Общешкольное родительское собрание "Ответственность детско-родительских отношений"
материал на тему

Володина Елена Леонидовна

Цель: Ликвидация причин неэффективного родительского отношения к детям, гуманизация взаимоотношений родителей с детьми
Задачи:

·         Выработка адекватного представления о детских возможностях и потребностях;

•      ликвидация психолого- педагогической неграмотности родителей;

•      продуктивная реорганизация арсенала средств обращения с ребенком

Скачать:


Предварительный просмотр:

Общешкольное родительское собрание

«Ответственность в детско-родительских взаимоотношениях»

Цель: Ликвидация причин неэффективного родительского отношения к детям, гуманизация взаимоотношений родителей с детьми

Задачи:

  • Выработка адекватного представления о детских возможностях и потребностях;
  • ликвидация психолого- педагогической неграмотности родителей;
  • продуктивная реорганизация арсенала средств обращения с ребенком

 
Подготовительная работа:   
1.    Проведение тестирования среди обучающихся 7 – 9 классов «Подростки о родителях» (выборочно)
2.    Проведение мини-сочинений в 10 – 11 классах «Идеальный родитель»
3.    Опрос обучающихся 2 - 4 классов «Если бы у меня было одно желание…»
4.    Подготовка зала
6.    Подготовка презентации 
7.    Оформление выставки  семейных газет «Семь Я» (5, 6  классы) 

8. Подготовка выставки кружка «Юный технолог», «Художественная обработка материалов»- Пашина А.А., Бешенцев С.Н., «Самоделкин» - Ситдикова Р.А.
9.    Подготовка ауди-  и медиа-  аппаратуры
10.    Подготовка концертной программы для родителей

План проведения собрания:

Концертная программа для родителей.

(Тимошкина М.В,учитель музыки, Тухфатуллина А.И., педагог-организатор) (15 мин)

  1. Вступительное слово директора школы Л.В. Бакалдиной
  2. О современной семье и её воспитательном потенциале. (зам. директора по ВР. Володина Е.Л.,)
  3. Безопасность детей в сети Интернет
  4. Профилактика насилия и жестокости в семье (Салават Купере)
  5. Анализ анкетирования «Дети о родителях», Особенности подросткового возраста  (Блинова З.М., педагог-психолог)
  6. Гармонизация детско-родительских отношений с целью снижения семейного фактора суицидального поведения детей и подростков (психолог детской поликлинники)
  7. Анализ мини-сочинений «Идеальный родитель» (Володина Е.Л.)
    4. Мультфильм-притча «Всё в твоих руках».
    5. Подведение итогов собрания.

6. Экскурсия по школе вместе с классными руководителями

1. Вступительное слово директора школы

Добрый вечер, дорогие друзья и гости родительского собрания! Тема нашего собрания будет посвящена семье и взаимоотношениям с детьми, с учетом её индивидуальности. К концу собрания мы должны принять решение, которое будем принимать поэтапно. Мы рады тому, что, Вы, не смотря на свои многочисленные хлопоты и заботы, несмотря ни на что, пришли сюда. В любой школе: маленькой или большой; в любом классе: простом или экспериментальном есть дети со своими учебными и личностными особенностями. В каждой семье, где растёт ребёнок, неизбежны вопросы, связанные с тем, как вырастить его здоровым, физически и психически закалённым, обогащённым духовно и нравственно, подготовленным к жизни и труду. Не обойтись здесь без сомнений и раздумий, желания узнать об опыте других родителей, о новых методах воспитания. Каждому родителю не хотелось бы учиться на своих ошибках, но как же не допустить ошибки в воспитании самого дорогого и всем сердцем любимого — своего ребёнка. Мы призваны вместе решать все проблемы.

2. О современной семье и её воспитательном потенциале. (зам. директора по ВР. Володина Е.Л.,)



Что такое семья? (Ответы).
Это слово, которое понятно всем. Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, родители, близкие родственники.

Коллектив семьи имеет закреплённую обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами сложную структуру, в рамках которой детей, родителей, бабушек и дедушек объединяет целая система отношений: между старшими и младшими детьми, между детьми и родителями и т.д. Эти отношения определяют психологический климат семьи. 


