Родители против наркотиков
методическая разработка на тему

Огнерубова Татьяна Николаевна

Конкурсная работа на Всероссийскую Олимпиаду научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступпости

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roliteli_protiv_narkotikov.docx61.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Октябрьское

Усманского района Липецкой области

«Роль семьи

в профилактике наркомании»

Конкурсная работа

на Всероссийскую Олимпиаду научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступпости

BD00146_

           Подготовила и выполнила

                                  зам.директора по воспитательной работе

                                  МОУ СОШ с.Октябрьское

                                             Огнерубова Т.Н.

с.Октябрьское 2014 г

Содержание

  1. Введение ………………………………………………………………..3
  2. Современные проблемы семьи…………………………………4
  3. Дети - зеркало семейных отношений……………….......5-9
  4. Факторы приобщения к наркотикам…………………..10-12
  5. Пути решения проблемы наркомании среди детей….12
  6. Заключение……………………………………………………………13
  7. Список используемой литературы…………………..........14

Введение

  В последние годы настоящим бедствием для нашей страны стало употребление наркотических и токсических веществ детьми и подростками. Масштабы развернувшейся «наркоманической эпидемии» впечатляют даже по цифрам официальной статистики, которая далеко не в полной мере отражает ситуацию. По данным Минздрава России, около 70 % подростков хотя бы один раз пробовали наркотические вещества. Каждый потребитель наркотиков вовлекает еще 5 – 10 человек. Наркомания на сегодняшний день – одна из главных проблем всего мирового сообщества.

Человек приходит в этот мир не только для своего комфортного существования и личного счастья. Его ум, умения, опыт, вся его жизнь необходимы его детям, обществу, будущим поколениям. Достойным существование человека на земле помогает сделать здоровье, духовное и физическое. Оно является делом не только личным, но и общественным. Нельзя рассматривать здоровье как элементарное отсутствие физических  дефектов или болезней. Устав Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) трактует понятие «здоровье» как «состояние полного социального и духовного благополучия». А такое  благополучие  достигается правильным воспитанием, которое ведет человека к нравственному образу жизни, включающему и заботу о здоровье.

Правильный образ жизни молодого поколения является залогом и нации в целом. Вот почему так необходима образовательная деятельность семьи, школы и всего общества по вопросам  охранения и укрепления здоровья наших детей.

Семья  к сожалению, во многом утратила свою роль в этом вопросе. У многих родителей не хватает  для этого ни знаний, ни опыта. Но семья        не должна, не имеет морального права устраниться от столь важной проблемы.

Семейное воспитание - дело не простое. Учителя, психологи и врачи должны помочь родителям осознать всю важность процессов, происходящих в подростковом организме. В связи с изменениями в обществе меняются и методы семейного воспитания. Данному вопросу должно уделяться большое внимание в процессе проведения родительских собраний.

«Подростковый возраст - возраст предельной искренности, идущей от стремления все пережить, все открыть, быть в согласии с самими собой, и - предельной неискренности, связанной с поиском себя через разные роли, стремлением себя проверить, испытать, скрываясь от других и самого себя», - так писал Б. Заззо. Родители должны помнить о том, что их ребенок вместе со своим взрослением получает массу сложных проблем, которые связаны с его жизненным самоопределением. Именно оно при условии правильности помогает подростку намечать разумные цели, не сбиваться с праведного пути, заботиться о своем здоровье и добиваться успеха в жизни. Помимо общения со сверстниками подросток остро нуждается в общении со взрослыми, с людьми, которым он доверяет, которые могут и должны оказать благодатное влияние на его становление как личности. Именно такими людьми должны стать родители.

Немаловажным является и то обстоятельство, что родители учащихся подростков, во-первых, – организованный контингент, а во-вторых, обладают высокой степенью мотивации к участию в профилактике подростковой наркомании. Однако не каждая семья в современных условиях по разным причинам готова участвовать в подобной работе. Поэтому в своей работе я хотела бы отразить причины роста детской наркомании и найти пути  вовлечения родителей в борьбу с этой бедой.

