Консультация для родителей
консультация (5 класс) на тему

Ваулина Татьяна Ивановна

Как помочь агрессивному ребёнку, даны рекомендации для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задачи консультации:       

  1. Образовательные:   показать   родителям   значимость   решения  проблемы детской агрессивности, познакомить с наиболее типичными причинами агрессивного поведения детей, её влияние на поведение ребёнка,  с  приемами по коррекции детской агрессивности.
  2. Воспитательные: помочь выработке правильного стиля семейного воспитания,ведущие к снижению и погашению детской агрессии

Форма работы: консультация

Целевая аудитория: родители детей школьного возраста. 

Продолжительность консультации: 1ч. 

Методы: беседа, анкетирование, проблемные ситуации, «рожицы»

Оборудование и материалы: анкета, проблемные ситуации, памятка для родителей

Знакомство

- Здравствуйте, уважаемые родители! Я учитель начальных классов. Рада встрече с вами.

Нашу встречу мне бы хотелось посвятить разговору о проблеме детской агрессивности. И разговор этот не случаен. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров и компьютеров. Как много негативного в современном мире. И все это зачастую находит прямое отражение в детях. Несговорчивые, нетерпеливые, агрессивные, они становятся заложниками тех условий, в которых растут и развиваются.

    Какие причины способствуют развитию агрессивного поведения, как помочь этому ребёнку? Попробуем вместе найти ответы на эти вопросы. Для начала нашей работы предлагаю познакомиться хотелось бы услышать,что ждёте от нашей встречи. Меня зовут….рада нашей встрече, надеюсь общение будет взаимно приятным, вы поделитесь своим опытом.  У кого в руках шариках тот и говорит.  (правило круга)

Как вы думаете, что такое агрессивность??

СЛАЙД

Агрессивность – это поведение, которое причиняет вред предмету, человеку или группе людей.

В психологии выделяют два вида агрессии.

  1. физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица или объекта

Прямая физическая агрессия.Представляет собой непосредственное нападение на другого и нанесение ему физической боли и унижения. Она может принимать символическую и реальную форму:

 - символическая агрессия подразумевает угрозы и запугивание,

-прямая агрессия

-непосредственное физическое нападение (драка), которая у детей может включать укусы, царапанье, хватание за волосы, использование в качестве оружия палок и т.д.

Косвенная физическая агрессия.Направлена на нанесение  какого-либо материального ущерба другому через непосредственные физические действия. Это могут быть:

 - разрушение продуктов деятельности другого;

 - уничтожение или порча чужих вещей.

  1. вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг, так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань) ;

Почти все дети рано или поздно начинают говорить бранные слова, выкрикивать оскорбления, дразнить других или ругаться. Полная профилактика бранных слов невозможна по той простой причине, что дети живут не под стеклянным колпаком. А вот повлиять на них можно, предприняв следующее: СЛАЙД

  • Не ругайте ребенка и не угрожайте, что будете ругать, если он будет говорить бранные слова;
  • Постарайтесь сделать так, чтобы он был как можно более откровенен с вами;
  • Обескуражьте ребенка – когда он станет говорить бранные слова, отнеситесь к этому спокойно, мягко, добродушно;
  • Объясните ребенку кратко, и не наказывая его, что говорить бранные слова также неприлично, как не извиниться в нужный момент;
  • Если случится, что он обронит какое-нибудь бранное слово при посторонних, кратко извинитесь за него и сразу же смените тему разговора.

Причины для агрессивного поведения бывают как ……

Внешние причины агрессивности

Как вы считаете, почему семья может стать причиной агрессивного поведения?

  1. Семья, Дети при выборе модели поведения ориентируются не на то, что говорят их родители, а на то, что они думают, чувствуют, как себя ведут. Дети всегда копируют поведение родителей.

• Борьба за внимание

Если ребенок не ощущает со стороны родителей нежности, любви, ласки, то он мечтает, хоть каким-то способом привлечь к себе внимание. Кроме того, агрессивным поведением ребенок может проверять искренность родительской любви. Он хочет, чтобы его любили со всеми его недостатками. А нередко родительская любовь носит оценочный характер: «Ты хорошо себя вел, таким я тебя люблю» или «Ты сегодня подрался с Петей, я не люблю тебя».

