Родительский лекторий на тему: «Знать и понимать ребенка».
материал на тему
Каждый ребёнок – это особый мир и познать его могут только те родители, которые понимают каждые движения детского сердца, умеют вместе со своим ребёнком разделить детские радости и тревоги, успехи и огорчения. Дети поражают нас своеобразием поведения и реакциями на воспитательные действия. У них различное и восприятие, и эмоциональная отзывчивость на наши требования. Индивидуальное своеобразие детей заставляет родителей искать пути подхода к ним, чтобы познать их и правильно формировать личность, найти педагогический ключик к разгадке поведения и поступков. Знать и понимать ребёнка – это необходимое условие разумного руководства их трудом, учением и играми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskiy_lektoriy._4.docx | 21.05 КБ |
Предварительный просмотр:
РОДИТЕЛЬСКИЙ ЛЕКТОРИЙ
ТЕМА: «ЗНАТЬ И ПОНИМАТЬ РЕБЁНКА».
Каждый ребёнок – это особый мир и познать его могут только те родители, которые понимают каждые движения детского сердца, умеют вместе со своим ребёнком разделить детские радости и тревоги, успехи и огорчения. Дети поражают нас своеобразием поведения и реакциями на воспитательные действия. У них различное и восприятие, и эмоциональная отзывчивость на наши требования. Индивидуальное своеобразие детей заставляет родителей искать пути подхода к ним, чтобы познать их и правильно формировать личность, найти педагогический ключик к разгадке поведения и поступков. Знать и понимать ребёнка – это необходимое условие разумного руководства их трудом, учением и играми.
Остановимся на некоторых психологических особенностях данного возраста: внушаемости, подражательности, конкретности детского мышления, а также специфики нравственного формирования личности. Известно, что конкретность детского мышления связана с ситуативностью в применении правил поведения и требованиями родителей. Родителям полезно прибегать к педагогической оценке – поощрению, похвале, одобрению положительных поступков, действий и качеств: «Молодец, Саша, ты – честный мальчик. Будь всегда таким»; «Лена, нас очень обрадовало то, что ты так умеешь заботиться о своих товарищах»; «Сын, я радуюсь тому, что ты умеешь достойно вести себя в гостях и общественных местах».
Конкретные представления являются господствующей формой мышления и основой формирования обобщённых понятий (честь, долг, дружба, обязанности, ответственность).
Дети, посещающие детские сады, обладают чертами коллективистов, но у них слабо развиты тормозные процессы. Постоянное общение сделало их легковозбудимыми, они не умеют сдерживаться, привыкли свободно вести себя в коллективе сверстников. Есть особенности и в развитии сельских детей (речевое развитие, коллективистские качества, эстетические вкусы, направленность интересов и т.п.).
Однако возраст не определяет психических стандартов. Каждый ребёнок имеет индивидуальный путь развития. Для разных детей характерны и разные темпы развития и степень выраженности тех или иных общих возрастных особенностей. Чтобы хорошо воспитывать, важно учитывать также и индивидуальные особенности детей.
Знание индивидуальных особенностей ребёнка, его сильных (положительных) и слабых (недоразвитых, неустойчивых) сторон приходит не сразу. Например, если ребёнок не сразу включается в домашнюю работу, часто отвлекается на посторонние дела, значит, он нуждается в терпеливом напоминании и развитии сосредоточенного внимания. Здесь важен и тон обращения с детьми. Для одних детей достаточен просто намёк, другим необходимо небольшое напоминание, третьи требуют обстоятельного объяснения домашнего задания.
Родители должны усвоить истину, сформулированную советским педагогом В.А. Сухомлинским: «… Чтобы быть гуманным, надо знать душу ребёнка. Подлинная гуманность означает, прежде всего, сочетание уважения с требовательностью. Требование начинается с глубокого уважения сил и возможностей ребёнка. Взрослому нужно понять, почувствовать сердцем то, что ребёнку посильно, а что нет».
Ученые, педагоги, писатели и композиторы давно доказали то, что большую роль в нравственном и эстетическом воспитании человека играет природа. Сама природа ещё на заре развития человеческого общества была наставницей человека, его другом-кормильцем. Именно природа воспитывала в человеке наблюдательность, пытливость, любознательность, заставляла находить всё новые ответы на загадки и тайны её сущности. И всё то, с чем был связан человек в природе, формировало его интеллект, обогащало и развивало разум. «День, проведённый ребёнком среди рощ и полей, стоит многих недель, проведённой на учебной скамье», - подчёркивал воспитательную силу природы К.Д. Ушинский. Восторги от созерцания самой природы, по мнению композитора П.И. Чайковского, выше, чем искусство. И действительно, общение с природой порождает новые прекрасные чувства, воспитывает внимательность и чуткость к окружающим, делает человека нравственно – чище.
Дети любят подбирать разноцветные камушки, шишки, коллекционируют бабочек, жуков и т.п. Родителям не следует запрещать. Помогите ребёнку, посоветуйте, прочитайте вместе «Малахитовую шкатулку» П. Бажова.
Очень полезно приучать детей делать сувениры – игрушки к праздникам. Это в нравственном отношении ценнее подарков, которые они покупают мамам и папам в день рождения на деньги, заработанные самими родителями.
Ребёнок не на словах, а на деле должен доказать свою любовь к живому существу. Педагогический опыт показывает, что ребёнок, любящий животных, имеет мягкий, отзывчивый характер, да и отношение к людям более тёплое, сердечное. Как видим, маленькие живые существа становятся активным средством формирования личности ребёнка, воспитания в нём таких нравственных чувств и качеств, как долг, ответственность, гуманность. Имея в виду эту особенность детской психологии, родителям нужно больше рассказывать детям о доброте и преданности домашних животных. Взрослым нужно стараться воспитать у детей положительное отношение к животным, а не формировать пренебрежительное отношение к ним.
Гражданский долг родителей – научить детей не только беречь природу, но и приумножать её богатства, вносить посильную лепту в её сбережение и приумножение.
Каждому родителю важно не упустить этот ценный момент рождения человека – хозяина земли. Именно в младшем школьном возрасте, когда у ребёнка наиболее высоко развито эмоциональное восприятие и ощущение окружающего мира, следует усилить выработку таких ценных общечеловеческих качеств, как трепетное отношение к живой природе. Если вы научите ребёнка любить и охранять природу, то можно считать, что вы вырастили доброго и отзывчивого человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительский лекторий на тему "Подростковый суицид"
Оказание профилактической помощи родителям по проблеме подросткового суицида.В разработке представлен материал о проблемах суицида в подростковом возрасте...
Родительский лекторий на тему "Условия успешного семейного воспитания младших школьников".
Цель: научить родителей применять знания на практике....
Родительское собрание в рамках «Общешкольного родительского лектория» по теме: «Какие нравственные ценности нужны моему ребёнку»
Полная готовая разработка родительского собрания...
Родительский лектории на тему "Режим дня и его влияние на здоровье ребёнка и качество его обучения "
Родительский лектории на тему "Режим дня и его влияние на здоровье ребёнка и качество его обучения "...
Материал для родительского лектория по теме "Особенности подросткового возраста" (1,2)
В статьях рассматриваются психофизиологические особенности и особенности мышления подростков....
Презентация к родительскому лекторию на тему: "Роль семьи и школы в формировании личности ребенка"
Презентация по теме выступления на родительском лектории на тему: "Роль семьи и школы в формировании личности ребенка"...
Родительский лекторий на тему: Воспитательный потенциал семьи. Роль отца в воспитании ребенка
Родительский лекторий, который проводился ко Дню отцов....