Современные проблемы семьи.

В связи с этим рассматриваю вопрос о роли семьи в предупреждении распространения наркомании среди несовершеннолетних. В своей работе изучила много первоисточников по данной теме, проанализировала социальную обстановку среди семей учащихся школы, в которой работаю,  а так же из собственных наблюдений и жизненного опыта, могу сказать о том, что поднятая проблема современности свои корни хранит в семье. Попытаюсь в своей работе найти ответы на вопросы, которые возникают в связи с «проблемой сегодняшнего дня» - наркоманией.
       Начну с семьи. Традиционно семья — главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности.

Именно ее значимость определяется тем, что во-первых семья - один из основных социальных институтов общества, краеугольный камень человеческой жизни, во-вторых, что этот институт в настоящее время переживает глубокий кризис. Не случайно, при характеристике семьи мы все чаще слышим выражения «демографическая катастрофа», «семья скоро отомрет», призывы «спасите семью». Правда, есть и успокаивающие суждения: мол ничего опасного в сфере семейных отношений не происходит. Просто осуществляется постепенный переход от устаревшей модели семьи к новой, отвечающей требованиям современного образа жизни. Это, якобы, нормальное развитие событий и тревожится по этому поводу нет никаких        оснований.
   И все же оснований для тревоги по поводу семьи больше, чем достаточно. Семья действительно находится в кризисе. И причиной этого кризиса, если рассматривать в широком плане являются общие глобальные социальные изменения, рост мобильности населения, урбанизация, секуляризация и другие, которые ведут за собой расшатывание «семейных устоев». Эти и ряд других факторов обусловили падение семьи, как социального института общества, изменение ее места в ценностных ориентациях. Оказались подорванными экономические, социальные, нравственные основы семьи, что ускорило процесс девальвации семейного образа жизни, пожизненного брака, малодетности, роста престижа одиночно-холостяцкой независимости        и        др.
  Обращает на себя внимание снижение уровня рождаемости, рост малодетных и неполных семей. Сокращение рождаемости ведет к малочисленности семей. Ослабляется роль родителей в воспитании. Это происходит в силу трудовой занятости, перегруженности бытовыми проблемами, потери нравственных ориентиров, переоценки ценностей, а нередко неумения и нежелания заниматься с детьми,        особенно        отцов.
  За последнее десятилетие обострились проблемы социального сиротства, увеличилось количество детей, брошенных родителями или отобранных у них по закону. Растет число детей, убегающих из семей вследствие жестокого обращения с ними или отсутствия взаимопонимания. Все больше появляется малолетних бомжей, бродяг, попрошаек, растет и феминизируется подростковая и детская преступность.  На мой взгляд, это одна из основных причин роста наркомании среди детей.
   

«Дети - зеркало семейных отношений» 

 Следующую причину вижу в том, что многие семьи не могут строить нормальные отношения со своими детьми. Родители, как правило, всегда убеждены, что они правы («они прожили жизнь»,  «у них есть опыт общения» и т.д.). Детям остается либо смириться с доводами взрослых, либо «закрыться», или остаться при своем мнении.

  Семья очень сильно влияет на подростка, даже если хорошие отношения могут становиться в ряде случаев натянутыми. Конфликтов между подростками и их семьями значительно меньше, чем принято считать. Большинство конфликтов возникает по таким заурядным проблемам, как работа по дому, внешний вид и поведение за столом. Семьям важно понимать, что если они смогут сохранить коммуникацию и общие взгляды с детьми, то они успешно преодолеют трудности процесса воспитания.

