Родительское собрание для 5-8 классов "Воспитание «стрессоустойчивости» у детей и подростков как средство укрепления физического и психического здоровья"
материал (7 класс) на тему

Анищенко Светлана Николаевна

Данный материал можно использовать как на общешкольном родительском собрании, так и в средних классах. Материал сопровождается презентацией.

Цель: познакомить родителей с опасностью возникновения стресса и методами его профилактики.

Форма: психологическая беседа, тренинг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon roditelskoe_sobranie_5-8_klassy.zip38.7 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание среди 5 – 8 классов

Тема: «Воспитание «стрессоустойчивости» у детей и подростков как средство укрепления физического и психического здоровья»

Стрессы не щадят ни взрослых, ни детей.

Цель: познакомить родителей с опасностью возникновения стресса и методами его профилактики.

Форма: психологическая беседа, тренинг.

Участники: родители учащихся, классные руководители.

Подготовительный этап:

  • пригласить родителей учащихся;
  • тематически оформить кабинет;
  • подготовить выставку литературы по теме собрания.

Оборудование: помещение для проведения собрания; высказывания о родителях и детях: листы и ручки для проведения опроса.

ХОД СОБРАНИЯ

(Ведущий предлагает родителям занять удобные места)

1. Приветствие родителей. Добрый день, уважаемые родители! Мы благодарны вам за то, что вы пришли на эту встречу. Рассчитываем на вашу помощь, поддержку и взаимопонимание. Мы неслучайно предложили вам сесть по кругу. В кругу проще вести открытый разговор. Это и возможность быть некоторое время вместе, видеть глаза друг друга.

Правила, которые при этом надо выполнять:

  1. В кругу все равны. Можно высказывать любое мнение, не задевая при этом достоинство присутствующих.
  2. Можно не отвечать на вопрос, если не хотите или не можете.

(Установка на общение)

2. Тематическое общение.

   Вряд ли кто-то станет спорить с тем, что детям нужно уделять внимание. Но далеко не всегда удается побыть наедине со своим ребенком, пообщаться с ним, выслушать новости, принесенные из школы или детского сада. И нередко случается так, что лишь когда малыш уснул, мы вспоминаем, что был он каким-то вялым, грустным, не мешал смотреть любимый телесериал. «Ничего, расспрошу завтра», — утешаем мы себя. А завтрашний день приносит новые хлопоты и заботы... А ведь именно так можно проглядеть детский стресс.

Стресс — это не всегда плохо

Стресс — это потрясение, реакция на раздражитель или стрессогенный фактор (в переводе с английского stress — это давление, нажим, напряжение). Стрессов бояться не следует, ведь человек нуждается в регулярных встрясках для ощущения всей полноты жизни и для того, чтобы его организм нормально функционировал. И просто отлично, если стрессовая ситуация побуждает собраться, мобилизовать все силы на экзамене, во время визита к врачу, на публичных выступлениях или спортивных состязаниях. Но возможна и деструктивная реакция на аналогичные ситуации, при которых возникают растерянность, тревога, апатия. То есть опасным является не сам стресс, а патологическая реакция на него.

Далеко не всем известно, что стрессом можно назвать не только какое-то серьезное, драматическое или даже трагическое событие. Стресс может вызвать и жизнь в тяжелой безвыходной ситуации: сложные бытовые условия, материальные затруднения, перегруженность и хроническая занятость, постоянное недосыпание, череда мелких травмирующих событий (так называемая черная полоса). Поэтому даже взрослый человек не всегда отдает себе отчет в том, что находится в состоянии хронического стресса. Что уж говорить о том, если нечто подобное переживает ребенок.

Причины стресса у детей

Насколько применимо к малышу такое понятие, как «стресс»? Увы, в такой же мере, как и к взрослому. С той лишь разницей, что незрелая детская психика порой просто не в состоянии справиться с неприятностями без посторонней помощи. И многое зависит от отношения родителей к детским горестям и радостям, от того, насколько уважительно они относятся к личности малыша, сумели ли научить справляться с проблемами.

Стрессогенные ситуации у детей могут быть те же, что и у взрослых: потеря близкого человека, развод родителей, смена коллектива, переезд на новое место проживания... Вместе с тем существуют и сугубо детские проблемы, которые связаны с возрастными изменениями, учебой, отношениями с родителями, сверстниками, учителями.

Стрессу подвержены даже грудные дети. У них он проявляется в повышенной раздражительности, отказе от принятия пищи, неожиданном и резком нарушении общей картины сна. Среди причин могут быть болезнь, госпитализация, разлука с близкими людьми, нарушение режима кормления, неприятности, переживаемые родителями.

Дети от 6 до 12 лет подвержены стрессам, которые вызваны требованиями к ним и дома, и в школе. Типичные стрессогенные ситуации в этом возрасте: давление по поводу успеваемости, зависть, чувство соперничества со старшими братьями и сестрами, ссоры с родителями и друзьями, возрастные изменения в строении тела.

Особо чреват наличием юношеских потрясений подростковый возраст. Тинейджеры драматически переживают сложности в отношениях с противоположным полом, страдают от различных комплексов и заниженной самооценки, переживают из-за неприятия их определенной группой сверстников.

Как распознать стресс у ребенка?

К сожалению, вне зависимости от возраста определить наличие у детей стресса достаточно сложно. Ведь пока ребенок мал, он еще не в состоянии сформулировать свои проблемы, а когда становится постарше, то уже не считает возможным делиться ими со своими близкими. Поэтому родителям следует научиться распознавать косвенные признаки того, что ребенок находится в состоянии хронического стресса.

