Материалы для проведения родительских собраний
методическая разработка по теме

Федотова Тамара Николаевна

Предварительный просмотр:

                              План работы  

                       « Школа для родителей»

Цель:  1.включение родителей в воспитательный процесс класса

             2. создание атмосферы благоприятного психологического климата в общении

            3. психолого - педагогическое просвещение родителей

Задачи:

  1. Повышение педагогической культуры родителей
  2. Оказание семье психолого- педагогической помощи
  3. Профилактика негативного семейного воспитания

Тема родительского собрания

 Срок проведения

5класс

1

Трудности адаптации пятиклассников  к школе

сентябрь

2

Как научить ребенка учиться

ноябрь

3

Культурные ценности семьи и их значение для ребенка

январь

4

.  Здоровый образ жизни на примере родителей

март

5

Вот и стали мы на год взрослей

май

6 класс

1

Первые проблемы подросткового возраста

сентябрь

2

Компьютер в жизни школьника

ноябрь

3

Роль семьи в формировании личности

январь

4

Меры наказания и поощрения в современных семьях

март

5

Типы семейного воспитания

май

7 класс

1

Переходный возраст: физическое и половое развитие школьников

сентябрь

2

Агрессия, её   причины   и  последствия

ноябрь

3

Позитивная самооценка как условие успешного развития личности

январь

4

Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика

март

5

Поговорим о вредных привычках

май

8 класс

1

О  родительском авторитете.

сентябрь

2

Нравственные уроки моей семьи

ноябрь

3

. Книги в жизни школьника. Отношение ученика к учебной и художественной  литературе.

март

4

Свободное время и семейный досуг

май

9 класс

1

. Жизненные цели подростков. Как подготовить себя и ребёнка к будущим экзаменам.

сентябрь

2

.  Как помочь подростку приобрести уверенность в себе. Склонности и интересы подростков в выборе профессии

ноябрь

3

.  Как научиться быть ответственным за свои  поступки. Уроки этики поведения для детей и взрослых

февралб

4

. Профилактика зависимостей (курение, алкоголизм наркомания). Как обезопасить своего ребенка

март

5

Как подготовить ребенка к итоговой аттестации

май

.



Предварительный просмотр:

 Родительское собрание на тему:» Помощь семьи в формировании личностных качеств ребенка»

Родительское собрание — это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. Разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивациям. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.

Цель: Повышение культуры родителей в вопросах воспитания детей по данной теме.

Задачи:

- рассмотреть проблемы, выявленные в результате анкетирования детей и родителей, и провести обсуждение по теме собрания;

-помочь родителям в выборе методов и средств воспитания личностных качеств детей;

-способствовать формированию культуры общения родителей и детей.

-помочь наладить более комфортные для детей и родителей отношения в семье.

Форма проведения: круглый стол.

Продолжительность: 1 час.

Дата проведения: 13.04.14г.

Оборудование: оформление выставки детских работ, карточки.

План проведения родительского собрания.

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово педагога.

3. Вопросы для обсуждения.

Правила общения. Общение ребенка в семье. Результаты этого процесса для взрослых и детей. Разбор различных житейских ситуаций и коллективный поиск наилучшего выхода из них.

4. Составление памятки для родителей (в процессе обсуждения) .

5. Подведение итогов.

Ход проведения родительского собрания.

1. Организация.

Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада вновь видеть Вас. Прежде чем я объявлю тему нашего родительского собрания, прошу Вас взять в руки чистые листы бумаги, закрыть глаза и внимательно слушать меня. Сейчас надо будет выполнить определенные действия с бумагой. Ваша задача — точно следовать инструкции: - согнуть лист пополам; - еще раз пополам; - оторвать верхний правый угол; - оторвать нижний правый угол. Откройте глаза и посмотрите, что у Вас получилось, хотя инструкция звучала для всех одинаково, но узоры у всех различные. Как важно для каждого из нас, чтобы люди, которые рядом е нами, понимали нас. Понимали наше слово, жест, мимику, наши взгляды. К большому сожалению, не всегда так получается в реальной жизни. Нам, взрослым людям, некомфортно, если нас не слышат и не понимают. А каково детям?

Итак, тема нашего собрания: «Помощь семьи в формировании личностных качеств ребенка».

2. Вступительное слово педагога.

Общение окружает человека всю его жизнь, сопровождает в семье и на работе, во время досуга и в дороге – везде. Являясь органичной частью жизни человека, общение как самое большое из всех удовольствий и самый чудесный дар способно сделать жизнь человека прекрасной, наполненной. Однако в равной степени при его отсутствии жизнь человека превращается в нечто бесценное, неполноценное.

Именно в общении происходит становление личности, формирование важнейших её качеств, нравственной позиции, мировоззрения.

Семья предоставляет детям богатую многообразную информацию по различным проблемам, способствует формированию эталонов и образцов поведения, принятых в обществе. В старшем дошкольном возрасте закладывается установка на то, как ребенок будет реагировать в различных ситуациях. Дефицит общения отрицательно сказывается на развитии ребенка - социальная инфантильность личности, ее интересов, неспособность гибко сочетать свою активность с активностью других людей.

Если ребенок в семье имеет возможность достаточно часто общаться со своими родителями, то он уже с раннего детства понимает собственную нужность и значимость.

Вопросы для обсуждения.