•    «Из чего складывается добрая семейная атмосфера?». Родители предлагают свои варианты:
-    из уюта, порядка и готовых обедов;
-    из добрых отношений между членами семьи;
-    из вклада каждого в общее семейное дело;
-    из семейных праздников.

•    А здоровая семья – это семья без конфликтов.

Сегодня наша тема посвящена проблемам семейных взаимоотношений детей и родителей. Ее цель — выстроить модель (мысленный алгоритм) адекватного поведения нас, родителей.
Все, наверное, согласятся, что бесконфликтных семей нет. Но в одних семьях конфликты не только решаются благополучно, не причиняя вреда детям, но и  содействуют укреплению взаимопонимания. В других семьях они превращаются в затяжную «войну», в которой не может быть победителя.

Семья – это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека. В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Именно в семье, ещё до школы, формируются основные черты характера ребёнка, его привычки. И каким будет ребенок, благополучным или нет, зависит от того, каковы отношения в семье между её членами. Семейная жизнь многообразна. Не бывает семей без проблем, без трудностей.

Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором  было написано «Переверни и читай». Он с трудом перевернул камень и прочёл на другой стороне « Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?» Эта притча как нельзя лучше подтверждает наш сегодняшний разговор о семье. Истина на поверхности. Зачастую проблемы и трудности в нас самих. Необходимо посмотреть на проблему глазами истины и тогда военные действия, которые мы ведём в семье, перестанут быть необходимыми, а в душе воцарится мир и душевный покой. Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать всем членам семьи: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе и мы всё преодолеем».

На протяжении веков семья вносила решающий вклад в воспитание и социализацию детей, в формирование мировоззрения, ценностных ориентаций, в становление характера растущего человека, развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности. Разные семьи осуществляют эти функции с той или иной степенью эффективности. Успех этого процесса зависит от уровня воспитательного потенциала семьи. 

Но! Уважаемые мамы и папы! Мы живём в достаточно сложное и непростое время. Мы все спешим, мы, взрослые, стараемся состояться в профессии, мы хотим сделать прорыв в своём материальном благополучии, оставляя на «потом» встречи со своими постаревшими родителями, лучшими друзьями, рано взрослеющими детьми. Наше общение с детьми превращается в работу. Дежурные фразы по утрам, поцелуй на ночь или даже только взгляд на сонного ребёнка, суровый взгляд в дневник в конце недели, три летних смены в лагере, пожалуй, и всё, что мы оставляем своим детям. И так каждый день, месяц за месяцем, год за годом.

Понятно, что для многих семей сегодня стоит  альтернатива: либо работа на износ, либо жизнь, за чертой бедности. Поэтому общение с мамой и папой в лучшем случае заменяют дедушка и бабушка, в худшем – продлёнка, а всё это время ребёнка сопровождает самый «лучший друг»  компьютер , либо телефон с интернетом. Конечно же удобно, когда ребёнок сидит тихо и чем-то всё время занят… А что же может его поджидать такого, что вы даже и не предполагаете…

2. Безопасность детей в сети Интернет (выступление)

Уважаемые родители! Вспомните, пожалуйста, фильм «Доживём до понедельника! И фразу, сказанную одним из героев: «Счастье-это когда тебя понимают»

Каждому человеку, маленькому и большому, нужны пища и сон, тепло и физическая безопасность. Но почему, имея всё это, многие люди, в том числе и дети, очень часто страдают? Почему ребёнок, имеющий абсолютно всё, завидует другому ребёнку, который хуже одет и менее сыт? Ответ прост: мало человеку удовлетворения его естественных потребностей. Любому человеку нужно, чтобы его понимали и признавали; чтобы он чувствовал себя необходимым; чтобы у него был оценённый другими и, в первую очередь, родными людьми, успех; чтобы он мог развиваться и реализовывать свои возможности; чтобы благодаря всему перечисленному он научился уважать себя.

Благодаря чему человек, особенно маленький, может быть счастлив? В первую очередь, он счастлив от той психологической среды, в которой он живёт и растёт.

3. Профилактика насилия и жестокости в семье (Салават Купере)

Действительно, как важно для каждого из нас, чтобы люди, которые с нами, понимали нас. К большому сожалению, не всегда так получается в реальной жизни.

