родительское собрание" Убеждение и внушение как средство воспитания"
статья (8 класс) на тему

Осипова Алла Юрьевна

материал предназначен для родителей учеников 7-9 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_kl._4_lektoriy.rar686.24 КБ

Предварительный просмотр:

   

Убеждение и внушение как средства воспитания

    Личность формируется многими обстоятельствами,  в том числе психологическим воздействием одного человека на другого, осуществляемым методами убеждения и внушения. Методы эти используются с целью формирования определённых взглядов и различных установок.
С помощью убеждения можно перестроить сознание воспитанника, проявить у него желание поменять образ жизни, побудить подростка к самовоспитанию. Однако наиболее положительный и стойкий результат выявляется при сочетании различных методов воспитания и перевоспитания: убеждения и внушения. Не будем забывать при этом, что
к чтению проповедей подростки относятся скептически, иронически.
     Внушение представляет собой психологическое воздействие одного лица на другое лицо или на группу лиц, способ воздействия на человека, когда что-то утверждается или отрицается без доказательств, без логического объяснения. Внушение обладает большой силой.
Внушать – значит вселять, внедрять, передавать, поселять в мыслях, помыслах, побуждать к принятию передаваемого словами или иным способом. Если убеждение заставляет работать ум – думать, спорить, выбирать, то внушение не требует умственных усилий, и поэтому человек, не привыкший к самостоятельному размышлению, легко внушаем.
   С раннего детства дети впитывают элементарные нормы поведения и отношений. Родители стараются внушить правильное нравственное поведение, но оказывается, что воспринято и отрицательное к большому удивлению взрослых: «Откуда это у него?». Они забывают, что внушается ребёнку только то, что несёт в себе сильный эмоциональный заряд. Неискреннюю проповедь ребёнок не воспримет
. Внушается только то, о чём родители говорят искренне.
    Внушают словом, жестом, выражением лица, своим поведением. И, как правило, не слова о других внушают, а истинное к ним отношение. Учтите, дорогие родители, как Вы сами относитесь к событиям жизни, к окружающим Вас людям не на словах, а на деле, так и Ваши дети будут к ним относиться: «Яблоко от яблоньки…». Основной внушающей силой в семье обладает тот, кто имеет наибольший авторитет. Если Вы внушите, что нет честных людей, что вокруг одни жулики, то ребёнок не будет никому верить, не воспримет доброту и участие.
Практика свидетельствует о сильной внушаемости детей. Внушение в детстве разумного, доброго – залог невосприимчивости к дурному влиянию, ярко проявляющийся в подростковом возрасте. Подросток повышенно внушаем своими сверстниками, и ему уже многое внушено с детства: и истинное и ложное.

Внушение и убеждение

     Словесное убеждение действует на другое лицо силой своей логики и непреложными доказательствами, внушение, как и подражание, действует путем непосредственного прививания психических состояний, то есть идей, чувствований и ощущений, не требуя вообще никаких доказательств, но не нуждаясь в логике. Оно действует прямо и непосредственно на психическую сферу другого лица путем приказа или уговора, путем увлекательной или взволнованной речи, путем жестов, мимики, движений и знаков.
   
Внушение, может проявляться легче всего в том случае, когда оно проникает в психическую сферу незаметно, вкрадчиво, при отсутствии сопротивления со стороны личной сферы данного лица или по крайней мере при пассивном отношении последнего к предмету внушения или же, когда оно сразу подавляет личность субъекта, устраняя всякое сопротивление со стороны последнего. Опыт действительно подтверждает это, так как внушение может быть вводимо в психическую сферу или мало-помалу путем постоянных заявлений и уговоров одного и того же рода, или же сразу в форме повелительного приказа.