Задание № 1. Прошу выйти 2 человек. Один-родитель, другой - ребенок. «родитель» встает на стул, а «ребенок» подняв лицо вытягивает руки, пытаясь дотянутся. Удобно ли вам? Исправьте ситуацию. Встают рядом. Первая причина, мешающая общению - это разные позиции, глаз не видно, слов не слышно и душевное тепло исчезает.

Задание № 2. У женщины на работе неприятности, да ещё по дороге домой её обрызгал автомобиль, а дома ребенок протягивает дневник с плохой отметкой.

Какой будет ваша реакция? (родители высказываются)

Учитель: Итак, 2 причина, которая мешает нам - мы не учитываем наше душевное состояние, за проблемами в такой момент может не найтись места доброму слову.

Задание № 3. Представьте, что ваш ребенок, придя из школы, заявляет «Не хочу учиться, лучше буду работать» Как вы поступите? (родители высказываются, вместе обсуждают разные варианты поведения) Учитель: 3 причина непонимания ребенка – разный жизненный опыт. В этом мире ребенок как иностранец и ему нужен опытный гид.

Общение ребенка в семье. Результаты этого процесса для взрослых и детей. Разбор различных житейских ситуаций и коллективный поиск наилучшего выхода из них.

Для того чтобы ребенок желал общаться с родителями, необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми являются шесть принципов, которые можно записать в виде рецепта.

Этот рецепт может стать основным законом воспитания детей в семье. Его содержание примерно такое: взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определенным количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом.

Анализируя перечисленные в рецепте главные принципы родительского воспитания, приходишь к пониманию того, что самым веским принципом является принцип принятия ребенка. В основе настоящего, или истинного, принятия лежит значимость ребенка. Значимость ребенка — это признание его значительности в существовании семьи.

Краеугольным камнем хороших отношений ребенка с родителями является его признание родителями.

Эти факты красноречиво свидетельствуют том, что многие взрослые, ставшие родителями, в свои семьи привнесли тот опыт общения своими детьми, который был заложен в их семьях и стал для них традиционным. Иногда родители просто стесняются говорить детям о своей любви. Об этом не говорят родители друг другу, не говорят родители детям, не говорят дети родителям — но ведь без семени цветок на окне не вырастет! Народная мудрость говорит:

Посеешь любовь, тепло и ласку в детском возрасте, будешь ее холить и лелеять в подростковом — пожнешь сполна в старости: она вернется к тебе заботой и вниманием, терпением и терпимостью уже выросших детей.

Очень значимым и важным принципом в общении детей и родителей является принцип доступности. Он особенно актуален для семей XXI в. Многие родители объясняют проблемы в воспитании собственного ребенка тем, что им катастрофически не хватает времени на общение с детьми, что они много работают и заняты добыванием куска хлеба.

Авторитет родителей - важная составляющая успешности воспитания детей в семье. Приобретение авторитета в глазах собственного ребенка — кропотливый труд отца и матери. Мнение родителей о родных и близких, окружающих людях, коллегах, поведение родителей в кругу семьи и вне его, поступки родителей, их отношение к работе и к посторонним людям в обыденной жизни, отношение родителей друг к другу — все это слагаемые родительского авторитета, родительская авторитетность не должна зависеть от определенных ситуаций, которые могут повлиять на взаимоотношения с детьми. Меняется мир, дети XXI века имеют иные информационные возможности, много умеют из того, чего не умеют их родители. Родители, которые хотят сохранить авторитет в глазах своих детей, должны тоже учиться у них.

Разбор различных ситуаций.

- А сейчас, уважаемые родители, мы с вами проанализируем различные ситуации.

Ситуации для обсуждения (Приложение 2) .

Родители делятся на группы для обсуждения различных ситуаций, которые напечатаны на карточках. Сначала обсуждение идет в группе, а затем – коллективное рассматривание ситуации и обсуждение.

4. Составление памятки для родителей (в процессе обсуждения) .

Увы, мы, родители чаще нетерпеливы, нетерпимы и эгоистичны, хотя оправдываем это «благими намерениями». Наше раздражение, крики, выяснение отношений, обиды - все это стрессовые ситуации, это всегда детская боль от непонимания. Сегодня мы вместе пытались учиться избегать таких ситуаций. Ещё раз обращаю ваше внимание на тему собрания «Формирование личностных качеств ребенка с помощью семьи». Попробуем выяснить, чему же может научиться ребёнок, когда он оказывается в определённых ситуациях. Предлагаем закончить предложение, используя слова для справок.

Времени у вас 3 минуты (Приложение 3) .

5. Подведение итогов.

Чаще смотрите на своих детей, когда они спят. Смотрите, отдыхайте душой, думайте. Надо чаще говорить ребенку о вашей вере в него, вашей любви. Я благодарю вас за работу. Есть ли у вас вопросы? В качестве решения собрания каждая семья получает «Памятки для родителей». Пусть они помогают вам в трудные минуты непонимания и отчаяния.

Всем родителям раздаются памятки для анализа. Спасибо!

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Анкета для выявления степени формирования

личностных качеств в семье.

Для родителей.

1. Какие положительные личностные качества Вы хотите воспитать у Вашего ребёнка?

2. За что хвалите, за что наказываете?

3. Как поощряете? Как наказываете?

4. Какие качества характера ребёнка Вам не нравятся, а какие нравятся?

5. Чем увлекается Ваш ребёнок, каково его любимое занятие?

Для детей.

1. Какие качества твоего характера родителям нравятся?

2. За что тебя хвалят, за что ругают и наказывают?

