся жизнь, например, пристрастившись к наркотикам. Конечно, нужно обращаться к специалистам и пытаться выяснить причины трудностей характера и поведения подростка  в каждом индивидуальном случае, вместе с психологами скорректировать не только поведение подростка, но и свое собственное, родительское, чтобы помочь ребенку преодолеть возникшие проблемы. В нашем центре проводятся как групповые тренинги, так и индивидуальные консультации для родителей и подростков. Если вы действительно хотите помочь своему ребенку, перестаньте давить на него, лучше постарайтесь убедить его, что пора вместе сделать визит к профессиональному психологу.

    Статистика

    Постоянные ссоры и скандалы отмечались в 39% семей подростков-правонарушителей, драки между родителями - в 24% семей, постоянная вражда между супругами - в 12%. На конфликтные отношения в семье как источник негативных переживаний указывают 56% мальчиков и 78% девочек из группы трудных подростков и 47% мальчиков и 18% девочек из группы благополучных (по данным Центра социологии  образования Российской академии наук).

   Подростковая агрессия

   Частые и неоправданно жестокие наказания, кстати, как и отсутствие контроля и присмотра за детьми, провоцируют детей к агрессивному поведению. Более того, дети, усвоившие агрессивные формы поведения в результате наказаний родителей, став взрослыми, столь же сурово наказывают уже своих детей.

   Другим отрицательным следствием карательной политики родителей могут стать активные либо пассивные формы сопротивления детей. Частые наказания, возбуждающие и расстраивающие детей, могут привести к тому, что они забывают причину, вызвавшую наказание. При этом исчезает «воспитательный эффект», на который рассчитывали родители.

   Наконец, дети, приученные к частым и неоправданным наказаниям, оказываются неспособными к принятию правил приемлемого поведения, поскольку наказание заставляет ребенка скрывать внешние проявления нежелательного поведения, но не устраняет причины его.

   Каким должно быть наказание?

   Во-первых, оно должно быть напрямую связано с поведением ребенка, и временной разрыв между проступком и наказанием должен быть минимальным.

   

Во-вторых, нужно проявлять последовательность, когда за одно и то же нарушение всегда назначается одна и та же санкция. Кроме того, не следует грозить наказанием, но не осуществлять его.

   В-третьих, любое наказание требует разъяснений, что в поведении ребенка не поощряется, и предложений альтернативных вариантов поведения.

 

 Детям до 16-ти…

   Средства массовой информации являются фактором усвоения ребенком моделей агрессивного поведения. Прежде всего речь идет о кино и телевидении. По данным Центра социологии образования Российской академии наук, в среднем российский зритель (а значит, любой ребенок) видит сцену насилия на телеэкране каждые 15 минут, вечером – каждые 10 минут.

   В процентном отношении от всего показа сцен насилия убийства составляют 30,3%, избиения – 20,8%, сексуальное насилие – 16,7%, катастрофы – 11,3%, оскорбления – 9,5%, групповая агрессия (войны, теракты) – 11,4%.

 

   В то же время, целый ряд детских психиатров и психологов убеждены в следующем:

   Дети часто в игре или жизненных ситуациях подражают насилию, увиденному на экране;

   Дети склонны отождествлять себя с отдельными жертвами или агрессорами и переносить эти роли в реальные ситуации;

   Дети могут в результате увиденного счесть насилие приемлемой моделью поведения и способом решения своих проблем.

   

 Современная информационная среда, построенная на антигуманных принципах, в последние годы становится все более мощным фактором агрессивного поведения.

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему «Творчество Л.В.Попова. К 140-летию художника…» в рамках общешкольных мероприятий «Оренбург юбилейный»

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему «Творчество Л.В.Попова. К 140-летию художника…» поможет педагогу познакомить учащихся с творчеством оренбургского художника Луки...

Фестиваль сказок “The World of Fairy Tales”. Методическая разработка внеклассного мероприятия для 5-6 классов (план-конспект мероприятия, сценарии 3-х сказок, мультимедийная презентация, приложение, аудио и видео материалы).

Аннотация Внеклассное мероприятие «Фестиваль сказок» предназначено для учащихся 5-6 классов. Главная цель мероприятия - мотивация учащихся к чтению на английском и русском языках, развитие интере...