Доклад на общешкольном родительском собрании "Дети и финансы"
учебно-методический материал на тему

Данильченко Татьяна Афанасьевна

Материал может быть использован при подготовке к родительскому собранию по теме "Дети и финансы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_deti_i_finansy.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Дети и финансы. Что ребенок должен знать о деньгах?

Многие родители считают неправильным обсуждать с детьми финансовые вопросы, между тем наша материальная жизнь основана на денежных отношениях. Я хочу предложить вашему вниманию рекомендации педагогов и психологов по формированию у детей правильного отношения к деньгам.

          В сегодняшней жизни нашей страны слово «деньги» стало едва ли не самым распространенным.

Дети хотят жить на широкую ногу. Мир рекламных роликов и телешоу сбивает подростка с толка. Этот мир кажется ему вполне реальным. Против бешеной и настойчивой рекламы нет (или почти нет) защиты, и ребенок заворожен формой вещей, фирменными этикетками. Домашний быт его раздражает. Чем дальше, тем больше он стыдится, что в его семье не такой, «как положено», уровень жизни.

Но ребёнок наивен и доверчив. Он не видит, что роскошно живут единицы, которые бросаются в глаза, и когда родители не могут удовлетворить его большие потребности, сын или дочь начинают искренно страдать и потихоньку, сами того не замечая, перестают уважать папу или маму, которые «ничего в жизни не добились».

Преисполненный непонятной обиды на родителей, подросток, конечно, не испытывает никакой благодарности за то, что его содержат, и фраза «Мы же тебя кормим!» никогда не достигает его слуха. Он кажется себе достойным другого существования, в особенности, если у друзей родители побогаче. Подросток  уверен: он-то в отличие от родителей понимает, что к чему в этой жизни.

Но потом выясняется, что его школьных знаний никак не хватает для поступления в ВУЗ или колледж, и надо срочно затягивать на поясе ремень и нанимать подростку репетиторов. И всё это как будто так и надо.

Есть дети, которые стыдятся своих родителей, стыдятся, что они «простые» рабочие без крупного достатка. Но многим детям, живущим в семьях с очень скромным достатком, даже в голову не приходит из-за этого страдать. Они не только упрекают родителей за материальные неудачи, а ждут не дождутся, когда сами начнут зарабатывать и смогут реально влиять на бюджет семьи.

  Бывает, что и в одной семье дети вырастают как на двух разных планетах. Сын ничего не просит, а дочь закатывает скандалы. Против природных особенностей личности мы почти бессильны. Хам и грубиян останется хамом и грубияном, но его можно отучить от хамских выходок, а там, глядишь, привычка вести себя вежливо приживётся, станет второй натурой.

Все дети слышат одни и те же правильные слова, но почему-то в «трудном» возрасте они начинают отскакивать от подростка как от стенки… Но он  – не такая уж яркая и сложившаяся личность, как ему самому кажется. Он еще вполне поддается влиянию родителей. А что иногда дети слышат изо дня в день? Папа жалуется, что его недооценили. Мама без конца напоминает папе, как ему мало платят. В доме говорят с завистью о семье дяди, в которой целых 3 машины и вообще о чужом благополучии отзываются неодобрительно. Даже гости проводят целый вечер за обсуждением нечестно нажитых богатств. При этом очевидно, что собственное скромное существование взрослых не устраивает. Вслед за ними и ребёнок с детства привыкает делать сравнительный анализ финансового положения – своего и соседей. Он подрос и понял, что родители комплексуют оттого, что не могут угнаться за стандартными благами. Если мама с папой обижены на жизнь и привыкли оглашать свои обиды вслух («опять не повысили зарплату, зажали премию…обошли должностью…»), чего же ждать от подростков? Только если родители предъявляют претензии к жизни, то он ищет виноватых поближе, в собственном доме. А кто ему всех ближе?.. Выход здесь один:

  • перестать комплексовать самим родителям;
  • перестаньте все время говорить о деньгах. Ведь мы-то действительно знаем, что не они – главное в жизни.

  Многие родители не знают, как обсуждать с детьми финансовые проблемы. Вот самые распространенные вопросы родителей.

Нужно ли обсуждать с детьми финансовые вопросы?