• Обида на родителей

Будучи   не  в  силах  высказать  свою  обиду  на  родителей,  дети  начинают  вести  себя   агрессивно.  Причины   детской  агрессии  могут  быть  разными:  появление   младшего  ребенка  в  семье,  развод  родителей,  появление  отчима,  отлучение   ребенка   от  семьи   (положили  в  больницу,  отправили  к  бабушке),   невыполненное  обещание,  несправедливое  наказание…

Далее учитель предлагает послушать стихотворение Шварца «Взрослым».

                                                             Я в своей родной квартире,

                                      Как на службе строевой.

                                                            Командир на командире...

                                     Я один здесь рядовой!

Всем я должен подчиняться:

По приказу — одеваться,

По приказу — умываться,

Ровно заправлять кровать.

По команде есть садиться,

По заданию учиться,

По режиму спать ложиться,

По будильнику вставать!

Теперь вам ясно почему

 Начал огрызаться я?

Конец терпенью моему —

ДЕ-МО-БИ-ЛИ-ЗАЦИЯ!

Нужно понять, что самое главное в общении с ребенком, это уважительное отношение к его личности, положительное внимание к внутреннему миру. Постараться принять все недостатки ребенка, полюбить его таким, какой он есть! Нельзя внушать ребенку, что он плохой, это может снижать его самооценку, что негативно сказывается на взаимодействии с окружающим миром. Ваш ребёнок всегда хорош и только сегодня сделал что-то не правильно. Не обращайтесь к личности ребёнка, а обращайтесь к его поступку.  

Общение со сверстниками.Общение со сверстниками очень важно для подростка. «Если подросток попал под чье-то влияние, он будет транслировать идеи, которые раньше ему не были свойственны. Помимо необычных разговоров можно заметить подавленность, тревогу, изменение аппетита. Не паникуйте и не осуждайте, чтобы не оттолкнуть от себя ребенка. «Не надо сразу низвергать кумира. Разумнее усиливать собственное «я» вашего ребенка. Чаще интересуйтесь его мнением: «А тебе что нравится? А ты как думаешь?»

Ребенок может копировать персонажей фильмов, придуманных героев. Дети смотрят передачи,фильмы, предназначенные для взрослых – боевики, выпуски новостей, основные темы которых – шантаж, насилие, убийства, катастрофы, терроризм. Очень важно знать в какие игры играет ребёнок, какие мультфильмы смотрит ……..

Внутренние причины агрессивности СЛАЙД

•        Агрессивность – проявление внутреннего дискомфорта, неуверенности.

•        Неумение адекватно выражать отрицательные эмоции, контролировать себя.

•        Высокая тревожность, ощущение отверженности.

•        Неадекватная самооценка (чаще заниженная).

•        Стремление привлечь внимание взрослых.

Давайте с вами вспомним, когда  мы злимся на  своего ребёнка и кричим. Что мы при этом чувствуем? Когда человек чувствует своё бессилие, опускаются руки вы не знаете,  что делать вы начинаете громко  кричать  можете даже ударить. Значит агрессия в первую очередь защитная реакция организма. А ведь Р. зачастую не знает, как  правильно поступить в той тли иной ситуации отсюда агр… Вот как описывает известный детский психолог Н.Л.Кряжева поведение этих детей: «Агрессивный ребенок, используя любую возможность, стремится разозлить маму, учителя, сверстников; он не успокоится до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку».