        В течение взросления родители влияют не только на мнение   подростков, но и на поведение, хотя влияние матерей и отцов несколько различается. Отцы склонны поощрять интеллектуальное развитие ребенка и часто включаются в решение проблем и семейные дискуссии. Взаимодействие подростков и матерей гораздо сложнее. Они соприкасаются в таких областях, как домашние обязанности, учеба, дисциплина, досуг. Всё это может стать причиной большей конфликтности, однако создает и большую по сравнению с отцами эмоциональную близости. Большое влияние на подростков оказывают также стили родительского поведения, динамика семьи и семейные союзы. Хотя союзы между отдельными членами семьи естественны и безвредны, важно, чтобы родители выступали единым фронтом и соблюдали четкую границу между собой и детьми, в противном случае это может повлечь за собой проблемы и для тех, и для других. Поэтому так важно предъявлять единые требования в воспитании детей, быть союзниками.

       Хочу остановиться на семье как основном факторе, влияющем на становление личности.

В семье формируется личность не только ребенка, но и его родителей. Воспитание детей обогащает личность взрослого человека, усиливает его социальный опыт. В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают ребенку новые образцы поведения, с их помощью он познает окружающий мир, им он подражает во всех своих действиях. Эта тенденция все более усиливается благодаря позитивным эмоциональным связям ребенка с родителями и его стремлением быть похожим на мать и отца. Когда родители осознают эту закономерность и понимают, что от них во многом зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, т.к. постоянный контроль за своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.

К сожалению, семьи не всегда выполняют свои функции. В таких случаях возникает проблема асоциальной роли семьи. Не выполняют своих функций семьи, которые не в состоянии обеспечить своим членам безопасность, необходимые условия быта и взаимопомощь, если в семье неправильно преподнесены некоторые ценности. Кроме того, когда семья воспитывает эмоционально незрелых людей с ослабленным чувством опасности, с человеческими качествами, далекими от общественных норм, она наносит вред своему народу.

Роли родителей всеобъемлющи и многогранны. Родители несут ответственность за выбор ребенком жизненной позиции. Рождение ребенка и необходимость обеспечения ему условий для развития влекут за собой определенную реорганизацию домашней жизни. Но кроме заботы о детях, роли родителей распространяются и на формирование личности ребенка, мира его мыслей, чувств, стремлений, на воспитание его собственного “Я”. Гармоничное развитие личности ребенка связано не только с присутствием и активной деятельностью в семье каждого из родителей, но и согласованностью их воспитательных действий. Разногласия в воспитательных методах и межличностных отношениях родителей не дают ребенку понять и осмыслить, что хорошо, а что — плохо. Кроме того, когда согласие между родителями нарушается, когда самые близкие ребенку люди лица, являющиеся его опорой, находятся в ссоре, да к тому же он слышит, что это происходит по причинам, касающимся его, то он не может чувствовать себя уверенно и в безопасности. А отсюда и детская тревога, страхи и даже невротические симптомы. Для ребенка очень важны взаимоотношения между членами семьи. И особенно важно для него понимать, как взрослые относятся к нему.

С самого раннего возраста правильный процесс развития ребенка осуществляется в первую очередь благодаря заботам родителей. Маленький ребенок учится у своих родителей мыслить, говорить, понимать и контролировать свои реакции. Благодаря личностным образцам, каковыми являются для него родители, он учится тому, как относиться к другим членам семьи, родственникам, знакомым: кого любить, кого избегать, с кем более или менее считаться, кому выражать свою симпатию или антипатию, когда сдерживать свои реакции. Семья готовит ребенка к будущей самостоятельной жизни в обществе, передает ему духовные ценности, моральные нормы, образцы поведения, традиции, культуру своего общества. Направляющие, согласованные воспитательные методы родителей учат ребенка раскованности, в то же время он учится управлять своими действиями и поступками согласно нравственным нормам. У ребенка формируется мир ценностей. В этом многостороннем развитии родители своим поведением и собственным примером оказывают ребенку большую помощь. Однако некоторые родители могут затруднять, тормозить, даже нарушать поведение своих детей, способствуя проявлению у него патологических черт личности.

Ребенок, воспитывающийся в семье, где личностными образцами для него являются родители, получает подготовку к последующим социальным ролям: женщины или мужчины, жены или мужа, матери или отца. Кроме того, довольно сильным является социальное давление. Детей обычно хвалят за поведение, соответствующее их полу, и порицают за действия, присущие противоположному полу. Правильное половое воспитание ребенка, формирование чувства принадлежности к своему полу составляют одну из основ дальнейшего развития их личности.

В результате разумного применения поощрений развитие поощрений развитие человека как личности можно ускорить, сделать более успешным, чем используя наказания и запреты. Если все же возникает нужда в наказании, то для усиления воспитательного эффекта наказания по возможности должны следовать непосредственно за заслуживающим его проступком. Наказание более эффективно в том случае, если проступок, за который ребенок наказан, доступно ему объяснен. Очень суровое может вызвать у ребенка страх или озлобить его. Любое физическое воздействие формирует у ребенка убеждение, что он тоже сможет действовать силой, когда его что-то не устроит.

Поведение ребенка во многом зависит от воспитания в семье. Дошкольники, например, часто видят себя глазами взрослых. Т.о., положительное или отрицательное к нему отношение со стороны взрослых формирует его самооценку. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семьях, где родители часто ругают ребенка или ставят перед ним завышенные задачи. Кроме того, ребенок, видящий, что родители не ладят, часто обвиняет в этом себя, и в результате самооценка опять-таки занижается. Такой ребенок чувствует, что не соответствует желаниям родителей. Существует и другая крайность — завышенная самооценка. Обычно это происходит в семьях, где ребенка поощряют по мелочам, а система наказаний очень мягкая.

Само собой, что дети с неадекватной самооценкой впоследствии создают проблемы и себе, и своим близким. Поэтому с самого начала родители должны стараться формировать у своего ребенка адекватную самооценку. Здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при ребенке, редко дарятся подарки за поступки, не используются крайне жесткие наказания.

Кроме самооценки родители задают и уровень притязаний ребенка — то, на что он претендует в своей деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех, и в случае неудачи могут получить тяжелую психическую травму. Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем, ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с неудачами, но при этом часто многого добиваются.

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и приемов воспитания, и учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных отношений, являющиеся предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, “невмешательство” и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении родителями инициативы и чувства собственного достоинства у детей. Разумеется, родители могут и должны предъявлять требования своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда и откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним происходит ломка многих качеств личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и свои возможности, все это — гарантия неудачного формирования личности.

Опека в семье — система отношений, при которой родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к реальности за порогом родного дома. Такая чрезмерная забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, называется гиперопекой. Она приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении. Существует также противоположное понятие — гипоопека, подразумевающее под собой сочетание безразличного отношения родительского отношения с полным отсутствием контроля. Дети могут делать все, что им вздумается. В результате, повзрослев, они становятся эгоистичными, циничными людьми, которые не в состоянии никого уважать, сами не заслуживают уважения, но при этом по-прежнему требуют выполнения всех своих прихотей, одной из которых могут стать наркотики.

Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой “невмешательства”. При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей, что порождает проблемы в семье.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития — коллективом.

Многие родители с замиранием сердца ждут так называемого переходного возраста у своих детей. У кого-то этот переход от детства к взрослению происходит совершенно незаметно, для кого-то становится настоящей катастрофой. Еще недавно послушный и спокойный ребенок вдруг становится “колючим”, раздраженным, он то и дело вступает в конфликт с окружающими. Это нередко вызывает непродуманную отрицательную реакцию родителей, учителей. Их ошибка состоит в том, что они пытаются подчинить подростка своей воле, а это только ожесточает, отталкивает его от взрослых и, что самое страшное, — ломает растущего человека, делая его неискренним приспособленцем или по-прежнему послушным вплоть до потери своего “Я”. Подростковая самостоятельность выражается в основном в стремлении к эмансипации от взрослых, освобождению от их опеки, контроля. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними. То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период и после него, зависит, главным образом, от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться — принять чувство взрослости своего ребенка. Существует 3 стиля родительского поведения — авторитарный, демократический и попустительский.

