Памятка "Подросток. Трудности взросления"
методическая разработка на тему

Мальцева Ольга Владимировна

Памятка для родителей об основных особенностях подросткового возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podrostok._trudnosti_vzrosleniya.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Вот он сидит перед нами, взгляните.
Сжался пружиной, отчаялся он,
С миром оборваны тонкие нити.
Словно стена, без дверей и окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили... Поздно учли...
Нет! Не рождаются трудными дети!
Просто им вовремя не помогли.

С. Давидович

Разработчик: воспитатель отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями  О.В. Мальцева

Учреждение социального обслуживания ХМАО-Югры

Центр социальной помощи семье и детям  «Росток»

Стационарное отделение

Памятка для родителей

г.п. Игрим, 2014 г.

Рекомендуемые фразы, используемые в разговоре с подростком с отклоняющимся поведением

Позиция

Парадигма

1. Никогда не удивляйтесь поведению.

Да, это бывает.

Это мне знакомо.

У меня тоже такое бывало в твоём возрасте.

Это часто бывает в твоём возрасте.

2.Содействовать психологическому уравновешиванию подростка

Может быть, любой на твоём месте…

Я могла бы (мог бы) тоже быть на твоём месте.

Всякий бы на твоём месте (ситуация), а ты только…

3.Инструментировать свободу выбора подростка

Ты, конечно, имеешь право.

Это твоё право.

Вероятно, у тебя есть причина.

Каждый выбирает то поведение, которого достоин.

4. Осветить предметный и социальный результат, что совершил студент

Теперь…

В будущем …

Ты, вероятно, хотел…, а получилось…

Ты конечно понимаешь что…

Ты не подумал о том, что…

5. Предъявить другой способ поведения

Можно было бы по-другому разобраться…

Мне лично видится …

Обычно люди в подобной ситуации…

6.Инициировать самосознание подростка

Что ты сам думаешь?

Как ты думаешь, ты сам правильно поступаешь в этой ситуации?

Первостепенное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками. Общаясь с друзьями, младшие подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других, опираясь на заповеди «кодекса товарищества». Внешние проявления коммуникативного поведения младших подростков весьма противоречивы. С одной стороны, стремление во что бы то ни стало быть такими же, как все, с другой — желание выделиться, отличиться любой ценой; с одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой — бравирование собственными недостатками. Страстное желание иметь верного близкого друга  сосуществует у младших подростков с лихорадочной сменой приятелей, способностью моментально очаровываться и столь же быстро разочаровываться в бывших «друзьях на всю жизнь».

Подросток во всех отношениях обуреваем жаждой «нормы», чтобы у него было «как у всех», «как у других». Но для этого возраста   характерна как  раз диспропорция, т.е. отсутствие «норм». Разница в темпах развития оказывает заметное влияние на психику и самосознание.

Именно в этот период происходит интенсивное развитие внутренней жизни: наряду с приятельством возникает дружба. Меняется содержание писем, которые теряют свой стереотипный и описательный характер, в них появляются описания переживаний; делаются попытки вести интимные дневники и начинаются первые влюбленности.

На основе готовности к труду формируется осознанное стремление подростка применить свои возможности, проявить себя. Именно развернутая общественно полезная деятельность, где разные ее виды (учебная работа, физический труд, художественное творчество, спортивные, организационные дела и др.) объединены единым стрежнем — мотивом пользы для людей, приобретает ведущее значение в психологическом развитии подростков, включая их в качественно новые отношения с обществом, выражая общественную сущность ребенка.

Чувство взрослости подростка, занимающее одно из самых существенных мест во внутренней позиции подростка, состоит в

том, что подросток уже не хочет, чтобы его считали ребенком, он претендует на роль взрослого. Но реализовать эту потребность в серьезной деятельности школьник, как правило, не может. Отсюда стремление к «внешней взрослости», которая проявляется в изменении внешнего облика в соответствия с модой взрослых, в преувеличенном интересе к проблемам пола, курении, употреблении спиртных напитков и т. д.

Следует учесть, что повышенное внимание подростка к своей внешности связано с вполне определенными особенностями психического развития ребенка в этот период, со сменой ориентации подростков со взрослых на сверстников. Поэтому подростку очень важно отвечать тем нормам, которые приняты в их среде.