А всегда ли мы можем понять эмоцион состоя своего р. Предл вам потренир

РОЖИЦЫ  как вы думаете какое чувство испытывает ребёнок 6штук

Чем старше становится ваш р, тем сложнее понять его  эмоц состояние.(скрывает, хитрит) Но вы все знаете своих детей их окружение я предлагаю составить словесный портрет

агрессивного ребенка  (слайд 7)Вам нужно подобрать слова

драчлив, груб, рассудительный, спокойный, вежливый, умеет настоять на своём, отстаивает своё мнение, упрямый, целеустремлённый,  хороший друг, подозрительны, настороженны

Однако, агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. «Как стать любимым и нужным» - неразрешимая проблема, стоящая перед ребенком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников.  Агрессивные дети часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность, они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.Не всегда. В агрессивности есть свои положительные, здоровые черты, которые необходимы для жизни.Это-настойчивость, упорство в достижении цели, стремление к победе, преодоление препятствий. Поэтому воспитательные мероприятия должны быть направлены не на полное исключение агрессивности из характера детей, а на ограничение и контроль ее отрицательных черт, и поощрение ее положительных проявлений.

ПРОБЛЕМНЫЕ ситуации

В жизни случаются разные ситуации,  мы не знаем, что чувствует ребёнок  и как нам на это реагировать.

Обида

Боль, обида пожалеть

Сожиление

Несправедливость почему

Когда вы не знаете что чувствует р спросите что

Потери и обида, какая игрушка

страх

Анкетирование родителей.

Теперь давайте попробуем определить уровень агрессивности у вашего ребенка. Сейчас необходимо обозначить подходят ли предложенные утверждения к вашему ребенку или нет. Если они подходят, то ответ «да», если нет – соответственно ответ «нет».

АНКЕТА для родителей «Насколько агрессивен ваш ребёнок? »

Критерии оценки агрессивности ребенка

1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.

2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.

3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить, дать сдачу обидчику.

4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.

5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.

6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.

7. Он не прочь подразнить животных.

8. Переспорить его трудно.

9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.

10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих

11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.

12. Часто не по возрасту ворчлив.

13. Отказывается выполнять правила.

14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.

15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.

16. Легко ссорится, вступает в драку.

17. Не понимает чувств и переживаний других детей.

18. Часто специально раздражает взрослых, спорит, ругается со взрослыми.

19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

20. Чрезмерно подвижен.

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.

ИТОГИ :

Высокая агрессивность — 15—20 баллов.

Средняя агрессивность — 7—14 баллов.   Низкая агрессивность — 1—6 баллов.

Рекомендации родителям по устранению и профилактики агрессивного поведения у детей:

- учат детей прямо заявлять о своих чувствах «…Чем больше гнева выплеснется в словах, тем меньше его останется, чтобы проявить потом через ложь, воровство, секс, наркотики и все другие образцы столь распространенного сегодня пассивно-агрессивного поведения» (Р. Кэмпбелл);

- выражать гнев в косвенной форме, с помощью игровых терапевтических приемов;

- перенос чувств на неопасные объекты (этому рекомендуется обучать в основном маленьких детей, которые не всегда могут оформить в слова свои мысли и тем более чувства). Здесь в арсенале взрослого должны иметься резиновые игрушки, каучуковые шарики, которые можно бросать в ванну, наполненную водой, подушки, поролоновые мячи, мишень с дротиком, «стаканчик для крика», кусок мягкого бревна, молоток и гвозди, спортивный инвентарь и т.д.

Все эти предметы нужны для того, чтобы ребенок не направлял гнев на людей, а переносил его на неодушевленные предметы, выплескивал его в игровой форме.

Например, в кар-ман одежды можно положить нарисованный от руки дорожный знак "Стоп". Как только агрессивного ребенка начнут одолевать незваные мысли и желания, он может достать из кармана картинку и мысленно или шепотом произнести: "Стоп". Для того чтобы данный прием начал работать, необходима многодневная тренировка

Р.  кэмпбелл:

Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает, а не излучает любовь. Если ему дать любовь, он возвращает ее. Если ничего не дать, ничего в ответ и не получишь.

Подходит к концу наша  встреча. Хочется, чтобы она оказалась для вас полезной, вызвала раздумья, желание построить взаимоотношения со своим ребёнком на доверии, любви.

 Мне бы хотелось предложить вам памятки, где указаны моменты, которые помогут вам исключить агрессию у вашего ребёнка.

