Родительское собрание "Скоро в школу"
консультация на тему

 

Скоро в школу!

  Многих родителей беспокоит вопрос: " А готов ли мой ребенок к школьному обучению?"  Необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, но их определённый набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skoro_v_shkolu.rar1.77 МБ

Предварительный просмотр:

      Скоро в школу! 

   А готов ли ребенок к школьному обучению?

Необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, но их определённый набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным.

Готовность ребенка к обучению бывает физическая и психологическая.

Что такое физическая готовность к школьному обучению?

Физическая готовность к школьному обучению - это состояние здоровья. Чем здоровее ребенок, тем больше вероятность того, что он будет успешно учиться в школе.

Что может помешать:

  • хронические заболевания
  • часто и длительно болеет
  • ослаблен, быстро утомляется
  • отстает в физическом развитии от сверстников
  • врожденная предрасположенность к тяжелым заболеваниям
  • перенес серьезные травмы (в т. ч. и родовую)
  • перенес сложные операции
  • кесарево сечение
  • реактивные (быстрые) или затяжные роды

Укрепление здоровья – это первое необходимое условие успеха ребенка в учении.

Что такое «психологическая готовность» к школе?

Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе - это совокупность качеств, которые важны для формирования учебной деятельности и нормальной адаптации ребенка к школе.  Она является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду.

Психологическая готовность включает в себя личностную и интеллектуальную готовность.

Личностная готовность проявляется в желании учиться, в умении общаться со сверстниками и взрослыми, в способности принять свое положение школьника.

Личностная готовность включает:

Мотивационную готовность - это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание ПОЙТИ В ШКОЛУ и желание УЧИТЬСЯ существенно отличаются друг от друга. Мотивы могут быть самыми разными. Ребёнок может хотеть в школу, потому что:

  • (Внешний мотив)

Все его сверстники туда пойдут, потому что к школе он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки. Кроме того, всё новое привлекает детей, а в школе практически всё (и классы, и учительница, и систематические занятия) является новым. Да еще и мама заставляет.

  •  (Игровой мотив.)

Там весело и много ребят, с которыми можно поиграть.

  • (Отметка)

 Там получают пятерки.

  • (Позиционный мотив.)

Хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким. Дети в 6 лет уже хорошо понимают, что вы можете отказать им в покупке куклы или машинки, но не можете не купить ручку или тетрадки, так как покупка, например Барби, диктуется только вашим добрым отношением к ребёнку, а покупка ранца или учебника - обязанностью перед ним. Точно так же дети видят, что взрослые могут прервать их самую интересную игру, но не мешают старшим братьями или сёстрам, когда те засиживаются за уроками. Поэтому ваш ребёнок и стремится в школу, так как хочет быть взрослым, иметь определённые права, например на ранец или тетрадки.

  •  (Социальный мотив.)

           Нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься –        и можешь стать кем захочешь.  

  •  (Учебный мотив.)

Нравится делать уроки, узнавать что-то новое, хочет чему-то научиться. Даже если бы школы не было, все равно бы учился.

Пусть он ещё полностью не осознаёт, что для того чтобы приготовить урок, ему придётся пожертвовать, например, игрой или прогулкой, но в принципе он знает и принимает тот факт, что уроки НУЖНО делать. Именно это стремление СТАТЬ ШКОЛЬНИКОМ, выполнять правила поведения школьника и иметь его права и обязанности и составляют «внутреннюю позицию» школьника.

Личностно-социальная готовность заключается в том, что ребенок к моменту поступления в школу готов к общению, взаимодействию, как со сверстниками, так и с взрослыми. 

Современные первоклассники далеко не всегда умеют это делать. Особенно трудно им выполнять задания, которые требуют совместных усилий, тесного контакта друг с другом.

Ошибка взрослых – оберегаем, не поощряем коллективные игры, не приглашаем в гости, запрещаем дружить с теми, кто нам не нравится. У малыша при поступлении в школу уже должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми. Дайте ему самому установить контакты в поликлинике, на детской площадке, в магазине …

Волевая готовность заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учитель, режим школьной жизни. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью.

 Наличие волевых качеств у ребенка поможет ему длительное время выполнять задания, не отвлекаясь на уроке, доводить дело до конца. Многие дети, придя в школу, не могут поддерживать свои усилия в выполнении задания от начала до самого конца, особенно если при этом требуются навыки письма, владения ножницами, мячом и т.д.

Воля ребенка 3–7 лет еще очень слаба. Вместо выдержки, самообладания и настойчивости, которыми обычно характеризуется воля взрослого человека, у дошкольника мы наблюдаем неустойчивость желаний, в своей деятельности он часто теряет цель, которую перед собой поставил, его умственные процессы — восприятие, внимание, память, мышление — отличаются большой непроизвольностью.

