Родительское собрание "Причины неуспеваемости"
презентация к уроку

Алдакаева Наталья Георгиевна

Родительское собрание "Причины неуспеваемости"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Почему одни не могут, а другие не хотят? ( о причинах школьной неуспеваемости )

Слайд 2

Школьная успеваемость Мужской пол (%) Женский пол (%) Отличники 14 39 Хорошисты 30 31 «4» - «3» 32 21 «3» - «2» 24 9

Слайд 3

Педагоги главными причинами неуспеваемости считают: Здоровье (60 %) Семейные проблемы (32 %) Низкую самооценку учащихся- (28 %) Тревожность (18 %) Педагогическую запущенность детей (24 %) Сложность программы (16,5 %) Родители склонны считать, что главные причины неуспеваемости их детей – это: Неинтересное преподавание предмета (36 %) Лень ребенка (36 %) Недостаток внимания детей (28 %) Отсутствие индивидуального подхода (24 %) Большие учебные нагрузки (24 %) Психологи считают неуспеваемость следствием: Амбиций родителей (30 %) Незрелостью психических функций детей (28 %) Недостаточный учет индивидуальных особенностей учащихся (28 %) Проблемами здоровья детей (20 %)

Слайд 4

Прежде, чем говорить о причинах школьной неуспеваемости, необходимо развести встречающиеся в литературе определения, которые иногда употребляют как синонимы: школьные трудности, неуспеваемость. Под школьными трудностями имеется в виду весь комплекс школьных проблем, которые могут возникнуть у ребенка в связи с началом систематического обучения в школе. Они, как правило, приводят к выраженному функциональному напряжению, ухудшению здоровья, нарушению социально-психологической адаптации, а также снижению успешности обучения. По мнению специалистов, школьные трудности, которые не были вовремя выявлены и скомпенсированы, приводят к неуспеваемости. Под неуспеваемостью обычно имеют в виду неудовлетворительные оценки по какому-либо предмету (или по всем предметам сразу) в четверти или в году.

Слайд 5

Общее и глубокое отставание (по многим или всем предметам) Неподготовленность Неблагоприятные условия (болезнь, семейные обстоятельства) Нерадивость, лень Недостаточный уровень общего развития Частичная, но относительно стойкая неуспеваемость (по 1-3 наиболее сложным предметам) Недостатки преподавания Недоработки в предыдущих классах Отсутствие интереса к учебе, сознательности. Эпизодическая неуспеваемость (то по одному, то по другому предмету) Недочеты преподавания Неаккуратное посещение школы Существуют различные концепции и теории неуспеваемости. Перед вами классификация типов неуспеваемости (А.М. Гельмонт и Н.И. Мурачковский) в зависимости от устойчивости отставания. Здесь выделены три степени школьной неуспеваемости в зависимости от устойчивости неуспеваемости и причины ее возникновения.

Слайд 6

Многие учителя и родители очень часто апеллируют к плохой памяти или отсутствию внимания у ребенка. Но, как показывают исследования психологов, у детей без медицинских отклонений очень хорошая механическая память. Проводились эксперименты, в которых сравнивались группы успевающих и неуспевающих детей. Оказалось, что если им дают запоминать отдельные, не связанные между собой слова, простые небольшие тексты, числа, то они ничем не различаются по объему памяти. Разница возникает в том случае, когда приходится запоминать сложные и длинные тексты. Дело в том, что здесь задействована уже не механическая память, а память, опосредованная мышлением. Чтобы запоминать сложный и большой по объему материал, мы подключаем мышление. Необходимо сначала прочитать текст, понять его смысл, выделить основные мысли, связать их между собой. Именно несформированность мышления мешает неуспевающим детям запоминать сложный материал. Поэтому можно с уверенностью сказать, что мышление — основной познавательный процесс. Схожую картину мы наблюдаем и при изучении внимания. Хотя неуспевающие дети действительно рассеянные и невнимательные, но рассеянность — не причина, а следствие их неуспеваемости.

