Урок "Память и внимание"
план-конспект урока по психологии (5, 6, 7, 8 класс)

Бургонова Ирина Александровна

Конспект урока по развитию когнитивных навыков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyat_irina.docx48.24 КБ
Файл pamyat_-_kopiya.pptx733.13 КБ
Файл uprazhneniya.docx163.49 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинговое мероприятие «Память».

Информационная справка про психические процессы. Память и внимание.

Виды психических процессов

Познавательные:

Эмоциональные:

Волевые:

Ощущение

Восприятие

Мышление

Сознание

Речь

Внимание

Память

Воображение

Эмоции

Чувства

Аффекты

Борьба мотивов

Принятие решения

Постановка цели

Человеческий мозг – это объект постоянного изучения и научных споров учёных во всём мире. Одной из менее изученных функций мозга является память, для изучения того, как она работает, созданы целые исследовательские институты. Но, несмотря на такие усилия, многое пока остаётся тайной. Так и наша память скрывает в себе не только множество интересных и удивительных фактов, но колоссальное количество возможностей.

В древности наши предки верили, что память надежно укрыта в печени. Позже они решили, что это кости черепа влияют на процессы запоминания. Сократ утверждал, что в голове каждого человека есть восковая табличка, где и хранятся все нужные сведения.

Что же такое память?

Память — сложный познавательный психический процесс, заключающийся в отражении человеком своего прошлого опыта.

Процессы памяти:

запоминание (ввод информации);

сохранение (удержание информации);

воспроизведение (выдача информации);

забывание (удаление информации).

Память человека имеет сложную структуру.

Условно можно сказать, что она состоит из двух видовкратковременной и долговременной.

Здесь можно провести аналогию с компьютером: краткосрочная память – это оперативная память для решения сиюминутных задач, информация в ней хранится ограниченное количество времени. Долгосрочная память – это своего рода компьютерный жёсткий диск, куда записывается вся важная информация, но, в отличие от жёсткого диска, наш мозг имеет ограничения для объёма запоминаемой информации. И, как в компьютере, за разные виды памяти отвечают разные «устройства». В головном мозгу роль платы оперативной памяти, отвечающей за кратковременную память, выполняет кора головного мозга, а роль жёсткого диска, отвечающего за долговременную память, выполняет гиппокамп (гиппокамп — парная структура, расположенная в височных отделах полушарий; участвует в механизмах формирования эмоций консолидации памяти, то есть перехода кратковременной памяти в долговременную). В зависимости от наших желаний (установок), мозг может запоминать что-либо ненадолго (кратковременная память), или надолго (долговременная). Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время, после чего информация может забыться либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2-кратного повторения информации.

Способность забывать. Забывание – естественный процесс. Способность мозга запоминать дополняется способностью забывать. Это защитный механизм человека от перегрузки как информацией, так и эмоциями. Представьте себе, если бы мы помнили все. С другой стороны, забывчивость очень мешает нам в обучении, очень часто необходимо что-то вспомнить, а мы не можем. Не все одинаково забывается:

- из того, что вы слышали, забывается 90%

- из того, что видели – 50%

- из того, что делали – всего 10%

Необходимо рациональное повторение.

Интересно, что старые сведения не пропадают бесследно, а приобретают пассивную форму, откуда их можно извлечь в чрезвычайных обстоятельствах

Удивительные возможности нашей памяти

Некоторые факты удивительных возможностей нашей памяти, скрытых в каждом из нас:

- Великому Моцарту, для того чтобы запомнить музыкальное произведение, было достаточно один раз его послушать, более того, он мог записать его на бумаге.

- Оператор справочной службы в штате Тасмания (Австралия) Паула Прентис, помнит 128 603 телефонных номеров, адреса этих абонентов и названия учреждений, находящихся по этим адресам. Удивительно, что свой телефонный номер она не помнит и хранит его записанным на листке бумаги.

- Английского таланта Доминика О'Брайена больше не пускают в казино, так как благодаря своей уникальной памяти он запоминает карты на столе и оставшиеся в колоде, чтобы запомнить колоду карт, ему нужно всего 33,8 секунды. Также он принимает участие в соревнованиях по запоминанию иностранных слов, где также стал победителем, запомнив за пятнадцать минут 152 слова на китайском языке.

