Память и внимание школьников. Концентрация. Фокус.
статья (5, 6, 7 класс) на тему

Барткевич Екатерина Алексеевна

Данный материал создан в помощь родителям и учителям иностранного языка, с возможностью использовать данные упражнения во время урока. В ходе статьи рассмотрены основные причинно-следственные связи памяти и внимание, приведены примеры упражнений, которые мы активно применяем в ходе образовательного процесса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyat_i_vnimanie_shkolnikov.fokus_.malikova_e.a.docx15.64 КБ

Предварительный просмотр:

Память и внимание школьников. Концентрация. Фокус.

Взгляд Маликовой Е.А., учителя первой категории немецкого и английского языков МАОУ СОШ № 56 г. Калининграда.

        Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (своеобразного фильтра), то наш мозг не смог бы избежать перегрузки. 

        Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств  приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.

        Маленький объем внимания - это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме.

        Недостаточная концентрация и устойчивость внимания - ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.

        Недостаточная избирательность внимания - ребенок не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.

        Плохо развитая переключаемостью внимания - ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой. Например, если вы сначала проверяли, как ваш малыш сделал домашнее задание по математике, а потом, заодно, решили проэкзаменовать его по русскому языку, то он не сможет вам хорошо ответить. Ребенок допустит много ошибок, хотя и знает правильные ответы. Просто ему тяжело быстро переключиться с одного вида заданий (математических) на другой (по русскому языку).

        Плохо развитая способность распределения внимания - неумение эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел.

        Недостаточная произвольность внимания - ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.

        Подобные недостатки не могут быть устранены фрагментарно включаемыми "упражнениями на внимание" в процессе занятий с ребенком и требуют, как показывают исследования, для их преодоления специально организованной работы.

        Упражнения для памяти.

Примечание: в роли ведущего могут выступать родители, если проводить данные упражнения в домашних условиях.

Упражнение «Дотошный ученик»

        Ведущий. Мы знаем, что для хорошего усвоения материала иногда нужно уметь запомнить самые мелкие подробности текста. Сейчас мы прочитаем текст быстро, но внимательно, затем вы составите список вопросов. У кого этот список будет длиннее и дотошнее, тот и выиграл в этом соревновании.

        Итак, внимательно читаем текст, чтобы составить вопросы. Желательно, чтобы вопросы охватили весь материал и все его тонкости.

        После этого участники по порядку задают свои вопросы всей группе, а отвечает тот, на кого указывает ведущий.

Упражнение «Восстанови невидимое»

        Для этой игры нужно приготовить  несколько книг с изучаемым текстом.

        Ведущий. Пожалуйста, по моей команде открывайте текст на нужной странице всего на пять секунд, после чего правую часть текста закрываете и продолжаете его смотреть до минуты. Итак, пожалуйста, закройте правую часть текста — полстраницы или меньше, так, чтобы вы могли восстановить этот текст по смыслу.

        Ведущий. Уберите текст. Теперь кто-то из желающих может выйти вперед и воспроизвести этот текст. Все могут смотреть на этот текст, сравнивая ответ добровольца с оригиналом.

        Это упражнение может повторяться несколько раз с другими текстами и с другими участниками, пока есть интерес к этой игре.

        Из личного опыта: на уроках иностранного языка мы зачастую используем стихотворения как речевую разминку. Если стих не большой и его можно выучить прямо на уроке, то мы поступаем так: читаем полностью весь стих, разбираем его, переводим, проговариваем слова, которые вызывают трудность. Далее убираем по слову в одной строке, читаем стих еще раз с «потерянным» словом. Далее убираем еще одно слово из другой строки, читаем полностью. Так далее пока доска не будет чистой. Стих должен быть не длинный, лексика соответствует возрасту учащихся.  

Упражнение «Пересказ по кругу»

        Ведущий. Давайте прочитаем текст. А теперь пересказываем текст по фразе по цепочке.

        После этого текст еще раз читается и участники исправляют ошибки, дополняют то, что было упущено.

        Из личного опыта: по такой технологии мы часто работаем на уроках иностранного языка, сначала повторяем все вместе текст (если домашним заданием являлся пересказ текста), далее происходит опрос учеников. Данный метод позволяет учащимся включиться в работу, сфокусироваться на задании и быть внимательным слушателем.

        Данные упражнения взяты из книги «Игры, обучение, тренинг, досуг». Под. ред В.В.Петрусинского. кн.1-4; М.: «Новая школа», 1994.

        Помните, что заниматься тренировкой памяти и фокусировать внимание необходимо с ранних лет. Уделяйте особое внимание данным составляющим успешного процесса обучения всесторонне развитой личности  в условиях современного образования.