Слайд 7

Это другая категория неуспевающих детей, у которых не сформирована учебная мотивация. Часто под учебной мотивацией подразумевают стремление что-то узнать или чему-то научиться. Это неверно, поскольку к учебной мотивации относится абсолютно все, что заставляет детей учиться. Психологи выяснили, что среди мотивов учебной деятельности на первом месте у большинства детей стоит социальная мотивация. То есть дети учатся для того, чтобы быть включенными в коллектив, чтобы не ощущать себя изгоями в классе. Конечно, есть дети, которые учатся потому, что им интересно или они хотят что-то лучше узнать. Существует и мотивация достижения, которая означает, что если ребенок что-то делает, то он должен обязательно добиться успеха. Как бы трудно ни было, он преодолеет эти трудности. Ну и наконец, есть так называемая престижная мотивация. Ребенок учится для того, чтобы быть лучше других. Быть особо любимым и ценимым учителем, чтобы его всегда ставили на первое место и приводили в качестве примера. Очень важно, чтобы хотя бы один из видов мотивации к учебе присутствовал у ребенка.

Слайд 8

Личные проблемы Резкое ухудшение качества обучения может быть связано с личными проблемами ребенка: поссорился с другом, влюбился, проблемы в семье и т.д. ВЫХОД : научить подростков расставлять приоритеты.

Слайд 9

Отсутствие способностей Скорее речь идет об отсутствии у ребенка каких-то выдающихся способностей, на что надеялись родители. ВЫХОД : адекватно оценить способности подростка, выбрать тот вид деятельности, в котором подросток не буде чувствовать себя ущербным.

Слайд 10

Отсутствие интереса Очень частое явление — ребенок плохо учится, потому что ему неинтересно. Причины могут быть разные: постоянные неудачи, плохие отношения с учителем или сверстниками, личные проблемы. Иногда ребенок заявляет, что ему неинтересно учиться, потому что он не понимает, как то, что они изучают в школе, может пригодиться ему в жизни. ВЫХОД: обратиться к психологу, учить подростка жить в обществе, объяснять, каково влияние изучения различных предметов на расширение кругозора, на развитие личности, на развитие его памяти и мышления.

Слайд 11

Дефекты восприятия, внимания и памяти. 1.Небольшой объем памяти. 2.Отсутствие долговременной памяти. 3.Отсутствие навыка применения теории на практике. ВЫХОД: действовать по принципу: Услышал - забыл, посмотрел запомнил, сделал - понял

Слайд 12

Решите пример: Ответьте на вопрос: почему вы не можете решить эти примеры?

Слайд 13

Пока существует школа, будут существовать отметки, в том числе и неудовлетворительные. Двойки- сигнал бедствия. Эта беда поправимая, но недопустимо, чтобы спасение утопающих стало делом рук только самих утопающих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика неуспеваемости

1. Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке2. Памятка для учителей, работающих с неуспевающими на уроке3. Признаки отставания-начало неуспеваемости обучающихся4.Основные принципы неуспеваемости ...

Педсовет на тему «Пути преодоления неуспеваемости учащихся»

Педсовет посвящен актуальной теме "Пути преодоления неуспевамости учащихся". В ходе педсовета рассматривались следующие вопросы: Как вы считаете, каковы причины неуспеваемости учащихся?  В чем в...

Создание системы профилактики школьной неуспеваемости и отставания как средство повышения качества образования. Внешние и внутренние причины неуспеваемости, пути их устранения

Доклад на тему: "Создание системы профилактики школьной неуспеваемости и отставания как средство повышения качества образования.  Внешние и внутренние причины неуспеваемости, пути их ус...

Родительское собрание "Причины неуспеваемости у учащихся 8 класса"

В разработке даётся план проведения родительского собрания и памятки для родителей....

Родительский лекторий «Причины неуспеваемости детей в школе».

Родительский лекторий «Причины неуспеваемости детей в школе»....