А знаете ли Вы, что:

  • Память четырехлетнего ребенка такая же, как у взрослого человека. Разница лишь в том, что она пока не развита.
  • Согласно последним исследованиям, наилучшие параметры памяти у 19-летних людей.
  • Феномен «дежавю» – когда мы помним нечто из «не нашей» прошлой жизни или попадаем в ситуацию, когда возникает мысль: «это уже было», – связан с так называемой генетической памятью. Ученые провели эксперимент на крысах. Испытуемых животных пугали ярким светом. Потомство этих крыс не подвергалось подобным экспериментам, однако сохранило страх к яркому свету.
  • У людей-жаворонков продуктивность памяти максимальна с 8 до 12 утра, а у сов – с 8 до 12 вечера.
  • Академик Абрам Иоффе знал наизусть всю таблицу логарифмов.
  • Билл Гейтс помнит сотни кодов созданного им программного языка.
  • Моцарту достаточно было услышать музыкальное произведение один раз, чтобы исполнить его и записать на бумаге. Прослушав «Мизерере» Аллегри (в 9 частях), он сумел по памяти записать всю партитуру этого произведения, которая сохранялась Ватиканом в тайне. При втором прослушивании Моцарт обнаружил в своей записи всего несколько неверных нот.
  • Такой же музыкальной памятью обладал и Сергей Рахманинов.
  • Дирижер Артуро Тосканини помнил каждую ноту из 400 партитур.
  • Уинстон Черчилль знал наизусть почти всего Шекспира.
  • При быстром чтении утомляемость глаз меньше, чем при медленном. 95% людей читают очень медленно - 180-220 слов в минуту (1 страницу за 1,5-2 минуты). Уровень понимания при традиционном чтении составляет 60%, при быстром - 80%.
  • Наполеон читал со скоростью две тысячи слов в минуту (около 12000 знаков). А с какой скоростью читаете вы?
  • Бальзак прочитывал роман в двести страниц за полчаса.
  • Н. А. Рубакин прочитал 250 тысяч книг.
  • Полководец А. Македонский знал в лицо и помнил имена 30 000 солдат своего войска.
  • Некто Э. Гаон дословно помнил 2500 прочитанных им книг.
  • Археолог Р. Шлиман путем упорных тренировок добился того, что очередной иностранный язык выучивал за 6-8 недель.
  • Высокопрофессиональный мастер-шлифовальщик различает просвет в 0,6 микрона.
  • Мастер-текстильщик различает до 100! оттенков черного цвета.
  • Южноафриканский политический деятель Ян Христиан Смэтс в преклонном возрасте выучил наизусть 5000 книг, а бирманец Виситтабм Вумса в 1974 прочел наизусть 6000 страниц буддийских канонических текстов.
  • Японец Хидеаки Томоери назвал по памяти число "пи" с точностью до 40 000 знаков после запятой.
  • Валерий Лавриненко запоминает 100 знаков за две с половиной минуты, а 200 - за три, делая при этом максимум две-три ошибки. Он воспроизводит числа в любом порядке и опишет внешность людей, предложивших эти числа.
  • Особенно полезна память на телефонные номера. Паула Прентис, оператор справочной службы на Тасмании, помнит 128603 номера телефонов абонентов, их имена, адреса, названия учреждений. Неплохо для девушки, провалившейся на школьном экзамене по математике! Ей звонит местная служба спасения, когда необходима срочная информация. Правда, номер своего телефона Паула не помнит, она записала его на бумажке и постоянно носит в сумочке.
  • Самвел Гарибян безошибочно воспроизводит 1000 продиктованных ему слов, произвольно выбранных из десяти языков, в том числе таких, как фарси, пушту, кхмерский и бенгали.
  • Американка Барбара Мур исполнила на пианино по памяти 1852 песни. "Концерт" ее продолжался с 25 октября по 13 ноября 1988 года!
  • 24 июня 1996 года в помещении Музея мировых рекордов Гиннеса в Канаде американец Дейв Фэрроу запомнил случайную последовательность из 52 перетасованных вместе колод карт. Он бросил на них только один быстрый взгляд и запомнил карты всего с шестью ошибками.
  • Кассир польского футбольного клуба «Гурник» Леопольд Хелд помнил не только все результаты, все подробности игр клуба, но и общую сумму дохода от каждого из этих матчей за все 12 лет своей работы.
  • Казино всего мира письменно запретили англичанину Доминику О'Брайену посещать их: он, помня, какие карты остались в колоде, резко увеличивает ставку и срывает банк, поскольку обладает уникально развитой памятью (он сумел запомнить расположение перетасованных карт одной колоды за 38 секунд). Кроме того, Доминик за час запоминает до 300 иностранных слов, а через 2-3 дня читает на новом языке. Чемпионат мира по памяти 1994 года включал соревнования по запоминанию иностранных слов, и Доминик стал победителем: за пятнадцать минут - 152 слова на китайском.
  • Самый удачный портрет президента Линкольна нарисовал его почитатель - художник из штата Нью-Джерси. Он видел президента один раз в жизни. Узнав об убийстве Линкольна, он был охвачен горем и нашел утешение, нарисовав по памяти его портрет.