При авторитарном стиле желание родителя — закон для ребенка. Такие родители подавляют своих детей. Они требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают нужным объяснять ему причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни подростка, причем делают это не всегда корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, их общение с родителями нарушается. Часть подростков идет на конфликт, но чаще дети, растущие в подобной семье, приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.

Демократичный стиль семейных отношений является самым оптимальным для воспитания. Демократичные родители ценят в поведении подростка и самостоятельность, и дисциплину. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях его жизни; не ущемляя прав, одновременно требуют выполнения обязанностей; они уважают его мнение и советуются с ним. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе обычно не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких обстоятельствах происходит без особых переживаний и конфликтов.

При попустительском стиле родители почти не обращают внимания на своих детей, ни в чем их не ограничивают, ничего не запрещают. Подростки из таких семей часто попадают под плохое влияние, могут поднять руку на своих родителей, у них почти нет ценностей.

Как бы гладко ни проходил подростковый период, конфликтов не избежать. Конфликты чаще всего возникают при отношении родителей к подростку как к маленькому ребенку, а также любая мелочь — от манеры подростка одеваться до вопроса о часе, до которого ему позволительно находиться вне дома. Для того, чтобы найти общий язык с подростком, нужно постараться воспринимать его как равноправного партнера, который просто пока обладает меньшим жизненный опытом, интересоваться его проблемами, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать ему. В таком случае подросток обязательно отплатит своим родителям вниманием и заботой со своей стороны.

Факторы приобщения к наркотикам

Проанализировав типы семейных отношений, стили родительского поведения, а так же роль семьи в формировании личности ребенка, возвращаюсь к роли семьи в проблеме наркомании среди подростков. Попытаюсь выделить факторы приобщения к наркомании.

Существуют представления, что интерес к наркотикам и их употреблению находится в прямой зависимости от правильного или неправильного воспитания в семье. Психологи и наркологи, однако, считают такое утверждение «бытовым». Наркоманами становятся люди, получившие самое разное воспитание. Нет никаких директивных методов, с помощью которых можно было бы застраховать ребенка от наркомании. Но выделяют два фактора, которые могут оказать влияние на развитие склонности к наркомании: неблагополучный эмоциональный климат в семье в результате нарушения внутрисемейных отношений и личный пример родителей, злоупотребляющих, к примеру, алкоголем.

С психолого-педагогической  же точки зрения все факторы наркомании разделяются на факторы среды (объективные) - социально-психологические и факторы личности подростка (субъективные) - психологические. Соответственно в вопросах профилактики наркотической зависимости выделяются также два основных направления: работа с семьей и индивидуальная работа с подростками.

Второе, на мой взгляд, надежнее, но труднее.

Итак, к моменту, когда ребенку исполняется 10 лет, на физическое развитие расходуется меньшая часть его энергии. В эти годы дети охотно учатся и стремятся развивать свои умственные способности и индивидуальность. Они уже имеют представление о том, для чего необходимо образование, и умеют учиться. Если их не слишком много ругают и у них не накопилось слишком большого количества плохих отметок, им по-прежнему нравится школа и нравится учиться. Работа с учащимися этого возраста может быть захватывающей, приносящей удовлетворение и интересной.

В эти годы дети начинают яснее осознавать неблагополучность обстановки в семье. Они начинают страдать от чувства собственной неполноценности; они проявляют признаки недостаточно добросовестного отношения к учебе, и у них может развиться убежденность в том, что школа не для них. Это убеждение возникает после чрезмерно большого количества неудач и плохих оценок.