Прежде всего родителям нужно решить, готовы ли они обсуждать с детьми финансовые вопросы. Дети не должны быть свидетелями яростных споров или ссор, в которых родители обвиняют друг друга в неправильном распределении домашнего бюджета, в неумении заработать, в скупости или транжирстве. Двухлетнему ребенку достаточно знать, что папа работает, зарабатывает деньги, на эти деньги он может купить продукты и игрушку для сына. В три года ребенок уже понимает, что «у мамы при себе нет денег на куклу, но она непременно вернется сюда через неделю, чтобы купить ее». В четыре ребенок способен понять, что «на дорогую игрушку сейчас нет денег, нужно подождать до следующего месяца, когда мама и папа отложат в копилку необходимую сумму». Пятилетний ребенок уже немного умеет считать. Составив список необходимых продуктов, его можно привлекать к планированию.

        Чем старше ребенок, тем больше он узнает про товарно-денежные отношения и их колоссальную роль во взаимоотношениях людей. Но ребенок не должен стать свидетелем того, как родители рассуждают, например, потянет ли семья материально второго малыша. Сложные темы о переезде в новый дом, покупке машины или займе на лечение мамы должны обсуждаться вдали от ребенка. Старшие обговаривают с детьми простые финансовые вопросы, но не перекладывают на детские плечи болезненные проблемы!

Нужно ли привлекать детей к составлению семейного бюджета?

Родители тратят много времени и душевных сил на то, чтобы принять верные финансовые решения, и детям совершенно не нужно принимать в  этом участие. Однако есть вопросы, в которых участие детей просто необходимо! После того как родители обсудили главное, они приглашают и детей. «Мы с папой собираемся купить вам подарки к Новому году: что вы хотите – две одинаковые машины или машину и конструктор, тогда вы станете играть с ними по очереди?»

Как научить ребенка понимать стоимость денег?

Если папа уважительно относится к вкладу мамы в семейный бюджет, а мама в свою очередь ценит папины усилия, то привить ребенку уважение к их труду (и к денежному выражению их усилий) совсем несложно.

Бывает, ребенок отказывается понимать, что деньги имеют свойство заканчиваться, что он не может требовать сороковую машинку за эту неделю,  кричит, что родители жадины и злюки, а родители  испытываете муки вины. Это значит, что деньги стали грозным символом власти и манипуляций в семье. Здоровое отношение к деньгам – это умение отделить главное (крыша над головой, полноценное питание, одежда по сезону, необходимое медицинское обслуживание, обеспечение ухода за детьми) от второстепенного (иномарка, евроремонт, дорогая игрушка). Если у родителей деньги не стали самоцелью, наваждением, постоянной темой для разговоров, то, скорее всего, и в жизни ребенка они станут занимать строго отведенное для них место.

Как воспитать такое трезвое отношение к деньгам? В первую очередь доверием и отсутствием мелочной опеки. Как только ребенок получил свои первые карманные деньги, нужно обсудить с ним, на какой срок ему выданы деньги (на три дня или на неделю) и что он может на них купить. При этом круг запрещенных покупок надо обсудить сразу и твердо. Нужно спросить, на что он хотел бы их потратить, обсудить, хватает ли у него денег на желаемое.

Желательно не предлагать свои советы или выводы – только задавать вопросы и выслушивать ответы. Если ребенок истощил свой недельный капитал за день и пришел за добавкой, нужно объяснить ему, что карманные деньги были выданы на неделю и следующую порцию он может получить только        через        шесть        дней.
       Важно не читать нотацию и поддаваться на манипуляции подобного толка: «Мне нужны деньги, потому что я поделился с Васей – ему мама не дала        денег».
        Как бы ни хотелось поддержать добрые порывы в душе своего ребенка, важнее позволить ему испытать уроки жизни: даже делясь с ближним, ты должен соизмерять свои поступки с возможностями. Если ты решил отдать последнюю рубаху другу, тебе придется испытать дискомфорт, который является прямым следствием твоего выбора. Нельзя быть добрым или великодушным за чужой счет. Честное отношение к деньгам – это когда каждый член семьи умеет пойти на компромисс, учесть не только свои пожелания, но и интересы остальных домочадцев, отложить покупку, согласиться на более скромную вещь.