Подростковый кризис. В 12-14 лет в психологическом развитии многих детей наступает переломный момент, известный под названием «подросткового кризиса».  Внешне это проявляется в грубости и нарочитости поведения подростка, стремлении поступать наперекор желанию и требованию взрослых, в игнорировании замечаний, замкнутости и т.д.

Подростковый кризис является пиком переходного периода от детства к взрослости. Следует оговорить, что бывают случаи бескризисного развития ребенка. Чаще всего это происходит тогда, когда взрослые чутко относятся к потребностям детей и при первых признаках изменения этих потребностей перестраивают свои отношения с детьми таким образом, чтобы последние могли удовлетворить свои новые потребности. Иногда же бескризисное развитие является лишь кажущимся, поскольку кризис может проходить в сглаженной форме, а также в силу тех или иных причин может смещаться во времени. Кризисный характер перехода от одного периода к другому периоду его развития показывает, что у ребенка появились новые потребности, удовлетворение которых серьезно затруднено.

Подростковый кризис отличается от всех других кризисов (кризис 1 года, кризис 3 лет, кризис 7 лет) большей продолжительностью. В науке считается, что это связано с быстрым темпом физического и умственного развития, подростков, приводящего к образованию таких потребностей, которые не могут быть удовлетворены в силу недостаточной социальной зрелости школьников этого возраста, в то же время возникшие потребности очень сильные, напряженные. На образование подросткового кризиса влияют как внешние, так и внутренние факторы.

  • Внешние факторы состоят в постоянном контроле со стороны взрослых, в зависимости и опеке, от которых подросток всеми силами стремится освободиться, считая себя достаточно взрослым, чтобы принимать самостоятельно решения и действовать по своему усмотрению.
  • Внутренние факторы состоят в привычках и чертах характера, мешающих подростку осуществить задуманное (внутренние запреты, привычка подчиняться взрослым и др.).

Подростковый кризис, по мнению, связан с возникновением нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростков способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую только ей присущими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению (проявлению себя в тех качествах, которые он считает наиболее ценными) и самовоспитанию.

Подростки критично относятся к отрицательным чертам своего характера, переживают из-за тех черт, которые мешают им в дружбе и взаимоотношениях с другими людьми. Переживания эти особо возрастают в силу замечаний учителей об отрицательных чертах их характера. Это приводит к аффективным вспышкам и конфликтам.

Подростки, как правило, претендуют на роль взрослого человека. Их не устраивает отношение к себе как к детям, они хотят полного равноправия со взрослыми, подлинного уважения. Иные отношения их унижают и оскорбляют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендательный обзор современной литературы для подростков "Позитивное взросление. Читаем с родителями и без".

На сегодняшний день книжные прилавки пестрят изобилием современной литературы. Но как сориентироваться в книжном пространстве? Как выбрать качественную литературу, которая окажет положительное влияние...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ "Границы взросления,где они..."презентация

Что зачастую то, что значимо для взрослых в воспитании их детей, совершенно не значимо в понимании ребенка.Это диалог между родителями и детьми приводит к  решению многих поблем....

Авторская коррекционно-реабилитационная программа "На пороге взросления"

Эта программа направленна на помощь подросткам в социальной адаптации, самооприделении и самореализации....

Подросток и его взросление

Материал полезен для родительских собраний...

Семиклассники или трудности взросления

Советы родителям.Что происходит с семиклассником? Происходит перестройка организма ребенка – половое созревание. Границы периода точно не определенны. Подростковый возраст называют затянувшимся кризис...

Трудности младшего школьника в овладении письменной речью: как помочь? «Школьные трудности» у медлительных и гиперактивных учеников

          Школьные трудности медлительных детей долгое время остаются без особого внимания учителя и родителей. Между тем, именно у таких детей в подавляющем большинств...

Трудности младшего школьника в овладении письменной речью: как помочь? «Школьные трудности» у леворуких, медлительных и гиперактивных учеников

Сегодня практически в каждом классе есть дети, работающие левой рукой – леворукие дети. Леворукие дети (как и праворукие) – разные по своим психологическим и физиологическим особенностям, ...