Вместо решительности взрослого у ребенка импульсивность поведения. Чаще всего чувства, а не размышления являются стимулом поступков ребенка. В силу слабости воли малышу обычно трудно удержаться от различных соблазнов: чтобы не съесть конфету, лежащую на виду, чтобы не взять чужую привлекательную игрушку. Многие действия ребенка носят подражательный характер — это тоже связано со слабостью воли. Позднее дети начинают копировать жесты взрослых, их интонации, манеру говорить. Дошкольник подражает поступкам взрослого, его поведению. Еще более внушающее влияние оказывают на него окружающие дети. Поэтому недаром так много говорят о решающей роли примера поведения взрослых, а также других детей в воспитании малыша.

   Один из основных факторов в воспитании воли – режим, определенный порядок жизни ребенка. Точное выполнение режима приучает малыша к порядку, организованности, дисциплине. Безоговорочное выполнение требований взрослых, строгое выполнение режимных моментов — хорошее средство воспитания воли. Одним из приемов, помогающих ребенку осознать свою жизнь во времени, может стать планирование и подведение итогов дня.        

   Воля ребенка развивается не сама по себе, а в связи с общим развитием личности. Капризы, общий негативизм, который проявляется в упрямстве, ревности, эгоизме, возникают в результате недостатков волевого воспитания. Как правило, упрямство имеет избирательный характер — оно направлено главным образом к родителям. По отношению к другим детям упрямство проявляется редко. Ранние формы детского негативизма возникают, когда взрослые слишком опекают ребенка, когда дети не приучены сдерживать себя, подчиняться определенным требованиям и правилам поведения. Прежде чем ребёнок сам начнёт ставить себе сознательные цели, ему должен указывать их взрослый. Давая ребёнку указание, нужно объяснять ему в каком направлении и как нужно действовать в тех или иных случаях.  

Выделяют основные направления в развитии воли дошкольника, на которые следует обратить родителям особое внимание. Это развитие целенаправленности действий, определение соотношения между целью действий и их мотивом и возрастание регулирующей роли речи в выполнении действий. Следует похвалить ребенка за проявленное волевое усилие, помощи при затруднении, при неудаче — вырази уверенность в конечном успехе, помочь добиться его. Ведь в формировании целенаправленности он очень важен.

Воля ребенка развивается в различных видах его деятельности, когда он рисует, лепит, конструирует и, особенно, когда выполняет трудовые поручения взрослых. Прекрасные возможности для развития воли содержит в себе трудовая и бытовая деятельность. В процессе этих видов деятельности ребёнок учится осознавать цель планировать свои действия, запоминать их последовательность (например, уборка комнаты, уход за цветами и т. д.), преодолевать трудности. Ценно, что трудовые обязанности (которые нужно постепенно усложнять) дают возможность не эпизодически, а систематически, регулярно упражнять волю ребёнка. Родители развивают волю ребёнка и когда формируют у него культурно-гигиенические навыки, культуру поведения в обществе взрослых и детей, когда помогают овладеть ребёнку ездой на велосипеде, катанием на коньках, лыжах. Развитие воли нельзя отрывать от нравственного воспитания ребёнка, овладения им нормами поведения. Ведь важно, ради каких целей, под влиянием каких мотивов совершается волевое действие.

Если вы хотите воспитывать у ребенка трудолюбие, настойчивость и аккуратность, помните, что ваши призывы, нравоучения и положительные примеры, скорее всего не подействуют. Позаботьтесь лучше о том, чтобы смысл действий ребенка оказался бы совершенно ясным для него, а результат – желанным и привлекательным. Чтобы малыш отчетливо представлял, для чего (или для кого) он что-то делает. 

Коллективная ролевая игра и игра с правилами является настоящей школой воспитания воли дошкольника. Каждая игра требует выполнения правил, которые имеются не только в подвижных, дидактических, но и ролевых играх. Подчинение им вырабатывает у детей выдержку, терпение, самостоятельность, настойчивость, самоограничение и другие волевые качества. Такие игры учат спокойно дожидаться своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию …

Потом правила игры можно усложнять, но желательно, чтобы все они предусматривали определенное ограничение спонтанной активности, сдерживание непроизвольных, импульсивных реакций. Например, вы показываете малышу картинки с изображениями знакомых животных: зайчика, собаки, кота. Ребенок должен их называть, но не сразу (и в этом вся трудность), а только после того, как взрослый скажет: "Раз-два-три, говори!" Такая задержка высказывания очень нелегко дается малышам. В то же время именно она делает игру интересной и полезной. За каждый вовремя данный ответ можно вручать награду – палочку или кружок из бумаги. Если так играют двое или несколько детей, можно устроить соревнование, кто больше получит призов.