Рефлексия

          1. Обмен мнениями родителей об услышанном в ходе собрания

2. – А теперь закончите фразы (слайд 21):

Теперь я знаю…

В общении с ребенком я буду…

Мне больше всего запомнилось…

Я нашел ответ на…

Чтобы в вашей семье все было гармонично и счастье воцарилось там навеки, предлагаю приготовить его по рецепту:

- берем большую горсть взаимопонимания,

- всыпаем туда ложку взаимного уважения,

- приправляем все это большой порцией любви,

- посыпаем сверху совместными интересами и общением друг с другом,

- по вкусу добавляем гармонию,

- приправляем все это плодами нашей любви – детьми, И ВОТ ОН ГОТОВЫЙ РЕЦЕПТ СЕМЕЙНОГО ГАРМОНИЧНОГО СЧАСТЬЯ

Советы мамам и папам

1. Подумайте о причинах

Когда у подростка сложная ситуация, ссора с подругой или другом, он может «нападать» на близких или сверстников.

А тот, кто попал в среду, где агрессия — это норма, и сам пытается не стать белой вороной.

Елена Сергиенко, завлабораторией Института психологии РАН, доктор психологических наук, профессор: «Внешне подростки могут одинаково сильно реагировать и на пустяки, и на серьезные ситуации. Не оценивайте причины. Не говорите „какая ерунда“, если дело в рваной сумке. Вместе ищите выход: „давай поставим стильные заплаты или купим новую“. Реагируйте серьезно на все, тогда у подростка сформируется уверенность, что родителям можно рассказать и о более сложной ситуации».

Ирина Галахина: «Важно, чтобы у подростка была возможность хотя бы обозначить проблему, чувствуя, что с ним обойдутся деликатно, а не возмутятся: «этого и следовало ожидать!» или «о чем ты думал раньше?»

2. Как справиться с родительским раздражением

Иногда решительного заявления «я очень сердит на тебя!» бывает достаточно, чтобы снять напряжение.

А порой пригодится совет мудрых бабушек: «главное — сразу не орать». И действительно, если сразу сдержаться (как угодно: сжимать и разжимать пальцы, считать до десяти), проще не ответить агрессией на агрессию подростка. Но и хамство пропускать не стоит: «мне обидно, когда на меня кричат». Откажитесь продолжать разговор в таком тоне.

3. При чужом влиянии

4. Как общаться с подростком

Не унижайте подростка — физически или словами.

Ничего, кроме защитной (часто агрессивной) реакции, вы не добьетесь. Более того, он сосредоточится на мысли «как со мной несправедливо обошлись» и о поведении своем думать уже не будет. Негативная оценка должна касаться только проступка (не «ты плохой», а «твой поступок плох»).

Делайте акцент на чувствах. Разделите его чувства: «я знаю, каково это», «конечно, ты разозлился».

Нельзя говорить: «что ты за человек!» Лучше так: «Тебе хочется все разнести вдребезги? Давай вместе попытаемся найти выход из этой ситуации».

Блокируйте агрессию. Можно удивить, рассмешить или обрадовать (хоть шоколадку подарить).

Давайте ребенку разряжаться физически. Приобретите дартс или боксерскую грушу. Груша не только помогает снять напряжение, но и наглядно демонстрирует ответный удар на агрессивный выпад.

5. Как предлагать помощь

Ирина Галахина: «Если подросток постоянно агрессивен, не обвиняйте его. Говорите от себя: „я не понимаю, что с тобой, я в растерянности“. „Я замечаю, ты злишься часто. Тебя что-то беспокоит? Что ты хочешь изменить?“ Если с ребенком что-то произошло, родителю очень важно не паниковать самому. Не оценивайте ситуацию, не ругайте, не отвергайте и не кричите. Иначе ребенок закроется. Предложите помощь. Если подросток отказывается, спокойно скажите: „Хорошо, ты не хочешь говорить со мной, но если что, я рядом. А кто бы смог тебе помочь?“ Главное — создать ощущение тыла и того, что помощь возможна».

Чтобы снять эмоциональное напряжение, предложите подростку написать все слова, которые ему хочется выкрикнуть, или описать ситуацию, а потом смять и порвать лист.