3. Как тебя поощряют и за что? Как наказывают, за что?

4. Какие качества твоего характера родителям не нравятся?

5. Что ты любишь делать, твоё любимое занятие?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Ситуации для обсуждения.

Ситуация № 1.

В вашей семье существует определенное распределение обязанностей по дому. Однажды вы обнаруживаете, что посуда не вымыта, мусор не вынесен и в комнате беспорядок. На ваше напоминание ребенок сказал: «Почему всегда я? »

Ситуация № 2.

Ваш ребенок приходит с улицы и жалуется «Не пойду больше гулять! Меня все обижают, и со мной никто не дружит! »

Ситуация № 3.

В доме 1 телевизор. Мама хочет смотреть концерт. Папа – футбол по другой программе. Сын мечтает посмотреть мультфильм по третьей программе. Что делать?

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Карточка «Закончи предложение»

-ребёнка постоянно критикуют, он учится… (ненавидеть) ;

-ребёнок живёт во вражде, он учится… (быть агрессивным) ;

-ребёнок растёт в упрёках, он учится… (жить с чувством вины) ;

-ребёнок растёт в терпимости, он учится… (понимать других) ;

-ребёнка хвалят, он учится… (быть благодарным) ;

-ребёнок растёт в честности, он учится… (быть справедливым) ;

-ребёнок растёт в безопасности, он учится… (верить в людей) ;

-ребёнка поддерживают, он учится… (ценить себя) ;

-ребёнка высмеивают, он учится… (быть замкнутым) ;

-ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится… (находить любовь в этом мире) .

Слова для справок: находить любовь в этом мире, быть благодарным, ценить себя, быть справедливым, жить с чувством вины, быть замкнутым, быть агрессивным, верить в людей, ненавидеть, быть справедливым, понимать других.




Предварительный просмотр:

Разработка родительского собрания

"Особенности общения в семье" .

  Трудно переоценить роль общения в жизни человека, а в жизни ребенка оно является одним из факторов становления личности. На этом собрании мы затронем, пожалуй, самую важную сторону общения – общение в семье.

  Еще древнегреческий драматург в поэме “Антигона” писал: Ты прав, мой милый. Перед отцовской волей . Все остальное отступить должно. Затем и молим мы богов о детях, Чтоб супостатов наших отражали И другу честь умели воздавать. А в детях, если не нашел опоры- Что скажем мы о нем? Не ясно ль всем, Что для себя он лишь причину создал. И смех злорадный для врагов своих».

 Тысячелетиями именно семья была главной сферой педагогического воздействия на детей. В семьях, где родители находят время для общения со своим чадам, готовы поговорить с ним по душам, помочь делом и словом, у ребенка формируется позитивная самооценка, уверенность в собственных силах. Если внимания НЕ ХВАТАЕТ – ребенок чувствует себя ненужным. В дальнейшем это может помешать ему, строить доверительные отношения с друзьями, коллегами по работе, будущим супругом. Однако если внимания СЛИШКОМ МНОГО, если родители стремятся контролировать не оставляя шанса проявлять самостоятельность, такая гиперопека может так же отразится далеко не самым лучшим образом.

  Бывает и так, что родители гораздо чаще и охотнее ругают детей, чем хвалят их. Если дети вместо родительской ласки получают одни упреки и наказания, они будут делать все возможное, чтобы обратить на себя внимания папы и мамы. В ход пойдут плохая учеба, драки с одноклассниками, скандалы в семье. Выход из ситуации один: ЗАДУМАТЬСЯ О ПРИНЦИПАХ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ПОСТЕПЕННО ПОСТАРАТЬСЯ ПЕРЕСТРОИТЬ ВСЮ СИСТЕМУ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С РЕБЕНКОМ, ЕСЛИ ВАШИ ОТНОШЕНИЯ НОСЯТ ЭМОЦИОНАЛЬНО-КОНФЛИКТНЫЙ ХАРАКТЕР. А если сегодня ваши отношения гармоничны, то эти знания помогут вам в дальнейшем избежать тех трудных ситуаций, которые могут назреть в ваших семьях.

   В основу семейного воспитания необходимо положить следующие принципы:

  • Принятие ребенка – это проявление такой родительской любви, когда ребенок понимает, что его любят несмотря ни на что. В основе истинного принятия лежит значимость ребёнка в существовании семьи.
  •  Краеугольным камнем хороших отношений ребенка с родителями является его признание родителями .Признание ребёнка – это сохранение у ребёнка чувства собственного достоинства и уверенности в себе и своих силах. Ребенок должен чувствовать, что родители стараются понять его поступки, даже неправильные, стараются вместе с ним разобраться, что побудило совершить тот или иной поступок и как можно избежать подобных ситуаций в дальнейшем. Признание – это в какой-то мере и терпение родителей. Терпение заключается не в том, что бы терпеть поступки ребенка и закрывать на них глаза, а в том, чтобы давать ребенку время прочувствовать и осознать совершенное им. Признание ребёнка предполагает одобрение, похвалу, положительную реакцию семьи на любое, пусть самое незначительное усилие со стороны ребенка. Признание – это на стенах квартиры рисунки и стихи ребенка, самое видное место для его поделок, грамот, благодарственных писем. Признание имеет огромное воспитательное значение, поэтому оно не может быть эпизодическим. Если же такое случится, то дети начинают этим пользоваться и манипулировать.
  • Родительская любовь – не менее значимый принцип. Есть еще в современном мире дети, которые имеют родителей, но не знают, что такое любовь. По мнению психологов, ребенок нуждается в любви и ласки независимо от возраста. Детям нужно, что бы их обнимали и целовали не менее 4-5 раз в день. Иногда родители сетуют на то, что ребенок подросток не допускает к себе, сторонится родительских объятий; в такой ситуации причина не только в ребенке. Это может быть связано с тем, что в дошкольном или младшем школьном возрасте проявление любви и ласки со стороны родителей ребенок ощущал достаточно редко, и у него не сформировалась потребность в родительском внимании. Как часто приходиться слышать, что очень заняты, много работаете, и не хватает времени на общение с детьми. Подобное поведение нарушает следующий важный принцип общения в семье.
  • Принцип доступности. Быть доступным это значит, в любую минуту найти в себе силы и отложить все свои дела, свою работу, что бы пообщаться с ребенком. В общении с ребенком иногда промедление смерти подобно. Нельзя отмахиваться, нельзя списывать на занятость, нельзя переносит на “потом”. Однако родители должны помнить, что проводить время с собственным ребенком – это не значит без конца читать ему мораль или делать с ним уроки. Быть доступным для ребенка – это значит вовремя прочитать вопрос в его глазах и ответить на этот вопрос, доверить ребенку свои переживания и помочь ему пережить его страдания, поговорить и обсудить их вовремя.

  Имея в своем родительском арсенале принятие, признание, любовь можно воспитывать ответственность и самодисциплину. Воспитание ответственности и самодисциплины напрямую зависят от стиля поведения родителей в семье, их способности эти же качества в обыденной жизни. Ежедневно родители должны демонстрировать своим детям собственное проявление ответственности перед ними. Мудрость ответственности родителей состоит в том, что всегда они выполняют то, что обещают детям, а если по какой – то причине этого не происходит, они находят в себе смелость признать свое неумение сдержать обещание и пытаются исправить собственные ошибки. Для соблюдения ребенком ответственности и формирования у него навыков самодисциплины необходимы определенные условия.

  • Одним из главных условий является наличие у ребенка в семье определенных обязанностей, которые он должен выполнять ежедневно. Миссия родителей – научить ребенка быть ответственным за свои поступки. Очень часто ошибочность поведения родителей состоит в том, что они стараются брать ответственность за все поступки ребенка на себя, что обрекает их на неудачи и проблемы воспитания. Воспитывать у ребенка ответственность – это значит использовать как метод воспитания ограничение.

  Одним из главных умений родителей в воспитании ответственности в собственных детях является твердость, умение сказать ребенку “нет”.

   Нет ничего более страшного в семейном воспитании детей, если один родитель позволяет, а другой – запрещает.

  Еще страшнее, если один из родителей вместе с ребенком что – то скрывает от другого. Потворствуя ребенку в его неблаговидных поступках, скрывая поступки, мы способствуем вседозволенности, создаем условия для усугубления конфликтной ситуации, теряем собственный авторитет.

  • Родительский авторитет – важная составляющая успешности воспитания. Приобретение авторитета в глазах собственного ребёнка – кропотливый труд отца и матери. Авторитетность родителей в глазах ребенка – это прежде всего желание ребенка говорить родителям правду. Авторитет родителей не “приобретается” автоматически с появлением ребенка, он нарабатывается годами самоотверженного родительского труда. Родители, которые хотят сохранить авторитет в глазах своих детей должны поспевать за веяниями времени и моды, должны учиться у своих детей, стараться быть не только полезными своим детям, но и интересными им.

  Тема которую мы обсуждаем надеюсь не оставит вас безучастными ибо она затрагивает один из самых важных вопросов каждой семьи .

Воспитание детей, а часто и воспитание единственного ребенка в семье.

 Дискуссия.

  Для вовлечения родителей в проблему используется дискуссия, им предлагается обсудить и высказать свое мнение по следующим вопросам:

  1. Что для нас входит в понятие “общение с ребенком”?
  2. Возможно ли наказание ребенка с проявлением при этом любви и нежных чувств?
  3. Имеются ли у вас собственные секреты воспитания ответственности и самодисциплины у ребенка?
  4. Что для вас проявление к ребенку: любви, злости, заботы, родительского долга?

Задачи учителя в ходе дискуссии:

  1. Создавать и поддерживать рабочую атмосферу
  2. Контролировать время;
  3.  Обеспечить возможность высказаться каждому родителю
  4.  Подвести итог.
  5.  Тестирование:

   Родителям предлагается тест, который поможет определить, какой тип внимания дети получают в их семье. Для теста каждый родитель получает набор цветных квадратов зелёного, красного и желтого цвета. Отвечая на вопрос, родитель выбирает из набора квадрат того цвета, который соответствует его ответу на вопрос.

  • Я часто рассказываю ребенку о своем детстве. ДА НЕТ
  •  Мы редко играем вместе с детьми. ДА НЕТ
  • Мой ребенок всегда готов рассказать мне новости, а иногда и секреты. ДА НЕТ
  • Я уверена, что если у моего ребёнка возникнут проблемы, они обратятся ко мне за помощью. ДА НЕТ
  •  Я считаю, что нужно обращать внимание даже на небольшие оплошности ребёнка, ведь это помогает ему быть организованным .ДА НЕТ
  •  Мы ходим в музеи, театры, кино минимум два раза в месяц. ДА НЕТ
  • Если дети просят меня помочь им с домашним заданием, я и м обязательно помогаю. ДА НЕТ
  •  Я точно знаю, какую книгу читает сейчас мой ребёнок. ДА НЕТ
  •  Если мой ребёнок получает “3” или “2”, его ждет наказание. ДА НЕТ
  • Я часто стараюсь найти повод, что бы похвалить ребёнка. ДА НЕТ
  •  Мы любим поговорить по душам. ДА НЕТ
  • Иногда мне кажется, что я трачу время только на то, чтобы ругать детей. ДА НЕТ
  • Я часто глажу ребенка по голове, обнимаю его. ДА НЕТ
  • Мой тон в разговорах с ребёнком часто строгий и назидательный. ДА НЕТ
  • Мне приходится делать уроки вместе с детьми, иначе они не сделают их вообще. ДА НЕТ
  • Я знаю, о чем мечтает мой ребёнок. ДА НЕТ
  • Я часто привожу своему ребенку в пример других детей или себя. ДА НЕТ
  •  Если ребенок в гневе испортит вещи, он будет наказан. ДА НЕТ
  •  Мы обсуждаем с ребёнком книги и фильмы. ДА НЕТ
  •  Я рассказываю детям о проблемах в семье. ДА НЕТ
  •  Мой ребенок может почувствовать и помочь мне, если я устала или нездорова. ДА НЕТ
  •  Мой ребёнок говорит иногда, что ему хотелось бы быть со мной почаще. ДА НЕТ
  • Я испытываю удовольствие, разговаривая с ребёнком. ДА НЕТ

Результаты: подсчитайте, сколько квадратов красного, желтого и зеленого цвета у вас получилось. За каждый квадрат вы получаете 1 балл. Важны баллы за ячейки каждого цвета, кроме не выделенных.

  • ОТ 0 ДО 5 БАЛЛОВ: Возможно, вашему ребенку не хватает позитивного внимания. Вы слишком заняты на работе и по дому, но ребенок испытывает острый дефицит общения! Помните, важно не количествовнимания, а качество. Можно рассказать ребенку о своем детстве, послушать о его школьных проблемах, пока вы моете посуду или готовите ужин. А еще лучше делайте это все вместе.

  • ОТ 5 ДО 10 БАЛЛОВ: Возможно, ваш ребенок испытывает дефицит внимания. Подумайте, может быть, ваше общение носит формальный характер: накормить, напоить, посмотреть дневник? Но этого мало! Важно интересоваться чувствами ребенка его повседневными делами.

  • ОТ 10 ДО 15 БАЛЛОВ: Вашему ребенку достаточно внимания. Вы сумели создать доверительные отношения. Ребенок чувствует “тыл”, знает, что может обратиться к вам за советом. Это хорошая почва для его личностного, интеллектуального и эмоционального развития. Недостаточное внимание

  Что каждый из вас считает для себя полезным из того, что было на собрании?

  • Появилось ли в вас уверенность, что именно вы являетесь ответственным за воспитание своего ребенка?
  •  Почувствовали вы, что для успешного воспитания ребенка вам не хватает психолого-педагогических знаний.

Литература:

1. Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. С-Петербург, 2002.

2. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания. – М., 2006.

3. Дереклеева Н.И. Организация родительских собраний в 1- 11 классах. – М., 1999.

4. Капустин И.П. Педагогические технологии адаптивной школы. – М., 2001.

5. Рогов Е.И. Я познаю себя. М., 2006.

6. Здоровье школьника № 1, 2007.

7. Классный руководитель № 3, 1998



Предварительный просмотр:

Методическая разработка родительского собрания в 6 классе

«Внимание, подросток!»

   Наши дети так быстро растут и меняются. Так хочется, чтобы они еще немного побыли маленькими. Как нам за ними поспеть? Как сохранить авторитет и не испортить отношения?

Презентация к родительскому собранию

ЦЕЛИ: 

  • Познакомить родителей шестиклассников с основными психологическими особенностями подросткового возраста.  
  • Обсудить проблемы общения родителей с детьми. –
  • Познакомить с рекомендациями психолога по решению данных проблем.

  Подростковый возраст период от 10-11 лет до 13-14 лет является одним из самых сложных и ответственных в жизни ребенка и его родителей. Этот возраст считается кризисным, поскольку происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития и жизни. Кризис подросткового возраста связан с изменением социальной ситуации развития и ведущей деятельности. Социальная ситуация развития – это особое положение ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В подростковом возрасте она представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью.

  Ведущая деятельность – эта та деятельность, которая определяет возникновение основных изменений в психическом развитии ребенка на каждом отдельном этапе. Если у младших школьников такой деятельностью является учебная, то в подростковом возрасте она сменяется на интимно-личностное общение. Именно в процессе общения со сверстниками происходит становление нового уровня самосознания ребенка, формируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права. Кроме того, общение является для подростков очень важным информационным каналом.

  Пора физиологического взросления: изменения в его характере и во взаимоотношении с окружающими людьми и сверстниками. Очевидное физическое взросление меняет взгляды ребенка на жизнь, его ценностные ориентиры. В результате такой резкой смены интересов в подростковом возрасте часто страдает учебная деятельность, снижается школьная мотивация. Пытаясь вернуть прежние школьные успехи, родители стараются ограничить детей в общении со сверстниками. Однако важно помнить, что именно общение со сверстниками является наиболее важной для подростков деятельностью и оно необходимо для полноценного психического развития ребенка.