С какого возраста и сколько давать денег на карманные расходы? 

  • С какого возраста давать ребенку карманные деньги – зависит как от родителей, так и от ребенка. Желательно знать, есть ли уже карманные деньги у его друзей: дети не любят сильно отличаться друг от друга.
  • Основная причина, по которой стоит давать детям деньги, состоит в том, что ребенок должен научиться обращаться с деньгами. Лучше всего, если это произойдет в том возрасте, когда родители еще могут как-то влиять на отношения ребенка с финансами.
  • Карманные деньги придают детям уверенности в себе. Школьник, который может сам принять решение, что ему купить, начинает чувствовать себя «почти взрослым».
  • Иногда, чтобы купить что-то значимое, ребенку приходится ждать, откладывать деньги. Это приучает его к терпению, а также к планированию своих расходов.
  • Нередко в семье бывает так мало свободных денег, что карманные деньги для школьника кажутся расточительством. В таких случаях давать ребенку совсем небольшую, символическую сумму лучше, чем не давать ничего. Даже горсть мелких монет дает младшему школьнику ощущение независимости.
  • В некоторых семьях обходятся без карманных денег в виде регулярных выплат. Детям просто дают деньги, когда они об этом просят.

Стоит ли поощрять детей деньгами?

Не каждому родителю понравится идея платить ребенку за то, чтобы он хорошо учился или помогал по дому. Но на самом деле материальные вознаграждения могут быть так же полезны для детей, как для взрослых. Самое главное – поощрять своих детей правильно. Кроме того, у денежных поощрений есть и еще один скрытый плюс: под чутким руководством родителей ребенок учится распоряжаться заработанными средствами. Если вы решили вознаградить своего ребенка материально, нужно знать несколько важных правил.

  1. Заранее и четко обговорить, сколько денег и за что вы готовы дать ребенку, чтобы он не чувствовал себя обманутым.
  2. Денежное поощрение обязательно должно сопровождаться похвалой родителей. Нужно подвести детей к мысли о том, что убирать в доме нужно не только для того, чтобы получить деньги, но и потому что жить в чистоте гораздо комфортнее и приятнее.
  3. Не нужно платить ребенку за то, чтобы он чего-то не делал. К примеру, если каждый раз, когда малыш кричит у врача,   ему дают конфету, чтобы он замолчал, тем самым провоцируя новые крики. Ребенок понимает: если он будет кричать, то получит конфету, а если не будет, то не получит ничего. Лучше поощрять конфетой хорошее поведение.
  4. Если родители дают ребенку деньги, нужно не диктовать, на что их тратить, а ненавязчиво советовать, как ими распорядиться. И не нужно расстраиваться, если ребенок не всегда прислушивается. В конце концов, он честно заработал свое денежное вознаграждение.

Как правильно поощрять своего ребенка?

Проблема 

Неудачное поощрение

Удачное поощрение

Восьмилетняя дочь отказывается убирать свою комнату.

Пообещать 50 рублей, если через два часа в комнате будет идеальная чистота.

Показать дочери, как нужно наводить порядок, и пообещать, что, когда она закончит уборку, купить ей новый CD-диск.

Сколько денег давать ребенку? 

Понятно, что это зависит от возможностей семьи, от того, на что он будет их тратить.

Обычно, чем ребенок старше, тем больше денег ему выдают. В идеальном случае увеличивается и его ответственность за расход этих средств.

На что он будет тратить свои деньги?

Опять-таки это зависит от того, о чем родители договорятся с ребенком. В начальной школе, к примеру, можно условиться, что из карманных денег ребенок будет покупать себе что-нибудь вкусное, недорогие сувениры и ручки, откладывать часть суммы в копилку на покупку дорогой игрушки. Лучше не диктовать своё мнение, а попробовать смириться со свободой ребенка в пределах 20 рублей, даже если эти деньги будут потрачены, с вашей точки зрения, на ерунду.

В Европе считают, что когда дети копят деньги – это хорошо. Родителям полагается всячески это стремление поощрять и стимулировать. Если вам эта идея кажется правильной, можно за каждые накопленные ребенком, к примеру, 100 рублей, вносить в его копилку от себя какую-то сумму. Это будет дополнительным стимулом для ребенка.

