Статья "Музыка в нашей жизни"
статья по теме

Григорьева Татьяна Павловна

Искусство будит фантазию, навевает образы дальних стран, в которых , может быть, человеку никогда не суждено побывать, рассказывает о событиях и героях, с которыми ему никогда не встретиться. Оно даёт опыт, который сам он никогда бы не приобрёл. Искусство рождает мечту, а мечта всегда богаче реальности. Это знали поэты всех времён, наделявшие фантазию волшебными крыльями.

Реальность и фантазия – эти два мира сосуществуют постоянно, рождая не только поэтов и музыкантов, но и разных романтиков – лётчиков, геологов, путешественников.

Чем больше узнаёшь музыку, тем больше удивляешься: сколько в ней повторяющихся тем, сюжетов, образов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zaglavnyy_list_k_state.doc37.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная

школа № 204

с углубленным изучением иностранных языков (английского и финского)

Центрального района Санкт-Петербурга

191186, Санкт-Петербург, ул. Миллионная, 14, лит А               тел./факс  312-94-48

Статья

«Музыка в нашей жизни»

Автор:  Григорьева Татьяна Павловна,

учитель музыки и искусства

ГБОУ школы №204

Центрального района

г. Санкт-Петербурга

2014 год

Музыка в нашей жизни

Музыка всегда присутствует в нашей жизни и воздействует на человека независимо от его сознания. Зачем человеку музыка? Одни люди  думают, что только для развлечения.  Другие говорят, что для изменения настроения. Третьи отмечают лечебные свойства музыки. О главном же её воздействии – духовном  задумываются не все. В связи со стремительным развитием техники, с экономическим кризисом объяснить людям с рациональным складом мышления необходимость эстетического воспитания становится всё труднее. Давайте поразмышляем:  Технократизм  в образовании разрушает эмоциональную сферу личности. Примитивная эмоциональная сфера, духовная инертность постепенно порождают в человеке жестокость, равнодушие, ограниченность. Искусство, призванное развивать, расширять духовную основу человека, становится необходимым лишь как развлечение, ставится в один ряд со зрелищами. Благодаря развитию средств массовой информации – теле, радио, аудио, видео –  продуцируется   развлекательная индустрия, рассчитанная на нетребовательный вкус обывателя. Когда культура ставится  на поток, на первый план неизбежно выходят факторы не культурные, а экономические. Тех, кто стоит во главе коммерческого развлекательного рынка, волнуют лишь деньги. Идёт процесс насильственного насаждения пошлости, дурного  вкуса. Мы с вами должны понимать, что песни приходят и уходят, забываются. Но следы в душе остаются, как остаются на лице следы оспы. Эти эпидемии возникают потому, что не воспитан хороший вкус, нет иммунитета к  дурному, пошлому.

В Древней Греции и Риме музыка несущая здоровое начало, тщательно отбиралась для сохранения здоровья,  чистоты и твёрдого характера. Пифагор, Платон и Аристотель считали музыку незаменимой для здоровья души, морали и расцвета культуры.

«Без музыки земля –  пустой, недостроенный дом, в котором никто не живёт», – сказал немецкий поэт Л. Тик. И на самом деле, музыка образует целый мир человеческой жизни, который рождается вместе с человеком, растёт, становится богаче, содержательнее. Оказывает влияние на его характер, поступки и облик. Каждый помнит песни своего детства-песни мамы или бабушки, песни, которыми встречает и провожает нас школа. Каждый помнит как» звучат» праздники: ведь своя музыка есть у дней рождения, у проводов зимы или встречи Деда Мороза. Она бывает весёлой, шуточной, а бывает волшебной, таинственной, как бы приоткрывающей завесу над чудесами жизни, в которые так хочется верить.

Поначалу может казаться, что мы  растём - и старая музыка уходит, отступает, на смену ей приходит совсем другая. И лишь с течением времени человек начинает понимать, что музыка никуда не уходит, что она всегда с ним – и та, совсем далёкая, детская. И та, что пришла вместе с юностью, помогала взрослеть, любить и думать.

 Почему так происходит?

Почему мы перерастаем свои игрушки и платья, мебель и даже дома, весь этот мир вещей, который с течением времени  становится  нам тесен и узок?

Почему это никогда не случается с любимой нами музыкой, которая   как и всё, что мы ценим по-настоящему, остаётся с нами  всю нашу жизнь?