В это же время дети начинают принимать осознанные решения, касающиеся их жизни, включая решение о том, продолжать ли свое образование. Кое-кто начинает подумывать о том, чтобы бросить учебу, выбрав вместо этого путь, который, по их мнению, потребует меньших усилий и быстрее принесет конкретные плоды. Этот период является для них временем принятия решений относительно будущего. Родители должны осознавать, что дети в этом возрасте чрезвычайно ранимы. Трудные подростки легко поддаются соблазну начать торговать наркотиками, а также употреблять их, что приносит удовлетворение, заключающееся в "быстром решении" проблемы заработка, в обретении определенного веса среди сверстников или временного отрешения от жизненных проблем. Им также легко доступен алкоголь, который в начале обеспечивает им удовольствие и уход от всех проблем.

Существуют, конечно, и другие особенности, характерные для детей этого возраста. Например, стремление к независимости. Хотя большинство детей все еще привязано к своим семьям, они все больше начинают стремиться принимать решения самостоятельно и проводить больше времени со своими друзьями и меньше в кругу семьи.

В этом возрасте дети стремятся развивать отношения со своими ровесниками, действовать независимо от родителей и быть принятыми среди сверстников. Ребята начинают одинаково одеваться, сбиваться в группки, придумывать свои шутки и собственный жаргон. Дети не отчуждаются от своих семей, но все в большей степени обращаются к родителям, главным образом, когда нуждаются в защите, например, во время кризисных ситуаций, или в материальной поддержке, например, в деньгах. Родителям очень важно сохранять доверительность в общении с детьми. Если дети не могут позволить себе быть откровенными в общении со своими родителями в этом возрасте, то эта проблема лишь усугубится в подростковом возрасте, а недостаточно хорошие отношения с родителями в юности делают молодежь неустойчивой к влиянию со стороны тех сверстников, для которых употребление алкоголя и наркотиков является нормой поведения.

Как отмечают специалисты, что первое «знакомство» с наркотикам происходит среди учащихся 6-7 классов. Другими  словами - это дети 10-12 лет. Они любят открывать и познавать мир вещей, будь то во время прогулки на природе или при чтении книги. Учебные занятия и материалы должны поощрять стремление к поиску. Они любят изучать особенности функционирования человеческого организма, влияние того или иного наркотика. Они начинают разбираться во все более сложных вопросах и не довольствуются упрощенными ответами.

На этом этапе своего развития дети знают, что существует много источников информации, часть из которых полны противоречий. Им нужно помочь научиться выбирать, чему можно верить, а чему нет, и как поступать, когда трудно определить однозначно, что есть добро, а что - зло.

Дети такого возраста любят что-нибудь коллекционировать. Эта страсть к коллекционированию часто развивается в неожиданном направлении, вместо кукол и моделей машин они начинают собирать пробки от бутылок, пачки от сигарет, банки из-под пива, вкладыши жевательных резинок с изображением обнаженных женщин и другие предметы. Несмотря на разнообразие детских коллекций, в них часто совершенно прозрачно просматривается определенная направленность, на которую взрослым необходимо обращать внимание. Например, коллекционирование определенного вида бутылок или крышек от бутылок может подтолкнуть к знакомству с алкоголем. Родители должны знать, что коллекционируют их дети, и помочь им отделить правду от вымысла, определить, заслуживает ли доверия та или иная идея.

У взрослых порой формируется ложное представление об уровне зрелости детей в этом возрасте, так как многие из них выглядят независимыми, одеваются как более старшие молодые люди, они могут легко рассуждать на взрослые темы и использовать соответствующий лексикон. На самом деле, эти дети все еще пугаются при просмотре фильмов ужасов, все еще нуждаются в продолжительном сне, чтобы справиться с нагрузкой школьного дня. Они по-прежнему нуждаются в ласке и тянутся к ней, им необходима уверенность в том, что взрослый человек, пользующийся их доверием, будет рядом, чтобы защитить их даже, если никакая опасность им не угрожает. Им иногда все еще необходимо подержать за руку кого-нибудь, кому они доверяют.

В этот период жизни дети все чаще сталкиваются с алкоголем и наркотиками и нуждаются в информации о них. В обществе прочно укоренилась мысль, что употребление алкоголя является приемлемым, поэтому учащимся нужны знания, чтобы начать осознавать опасность, которую представляет употребление алкоголя и противопоставить ее тем положительным упоминаниям об алкоголе, которые они постоянно слышат.

