«Профессия – важный выбор в жизни девятиклассника»
методическая разработка (9 класс) на тему

Стрелкова Инна Владимировна

Родительская Академия «Помоги себе сам» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительская Академия «Помоги себе сам»

«Профессия – важный выбор в жизни девятиклассника»

Дата проведения: 22 октября 2013г.

Повестка

  1. Петрученко Т.В. Директор МБОУ «СОШ» №13 Вступительное слово.
  2. Климова Л.А. Заместитель директора по предпрофильной подготовке. «Введение профильного обучения в МОСШ №13».
  3. Стрелкова И.В. Педагог-психолог «Как помочь ребёнку выбрать профессию»
  4. Иванова А.А. Ведущий специалист Службы занятости «Актуальные и востребованные профессии на рынке труда г. Нижневартовска.»
  5. Хохлова Е.В. Директор учебно-консультативного центра «Образование и карьера» Перспективные профессии и современная социальная ситуация».

Выступление педагога-психолога Стрелковой И.В.

«Как помочь ребёнку выбрать профессию»

Цель:

Помочь родителям  учащихся в выборе будущей профессии и профиля обучения своих детей.

Задачи

  • Дать родителям представление об ориентациях и ценностях учащихся.
  • Скорректировать профессиональные предпочтения и учащихся, и родителей.
  • Показать, какие профессии являются перспективными в современном    

     российском обществе.

Предварительная подготовка  

С учащимися проводится предварительное анкетирование

Анкета

1.Выбрал ли ты профессию? Если «да», то какую?   (если нет, переходи к вопросу № 5)

2. Почему выбрана именно эта профессия?

А) возможность трудоустройства   Б) престижно     В) высокая зарплата Г) мне это интересно

3. Что ты знаешь о своей будущей профессии?

А) предмет, содержание, условие труда    Б) профессионально важные качества  В) где можно получить эту профессию

 Г) спрос на эту профессию     Д) медицинские противопоказания

4. Что повлияло на твой выбор?

А) самостоятельно принял(а) решение   Б) посоветовали родители  В) посоветовали друзья

 Г) влияние оказали занятия с профконсультантом Д) другое (укажите что)

5. Если не выбрал(а), то почему?

А) плохо знаю мир профессий   Б) плохо знаю свои возможности  В) не могу выбрать из нескольких вариантов

Г) не знаю, как выбрать профессию

6. Какой предмет труда тебя привлекает?

А) человек  Б) информация  В) финансы   Г) техника   Д) искусство  Е) животные и растения  

Ж) продукты и изделия  З) природные ресурсы

7. Какой вид деятельности тебя привлекает?

А) управление  Б) обслуживание  В) образование  Г) производство Д) конструирование  Е) исследование  Ж) защита  З) контроль 

8. Я считаю, что сегодня в нашей стране самые престижные профессии,

это — ... ……………………………………………………………………………..

9. Нравятся ли тебе профессии твоих родителей или родственников?

Ход собрания

Каждому человеку – свое дело,

И каждому делу – свое время

Эзоп

     Работа играет важную роль в жизни каждого человека и оказывает большое влияние на его состояние и самочувствие. Исследователи доказали, что удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе, сокращает частоту физических и психических проблем, связанных со здоровьем и усиливает удовлетворенность жизнью. Безусловно, адекватность выбора и уровень освоения профессии  влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому так важно для человека, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор.

Анализ результатов анкеты

 Большинство ребят  51% не выбрал  до сих пор профессию. 49%  опрошенных ребят  ответили, что профессию выбрали. Среди часто встречающихся профессия врача (там были названы различные специализации хирург, аллерголог и т.д.)

Почему выбрана та или иная профессия? Варианты ответов выглядят следующим образом. Мне это интересно – 56%, престижно- 25%, высокая зарплата – 16%, при этом меньше всего ребят интересуют вопросы трудоустройства

Что повлияло на твой выбор? 54% опрошенных ответили, что они самостоятельно приняли решение, 38% - посоветовали родители, 8% - посоветовали друзья

Не определившиеся с профессией ребята называют следующие причины: не могу выбрать из нескольких вариантов – 46%, плохо знаю свои возможности – 27%, не знаю как выбрать профессию – 19%

Информация для родителей «Качества профессионала  и современная социальная ситуация»

Психолог Л.М. Митина выделяет следующие характеристики современной социальной ситуации, которые необходимо учитывать современному старшекласснику при выборе профессии:

  • Динамичность мира профессий. Ежегодно появляется около 500 новых профессий. Вместе с тем многие профессии «живут» сегодня лишь 5-15 лет, а затем либо «умирают», либо меняются до неузнаваемости.
  • Смена монопрофессионализма полипрофессионализмом. Это значит, что человеку нужно стремиться к овладению не одной какой-либо профессией, а несколькими смежными.

Следовательно, выпускнику школы, вступающему в жизнь, необходимо быть готовым к тому, что знаний и умений, полученных в период обучения, не хватит на все время трудовой жизни. Человеку в течение жизни не раз придется переучиваться, заниматься самообразованием, самовоспитанием. Поэтому одной из главных целей современного профессионального обучения является развитие у учащихся заинтересованности и потребности в самоизменении.