6. Если подросток в состоянии аффекта

Если подросток сильно возбужден, раздражен, не контролирует свои поступки, практически не реагирует на окружающих, всеми силами удерживайте его дома. Елена Сергиенко: «Сбейте первый накал страстей любым путем — в зависимости от особенностей подростка. На кого-то необходимо наорать, с кем-то применить хитрость. Только не раздражайте его еще больше. Попробуйте агрессию перенаправить — начните колотить подушки или рвать газеты».

Средства профилактики и преодоления агрессивного поведения детей.

Каким способом можно выплеснуть гнев? Существует множество способов…

1. Громко спеть любимую песню.

2. Пускать мыльные пузыри.

3. Полить цветы.

4. Покидать мяч об стену.

5. Втирать пластилин в картонку или бумагу

6. Посчитать до десяти.

7. Хорошо снимает агрессивность вода. Устройте игры с водой.

У агрессивных детей отмечается высокий уровень мышечного напряжения. Особенно он высок в области рук, лица, шеи, плеч, грудной клетки и живота. Такие дети нуждаются в мышечной релаксации. Релаксационные упражнения лучше проводить под спокойную музыку. Это делает ребенка более спокойным, уравновешенным, а также позволяет ребенку лучше понять, осознать чувство собственного гнева. Примером могут служить следующие упражнения.

Задуй свечу

Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук "у”.

Ленивая кошечка

Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук "а”.

Мельница.

Дети описывают руками большие круги, делая маховые движения вперед-вверх. После энергичного толчка руки и плечи освобождаются от всякого напряжения, свободно взлетают, описывают круг и пассивно падают. Движения выполняются несколько раз подряд в довольно быстром темпе. Следите, чтобы у детей в плечах не возникло зажимов, при которых в руках нарушается правильное круговое движение.

Игры для агрессивных детей

"ЧАС ТИШИНЫ" И ЧАС “МОЖНО”

Договоритесь с ребёнком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребёнок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час "можно", когда ребёнку разрешается делать почти всё: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей и висеть на них и т. д.

МАЛЕНЬКОЕ ПРИВИДЕНИЕ

ЦЕЛЬ: Научить выплеснуть накопившийся гнев

- Ребята, сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (приподнять согнутые в локтях руки, пальцы растопырить) и произносить страшным голосом звук «У» если я буду хлопать тихо, вы будете тихо произносить «У», если громко- громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим слегка пошутить.

"Ласковые лапки"

Цель: снятие напряжения, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, Взрослый подбирает 6—7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить "зверек" и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой "зверек" прикасался к руке — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. 4.

Клочки по закоулочкам.

Справиться с немотивированной агрессией и другими последствиями нервного перенапряжения ребенку поможет обычная бумага. Предложите малышу разорвать альбомный лист на мелкие кусочки, затем еще один. Теперь дайте крохе лист картона. Вполне возможно, что, справившись с этим заданием, ребенок, сам того не заметив, успокоится. Самое время предложить малышу поиграть в уборочную машину и собрать результаты его деятельности в пакет или в ведерко. Можно устроить соревнование, разделив замусоренную площадь на участки, победителем объявляется тот, кто чище и быстрее убрал свою территорию.

"Разговор с руками"

Цель: научить детей контролировать свои действия.

Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками.

Игра «Волшебный мешочек»

Цель: снятие негативных эмоциональных состояний, вербальной агрессии.

Если в вашей группе есть ребёнок, проявляющий вербальную агрессию (часто обзывает других детей, предложите ему перед входом в группу отойти в уголок и оставить все «плохие» слова в волшебном мешочке (маленький мешочек с завязками). В мешочек можно даже покричать. После того, как ребёнок выговорится, завяжите мешочек вместе с ним и спрячьте.

"КУЛАЧОК"

Дайте ребенку какую-нибудь мелкую игрушку или конфету и попросите его сжать кулачок крепко- крепко. Пусть он подержит кулачок сжатым, а когда раскроет его, рука расслабится, и на ладошке будет красивая иг-рушка.

