Развитие мелкой и артикуляционной моторики
картотека на тему

Мы правильно произносим различные звуки благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igryiupr.narazvit.melkoyiartikulyats.motoriki.docx23.6 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения и игры

на развитие мелкой моторики

  • Разминать пальцами пластилин, глину, соленое тесто.
  • Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусины, шарики.
  • Нанизывать крупные пуговицы, бусины, шарики на нитку, заниматься бисероплетением.
  • Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль).
  • Завязывать узлы на толстой веревке, шнуре.
  • Застегивать пуговицы, крючки, молнии, кнопки, замочки, заводить механические игрушки ключиком.
  • Заниматься с мелким строительным материалом, конструктором.
  • Одновременно левой и правой рукой складывать в коробку пуговицы.
  • Рисовать по трафарету буквы, геометрические фигуры, штриховать.
  • Рисовать по точкам, пунктирным линиям.
  • Пришивание пуговицы иголкой.
  • Плетение бумажных ковриков из разноцветных полосок бумаги - задание на тренировку руки и на аккуратность.

  • Заготавливаем капусту

Руками имитируем соответствующие действия:

Мы капусту рубим! (2р.) - прямыми, напряжёнными ладонями имитируем движения топора: вверх-вниз.
- Мы капусту режем! (2р.) - энергичные движения прямыми ладонями вперёд-назад.
- Мы капусту солим! (2р.) - пальцы собраны "щепотью", "солим капусту".
- Мы Капусту Жмём! (2р.)- энергично сжимаем пальцы в кулаки то одновременно на двух руках, то поочерёдно.
- Мы морковку Трём! (2 р.) - пальцы одной руки сжаты в кулак и совершают ритмичные движения вверх-вниз по ладони другой руки. Затем меняем руки.

  • Замокhttp://www.hllab.dp.ua/Store/texts/fingames25.gif

Исходное положение. Ладони прижать друг к другу. Пальцы переплести. Далее движениями имитировать слова стихотворения.

-На двери висит замок.(Быстро соединять пальцы в замок и разъединять.)
-Кто его открыть бы смог?
- Потянули! (Пальцы - в замке, потянуть пальцы, не расцепляя их.)
- Покрутили! (Подвигать сцепленными пальцами от себя к себе.)
- Постучали! (Пальцы, остаются в замке, постучать основаниями ладоней друг о друга.) 
И - открыли! (Расцепить пальцы.)

Развитие артикуляционной и мелкой моторики

Учитель-логопед

Беляева О.А.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. 

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). Артикуляционную гимнастику выполняют сидя перед зеркалом.
Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Я предлагаю Вам специальные упражнения для развития артикуляционной моторки.

Желаю удачи!

 Упражнения на развитие артикуляционной моторики

                                    Хоботок

Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. 
                             Заборчик

Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

Лопаточка

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. 
                              Чашечка
Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов. 
                             
Иголочка
Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед. 
                               
Горка
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. 
                              Трубочка
Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх. 

                                     Часики  
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта. 
                                  Змейка
Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта. 
                                  Качели
Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам. 

Развитие тонкой моторики рук имеет огромное значение для развития речи детей. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. В связи с этим пальчиковая гимнастика должна занять прочное место в ваших занятиях с ребенком.

У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие - может развиться нарушение письма. Развитие движения пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития как устной, так и письменной речи.

Играйте со своим ребенком в пальчиковые игры, учите его закручивать гайки, закрывать и открывать ключом замок, зашнуровывать ботинки, застегивать и расстегивать пуговицы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игр на развитие мелкой и общей моторики в качестве вспомогательной технологии повышения речевой активности учащихся на логопедических занятиях.

Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения....

Развитие мелкой и крупной моторики у обучающихся с ОВЗ в условиях индивидуального обучения на дому.

Приемы работы при развитиии мелкой и крупной моторики у детей с ДЦП-учащихся коррекционной школы при индивидуальном обучении....

Конспект урока развития психомоторики и сенсорных процессов по теме "Развитие мелкой и крупной моторики, графомоторных навыков"

Цели урока: Коррекционно-развивающие: ·        Развивать мелкую и крупную моторику·        Развивать тактильные ощущ...

Звуковая культура речи (система звуков русского языка, развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики)

Формирование звуковой культуры речи у детей раннего возраста имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка, так как речь является основным средством общения....

200 упражнений для развития мелкой и крупной моторики

Упражнения для развития мелкой и крупной моторики...

Консультация для родителей "Развитие мелкой и крупной моторики у детей дошкольного возраста"

Для развития мелкой и крупной моторики рекомендуется выполнение упражнений из практической жизни (заимствовано из системы Марии Монтессори - итальянского педагога и врача, 1870-1952 гг.). Запомните оч...

Консультация для родителей «Развитие мелкой и артикуляционной моторики»

Консультация для родителей  «Развитие мелкой и артикуляционной моторики». Ученые – нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития ...