Консультация для родителей.
консультация на тему

Хаванева Галина Геннадьевна

Развитие мыслительных процессов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Развитие мыслительных процессов

у детей с ЗПР.

В период дошкольного детства происходит интенсивное психическое развитие ребёнка. За первые 6-7 лет жизни ребёнок овладевает развёрнутой связной речью, устанавливает взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. У него формируется познавательная деятельность: совершенствуется произвольное внимание, развиваются различные виды памяти, постепенно он овладевает словесно-логическим мышлением.

Важная особенность психического развития дошкольника состоит в том, что приобретаемые им знания, действия, способности имеют большое значение для его будущего развития, в том числе и для успешного обучения в школе.

Дети с ЗПР к младшему школьному возрасту с трудом овладевают мыслительными операциями, которые являются необходимым компонентом мыслительной деятельности. Только в процессе коррекционного обучения, расширяя и уточняя круг представлений, педагог способствует успешному развитию мыслительных операций.

Основной из задач в коррекционно-развивающей работе является развитие мыслительных процессов - анализ, синтез, (сравнение, обобщение, классификация и т.д.).

Анализ – мысленное разложение целого объекта или явления на части, выделение отдельных признаков и свойств предметов. Анализ может быть в двух формах: предметно-практический и мыслительный. Очень трудно анализировать предмет без опоры на сам предмет. (сначала ребёнка знакомят с предметом, выделяя яркие отличительные признаки, а затем учат сравнивать с однородным предметом по назначению и чётко различающихся по внешнему признаку, и усложняется сравнение с предметом из противоположной группировки: собака-кошка, собака-медведь и т.д.).

Синтез – противоположно анализу. Мысленное объединение частей и свойств предмета в одно целое, установление взаимоотношений между признаками предмета.( т.е. у ребёнка достаточно накоплено знаний и сведений о предмете, он мысленно может объединить признаки предмета и сделать вывод: картошка, растёт в огороде – значит это овощ).

У детей с ЗПР задержка проявляется низким темпом развития высших психических функций, снижена познавательная и интеллектуальная активность. Во всех видах мыслительной деятельности у детей обнаруживается отставание, дети затрудняются обобщать, классифицировать по родовому признаку (т.е. по существенному).

Причины:

  1. низкий уровень сведений об окружающем мире;
  2. бедность понятийного словаря;
  3. долго сохраняется конкретность мышления;
  4. усвоение специальных терминов (мебель, фрукты и т.д.).

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи. 

Основной целью этих занятий являются уточнение, обобщение и закрепление знаний и представлений об окружающем мире. Обогащение детей знаниями об окружающем мире неразрывно связано с формированием у них умением наблюдать, выделять существенные признаки в изучаемых предметах и явлениях, находить в них черты сходства и отличия, группировать, классифицировать предметы, делать обобщения и выводы (наблюдения во время прогулок: вчера снег был пушистый, белый, падал крупными хлопьями, а сегодня – твёрдый, колючий, мелкий) и необходима обязательная практическая деятельность (подбор листьев одинаковых по цвету, по форме, по размеру; нарисовать то, что увидели на прогулке «Первая травка», « Снегири на рябине» и т.д.), аппликации из природного материала и бумаги, помогают детям уточнить, расширить первоначальные представления - это заслуга воспитателя.

  1. Сравнение:

Помидор – лук (Помидор красный, лук жёлтый. Помидор большой, а лук маленький – это овощи, т.к. растут в огороде на грядке).
Помидор – банан (Помидор круглый – банан овальный; помидор красного цвета, а банан жёлтого; помидор – овощ, а банан – фрукт)

Игра «Сравни предметы». Дети сравнивают предметы столовой и кухонной посуды (Это кастрюля и глубокая тарелка. Кастрюля – это предмет кухонной посуды, а тарелка – предмет столовой посуды. Кастрюля изготовлена из железа, а тарелка – из фарфора. У кастрюли есть дно, ручки, крышка, стенки; у тарелки дно и стенки).

2) Игра «Отгадай по описанию». Воспитатель, а потом и ребёнок описывают овощ, не называя его, остальные должны угадать его название ( он жёлтый, круглый, крупный, горький, хрустящий». (лук)

3) Составление рассказа-описания по схеме.

4) Игра « Угадай, что у меня?» Воспитатель, а затем ребёнок описывает предмет (Это игрушка. У неё есть четыре колеса, кабина, кузов, руль, ей любят играть мальчики).

5) Игра « Четвёртый лишний» (по форме: яблоко, апельсин, груша; по цвету: зелёное яблоко, зелёная груша, апельсин; по размеру: вишня, лимон, апельсин).

6) Игра « Кто больше назовёт?» Дети называют овощи (фрукты, ягоды) красного (жёлтого, зелёного) цвета.

7) Группировка предметов (геометрические фигуры)
- По одному признаку: (старший возраст) - цвет - размер – форма.
- По двум признакам: (подготовительный возраст) - форма, цвет и размер - размер, форма и цвет - размер, цвет и форма.

Выполняя систематически все подобные задания, дети учатся практически пользоваться своими знаниями, поскольку им приходится в каждом случае отбирать из всех имеющихся сведений о предмете те, которые нужны для наиболее точного решения стоящей задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Дети с ограниченными возможностями здоровья. 10 заповедей для родителей "

Этот материал поможет родителям детей с ограниченными возможностями здоровья в их нелегком деле воспитания детей с проблемами в развитии....

консультация для родителей "Положение подростка в семье и отношение с родителями"

Основная проблема, возникающая у подростков, — это проблема взаимоотношений с родителями. В юношеском возрасте ребенок избавляется от детской зависимости и переходит к отношениям, которые основаны на ...

Консультация для родителей: "Роль родителей при выполнении домашних заданий с детьми, занимающимися у логопеда"

Какова же роль семьи, в преодолении речевых нарушений у детей? Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекцион...

Развивающие игры в совместной деятельности родителей и детей (консультация для родителей)

В консультации рассматривается роль игры,как ведущей деятельности детей дошкольного возраста.Приводятся примеры игр, в которые родители и другие члены семьи в домашней обстановке могут играть с детьми...

Статья : Консультация для родителей «Памятка родителям по воспитанию детей»

Советы родителям по воспитанию детей, напоминания, рекомендации....

Консультация для родителей в форме он-лайн вебинара, направленная на дистанционное обучение родителей употребления глагола "to be" в Present Simple.

Если Вы столкнулись с тем, что Ваш ребёнок путается в употреблении такого простого и такого сложного глагола "to be", а Вы ничего не можете ему подсказать, приходите на вебинар  http://my.we...

Для родителей. Консультация для родителей по пожарной безопасности.

Консультация для родителей по пожарной безопасности....