C:\Users\Psyholog\Desktop\C:\Users\Psyholog\Desktop\


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Средний вес человеческого мозга равен 1,3 кг Чтобы создать компьютер с такими же параметрами, как и мозг человека, ему придется за одну секунду выполнять 3800 операций и сохранять 3587 терабайт информации Человеческий мозг занимает до 3 процентов массы всего тела, но потребляет 20% кислорода Мозг вырабатывает энергию равную лампочке 10 Ватт В мозгу человека от 80 до 100 МИЛЛИАРДОВ нейронов Доказано, что размер мозга не влияет на умственные способности человека Мозг человека не чувствует боли

Слайд 2

это свойство высокоорганизованной материи (мозга), которое заключается в отражении объективной реальности и на основе этого, формирования психического образа, который целесообразно регулирует деятельность субъекта и его поведение. Психика

Слайд 3

Психические процессы Эмоциональные: Волевые: Познавательные: Эмоции Чувства Аффекты Борьба мотивов Принятие решения Постановка цели Ощущение Восприятие Мышление Сознание Речь Внимание Память Воображение

Слайд 4

Память Запоминание Сохранение Воспроизведение сложный психический процесс отражения человеком своего прошлого опыта Виды памяти Мгновенная Кратковремен ная Оперативная Долговремен ная Время хранения информации от 0,1 до 0,5 с. около 20 с. от нескольких секунд до нескольких дней неограниченное Характеристики Удерживает точную картину только что воспринятого органами чувств, без переработки Сохраняет обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы Объем от 5 до 9 единиц информации Актуальное сознание человека «Рабочая» память, для выполнения текущих задач Срок хранения сведений определяется задачей, которую необходимо решить При пользовании долговременной памяти для припоминания неред­ко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функциониро­вание на практике обычно связано с двумя этими процессами. Забывание

Слайд 5

Память — это сила, «которая лежит в основе всего психического развития. Не будь этой силы, каждое ощущение, не оставляя следа, должно было бы ощущаться и в миллионный раз своего повторения точно так же, как и первый. Уяснение конкретных ощущений с его последствиями и вообще психическое развитие было бы невозможностью». Роль памяти в жизни человека Академик Иван Михайлович Сеченов

Слайд 6

Память и здоровье 1. Режим сна Ухудшение памяти и способности концентрироваться часто связано с переутомлением и недосыпанием. 2. Занятия спортом Физическая нагрузка содействует притоку кислорода в мозг и снижает риск заболеваний, приводящих к потере памяти. 3. Больше практики Постоянно тренируйте память и внимание. Чем больше им приходится "работать", тем лучше они это делают. 4. Разумное питание Диета, основанная на фруктах, овощах и цельных зернах улучшает память. В рыбе содержатся вещества, которые не только улучшают память, но и снижают риск развития болезни Альцгеймера.

Слайд 7

Память и вредные привычки Влияние алкоголя: Алкоголь уменьшает количество холина в клетках мозга – витамина, отсутствие которого ведет к резкому падению умственных способностей и ухудшению памяти. Наиболее сильным повреждениям подвержен мозг молодежи, т.к. в этом возрасте развитие памяти и в целом мозга еще не закончилось. Влияние никотина: Оксид углерода, входящий в состав табачного дыма, связывает молекулы гемоглобина, замещая кислород. Насыщение мозга кислородом резко падает, что приводит к рассеянности внимания, затруднениям концентрации и запоминания, и снижению объема памяти. Влияние наркотиков: Наркотики оказывают негативное воздействие на способ передачи электрических сигналов между нейронами, блокируя или повреждая нервные послания, а следовательно, нарушая создание умственных образов-картин и физических импульсов, нанося в результате вред биохимическому балансу всего организма.