  Развитие подростка – это начало поиска себя, своего уникального «Я». Это путь становления индивидуальности. Этот период почти всегда бывает болезненным, это время проблем между детьми и родителями. Поддержка семьи вашему ребенку сейчас очень важна. Ему как никогда нужны ваше тепло и забота, понимание и доверие. КТО ВИНОВАТ? «Вдруг» ничего не случается! И это главное, что нужно понять.

  Как говорят психологи, становление подростка как личности проходит в несколько этапов. И, скорее всего, если поведение сына или дочери вас сильно огорчает, следует пересмотреть стиль собственного воспитания. Вероятно, вы упустили какой-то важный момент. Не заметили, когда ваш авторитет, ласка, строгость или просто внимание остро требовались ребенку... Ребенок в этот период переживает гормональную перестройку организма. Он быстро утомляется, ему часто хочется побыть одному. Но в это же время необходимо закрепить за собой авторитет, ведь от того, как он покажет себя, зависит его «статус» в среде сверстников. Значит необходимо бывать «на людях». И что же происходит? Желание одиночества и невозможность этого приводит к конфликту в душе подростка – он капризничает, становится раздражительным, может обронить резкое словцо. Свободное время он проводит не как раньше – с родителями, а в компании друзей. Авторитет друга Коли становится важнее, чем мнение отца. Типичная ошибка родителей.

  Многие мамы и папы, памятуя о том, как еще пару лет назад их «медвежоночек» был плюшевым и послушным, пытаются вернуть былую идиллию, сажая ослушника на «короткий поводок». Они заставляют его бросить компанию сверстников, навязывают свое общество и доказывают, что «Коля двоечник и хулиган», могут и накричать в порыве эмоций. Стоит ли удивляться, если «медвежоночка» после этого дома будет не сыскать, а убежденность в том, что «друг Коля» лучше папы (хотя бы потому, что во всем его понимает), только укрепится.

  ЧТО ДЕЛАТЬ? Психологи говорят: этот этап благополучно пройдет, если родители перестанут смотреть на подростка как на маленького ребенка и научатся уважать его мнение и прислушиваться к нему, перестанут делать выговоры и унижать его друзей. Неплохо в этой ситуации пригласить домой его приятелей. По крайней мере вы сможете составить о них какое-то мнение. Универсальные советы на каждый день.

  Самая главная ошибка родителей (и, к сожалению, самая типичная) – усматривать в «недопустимом» поведении повзрослевших чад исключительно злой умысел. Крайне вредное заблуждение! Знаете ли вы, что изменения во внутреннем мире подростка специалисты-психологи сравнивают... с процессами, происходившими в Европе начала XVIII – XIX веков? Тогда спокойное существование многих людей было уничтожено революциями и войнами, а место классической культуры занял бурный и страстный романтизм. Так вот подростки, по мнению ученых, – те же романтики, только страсти кипят у них в душе. Но, в отличие от писателей и художников, они не умеют рассказать о том, что творится с ними. Вот почему они бывают такими раздражительными, хамоватыми, злыми, плаксивыми, наглыми и самонадеянными. И напрасно родители задают сакраментальные вопросы типа «почему» и «как ты мог» – подросток и сам не знает ответа. Часто все происходит помимо его собственной воли. И только родители, а не «друг Коля», способны удержать его от глупостей, не дать потеряться в этом мире.

   Поэтому:

  • Помните, что дурные поступки не всегда являются отражением внутреннего мира подростка. –
  • Сопереживайте, не высмеивайте и не отталкивайте в минуты откровенности.
  •  Старайтесь проводить время вместе. Только не сидите молча у телевизора, а займитесь интересным ему делом. Например, сыграйте в баскетбол или спойте под гитару.
  • Не вмешивайтесь в занятия, с которыми он справляется и без вас, не навязывайте свое мнение по любому вопросу, не критикуйте.
  •  Помогайте, когда он просит вас об этом.
  • Поддерживайте даже самые ничтожные успехи во всем – в учебе, спорте и т.д.
  • Делитесь своими чувствами.
  • Разрешайте конфликты мирным путем. Не давайте волю слезам, крикам, угрозам.
  • Чаще используйте приветливые фразы. Например: Мне хорошо с тобой, Я рада тебя видеть, Мне нравится, как ты..., Я по тебе соскучилась, Давай (посидим, поделаем...) вместе, Ты, конечно, справишься, Как хорошо, что ты у нас есть...
  • Обнимайтесь! Не менее четырех, а лучше восьми раз в день. В проявлениях родительской ласки «взрослые» подростки нуждаются порой отчаяннее, чем крохотные карапузы.

  Что остаётся? Да, подросшие дети – не подарки. Очень сложно порой вести себя с ними сдержанно и спокойно. Но важно помнить мудрые слова: «И ЭТО ПРОЙДЕТ».

  Возьмите за правило, ложась спать, анализировать прожитый день. Мысленно отмечайте ошибки в общении с подростком, старайтесь спрогнозировать его поведение. Такая предсказуемость поможет спокойному и доброжелательному общению. Тогда, став действительно взрослым человеком, он не потеряет уверенности в том, что лучшие друзья – это родители. Ведь именно они в трудную минуту поддержали, смогли понять и принять. Наградой вам будут ДОВЕРИЕ, УВАЖЕНИЕ И ЛЮБОВЬ. А это так важно…

             Приложение. Презентация к родительскому собранию



Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКОЕ  СОБРАНИЕ  на тему:

 « Как научить ребенка учиться»

Ход собрания: 1 Вступительное слово учителя.

                          2.Лекция учителя.

                          3. знакомство родителей с итогами анкетирования уч-ся класса.

                          4. Обсуждение проблемы с родителями

                          5. Рекомендации родителям.    

Потребность- это объективная нужда человека в определенных условиях, которая обеспечивает его жизнь и развитие.

Потребности

Низшего уровня                                                                           высшего уровня

1.Физиологические потребности.  

Эти потребности самые насущные из всех потребностей. Если человек голоден и если ему не хватает любви и уважения, он будет стремиться в первую очередь утолить свой физический голод, а не эмоциональный.  

2. Потребности в безопасности.

В это понятие входят потребности в стабильности, защите, в свободе от страха, тревоги, хаоса, потребности в структуре, порядке, законе, ограничениях. Для этого человека нет несущей проблемы, чем в безопасности. Эти потребности у детей проявляется в их тяге к постоянству, к упорядочению  повседневной жизни. Ребёнку по вкусу предсказуемый мир. Несправедливость выражает беспокойство, тревогу, он думает, что миру нельзя доверять. В ответ на столкновение с новым и незнакомым у детей часто возникает реакция испуга.

3. Потребности в принадлежности и любви.

Каждый человек нуждается в чувстве принадлежности к определённой социальной группе. Ему необходимо любить и чувствовать себя любимым.

4. Потребность в признании.

Каждый человек нуждается в признании, в устойчивой  и высокой оценке собственных достоинств, каждому необходимо уважение окружающих и самого себя. Неудовлетворённость в  потребности вызывает чувство унижения, слабости, беспомощности, которые  свою очередь, служат почвой для  уныния, запускают невротические механизмы

Потребности высшего уровня.

Когда потребности низшего уровня удовлетворены, у человека появляется необходимость познавать и   понимать мир вокруг себя

1.Потребности в любви и понимании.    

2. потребность в познании, любопытство, Потребность знать и понимать появляется уже в позднем младенчестве.

Чем выше   мера удовлетворённости потребностей одного уровня, тем выше актуальность потребностей следующего уровня. Исходя из этого, можно предположить, что у детей с низким уровнем мотивации слабо удовлетворены потребности низших уровней. Как могут появиться  потребности в познании, если ребенок напуган, ему не хватает общения, к тому же у него занижена самооценка? Это объясняет и детскую невнимательность, и негативное отношение к школе, учителям и учёбе, высочайший уровень агрессии  и все остальные факторы, мешающие плодотворному усвоению школьного материала.

   В этот период ребёнок нуждается в благоприятном общении с взрослым. Неудовлетворённость этой потребности ведёт к повышенной тревожности, неуверенности в себе, связанные с неадекватной и неустойчивой самооценкой, со сложностями в личностном развитии.

            Мотив - это внутреннее побуждение личности к деятельности

В широком смысле к мотивам в психологии относят потребности и инстинкты, влечения и эмоции, установки и идеалы.

МОТИВАЦИИ (побуждения) в биологии, активные состояния мозговых структур, побуждающие высших животных и человека совершать наследственно закрепленные или приобретенные опытом действия, направленные на удовлетворение индивидуальных (голод, жажда и др.) или групповых (забота о потомстве и др.) потребностей.

Мотив учения – это направленность ученика на разные стороны учебной деятельности.

                              Мотивы:

+ познавательные, которые связаны с содержанием учения,

+ социальные, связаны с общением учеников друг с другом и учителями.

                           Мотивы:

+ситуативные,

+ устойчивые  

№1 Ситуативный интерес

 

на уроках бывает интересно

Предметы, изучаемые в классе

… человек

Нравится учитель

Изучаю, только ради хороших оценок

№ 2 Интересуются предметом

Узнаю много нового

Предметы, изучаемые в классе

… человек

Предмет заставляет думать

Получаю удовольствия от работы на уроке

№ 3. Проявляется повышенный  интерес

Легко дается предмет

Жду урока с нетерпением

Стремлюсь узнать больше, чем требует учитель

            Мотивы: (в зависимости от отношения человека к процессу получения знаний)

+ внешний, при которой значима не деятельность, а удовлетворение других потребностей.

+ внутренним , при которой деятельность важна сама по себе. Желание научиться получать знания самостоятельно.

Если мотивация внешняя, это не значит, что она плохая, у нее имеются свои достоинства и недостатки.

                         Мотивация:

+ престижная. Престижная мотивация работает у старшеклассников, которые пытаются самоутвердиться, демонстрируя свои познания в той или иной области

+ соревновательная.  Соревновательная мотивация — типичное явление в средней школе, когда дети стараются не отставать друг от друга.

Широко распространены в школьной среде и нередко приводят к неплохим результатам в учебе.

                         Мотивация:

+ положительная

+  отрицательной

                         Мотивация:

+ высокий уровень мотивации возникает у школьников в семьях, где родители постоянно повышают требования к ребенку, в то же время оказывают ему ненавязчивую помощь и относятся к ребенку с душевной теплотой и пониманием.

+ если родители безразличны к интересам ребенка или жестко контролируют его поведение, то у ребенка начинает преобладать желание избежать неуспеха, т.е. возникает низкая мортивация.

 

        Познавательные мотивы изменяются в течение школьной жизни ученика, и учебная деятельность первоклассника и выпускника школы, естественно, также различны.