Упражнение способствует смещению агрессии и мышечной релаксации.

Целенаправленное использование положительных оценочных высказываний. Словесная демонстрация искреннего одобрения, выражение заслуженной похвалы способствует созданию положительной атмосферы общения, не допускающей речевой агрессии. Формами оценочных высказываний могут быть традиционное выражение похвалы («Хорошо!» « Молодец!» «Умница!»)

Юмор, шутка. Установлено, что юмор несовместим с явной агрессией и может использоваться как быстрый и эффективный способ единения участников общения. Однако шутка- весьма сложный приём, требующий высокого уровня речевой подготовки, умение быстро и нестандартно реагировать на реплики ребёнка.

Красноречивое молчание. Молчаливое, подчёркнуто невозмутимое выслушивание агрессивной детской речи, иногда подкрепляемое приёмом самообрыва речи: резко прерваться в ответ на негативное действие или высказывание ребёнка, сопровождая паузу выразительным взглядом, многозначительной позой.

«Выпустить джина» - не прерывая и не комментируя, позволить ребёнку выразить свои негативные эмоции, дать возможность полностью выговориться, после чего спокойно и не торопясь обсудить ситуацию. Преимущества этого приёма в том, что последнее слово всегда будет за взрослым, есть возможность разрядки эмоционального напряжения и наличие время на обдумывание ответной тактики общения.

«Если не можешь чему то противостоять- возглавь это». Суть метода, используемого в ситуациях, имеющих скорее характер увлечённости игрой, баловства, дурачества, чем настоящей агрессии, заключается в намеренном усилении негативного поведения, доведения его до высшей точки абсурда («Давайте вместе покричим! Спорим, я громче умею! Ну ещё громче! и т.п.»). Возможны два варианта развития ситуации: либо неожиданное разрешение недозволенного и участие в нём самого взрослого вызовут удивление, смущение детей и негативные реакции утихнут сами собой, либо страсти усилятся и, дойдя до «точки» кипения» изживут сами себя.

Частичное согласие – внимательно выслушать и принять претензии ребёнка; по возможности частично удовлетворить их, но в целом сохранить основную линию требований. «Хорошо, ты можешь играть ещё десять минут, но потом сразу надо будет ложиться спать»

Привлечение союзников - заручиться реальной или воображаемой поддержкой из числа детей, родственников, знакомых или просто оказавшихся рядом людей. «Не кричи, пожалуйста, на тебя тётя смотрит!» «По-моему ребята тебя не одобряют. Правда?»

Апелляция к жалости - при оценке конфликтной ситуации акцентировать внимание не на проступке ребёнка или на его агрессивных высказываниях, а на собственном эмоциональном состоянии (огорчение, стыд) «Твои слова меня очень огорчили!» «Пожалей меня пожалуйста» Это достаточно эффективный приём в процессе общения со старшими дошкольниками.

Самонаказание – предложить ребёнку самому придумать себе наказание за проступок, как бы передоверить ему собственную карательную функцию («Как бы ты поступил с человеком, сделавшим то-то и то-то») В игровой форме, но самым серьёзным способом предложить ребёнку или группе составить список таких самонаказаний, и следовать им в конфликтных ситуациях. Основные требования: не должно быть физических наказаний и наказания трудом, не должны унижаться достоинство, личность ребёнка.

Убеждение – прямое разъяснение необходимых правил речевого поведения, норм общения. Выделим ряд требований нарушение которых делает убеждение неэффективным или вызывает у детей активное неприятие: не разъяснять вполне очевидное, лучше корректно напомнить («Мы же знаем, что это плохо»), но морализировать отвлечённо («Надо вести себя хорошо», «Надо быть умницей»); не убеждать в недоступном («На занятиях надо сидеть молча»); не повышать тон, никогда не говорить пафосно.