Не потому ли, что во всём, что нам дорого, мы оставляем частицу собственной души – она и в памяти первых лет, овеянных любовью близких людей, и в детском восхищении чудесной мелодией , когда-то открывшей невиданные миры музыкальной фантазии, и в живых воспоминаниях о первых радостях и надеждах?

В человеческой жизни есть как бы два плана, два течения. Один  видимый – составляют внешние события, например, мы знаем, в каком доме живёт знакомый нам человек, как он выглядит, как одевается и т.д.Другой составляют сокровенные мысли, глубинные переживания, духовные переживания человека. Нередко именно в нём сосредоточено главное содержание человеческой жизни; ведь сказал же Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». Конечно, просто глядя на человека трудно узнать его склонности, вкусы, привязанности. Однако внутреннее содержание нередко проявляет себя внешне: во взгляде, улыбке, интонации голоса. Мы говорим: « Этот человек духовно богат», – когда  его слова и поступки убеждают нас в существовании особого внутреннего мира, окрашивающего внешние проявления искренностью и  глубиной. Точно так же мы отмечаем чью – то пустоту и духовное оскудение, когда видим, что человек живёт исключительно материальными интересами.

Музыкальные произведения в какой – то мере похожи на людей. В них тоже могут быть своя глубина и характер: порой сложный, порой легкомысленный. Поэтому разные люди любят разную музыку. Одни слушают Моцарта и Брамса, другие слушают нехитрые песенки. Ведь музыка бывает разной. Её можно написать по любому поводу: к торжественной дате, семейному юбилею, школьному вечеру. Разумеется, людям нужна всякая музыка: для отдыха, танцев занятий спортом. И часто такая музыка бывает хорошей  – настолько, насколько она отвечает своим задачам. То же самое происходит и в других видах искусства – создаются всевозможные  стихи к юбилеям, тексты к песням, плакаты, изображения.

Не только жизнь учит понимать искусство, но и само искусство учит понимать жизнь. Ведь в нём, таком большом, поистине безграничном, заключён опыт всего человечества, всех времён, стран и сословий. Поэтому оно раздвигает обычные границы пространства и времени, умеет открыть человеку то, на что порой самому ему не хватает целой жизни. И каждое такое открытие даёт возможность и в самом искусстве находить всё больше, обогащать свой опыт и знания, воспитывать  чувства – словом, создавать свой собственный духовный мир, без которого жизнь никогда не бывает  

по-настоящему полной.

Искусство будит фантазию, навевает образы дальних стран, в которых , может быть, человеку никогда не суждено побывать, рассказывает о событиях и героях, с которыми ему никогда не встретиться. Оно даёт опыт, который сам он никогда бы не приобрёл. Искусство рождает мечту, а мечта всегда богаче реальности. Это знали поэты всех времён, наделявшие фантазию волшебными крыльями.

Реальность и фантазия – эти два мира сосуществуют постоянно, рождая не только поэтов и музыкантов, но и разных романтиков – лётчиков, геологов, путешественников.

Чем больше узнаёшь музыку, тем больше удивляешься: сколько в ней повторяющихся тем, сюжетов, образов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час: Здоровый образ жизни. Гигиена в нашей жизни.

Содержание классного часа способствует формированию знаний у учащихся понятия о науке гигиене; навыков использования знаний в области гигиены в повседневной жизни. Форма проведения классного часа: рол...

Природа – наши корни, начало нашей жизни

Экологическая игра для 6 класса...

Хлеб – наша жизнь и наше богатство

Цели:Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;Показать, каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас;Воспитывать у учащихся бережное отношение и уважение к хлебу и людям,...

Здоровый образ жизни наша жизнь

Методическая разработка спортивного праздника....

Наш район, наша жизнь, наши достижения.

Сейчас много пишут о том, что у нас в школе «не так», забывая о положительных сторонах нашей жизни. В данной статье мне хотелось чуть «окрасить» в светлые тона нашу действительность! Статья была напис...

Тематический урок " Свет в нашей жизни. Как сберечь энергию?" ( в рамках Всероссийский урок " Свет в нашей жизни.")

В рамках совместного плана действий Министерство образования и науки Российской Федерации рекомендует организовать проведение во всех образовательных организациях Российской Федерации 15 декабря 2015 ...