Тренинг для родителей "Мы против наркотиков - мы выбираем жизнь!"
план-конспект по психологии

Данные тренинг предназначен для родителей,  с целью  расширения знаний у родителей о вреде употребления ПАВ; определения пути эффективного взаимодействия родителей с детьми для профилактики наркозависимого поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_dlya_roditeley.docx48.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Макарово»

Тренинг для родителей

«Мы против наркотиков - мы за жизнь!»

Автор:

Кувайшина Е.М.,

педагог-психолог

C:\Users\User\Desktop\картинки по здоровью\

с. Макарово, 2022 г.

Актуальность

По мере изменения социально-экономической ситуации в нашей стране, расширения зарубежных контактов все более масштабные и тревожные очертания приобретают проблемы, касающиеся подростков. Среди них наркомания.

Сегодня зависимость представляет собой основную часть всех поведенческих и личностных расстройств и является основным фактором, разрушающим физическое и психическое здоровье нации. К тому же зависимость, особенно наркомания и алкоголизм, лежит в основе проявления асоциального и преступного поведения, вандализма и терроризма среди всех возрастных групп населения, особенно среди молодежи. Наркомания - это тяжелое заболевание, характеризующееся физической и психической зависимостью от наркотика. Беда может прийти в любую семью. Заболевают подростки со сверхзаботой со стороны родителей и в семьях, имеющих материальные и психологические проблемы. Именно поэтому важно в профилактической работе акцент сделать на работу с семьей ребенка.

Данные тренинг предназначен для родителей, с целью расширения знаний у родителей о вреде употребления ПАВ; определения пути эффективного взаимодействия родителей с детьми для профилактики наркозависимого поведения.

Задачи:

  1. Информировать родителей о положении дел, связанных с употреблением ПАВ в Киренском районе.
  2. Рассмотреть с родителями причины употребления ПАВ детьми и подростками и возможные последствия.
  3. Акцентировать внимание родителей на создание и развитие благоприятных условий для роста и развития детей в семье.
  4. Провести диагностику с родителями определения подростковой наркомании.
  5. Дать родителям адреса помощи.

Подготовительная работа: по классам было дано задание, приготовить презентацию, направленную на профилактику употребления ПАВ.

Ход тренинга

- Нашу встречу я начну с очень оптимистического стихотворения, которое своим содержанием направит наше сознание на жизнь без вредных привычек, без претензий к окружающим людям и всему человечеству в целом.

Так хочется, чтоб были все счастливыми!
Чтоб колокольчиком звенел веселый смех!
Давайте станем каплю терпеливее!
Давайте станем чуточку добрей!
Давайте жить в спокойствии, согласии!
Пусть свет земли нам освещает путь!
Трудиться будем творчески и радостно, но так,
Чтобы здоровый образ жизни сохранять!!!

Настрой на тренинг. Ритуал приветствия.

#1047;накомство. Упражнение «Меня зовут…»

Группа располагается кругом. Первый из участников называет свое имя и еще что-нибудь связанное с именем. (Пример: меня зовут Наташей, но друзья меня обычно называют Ташей).

#1059;пражнение «Мой сосед».

Группа разбивается на пары. Поочередно участники должны рассказать своему соседу что-нибудь о себе (по 2 минуты каждый). После этого собирается группа вместе, и каждый участник коротко представляет своего собеседника, рассказывая то, что запомнил. При этом главное подметить индивидуальность партнера.

Вспомогательные вопросы:

- мои увлечения;

- твои ценности;

- главные люди в твоей жизни;

-наличие врагов;

-за чем и для кого живешь.

#1054;жидание участников (10минут)

Участникам предлагается поразмышлять о том. Какую информацию и практические навыки они хотели бы получить на трениге, и какие ожидания они связывают со своим участием в нем. Задаются, следующие вопросы:

- Что бы вы хотели получить от тренинга?

-Что вам может помочь в этом?

- Что вам может помешать?

-Чего ожидаете от ведущего?

Участники по очереди высказывают свои ожидания. После того, как все поделятся своими соображениями. Ведущий делает обобщение и рассказывает о целях и задачах встречи.

#1048;гра «Дерево» (10минут)

«Представьте, что пространство на полу - большое дерево, которое определяется уровнем ваших знаний о наркомании. Если вы встанете на кроне, значит, вы уверены в том, что знаете об этой проблеме практически все и вам не нужна дополнительная информация. Если разместились на стволе – значит, вы достаточно информированы, но вам еще многое нужно и хочется узнать. Если же вы выбрали место на корнях, то вы считаете, то, что вы знаете о наркомании - это маленькая часть всей информации, которая, возможно, не совсем достоверна»

После того как каждый участник выбрал место на «дереве», ведущий выборочно просит несколько человек обосновать свой выбор.