Печать

E-mail

    Убеждение является одним из основных методов воспитания и перевоспитания. Убеждение должно удовлетворять определённым требованиям для того, чтобы быть действенным:
- Разговор должен быть понятен, доступен и отвечать уровню возрастного развития убеждаемого.
- Убеждение должно проводиться с учётом индивидуальных особенностей воспитанника.
- Убеждение должно содержать наряду с обобщёнными положениями (например – правилами) конкретные примеры.
- Убеждение должно быть логичным, последовательным, доказательным.
- Убеждение может включать анализ происшествий, фактов поведения.
- Убеждающий должен верить в то, что он утверждает.
Следует учитывать, что не все дети легко поддаются внушению – это зависит от множества факторов. Метод внушения воспринимается лучше всего при наличии эмоционального аспекта во время общения.

Запомните, что внушать можно не только словом, но и жестами, мимикой, поведением. Этот метод легко воспринимается детьми в случае его применения человеком, который пользуется у ребёнка авторитетом – в первую очередь это родители, старшие братья и сёстры. Внушайте ребёнку прекрасное, а не наоборот. Не стоит внушать ему, что всё плохо, все вокруг враги, иначе он вырастет неуверенным в себе человеком, не верящим никому.

Дети в большой степени подвержены внушению. Поэтому родителям следует помнить, что внушение в пределах разумного – залог того, что в подростковом возрасте ребёнок будет меньше подвержен плохому влиянию извне.

С помощью убеждения можно перестроить сознание воспитанника, проявить у него желание поменять образ жизни, побудить подростка к самовоспитанию. Однако наиболее положительный и стойкий результат выявляется при сочетании различных методов воспитания и перевоспитания: убеждения и внушения, отвлечения, приучения. Не будем забывать при этом, что к чтению проповедей подростки относятся скептически, иронически.

По словарю Даля внушать – значит вселять, внедрять, передавать, поселять в мыслях, помыслах, побуждать к принятию передаваемого словами или иным способом. Если
убеждение заставляет работать ум – думать, спорить, выбирать, то внушение не требует умственных усилий, и поэтому человек, не привыкший к самостоятельному размышлению, легко внушаем.

Однако, как правило, убеждая, внушают и наоборот – внушая, убеждают. С раннего детства малыши впитывают элементарные нормы поведения и отношений. Родители стараются внушить правильное нравственное поведение, но оказывается, что воспринято и отрицательное к большому удивлению взрослых: «Откуда это у него?». Они забывают, что внушается ребёнку только то, что несёт в себе сильный эмоциональный заряд. Неискреннюю проповедь ребёнок
не воспримет. Внушается только то, о чём родители говорят искренне.

Внушают словом, жестом, выражением лица, своим поведением. И, как правило, не слова о других внушают, а истинное к ним отношение. Учтите, дорогие родители, как Вы сами относитесь к событиям жизни, к окружающим Вас людям не на словах, а на деле, так и Ваши дети будут к ним относиться: «Яблоко от яблоньки…». Основной внушающей силой в семье обладает тот, кто имеет наибольший авторитет. Если Вы внушите, что нет честных людей, что вокруг одни жулики, то ребёнок не будет никому верить, не воспримет доброту и участие. Если Вы внушите пренебрежение к чужой жизни, то и у отпрыска Вашего сложится стойкий стереотип поведения с таким же отношением.
Методы воспитания детей в семье

Пути (способы), с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей, не отличаются от общих методов воспитания, но имеют свою специфику. Влияние на ребенка — индивидуальное, основанное на конкретных поступках и приспособленное к личности.

Выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье.     Поэтому методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности их родителей и неотделимы от них. Сколько родителей — столько разновидностей методов. Например, убеждение у одних родителей — мягкое внушение, у других — угроза, крик. Когда в семье отношения с детьми близкие, теплые, дружеские, главный метод — поощрение. При холодных, отчужденных отношениях, естественно, превалируют строгость и наказание. Методы очень зависят от установленных родителями воспитательных приоритетов: одни хотят воспитать послушание — поэтому методы нацелены на то, чтобы ребенок безотказно выполнял требования взрослых; другие считают более важным учить самостоятельному мышлению, проявлению инициативы и обычно находят для этого соответствующие методы.