Особую роль в предотвращении словесной агрессии играют средства речевого этикета. Профессионализм педагога предполагает владение нормами и правилами речевого этикета, умение говорить с воспитанниками и их родителями. Речевой этикет предполагает множество способов косвенного выражения побуждения, просьбы: форму вопроса («Может быть ты всё таки постараешься?» «Стоит ли ругаться?»), использование не очень сложного намёка («Мне трудно говорить с тобой в таком тоне», «Вы мне что-то сегодня совсем не нравитесь», «Тебя так научила разговаривать Баба Яга?» - указание на нарушение детьми норм, просьба прекратить ругаться, пререкаться.

Часто взрослые забывают о таком важном для дошкольников элементе просьбы, как её обоснование- разъяснение, объяснение для чего необходимо выполнение или невыполнение каких-либо действий. Это делает выполнение просьбы более осознанным и комфортным.

Особое место в ряду устранения бестактности, агрессивности речи занимают эвфемизмы – более мягкие слова или выражения вместо грубых и непристойных. Важно постепенно обучать детей осознанному употреблению и пониманию эвфемизмов, использованию описательных оборотов речи, перефразирования (например, «человек, который поступил неправильно», вместо «дурак»), употреблению слов с «не» («неправда», вместо «враньё»; «не разговаривай» вместо «заткнись»).

Со стороны педагога также возможны косвенное информирование, намёки («Мне неприятно, когда я слышу такие слова»), использование приёма «смены адресата» - проецирование речевой ситуации на третьего участника разговора («Другой мальчик поступил бы в этой ситуации так-то и так-то…»)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ТЕМА: « Как выстроить взаимоотношения с ребёнком – агрессором поневоле»

Слайд 5

Не ругайте и не угрожайте. Откровенность с родителями. Обескуражьте ребёнка. Объясните кратко, не наказывая, что говорить бранные слова неприлично. Извинитесь за ребёнка.

Слайд 10

ВНУТРЕННИЙ ДИСКОМФОРТ НЕУМЕНИЕ АДЕКВАТНО ВЫРАЖАТЬ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ ВЫСОКАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ ЗАНИЖЕННАЯ САМООЦЕНКА ПРИВЛЕЧЬ ВНИМАНИЕ ВЗРОСЛЫХ

Слайд 11

СЛОВЕСНЫЙ ПОРТРЕТ АГРЕССИВНОГО РЕБЁНКА Уступчивый, настороженный, подозрительный, хороший друг, добрый, вежливый, драчливый, грубый, спокойный, скрытный, общительный, отверженный.

Слайд 12

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ « НАСКОЛЬКО АГРЕССИВЕН ВАШ РЕБЁНОК» Итоги: 15-20 баллов – высокая агрессивность. 7-14 баллов - средняя агрессивность. 1-6 баллов – низкая агрессивность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Дети с ограниченными возможностями здоровья. 10 заповедей для родителей "

Этот материал поможет родителям детей с ограниченными возможностями здоровья в их нелегком деле воспитания детей с проблемами в развитии....

консультация для родителей "Положение подростка в семье и отношение с родителями"

Основная проблема, возникающая у подростков, — это проблема взаимоотношений с родителями. В юношеском возрасте ребенок избавляется от детской зависимости и переходит к отношениям, которые основаны на ...

Консультация для родителей: "Роль родителей при выполнении домашних заданий с детьми, занимающимися у логопеда"

Какова же роль семьи, в преодолении речевых нарушений у детей? Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекцион...

Развивающие игры в совместной деятельности родителей и детей (консультация для родителей)

В консультации рассматривается роль игры,как ведущей деятельности детей дошкольного возраста.Приводятся примеры игр, в которые родители и другие члены семьи в домашней обстановке могут играть с детьми...

Статья : Консультация для родителей «Памятка родителям по воспитанию детей»

Советы родителям по воспитанию детей, напоминания, рекомендации....

Консультация для родителей в форме он-лайн вебинара, направленная на дистанционное обучение родителей употребления глагола "to be" в Present Simple.

Если Вы столкнулись с тем, что Ваш ребёнок путается в употреблении такого простого и такого сложного глагола "to be", а Вы ничего не можете ему подсказать, приходите на вебинар  http://my.we...

Для родителей. Консультация для родителей по пожарной безопасности.

Консультация для родителей по пожарной безопасности....