Анализ результатов методики «Престижные профессии»

На сегодняшний день ребята называют следующие профессии престижными: экономисты, программисты, менеджеры, юристы, врачи, психологи

Позиции родителей, старших членов семьи

    Ребенок живет в семье. Взрослые несут ответственность за жизнь ребенка, и их отношение к его профессиональному выбору имеет огромное значение. Условно можно обозначить следующие позиции взрослых:

  1. Позиция    невмешательства.    Предоставляя    детям    свободу    выбора, взрослые,   фактически,   отказываются   помочь   в   выборе   профессии, оставляя детей в ситуации неопределенности.
  2. Позиция активного вмешательства предполагает «напористые» действия со стороны родителей в решении задачи выбора профессии. Родители так «организуют»   выбор   своего   ребенка,   что   он,   практически,   лишен возможности, выбрать самостоятельно.
  3. Позиция   противоречия.   Как   правило,   родители   демонстрируют   эту позицию,   когда   на   своем   опыте   знакомы   с   профессией,   которой интересуется  ребенок.   Отсюда,  готовы   согласиться   с   каким  угодно профессиональным выбором, лишь бы не с пройденным ими. Иногда, родители могут навязывать выбор, не зная особенностей той или иной профессиональной деятельности. Часто родители озабочены вопросами престижа,   хорошей   оплаты   будущей   профессии,   ориентируясь   на современное состояние рынка труда, а каким оно будет через 5-7 лет спорят даже специалисты... Это свидетельствует о неразвитой культуре отношений родителей к проблеме профессионального самоопределения детей.
  4. Позиция сотрудничества (наиболее результативная). Это такая позиция родителей, других старших членов семьи, когда они создают условия для организации активного, самостоятельного поиска детьми обоснованного ответа на вопрос «Кем быть?», а именно: «С кем быть?» (т.е. с какой профессиональной общностью людей), «Каким быть?» «Где дальше учиться?» «Что ты сможешь дать обществу, семье?»; т.е. обсуждаю с детьми их профессиональные планы, предлагают, а не указывают, практически приобщают к труду с последующим  анализом «сильных» и «слабых» сторон личности ребенка в сравнении с требованиями обсуждаемых профессий и с семейными традициями.

Заключительное слово  

 Пожелание родителям: изучите интересы, возможности и способности своего ребенка. Ориентируйтесь на реальные пути построения профессиональной карьеры, не отбрасывайте возможность получения начального профессионального образования как вполне реального и эффективного этапа в профессиональной подготовке подростков после окончания основной школы.

При выборе профессии обращайте внимание на  информацию о перспективах развития рынка труда, о наиболее востребованных в настоящее время профессиях и специальностях  

   Психолог обращает внимание родителей на списки учебных заведений (список профилей в школе, школ и колледжей), которые получил каждый родитель. Советует внимательно ознакомиться с этой информацией, познакомить с ней ребенка и принять совместное решение по поводу дальнейшего обучения подростка.

Памятка для учащихся и их родителей по выбору профессии

Уважаемые папы и мамы!

    Выбор профессии — важное и ответственное дело! Выбирая профессию нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания и только потом семейные традиции и интересы.

  1. Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.
  2. Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.
  3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
  4. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.
  5. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.
  6. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
  7. Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.
  8. Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.
  9. Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы занятия в кружках и т. д.
  10. Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!

      В свою очередь хочется сказать, что в нашей школе тоже ведется работа по профориентации учащихся в рамках элективных курсов, психодиагностических мероприятий. Обращаются ребята и в частном консультативном порядке. Поэтому если возникает такая необходимость, а судя по ответам ребят  такая необходимость есть вы можете прибегнуть к помощи и представленных сегодня центров и школы.

Стрелкова  Инна                                                                                                                  г. Нижневартовск

Владимировна                                                                                                                  МБОУ «СОШ» №13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Выбор профессии-важное событие в вашей жизни"

Важное событие в жизни старшеклассников -это выбор профессии.Как сделать правильный выбор?...

БЕСЕДА: Все профессии важны, все профессии нужны. Цели: расширять знания и представления детей о различных профессиях, их пользе; смотивировать к выбору будущей профессии; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий; показать важность тр

Труд даёт человеку всё необходимое для жизни. Трудом создаются книги, произведения искусства, архитектуры. В процессе труда люди общаются, становятся более образованными. В результате труда созд...

Классный час "Выбор профессии-жизненно важный выбор"

Профориентационная работа для школьников с нарушением слуха это важный этап всего воспитательного процесса, т.к. готовит детей к сознательному выбору профессии. Занятия способствуют расширению знаний ...

Классный час, посвященный выбору профессии "Все профессии важны"

Выбор профессии - ответсвенный шаг, который предстоит каждому из нас. Как не ошибиться в выборе профессии? Какие профессии существуют в современном нам мире? Ответы на эти и многие другие вопросы мы п...

Основной выбор в жизни-выбор профессии.

Выбор профессии – это Ваш первый в жизни самостоятельный шаг, от правильного выбора профессии зависит удовлетворенность жизнью и Ваше счастье.  Это процесс сложный и многоступенчатый, сталк...

Профессия - важная вещь в жизни человека

Профессия - это форма деятельности, основанная на определённых знаниях, навыкахьи опыте и направленная на достижение определённых целей. Каждая профессия является важной...