Многое в нашей жизни происходит по правилам, которые сначала бессознательно, а потом и сознательно усваивает ребенок. Поэтому сознательное действие по правилу означает, что ребенок не только знает, что и как нужно делать, но и хочет все делать правильно. Но сначала правила усваиваются бессознательно.

Посредником в процессе воспитания воли всегда является взрослый человек, он направляет и учит контролировать поведение.

Для воспитания взрослым (воспитателям и родителям) необходимо:

- ставить перед ребенком такую цель, которую бы он не только понял, но и принял ее, сделав своей. Тогда у ребенка появится желание в ее достижении;

- направлять, помогать в достижении цели;

- приучать ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их;

- воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и т.п.

- учить ребенка планировать свои действия и доводить их до логического результата.

- спрашивать с ребенка результат работы, проверять, отмечать успехи (поощрять).

Надо приучать ребенка думать о результате, а не побыстрее разделаться, дописать, дочитать, добежать и все забыть.

 Родители нередко утверждают ребенка в его не желании думать о качестве своей работы, когда пытаются оградить от излишних переживаний по поводу получаемых отметок, неважно, что ему ставят; главное, что ему интересно и что он старается, делает, как может; этого достаточно.

 Ребенок должен стремиться к хорошему результату, не просто как может, а так хорошо, на что он способен. Надо ориентировать на то, что завтра он сделает лучше, чем сегодня. Учеба - это постоянное совершенствование навыков, к этому надо приучать ребенка с первых дней в школе.

 Правильно организованная домашняя работа постоянно приучает ребенка к самостоятельному, терпеливому, кропотливому учебному труду.

На ошибки ребенка лучше указывать не прямо. При наличии ошибок попросить ребенка самому найти их, это первая форма самоконтроля.

    Если в младшем дошкольном возрасте развитие произвольности ребенка особенно эффективно в игре, то позже, в 5-6 лет, возможны и другие методы. Очень полезны беседы с дошкольником о его настроении, о его действиях и отношениях с другими людьми. В таких беседах взрослый как бы выводит ребенка за пределы конкретной ситуации и помогает ему осознать себя.

    Итак, развитие воли в дошкольном возрасте является важным условием дальнейшего воспитания и обучения ребёнка. Никакое систематическое обучение и воспитание невозможно, если ребёнок не владеет собой, если он действует только под влиянием непосредственных побуждений, не умея подчинить свои действия указаниям воспитателя и родителей, требованиям воспитательной программы. На развитие воли решающее влияние оказывает воспитание.

Таким образом, личностная готовность ребенка к обучению в школе  полностью зависит от нас - взрослых!

Интеллектуальная готовность. 

Многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа её - это обучение детей навыкам письма, чтения и счёта. Это убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей к школе.

На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребёнка каких-то определённых сформированных знаний и умений (например, чтения), хотя, конечно, определённые навыки у ребёнка должны быть. Однако главное - это наличие у ребёнка более высокого психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, даёт возможность ребёнку читать, считать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане.

Итак, интеллектуальная готовность – это готовность мозга к интеллектуальному труду. Это умение думать, анализировать, делать выводы.

Интеллектуальная готовность определяется уровнем развития восприятия, внимания, памяти, речи, мышления, мелкой моторики, кругозора, саморегуляции.

Восприятие – отражение человеком окружающей действительности.

Внимание – это избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления.

Непроизвольное внимание – внимание, вызываемое внешними причинами.    (резкий звук, яркость изображения, новизна, динамичность)

Произвольное – внимание, которое возникает в результате сознательных усилий человека, направленных на лучшее выполнение той или иной деятельности. Характеризуется целенаправленностью, организованностью, повышенной устойчивостью.

Сосредоточенное – это внимание, направленное на какой-то один объект или вид деятельности.

Свойства внимания:

Концентрация – это способность человека сосредоточиться на главном в его деятельности, отвлекаясь от того, что находится в данный момент за пределами решаемой им задачи. (зачеркнуть все А)

Распределяемость – это возможность человека иметь в сознании одновременно несколько разнородных объектов или же выполнять сложную деятельность, состоящую из множества одновременных операций. (зачеркнуть А и обвести в кружок Б; рисовать и рассказывать стихотворение)

Устойчивость – это способность задерживаться на восприятии данного объекта. (проследить за линией, глазами распутать лабиринт; найти в хаосных линиях изображения животных, посуды…)

Объем – количество объектов или их элементов, которые могут быть одновременно восприняты с одинаковой степенью ясности и отчетливости. (рассмотрел рисунок, затем задать вопросы)

Переключаемость характеризуется скоростью перехода от одного вида деятельности к другой.