Нам взрослым людям, некомфортно, если не понимают. А каково детям? Многие трудности семейного воспитания напрямую связаны с непониманием, с неумением родителей войти в мир вещей и взаимоотношений ребёнка, в мир детства.

Воспитание - это процесс жизни, а не подготовка к будущей жизни. Л.С.Выгодский: «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно». 
Пока ребёнок не достиг подросткового возраста, родители решают, что для него лучше, как он должен поступать в той или иной ситуации. А вступая в подростковый возраст, поразительно меняется. Из ласкового, спокойного и послушного вдруг превращается в  «ершистого», неуправляемого, грубого. Пожалуй, именно грубость сильнее всего ранит и обижает родителей. У подростка возникают закономерные вопросы: «Почему я должен их слушать?», «Почему они должны быть всегда правы?». Таким образом, родители должны понимать, что это не протест, это период поиска себя, целей, привычек, мнений, убеждений. 
Что же это за «подростковый период»?! Почему его выделяют как наиболее трудный в жизни ребенка?  

  1. Анализ анкетирования «Дети о родителях», Особенности подросткового возраста  (Блинова З.М., педагог-психолог)

Народная мудрость гласит: «Три несчастья ждут нас в жизни: болезнь, смерть, трудные дети». Первое и второе несчастье нам избежать не удастся. Третье несчастье, зависти именно от нас, взрослых. Мы должны помнить о том, что, поступая разумно и справедливо в каждой, драматичной ситуации, у нас есть шанс отсаться родителями вообще и быть счастливыми родителями.

Наши дети растут, расширяется круг их общения, появляются проблемы, большие и маленькие, решаемые легко и трудно разрешимые. Кризисные ситуации лежат в основе взаимоотношений людей, если сфера взаимоотношений нарушена, это возвращается кризисом, стрессом  и, иногда трагедией.

  1. Гармонизация детско-родительских отношений с целью снижения семейного фактора суицидального поведения детей и подростков (психолог детской поликлинники)
  2. Анализ мини-сочинений «Идеальный родитель» (Володина Е.Л.)
  3. Мультфильм-притча «Всё в твоих руках».
  4.  Подведение итогов собрания.
  5. Экскурсия по школе вместе с классными руководителями

  1. Проблема отцов и детей  стара, как мир. Но сегодня она и остра как никогда. Почему? Мы видим, что наши дети, отрицая  ценности, к которым мы привыкли и считаем их непреложными,  не только не прислушиваются к нашему мнению, но и перестают уважать нас, считаться с нами. А уважение, почитание родителей  всегда было законом, чем-то святым и непререкаемым, несмотря на все разногласия. В связи с этим хочется  еще привести примеры ответов ребят. Итак, почему родителям и детям трудно иногда понять друг друга?
    Вспоминается  потрясающая  фраза Марка Твена: "Когда мне 16 лет, мне казалось, что мой отец полный дурак, когда мне исполнилось 20 лет, я начал думать, как этот полный дурак поумнел за короткое время, а когда мне исполнилось 30 лет, я понял, каким  полным дураком был я в 16 и в 20 лет".
    Идеальные родители… Эта тема затрагивает всех и каждого, ибо каждый из нас чей-то родитель и каждый из нас чей-то ребенок. Когда дети маленькие, родители для них — верх совершенства, они принимают идеалы и ценности, нормы морали и поведения родителей. С возрастом происходит смена значимых лиц, перестройка взаимоотношений со взрослыми. Чем взрослее ребенок, тем критичнее его отношение к родителям. 
        Мы, родители, подчас предъявляем детям чрезмерно завышенные требования: дети должны беспрекословно слушаться и выполнять требования родителей, почему он  (она) обманывает меня? Неужели так трудно хорошо учиться? Что ни попросишь сделать, обязательно забудут. И  забываем, что это относится едва ли не к идеальным детям. Неужели мы сами ничего никогда не забывали, ни разу не обманывали, всегда хорошо учились?    Как же лучше  строить  взаимоотношения с самыми  дорогими нам людьми?  Как добиться уважения наших детей, несмотря на всю разницу в мировоззрениях и взглядах? 
    Если мы поймем запросы и желания  детей,  вопросы, которые их мучат, и начнем хотя бы пытаться искать ответы на них, то проблемы наши решатся сами собой.
    Сегодня, уважаемые родители, мы с вами заглянули в сердца и мысли наших детей, узнали, что они думают  о нас, какими хотят нас видеть. Однако как трудно в нашей повседневной жизни следовать этим нехитрым желаниям, как трудно соответствовать громкому эталону — «идеальный родитель».
     И все же это необходимо, ведь на карту поставлены судьбы не абстрактных, а реальных, наших единственных и неповторимых детей. Пусть наши отношения с ними будут гармоничными и пусть ваши дети с гордостью говорят окружающим: «Мои родители — идеальные!»
    Мультфильм-притча «Всё в твоих руках».
  2.  Подведение итогов собрания.

Экскурсия по школе вместе с классными руководителями

Давайте теперь ответим на вопросы:
•    Когда вы последний раз наедине по душам разговаривали со своим ребенком?
•    Когда в последний раз гладили его по голове?
•    Когда в последний раз говорили, что вы любите своего ребенка?
•    Когда с любовью и нежностью смотрели в глаза своему ребенку?
Если вы делали это не вчера и не позавчера, то сделайте это сегодня.
Притча «Всё в твоих руках»
Китайская притча

«Ладная семья»

 Жила-была на свете семья, Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли на свете больших семейств, но дело в том, что семья была особая: мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки этой страны. И он решил проверить, правду ли говорят  люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как люди села  добились такого лада. Пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого лада и мира в семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно не силен был в грамоте.

Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были написаны на бумаге: ЛЮБОВЬ,  ПРОЩЕНИЕ,  ТЕРПЕНИЕ.  И в конце листа: сто раз  ЛЮБОВЬ, сто раз  ПРОЩЕНИЕ,  сто раз  ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится за ухом и спросил:  «И это все?»   - «Да» - ответил старик, - «Это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.»  И, подумав, добавил: - «И мира тоже.»

Итоги собрания.

Итоги нашего разговора.
Для того чтобы ребёнок мог самоутвердиться и достичь успехов во взрослой жизни, родители должны:
- трезво оценивать его успехи и достижения;
- поддерживать инициативу и желание ребёнка в достижении цели;
- критиковать конструктивно, предлагая пути решения проблемы;
- видеть и положительно оценивать любые успехи ребёнка на пути к цели;
- поддерживать его морально и материально (необходимые книги, спортивная форма, музыкальные инструменты, словари и т.д.);
- искренне радоваться победам и достижениям;
- не ругать если что-то не получилось;
- верить в успех и вселять эту веру в ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Формирование здоровых детско-родительских отношений"

Речь идёт о детях, какую роль в их воспитании играют взрослые: родители (семья) и школа, как от согласованности действий зависит эффективность процесса воспитания ребёнка....

Диагностика детско-родительских отношений "Лики родительской любви"

Данный опросник поможет и отцу и матери оценить, на каких основаниях строится их отношение к ребенку....

Родительское собрание на тему "Детско-родительские отношения"

Каждый из нас знает, что любовь к ребенку формируется в процессе жизни человека. Путь этого формирования может оказаться не только сложным, но и внутренне конфликтным, противоречивым. Ребенок растет, ...

Родительское собрание "Формирование здоровых детско-родительских отношений"

Прояснить представления родителей о распределении ответственности за воспитание детей между школой и семьей...

Общешкольное родительское собрание "Психология семейных отношений"

Представляю вам разработку общешкольного родительского собрания ввиде коучинга. Что такое коучинг?  Что она из себя представляет?  Это искусство со...

Родительское собрание "Детско-родительские отношения"

«Потребность в родительской любви не только самая сильная из всех человеческих потребностей, но и самая длительная. Пройдут увлечения, отзвучат некогда потрясавшие нашу жизнь страсти, минут многие при...

Выступление социального педагога на общешкольном родительском собрании «Ответственность в детско-родительских взаимоотношениях»

Цель: ликвидация причин неэффективного родительского отношения к детям, гуманизация взаимоотношений родителей с детьмиЗадачи:Выработка адекватного представления о детских возможностях и потребностях;л...