Все родители используют общие методы семейного воспитания: убеждение (объяснение, внушение, совет), личный пример, поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива), наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания).

Разнообразны средства решения воспитательных задач в семье. Среди них — слово, фольклор, родительский авторитет, труд, учение, природа, домашний быт, национальные обычаи, традиции, общественное мнение, духовный и климат семьи, пресса, радио, телевидение, режим дня, литература, музеи и выставки, игры и игрушки, демонстрации, физкультура, спорт, праздники, символы, атрибуты, реликвии и т. д.

Выбор и применение методов родительского воспитания опирается на ряд общих условий:

Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают, какие отношения складываются с одноклассниками и педагогами, со взрослыми и с более младшими по возрасту, что более всего ценят в людях и т. д. Простые, казалось бы, сведения, но 41% родителей не знают, какие книги читают их дети, 48% — какие фильмы смотрят, 67% — какая музыка им нравится; больше половины родителей ничего не могут сказать об увлечениях своих детей. Только 10% учащихся ответили, что в их семьях знают, где они бывают, с кем встречаются, кто их друзья. По данным социологических исследований (1997 г.), 86% юных правонарушителей, оказавшихся за решеткой, ответили, что родители не контролировали их поздних возвращений домой.

Если родители отдают предпочтение совместной деятельности, то обычно превалируют практические методы. Интенсивное общение во время совместного труда, просмотров телепередач, походов, прогулок дает хорошие результаты: дети более откровенны, и это помогает родителям лучше понять их. Нет совместной деятельности — нет и повода, и возможности для общения.

Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания. Давно замечено, что в семьях образованных людей дети всегда лучше воспитаны. Следовательно, учить педагогику, овладевать секретами воспитательного воздействия — вовсе не роскошь, а практическая необходимость. «Педагогические знания родителей особенно важны в тот период, когда отец и мать являются единственными воспитателями своего ребенка...

Подавляющее большинство родителей хотели бы видеть своих детей одаренными и культурными, воспитанными и преуспевающими. На этом естественном стремлении и строятся отношения между школой и семьей. Скоординировать усилия школы и семьи — значит устранить противоречия, создать однородную воспитательную и развивающую среду.

     Постоянная тема для обсуждения на родительских собраниях — соблюдение единства требований семьи и школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация родительского собрания "Роль родителей в нравственном воспитании своих детей"

познакомить родителей с их ролью в нравственном воспитании своих детей...

Родительское собрание "Правовая ответственность родителей за воспитание ребёнка – залог его успешности в учёбе и жизни».

Повестка собрания:1.ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ2.СТИЛИ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ3.ПРИЧИНЫ СНИЖЕНИЯ  УСПЕВАЕМОСТИ...

Родительское собрание "Спешите делать добро", посвященное воспитанию милосердия и доброты

Родительское собрание «Спешите делать добро» проводится совместно с детьми. Целью собрания является воспитание заботы, милосердия, доброты, терпимости, доброжелательности, чуткости и сострадания...

Родительское собрание. Тема: «Роль семьи в воспитании у детей сознательного отношения к учебе»

Родительское собрание на протяжении многих лет остаётся одной из наиболее распространённых форм работы классного руководителя с родителями. Здесь решаются вопросы, касающиеся обучения и воспитан...

Родительское собрание для 5-8 классов "Воспитание «стрессоустойчивости» у детей и подростков как средство укрепления физического и психического здоровья"

Данный материал можно использовать как на общешкольном родительском собрании, так и в средних классах. Материал сопровождается презентацией.Цель: познакомить родителей с опасностью возникновения стрес...

Материалы родительского собрания на тему "Этические средства поощрения и наказания ребенка в семье"

Цель: повысить ответственность родителей за становление личности ребенка, его поступки и поведение....

ПРОТОКОЛ №2 Родительского собрания «Уроки ритмики как средство оздоровления учащихся»

ПРОТОКОЛ №2Родительского собрания«Уроки ритмики как средство оздоровления учащихся»...