Зачем учитель играет?
статья ( класс) на тему

Шкунова Ольга Валерьевна

Игра – вид деятельности в условных ситуациях, направленный на воссоздание и усвоение социального опыта.

Детская игра – вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними, направленный на ориентировку и понимание предметной и социальной действительности, одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zachem_uchitel_igraet7.docx17.14 КБ

Предварительный просмотр:

Зачем учитель играет?

 (материал взят из книги Г.Е. Муравьевой «Проектирование технологий обучения»)

Игра – вид деятельности в условных ситуациях, направленный на воссоздание и усвоение социального опыта.

Детская игра – вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними, направленный на ориентировку и понимание предметной и социальной действительности, одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания детей.

В теоретической литературе игра рассматривается как:

  • особое отношение личности к окружающему миру,
  • социально заданный ребенку и усвоенный им вид деятельности (или отношение к миру),
  • деятельность, в ходе которой происходит усвоение самого разнообразного содержания и развитие психики ребенка,
  • социально-педагогическая форма организации детской жизни.

Главной особенностью игровой деятельности является ее двуплановость: с одной стороны – играющий выполняет реальную деятельность, решает конкретную задачу, с другой стороны - ряд моментов деятельности носит условный характер, позволяет отвлечься от реальной ситуации. Именно двуплановость обусловливает развивающий эффект игры, помогает снять психическое напряжение, так как в случае неудачи игру можно повторить несколько раз. Особенно это относится к имитационным играм.

Другие особенности игры: активность участников, занимательность, коллективность, моделирование, проблемность, творческий характер, эмоциональная окрашенность.

Игры бывают разные:

  1. обучающие игры – это игры, способствующие усвоению текстовой информации, развитию умений и навыков, обходимых для оптимального обучения, развивающие восприятие, внимание, память;
  2. игры подвижные в помещении и на воздухе – это игры для психофизиологической разгрузки, стимулирующие творческую активность, коллективную деятельность;
  3. социально-психологический ролевой тренинг – игры, направленные на отработку навыков выполнения тех или иных социальных функций, социокультурных норм;
  4. психотехнические игры – процедуры группового разучивания упражнений на развитие разнообразных психических функций: внимания, памяти, воображения, эмпатии.

Процедура проектирования игры в учебном процессе: 

  1. анализ темы и содержания урока, конкретизация цели: определение педагогических и игровых задач,
  2. выбор вида игры (ролевая, деловая игра, путешествие, аукцион, соревнование и т. п.),
  3. разработка сюжета игры (например, для деловой игры - проблемная ситуация на предприятии и способы ее решения; путешествия - основные пункты маршрута и виды заданий и т.д.),
  4. разработка способов установки на игру, постановки игровой задачи, приемов активизации деятельности учащихся,
  5. разработка форм выдачи заданий,
  6. определение принципа распределения ролей, объяснения правил,
  7. разработка детального плана игры - алгоритма или сценария с подробным описанием всех этапов, видов деятельности участников, содержания заданий, графической модели взаимодействия участников,
  8. прогнозирование результатов,
  9. определение критериев и формы итоговой оценки (самооценка, взаимная оценка, шкала оценки), способа обобщения работы (систематизация, выделение главного, расстановка акцентов),
  10. подготовка оборудования (демонстрационного, лабораторного), раздаточного материала, справочников, пособий и других необходимых средств,
  11. организационная подготовка: знакомство участников с будущей игрой (при использовании имитационных игр).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

эссе Зачем идут в учителя?

Размышления о профессии  учитель. Статья предназначена для публикации....

Зачем нужен учитель нового типа?

Интенсивное развитие образования, разнообразие альтернативных программ, кардинальное изменение процессуальной стороны обучения выдвинуло на первый план проблему качественного изменения личности учител...

Зачем нужен учитель нового типа?

   Интенсивное развитие образования, разнообразие альтернативных программ, кардинальное изменение процессуальной стороны обучения выдвинуло на первый план проблему качественного измен...

Эссе "Зачем я учитель"

Эссе  " Зачем я учитель"...

Зачем нужен сайт учителю

Сайт даёт  возможность мне и учащимся публиковать свои работы. Он просто необходим для подготовки и проведения уроков и внеклассных мероприятий....

Доклад "Зачем учителю портфолио?"

Современному педагогу, который живет в эпоху постоянных перемен, в эпоху, где остро встает вопрос о создании новой школы, необходимо уметь оформлять результаты своей деятельности в виде модной тенденц...

Доклад "Зачем учителю портфолио?"

Современному педагогу, который живет в эпоху постоянных перемен, в эпоху, где остро встает вопрос о создании новой школы, необходимо уметь оформлять результаты своей деятельности в виде модной тенденц...