Психологи выделяют три уровня развития познавательной мотивации школьников (А.К. Маркова):

 = широкий познавательный мотив, то есть направленность на усвоение новых знаний;

= учебно-познавательный мотив, побуждающий к овладению способами добывания знаний;

= мотив самообразования.

В идеале картина может быть представлена так. Для младшего школьника характерны широкие познавательные мотивы. В средней школе дети в большей степени ориентированы на способ получения знаний. В старших классах должны проявляться зрелые познавательные мотивы — мотивы самообразования.

А как обстоит дело в реальности? В младшем школьном возрасте познавательной мотивации еще нет, в старшем — уже нет (хотя среди старшеклассников встречаются счастливые исключения). Поэтому обычно познавательные мотивы наблюдаются лишь у учащихся 5-х—8-х классов.

Главный вывод состоит в следующем. Невысокий уровень познавательной мотивации — не недостаток ученика, а его беда.

                                  причины, побуждающие учиться.

№ 1. Учеба по необходимости

Не заставляют

Учу, так как интересно

Предмет полезен для будущей жизни

обучение в школе и знания мне нужны для

Хороших оценок

… человек

Продолжения образования в ВУЗе

Поступление на работу

Получить хорошую профессию

Быть образованным и интересным человеком

Солидарности

                От чего же зависит успех в учебной деятельности ребёнка?

1) если потребности низшего уровня не удовлетворены, то потребности высшего уровня не развиваются.

2) когда дети идут в первый класс, им необходимо чувствовать себя в безопасности, так как в младших классах детей подавляет тревожность, но со временем эта тревожность перевоплощается в агрессию. Дети учатся плохо, потому что им не хватило любви, если потребности во внимании и любви не удовлетворены, ребенок не испытывает потребности хорошо учиться! Как бы его не заставляли и не убеждали, учиться хорошо он не сможет.

      Хорошая учеба – ключ к профессии и судьбе. Значит, успехов добьется в будущем тот, кто был любим в детстве.

Рекомендации:

Для того, чтобы ребёнок хорошо учился необходимо:

1) Удовлетворение потребностей низшего уровня.

2) Чтобы ребёнок чувствовал себя в безопасности.

3) Чувствовал себя любимым и любил.

4) ежедневно интересоваться успехами ребенка

5) неудачи не должны превращаться в ссор и скандалы.  

НЕДОЛЖНО БЫТЬ НАКАЗАНИЯ ЗА НЕУДАЧИ. НЕУДАЧА САМА ПО СЕБЕ ЯВЛЯЕТСЯ НАКАЗАНИЕМ.

6) помощь должна быть ненавязчива.

7) успехи поощряемы.

Всё это ребёнок должен получать в семье. Таким образом, если ребёнок не получает достаточного семейного внимания,  вряд ли  можно ожидать от него успехов в учёбе. Внимание, забота, любовь и ответственность - необходимые составляющие в воспитании ребенка, залог его успеха в будущем.

Подготовка к собранию - провести анкетирование уч-ся класса по след. вопросам:

на каких уроках бывает интересно? (назвать предметы)

какой учитель нравится?

какой предмет изучаете только ради хороших оценок?

На каких уроках узнаете много интересного?

Какой предмет заставляет думать?

На каких уроках получаете удовольствие от работы?

Какой предмет дается легко?

Какой урок ждете с нетерпением?

К какому уроку стремитесь узнать больше, чем требует учитель?

По каким предметам заставляют учиться родители?

По каким предметам родители не заставляют учиться?

Какие предметы учите, потому что они интересны для вас?

Какие предметы полезны для  взрослой жизни?

Для чего вам нужны знание, получаемые в школе?  

                           а\ хороших оценок,

                                б/ поступлении на работу.

                                в/ продолжении образования в ВУЗе

                                г/ получении хорошей профессии

                                д/ быть образованным человеком

                                е/ из чувства солидарности с одноклассниками

Обработать анкеты при подготовке к собранию.

ЛИТЕРАТУРА:

Родительские собрания – 5 класс. Составитель А.В. Ефремова, Из-во «Учитель- АСТ» Волгоград, 2005 г.

Маркова А.К. «Формирование мотивации учения в школьном возрасте», «Формирование интереса к учению у школьников»  М., 1983

 Маркова А.К, Матис Т.А., Орлов А.Б. «Формирование мотивации учения» М., Просвещение 1990 г.                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

материалы для проведения родительского собрания по антинаркотической теме

лекции по проблеме антинаркотического воспитания школьников...

Рекомендации по проведению родительских собраний. Протокол родительского собрания на тему: "Социализация и социальная адаптация учащихся с нарушениями слуха"

Этапы подготовки к родительскому собранию: 1. Выбор темы собрания. 2. Определение целей родительского собрания. 3. Изучение классным руководителем и другими организаторами собрани...

Материалы по проведению родительских собраний

Материалы по проведению родительских собраний...

Материалы для проведения родительского собрания.

quot;Ювенальная юстиция :за и против"...

Педагогический совет на тему: «Содержание и формы проведения родительских собраний. Технологии проведения родительских собраний»

         Родительское собрание - это важный педагогический инструмент в руках учителя, это огромная ответственность: в этот день придётся рассказать каждой семье об их ...

Доклад на тему: " Содержание и формы проведения родительских собраний. Технология проведения родительских собраний"

Доклад на тему: "Содержание и формы проведения родительских собраний. Технология проведения родительских собраний"....

Материалы к проведению родительских собраний

Материалы к проведению родительских собраний...