Избирательность – сосредоточение на более важных предметах. Ребенок обращает внимание на то, что отвечает его потребностям, желаниям. Данное свойство внимания не нуждается в развитии.

Высокая концентрация и низкая переключаемость – человек рассеянный!

Память – это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал.

Процессы памяти:

Запоминание – запечатление в сознании человека полученной информации.

Сохранение – удержание в памяти полученных знаний в течение относительно длительного периода времени.

Воспроизведение –активизация закрепленного ранее содержания психики.

Узнавание – это сопровождающее процессы памяти явление психики, позволяющее им более эффективно функционировать.

Виды памяти:

Наглядно – образная память (зрительная) – память на зрительные, звуковые, осязательные, обонятельные … образы.

Словесно-логическая (слуховая) – память на смысл изложения, его логику.

Двигательная – память на движения.

Эмоциональная – память на переживания.

Особенности памяти:

Объем – отражает количественные показатели и возможности запечатляемой, сохраняемой и воспроизводимой человеком информации.

Быстрота – способность человека достигать определенной скорости в обработке информации и её использовании.

Точность – способность человека качественно и продуктивно отражать основное содержание информации.

Готовность – предрасположенность человека всегда активно использовать всю запечатленную информацию.

Длительность – способность удерживать определенное время в своем сознании нужную информацию.

Различают кратковременную (запоминание и сохранение информации на короткий срок после однократного непродолжительного восприятия), долговременную (длительное сохранение информации после многократного повторения) и оперативную память (сохранение материала после его запечатления на время, необходимое для выполнения задачи).

Воображение – это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т е процесс преобразующего отражения действительности.

Творческое воображение – это создание новых образов в процессе творческой деятельности человека (в искусстве, науке…)

Воссоздающее (репродуктивное) – это воображение на основе прочитанного или услышанного. (Никогда не видел моря, но прочитал и представил.)

Мышление – это психический познавательный процесс отражения существующих связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

Виды мышления:

Наглядно-действенное – мышление, непосредственно включенное в деятельность

Образное – мышление, осуществляющееся на основе образов, представлений того, что человек воспринимал раньше.

Отвлеченное  - мышление, совершающееся на основе отвлеченных понятий, которые образно не представляются.

Операции мышления:

анализ, синтез, сравнение, абстрагирование(выделение основного, главного), обобщение.

Речь к 6-7 годам должна быть связной, логичной, с богатым словарным запасом. Ребенок должен правильно слышать и произносить все звуки родного языка.

Развитие устной речи – основное условие успешного овладения письмом и чтением. Больше разговаривайте с ребенком, просите пересказать мультфильм, сказку, которую тот посмотрел, предложите составить рассказы по рисункам, картинам.

Мелкая моторика – развитие мелких мышц кистей и пальцев рук.

Саморегуляция – способность длительное время руководствоваться в процессе работы заданным правилом, "удерживать" его, как говорят психологи; слушать и выполнять задания взрослого, работать, опираясь на образец.

Игра "Сохрани слово в секрете".
Сейчас мы поиграем в такую игру. Я буду называть тебе разные слова, а ты будешь их четко за мной повторять. Но помни об одном условии: названия цветов - это наш секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, ты должен молча хлопнуть один раз в ладоши.
Примерный список слов:
окно, стул, ромашка, ириска, просо, плечо, шкаф, василёк, книга и т. д.
 

Игра "Сделай так же"


самоконтроль, саморегуляция

Кругозор – определенный запас знаний и представлений об окружающем мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в школе искусств.

Новое представление темы "Родительское собрание" в школе искусств....

Мастер класс проведения родительского собрания в школе с применением метода коучинг. Тема - «Как воспитать у ребенка чувство ответственности? »

Коучинг — это искусство создания, с помощью беседы и поведения, среды, которая облегчает движение человека к желаемым целям, так, чтобы оно приносило удовлетворение. (Тимоти Гол)   ...

Родительское собрание: « Сотрудничество школы и семьи в вопросах профилактики правонарушений и безднадзорности учащихся»

Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. Одной из важных и насущных проблем является сотрудничество школы и семьи...

Презентация к родительскому собранию"Сотрудничество школы и семьи в вопросах профилактики правонарушений и безднадзорности учащихся»

•Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. Одной из важных и насущных проблемявляется сотрудничество школы и семьи....

Родительское собрание в школе: методика его проведения.

Работа с родителями, как и всякая работа в образовательном учреждении, должна вестись в целостной системе и имеет огромное значение. Чтобы помощь родителей была действенной, их нужно обучать обмениват...

Занятие группы родительской самопощи «Мамочкина школа». Мастер-класс «Модный малыш» (украшение детской одежды декоративными элементами).

Методические материалы по проведению занятия с родителями по изготовлению декоративных элементов для украшения детской одежды (помпоны, кисти)....