Итак, есть все основания заподозрить, что у вашего ребенка серьезные проблемы, если он стал раздражительным, неспокойным, у него преимущественно плохое настроение. Он может стать напряженным, тревожным, недовольным собой, склонным к необдуманным импульсивным поступкам. Иногда можно наблюдать проблемы в общении, непродуктивное распределение времени, агрессивное поведение, склонность ко лжи, проявления отчужденности («никому я не нужен, никто меня не любит»). Одновременно могут возникнуть проблемы с учебой из-за ослабления памяти, спутанного мышления, ухудшения способности концентрироваться. Бывает, что ребенок плохо спит из-за кошмаров или, напротив, страдает повышенной сонливостью. Нередки и такие признаки стресса, как потеря аппетита или, наоборот, склонность к перееданию; речевые нарушения; головные боли; расстройства пищеварения (запоры или поносы); сердцебиение; тошнота; повышенная утомляемость; потливость; неопределенные боли, не поддающиеся врачебной диагностике; склонность к аллергическим реакциям; частые простудные заболевания и инфекции.

ни.

Тест для родителей «Ваш ребенок болен неврозом или может заболеть им?»

(Каждый пункт оценивается в 2 балла, если указанные симптомы выражены и тем более возрастают в своей интенсивности в последнее время. Если указанные проявления встречаются периодически, то оцениваются в 1 балл. При их отсутствии ставится 0 баллов)

Болезнь уже есть или возможна, если ребенок:

• легко расстраивается, много переживает, все слишком близко принимает к сердцу;

• чуть что — в слезы, плачет навзрыд или ноет, ворчит, не может успокоиться;

• капризничает ни с того ни с сего, раздражается по пустякам, не может ждать, терпеть;

• часто обижается, «дуется», не переносит никаких замечаний;

• крайне неустойчив в настроении, вплоть до того, что может смеяться и плакать одновременно;

• все больше грустит и печалится без видимой причины;

•  много бесцельно манипулирует предметами (вертит в руках ручку, листает книгу и т.п.);

• долго не засыпает, беспокойно спит, просыпается, не может сразу прийти в себя утром;

• становится повышенно возбудимым, когда нужно сдерживать себя, или заторможенным и вялым при выполнении заданий;

• появляются выраженные страхи, опасения, боязливость в любых новых, неизвестных или ответственных ситуациях;

• нарастает неуверенность в себе, нерешительность в действиях и поступках;

• все быстрее устает, отвлекается, не может концентрировать внимание продолжительное время;

• все труднее найти с ним общий язык, договориться; становится сам не свой, без конца меняет решения или уходит в себя;

• начинает жаловаться на головные боли вечером или боли в области живота утром; нередко бледнеет, краснеет, потеет; беспокоит зуд без видимой причины, аллергия, раздражение кожи;

• снижается аппетит; часто и подолгу болеет; повышается без причин температура; часто пропускает школу.

РЕЗУЛЬТАТ: 

Набор от 20 до 30 баллов означает: невроз у вашего ребенка несомненен.

15—20 — он был или будет в ближайшее время.

10—15 баллов говорят о нервном расстройстве, не обязательно достигающем стадии заболевания.

5—10 баллов требуют от вас быть более внимательным к нервной системе ребенка.

Ниже 5 баллов — отклонения несущественны или являются выражением возрастных, преходящих особенностей вашего ребенка.

     Что же делать родителям, чтобы помочь ребенку избавиться от стресса?

    В этой ситуации не помогут ни целители, ни экстрасенсы. Помимо специальных, научно разработанных методов психотерапии самим родителям нужно провести определенную психологическую работу над собой. О том, что это не так легко, как покажется с первого взгляда, можно сделать вывод, ознакомившись с нижеследующими рекомендациями. Итак, чтобы ваш ребенок вылечился от невроза, вам нужно предпринять следующее.

1. Стараться быть частью жизни своего ребенка. Откликаться на его проблемы, принимать участие в их решении.

2. Доверять своему ребенку.

3.  Жертвовать своими интересами во имя ребенка.

4.  Не жалеть времени и средств на воспитание и образование ребенка.

5.  Стараться быть авторитетом для своего ребенка.

Самосовершенствоваться.

6. Стараться быть гибкими в воспитании ребенка. Не быть чрезмерно формальными и принципиальными.

7. Контролировать свои чувства и поступки.

8.  Не использовать диктат в общении с детьми.

9. Быть терпеливыми и последовательными.

10.Постараться, чтобы отношения между супругами в семье (даже бывшими), не отражались на психическом здоровье ребенка.

11. Позаботиться о своем психическом здоровье.

     Только с учетом всех этих рекомендаций можно обеспечить надежный эффект освобождения вашего ребенка от невротического заболевания и недостатков характера.

      3. Заключительное слово ведущего. (Оценка настроения родителей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание стрессоустойчивости у детей и подростков как средство укрепления физического и психического здоровья

Цель: познакомить родителей с опасностью возникновения стресса и методами его профилактики. Форма: психологическая беседа, тренинг. Участники: родители учащихся, классные руководители....

Настольный теннис как средство укрепления физического и психического здоровья

Почему надо в обязательном порядке заниматься настольным теннисом...

Создание условий по обеспечению охраны и укреплению физического и психического здоровья обучающихся на уроках литературы.

В данной статье описываются условия по обеспечению охраны и укреплению физического и психического здоровья обучающихся на уроках литературы. Для того чтобы в образовательном учреждении психологическа...

Уроки физической культуры, как средство сохранения физического и психического здоровья обучающихся в период дистанционного обучения (из опыта работы)

Сообщение на педсовете по теме:«Уроки физической культуры, как средство сохранения физического и психического здоровья обучающихся в период дистанционного обучения(из опыта работы)»...