5. Ситуация и ее анализ.

- Предлагаю прослушать монолог матери наркомана.

«Я отупела от вечного страха, безысходности, нескончаемого горя и боли. Вот уже 1,5 года я ложусь с одной мыслью: «Господи, дай мне смерть», - а, просыпаясь, думаю: «Зачем, зачем эта жизнь – горе, боль, слезы?».Мой сын – наркоман, ему 18 лет, больше двух лет он «колется». Через две недели после того, как я узнала об этом, положила его в больницу, у меня даже мысли не возникло, что я ничего не смогу сделать, потеряю единственного сына. Не описать того ада, что я с ним прошла, а сегодня он в тюрьме. Он у меня единственный сын, но мне легче было бы похоронить его один раз. Не спешите меня осуждать, понять меня может только тот, кто был в таком положении. Где я могу взять 5 тыс. рублей и выше, чтобы пройти курс лечения.

Анализ ситуации:

Что вы хотите сказать? Что вы чувствуете, думаете по поводу услышанного?

Обратите внимание на тяжесть последствий не только для подростков, но и для близких. Последствия не только для здоровья, но и мешают жизни.

Информационная справка о положении дел, связанных с употреблением ПАВ в Киренском районе.

6. Работа в группах «Причины употребления»

Предлагается работа в малых группах по 5 – 7 человек. Выдаются листы ватмана, на которых члены группы прописывают возможные причины, побуждающие к употреблению ПАВ. Наработки вывешиваются на доску и анализируются ведущим. Итогом работы является попытка классифицировать причины. Например, социальные, психологические, биологические, внешние, внутренние и т.д.

При всем разнообразии причин – общей является проблемы, трудности связанные с ситуациями, с которыми ребенок не справляется. Проблемы в значимых для ребенка сферах: в общении со сверстниками, с родителями, с учителями.

7. Вопросы для групп

1. Является ли алкоголь стимулирующим средством, придающим силы?

( Нет, алкоголь- депрессант, угнетает центральную нервную систему, затормаживает нормальные реакции организма).

#1052;огут ли люди, которые принимают наркотики, рассчитывать на долгую и счастливую жизнь? (Нет, наркозависимый живет не более 3-5 лет с начала употребления героина).

#1042;лияет ли на здоровье новорожденного ребенка, если беременная женщина пьет или употребляет наркотики? ( Да, алкоголь не переваривается в желудке, а поступает прямо в кровь, откуда проникает через плаценту в кровь).

#1055;одвержены ли большому риску дети, которые начинают употреблять алкоголь в подростковом возрасте? (Да, исследования показывают, что если человек начинает употреблять алкоголь до 15 лет, то он подвергается в 2 раза большему риску начать употребление наркотиков, чем те, кто попробовал алкоголь, будучи взрослым).

#1052;ожно ли выпить спиртное и согреться?

( Нет, употребление рюмки алкоголя вызывает расширение кровеносных сосудов поверхности кожи, хотя это и создает ощущение тепла, организм на самом деле быстро теряет тепло, тем самым, вызывая переохлаждение тела).

8. Упражнение «Плакат»

Каждой группе предлагается придумать и нарисовать плакат

антинаркотического содержания. При этом необходимо соблюдать следующие требования: не изображать атрибуты, имеющие отношение к употреблению наркотических средств (иглы, шприцы, таблетки и т.д.).

Далее группа должна защитить свой проект перед другой группой.

9. Игра «Горячий мяч»

Сейчас у вас есть время 5 минут для того, чтобы обсудить, кто, что может

защитить подростка от употребления наркотиков, а также, каким образом он

сам может уберечь себя. Может быть, это определенные качества его

личности, а может быть, некие обстоятельства его жизни». Если есть

вопросы, ведущий отвечает на них. Далее каждая группа получает по мячу.

Ведущий говорит: «Знаете, что такое «горячий мяч»? Его нельзя долго

держать в руках, так как можно обжечься. Сейчас вы будете перекидывать

друг другу мяч как можно быстрее. Получая мяч, вы должны быстро назвать

одну из причин, защищающих подростка от наркомании, а затем так же

быстро перекинуть его любому игроку. Ваша задача сохранить как можно

больше участников группы.

10. Работа с таблицей.

Каждая группа получает заготовку таблицы: Какие условия способствуют оптимальному росту и развитию детей в семье?

Условия (факторы), способствующие развитию личности

Как родители могут создать эти благоприятные условия.

Наработки групп вывешиваются на доску, зачитываются и обсуждаются.

  1. Обыгрывание ситуации.

Ситуация: дочь приходит домой поздно. Мать узнает, что у ее ребенка появился подозрительный, по ее мнению, друг. Дочь проводит с ним много времени и замечена в прогуливании школьных занятий.

Каковы действия членов семьи (мамы, папы) при серьезном разговоре с дочерью?

Дается возможность обыграть тактику построения разговора, поведения родителей (2 раза).

Обсуждение:

  • Все ли в этой семье созданы условия для благоприятного развития личности?
  • Как бы вы поступили в сложившейся ситуации?
  • Что понравилось в действиях, что бы вы сделали по-другому?

! Обратите внимание на необходимость сохранения доверительных отношений, контакта с ребенком, как важный фактор противодействия злоупотреблению ПАВ.

  1. «Скульптура»

Придумать скульптуру под названием “Мы против наркотиков - мы за жизнь!”. На задание отводится 7 минут.

#1059;пражнение «Радости жизни»

Одной из причин попадания в наркотическую зависимость является эмоциональный дискомфорт и желание изменить свое настроение.

Все участники группы по очереди называют то, что может улучшить настроение, доставить удовольствие, спасти от скуки, развеселить. Каждый раз, называя какой - то способ достижения состояния психологического комфорта, нужно делать один шаг внутрь круга. Постепенно круг сужается, участники стоят, прижавшись, друг к другу. Создается ощущение единства, сплоченности.

Ведущий говорит, что еще один способ достижения комфорта, получения удовольствия от жизни - чувство «Мы вместе», чувства единения с другими людьми.

  1. Завершение

Обсуждение «Сбылись ли мои ожидания?» (Каждый участник говорит о том, оправдались ли его ожидания, что нового он приобрел на тренинге).

Обсуждается и общий ход тренинга:

-Что понравилось больше всего?

-Что не понравилось?

-О чем бы еще хотели узнать?

-Пригодятся ли вам в жизни навыки, которые приобрели здесь? Как их будите применять в дальнейшем?

-Как вы думаете, нужны ли подобные тренинги для родителей?

15. Раздача профилактической печатной продукции.

16. Работа по заполнению анкеты «Анкета для определения подростковой наркомании». Каждый заполняет анкету индивидуально.

Использованная литература

  1. Профилактика наркозависимости среди детей и подростков: Методическое пособие. Авторы состовители: Водовозов М.Ю. Губина К.В., Прокопенко Г.В. Филиал ГУТО «Наркологический реабилитационный центр», 2003-30с.

  1. Методические рекомендации по организации профилактической работы с детьми и подростками в период летней оздоровительной кампании в рамках проекта «Лето - пора находок, а не потерь!» Авторский коллектив Андреева О.С., к.пс.н., доцент Тюм. ГУ. Старцева Н.Г., к пс., н., директор ГАУ ТО «ОЦПР». Мариинских Н.В., педагог-психолог высшей категории. Кардашова Г.П., зав. Отделением воспитательной работы комитета по образованию г.Тобольска., Тюмень 2009
  2. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. М., 1998.
  3. Хасан Б.И. и др. образование в области профилактики наркозависимости и других аддикций. Организационно-методическое пособие. – М.: 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Жизнь против наркотиков"

Данный материал расчитан на учащихся 10 классов....

"Я выбираю жизнь!" (о вреде наркотиков)

Цель: Способствовать формированию знаний о вреде наркомании,росту самосознания и самооценки подростков....

Агитбригада (против наркотиков): «Даётся, жизнь один лишь раз!»

- Даётся жизнь один лишь раз! И наш ты выслушай наказ:- Прекрасна жизнь, вкушай её. И жизнь игра – сыграй в неё!- Богатство жизнь, её беречь, лелеять надо!- Горьких встреч, быть может ты не избежишь,-...

СЦЕНАРИЙ внеклассного спортивного мероприятия, посвященного здоровому образу жизни «Спорт против наркотиков».

Цель: Сформировать у детей и подростков ценностную установку на здоровый образ жизни за счет расширения у них личного опыта соблюдения норм физической культуры, успешной самореализации в спорте, эмоци...

«Мы против наркотиков! Мы выбираем жизнь!».

Человек в состоянии наркотического опьянения перестает испытывать душевную и физическую боль, появляется ощущение легкости, комфорта. Ощущение легкости приводит к потере над собой и утрате чувства реа...

Мастер-класс по проведению тренинга по профилактике употребления психоактивных веществ среди подростков «Мы против наркотиков»

Мастер-класс был проведён на базе муниципального бюджетного учреждения ддополнительного образования "Центр дополнительного образования детей" города Тамбова в октябре 2019 года для социальны...

Методическая разработка классного часа «Мы за здоровый образ жизни". Номинация «Мы против наркотиков!»

В наше время проблема наркомании приобрела характер социального бедствия. Детская и подростковая наркомания это вич нашего времени, современная «мода на наркотики» с каждым годом делает за...