Лишать ли карманных денег за проступки?

На первый взгляд, было бы естественно прекращать выдачу карманных денег, если ребенок плохо себя ведет и должен быть наказан. Но полностью лишать виновника денег, возможно, не лучшее решение. Во-первых, есть вероятность того, что ребенок просто разозлится на родителей. Во-вторых, он может начать брать деньги в долг у одноклассников, или попробует стащить деньги из кошелька.

Деньги для детей – хорошее учебное пособие перед взрослой жизнью. Но не стоит переоценивать влияние финансового благополучия на общую удовлетворенность жизнью ребенка. Согласно опросу, проведенному среди детей в возрасте от 11 до 15 лет, подростки не чувствуют себя более или менее счастливыми в зависимости от дохода своих родителей. На счастье не влияют ни размер карманных денег, ни родительская зарплата. Что же нужно для счастья детям этого возраста? Банально и просто – любящая семья с братьями и сестрами. А вот говорить детям: «Зачем давать тебе больше денег, если ты от этого не станешь счастливее?» не следует. Они не только не поверят, но и обидятся. Детям (как и взрослым) обычно кажется, что если у них будет чуть больше собственных денег, то все проблемы будут решены. Конечно, проблемы у детей, на взгляд родителей, не слишком серьезные, но от этого не менее значимые.

Умение обращаться с деньгами – это совершенно особый навык, который, к счастью, успешно поддается тренировке, а карманные деньги – лучший тренажер финансовой самостоятельности для наших детей.

Психологи считают:

Давать карманные деньги можно, если… ребенок понимает, что они нелегко достались отцу и матери, бабушкам и дедушкам. В семьях, где их старшие члены рассказывают младшим о своей работе, о проблемах труда, те могут проявить        должное        понимание        уже        в        1        классе.
       … он
знает, зачем ему нужны деньги, и может довольно внятно ответить, на что их израсходует. Будет ли он ежедневно покупать себе жвачку, лакомство или откладывать рубли в копилку, главное – чтобы траты были        продуманными        и        целесообразными.
      …он
умеет приобретать нужное в торговых точках. Проверить это можно практически: пусть делает небольшие покупки для дома, рассчитывая полученную сумму так, чтобы её хватило на то, что нужно купить.

Ребёнок не дорос до карманных денег, если

…он слабо представляет, где и как трудятся родители, что такое зарплата и откуда она берется. Причём такая наивность присуща, бывает, не только детям обеспеченных родителей, но и ребятишкам тех мам и пап, которые имеют крайне низкие и тяжко достающиеся доходы, но стараются скрывать        это        от        окружающих.
      …он
не умеет отказываться от мелких желаний ради «высокой цели». Ему не по душе ограничивать себя в своих прихотях, он отказывается копить деньги        на        какую-то        крупную        покупку.
      …он
не управляем. Если он плохо ведёт себя, не держит данного им слова, любит приврать, выделяемые деньги сослужат ему плохую службу.

Хуже всего ситуация, когда родители, щедро финансируя ребёнка, пытаются тем самым откупиться от проблем и забот, связанных с ним. Так поступают нередко сверхзанятые бизнесмены, самоутверждающиеся таким образом и перед детьми, и перед самим собой. В одной семье папа, не скупясь, платил сыну за каждую «5», а за «2» отбирал то, что оставалось от прежних вливаний (отбирать, впрочем, было уже нечего).
«Я стимулирую и наказываю его рублём», – объяснял он свою тактику.
Но за 4 года её применения мальчишка проделал заметную эволюцию в худшую сторону. Это проявлялось в поступках, связанных именно с деньгами. Закончилось тем, что он участвовал в налете молодых грабителей на торговую палатку и едва спасся от попадания в колонию.

Современные подростки много знают, им кажется, что они совсем уже взрослые. Но у них потребительский взгляд на мир. Они не умеют ценить свой и чужой труд. Поэтому первой ступенью воспитания деловых качеств должно стать искоренение потребительства и осознание того, что все приобретаемые материальные блага требуют трудовых затрат.