Пути решения проблемы наркомании среди детей.

Семья должна стать главным  фактором в борьбе с распространением наркотиков среди подростков. Есть необходимость проведения совместной антинаркотической профилактики со всеми заинтересованными организациями, повышения педагогических знаний родителей. Усиление сотрудничества семьи со специалистами в различных областях социализации может помочь ей преодолеть свой страх и неумение общаться с подростками, наладить взаимодействие между поколениями, понять и вовремя исправить свои ошибочные стратегии антинаркотической профилактики. Таким образом, обычная «нормальная» семья нуждается в укреплении внутрисемейных отношений, которые являются необходимым условием для выполнения ею своих задач по подготовки ребенка к интеграции во взрослое общество.

Для вовлечения родителей в профилактику злоупотребления наркотиками прежде всего необходима разработка на государственном и местном уровне программ информационно-разъяснительной работы среди родителей. Такое информирование потребует объединения усилий различных государственных структур, органов местного самоуправления, различных общественных организаций, научных учреждений, СМИ, церкви, учебных заведений.

  1. Необходимо разработать действующие механизмы информирования и повышения уровня педагогических и психологических знаний родителей.
  2. При комитетах по делам семьи и молодёжи должна быть организована консультативная помощь родителям по вопросам воспитания детей и профилактики наркозависимости.
  3. Необходимо организовать широкое информирование родителей:
  • об опасности употребления любых видов наркотиков;
  • о необходимости обсуждения данной проблемы с детьми;
  • о том, в каком возрасте, каким образом проводить эти беседы и какие темы необходимо обсуждать;
  • о современных наркотиках (с учётом региональной специфики), их действии на организм и о том, как они выглядят;
  • о симптомах употребления наркотиков;
  • о недопустимости пробы наркотика;
  • об опасности общения с людьми, употребляющими наркотики.
  1. Разработать и напечатать большим тиражом информационные материалы для родителей, которые должны бесплатно раздаваться через школы и родительские комитеты.
  2. Использовать потенциал школ в проведении информационно-разъяснительной работы среди родителей. Подготовить учителей к проведению индивидуальных и групповых собеседований с родителями, нуждающимися в консультировании.
  3. Информировать родителей через СМИ, используя разные формы подачи материала: образовательные программы и фильмы, круглые столы, телевизионные форумы, социальную рекламу.
  4. Очень важно организовать активность самих родителей на уровне школы, микрорайона в виде становления и поддержки таких общественных движений как «Родители против наркотиков».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Семья имеет большой потенциал в предотвращении приобщения ребёнка к наркотикам. Правильное воспитание должно формировать ответственную самостоятельную заинтересованную личность со сложившимися ценностями-целями, жизненными планами, здоровыми способами получения удовольствия, собственным опытом побед и уважением к себе. Родители должны поддерживать доверительные отношения с ребёнком, но в то же время постоянно контролировать его поведение, избегая при этом чрезмерной опеки. Необходимо знать окружение подростка и уметь вовремя распознать у приятелей признаки употребления наркотиков. Кроме того, родители должны обсуждать с ребёнком проблемы наркомании, рассказывать о видах наркотиков и их воздействии на организм; о решающей роли первой пробы наркотика на пути к наркозависимости; об опасности общения с людьми, употребляющими наркотики; о том, где, кто и как может предложить наркотики; о том, как отказаться от предложений «присоединиться». Такие беседы должны проводиться постоянно, так как чувство опасности может со временем притупляться, в особенности, если подросток общается со сверстниками, употребляющими наркотики. При правильном воспитании ребёнка, при его полной информированности об опасности приобщения к наркотикам, родительский контроль подкрепляется, а со временем полностью замещается, самоконтролем человека, ценящего здоровый образ жизни.

Несмотря на общепринятое мнение о непонимании между людьми разных поколений, родители всегда являются для своих детей важным источником информации, заслуживающей доверие. В то же время исследования показывают, что родители уделяют крайне мало внимания беседам о наркотиках с детьми. Люди старшего поколения в свои молодые годы мало сталкивались с проблемой наркомании, поэтому ошибочно считают эту проблему несущественной. Среди родителей распространена иллюзия, что эта проблема существует где-то далеко, и она не коснется их семьи.

Кроме того, в настоящее время большинство родителей малознакомы с проблемой наркомании, вследствие чего они не умеют грамотно и убедительно вести профилактическую работу со своими детьми.

Семья не только дарит человеку жизнь. В семье человек получает свой первый социальный опыт, делает первые шаги, говорит первые слова. На становление личности человека влияют не только мать и отец, но и другие члены семьи. Очень важно, чтобы маленький человечек воспитывался в доброжелательной атмосфере, чтобы в процессе воспитания у родителей не было разногласий по поводу методов его воспитания, чтобы ребенок не был свидетелем конфликтов. В противном случае он может вырасти в асоциальную личность, наносящую вред не только окружающим, но и себе.

Список использованной литературы:

  1. Райнпрехт Х. Воспитание без огорчений, М., изд. Семья и школа, 2000,

       254 с.

  1. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста, СПб, изд. Питер, 1999, 847 с.
  2. Семья и формирование личности/ред. Бодалев А. А., М., изд. Просвещение, 1989, 206 с.
  3. Субботский Е. В. Ребенок открывает мир, М., изд. Просвещение, 1991,

       198 с.

  1. Титаренко В. Я. Семья и формирование личности, М., изд. Мысль, 1987,       351 с.
  2. Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения, СПб, изд. Прайм-Еврознак, 2002, 865 с.
  3. Крайг Г. Психология развития, СПб, изд. Питер, 2000, 992 с.
  4. Семья и формирование личности/ред. Бодалев А. А., М., изд. Просвещение, 1989, 206 с.
  5. Пути и методы предупреждения подростковой и юношеской наркомании. Под редакцией С.В. Берёзина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой. Самара: Изд – во «Самарский университет», 1999г.
  6. ШАГ ЗА ШАГОМ от наркотиков книга для родителей Авторский коллектив: Речнов Д.Д., Латышев Г.В., Яцышин С.М., Килишина А.Н., Бережная М.А., Семенцов В.В. С.-Петербург, 2002 год.
  7. Буянов М.И. Размышления о наркомании. – М., 1990.
  8. Воспитательные потенциал семьи и социализация детей // Педагогика. 1999. №4. С. 27 – 39
  9. Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. – М., 1999.
  10. Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи. – М., 2002
  11. Спиваковская А.С. Детско – родительские отношения. – СПб., 2005.
  12. Петракова Т.И. Руководство по профилактике наркомании среди детей и подростков. – М., 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

агитбригада против наркотиков

мероприятие о здоровом образе жизни...

Классный час "Жизнь против наркотиков"

Данный материал расчитан на учащихся 10 классов....

Сценарий выступления агитбригады «Кубань Олимпийская - против наркотиков!»

Сценарий выступления агитбригады  «Кубань Олимпийская - против наркотиков!»...

Спорт против наркотиков и СПИДа,-буклет

буклет разработ для классных руководителей в помощь при проведении тематических класных часов, как раздаточный материал...

Молодежь против наркотиков

Акция "Молодежь против наркотиков" пердназначена для старшеклассников....

Презентация баннера "Спорт против наркотиков"

Баннер «Спорт против наркотиков» разработан с целью популяризации спорта, привлечения детей к занятиям шахматами и спортивным туризмом, а так же носит информационный характер....

Тренинг для родителей "Мы против наркотиков - мы выбираем жизнь!"

Данные тренинг предназначен для родителей,  с целью  расширения знаний у родителей о вреде употребления ПАВ; определения пути эффективного взаимодействия родителей с детьми для профилак...