Слайд 8

Расстройства памяти: Деменция Приобретенное слабоумие обычно наступает у пожилых людей старше 65 лет. Факторы риска: длительная алкогольная интоксикация лишний вес курение негативное эмоциональное состояние отсутствие умственного труда неправильное питание нарушение гормонального фона черепно-мозговые травмы

Слайд 9

Мнемические приемы из того, что вы слышали, запомнится 10% из того, что видели – 50% из того, что делали – 90%

Слайд 10

Приём образования смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации. НАПРИМЕР: Прием «Радуга» Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан красный оранжевый жёлтый зелёный голубой синий фиолетовый

Слайд 11

Чтобы запомнить набор слов: ель, лодка, стена, луна, велосипед, дом, кресло, дорога, озеро, картина – нужно представить себя в кресле, а на стене напротив Вас висит картина и на картине изображён дом, уходящая вдаль дорога, освещенная яркой луной, возле дома брошен велосипед, а чуть поодаль виднеется озеро и лодка на берегу. Прием «Сказка»

Слайд 12

Представьте, что обходите свою комнату, где Вам все хорошо знакомо. Информацию, которую необходимо запомнить, расставляете мысленно по ходу движения. Вспомнить её Вы сможете вновь, представив ту же комнату, — где всё будет на тех же местах, пройдёте по маршруту и соберёте всё, что «оставили» в прошлый раз. Прием «Хранилище»

Слайд 13

Практическое задание Запомните набор слов: Собака, Мальчик, Река, Ветер, Попугай, Кувшин, Вода, Небо, Пила, Птичка, Девочка, Дерево, Музыка, Гриб, Ковер.

Слайд 15

Практическое задание Запомните

Слайд 16

Практическое задание Запишите, что запомнили



Предварительный просмотр:

Я дам вам карточки, а вы считайте в них количество цифр, которые я назову. Сосчитайте все цифры “5”, “7”, “0”.

4

3

2

8

2

3

6

5

9

1

7

5

7

6

6

5

9

0

8

5

3

1

0

1

3

4

0

6

5

1

7

2

4

1

0

6

2

3

7

1

6

5

4

4

3

8

8

3

1

3

8

0

0

3

2

1

5

4

9

5

0

7

6

3

2

6

3

8

2

9

6

1

7

6

9

5

8

5

9

0

7

4

1

7

5

3

9

2

3

4

6

3

0

7

6

9

1

0

9

1


Упражнение 1.

Цель: развитие сосредоточенности и устраняет расстройство распределения внимания.
Ученик должен посчитать до 31, произнося всё вслух, но при этом он не должен называть цифры, которые содержат тройку или кратны трём. Вместо этого, он должен произносить фразу «НЕ СОБЬЮСЬ». Например: 1, 2, не собьюсь, 4, 5, не собьюсь и т.д.

Упражнение 2.

Послушайте и напишите в любом порядке услышанные вами слова в течение 2 минут.

Слова: Собака, Мальчик, Река, Ветер, Попугай, Кувшин, Вода, Небо, Пила, Птичка, Девочка, Дерево, Музыка, Гриб, Ковер.

- Если у вас написано 10-15 слов, значит у вас замечательная память.
- Если у вас написано 6-10 слов у вас неплохая память.

- Если меньше 5 слов, вам нужно тренировать память.

Упражнение 3.

Цель: развитие зрительного внимания и памяти.

Сейчас я вам дам таблица из 9 клеток с изображением в них различных предметов и ваша задача запомнить эти предметы. Затем вы эту таблица убирается, и я вам предоставлю, таблица из 16 клеток также с изображением различных предметов, среди которых есть предыдущие изображения. Ваша задача записать предметы, которые были в предыдущей таблице.

\\DC1\for_all\Бургонова\Бургонова\занятия\память\\\DC1\for_all\Бургонова\Бургонова\занятия\память\

Мнемические приемы:

1. приём образования смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» — красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.

Задание для детей – придумать фразу на первые буквы падежей (Именителный Родительный Дательный Винительный Творительный Предложный).

2. Ритмизация, то есть перевод информации в стихи, песни, рифмованные или ритмизованные строки.

3. Еще применяют приём «Нахождение ярких, необычных образов, картинок, сюжетов, которые по «методу связки» соединяют с запоминаемой информацией.

Например, нам надо запомнить набор слов: ель, лодка, стена, луна, велосипед, дом, кресло, дорога, озеро, картина – запомнить это будет легко, если вы представите себя в кресле, а на стене напротив Вас висит картина и на картине изображён Дом, уходящая вдаль дорога, освещенная яркой луной, возле дома брошен велосипед, а чуть поодаль виднеется озеро и лодка на берегу.

4. Метод Цицерона.

Представьте, что обходите свою комнату, где Вам все хорошо знакомо. Информацию, которую необходимо запомнить, расставляете мысленно по ходу движения. Вспомнить её Вы сможете вновь, представив ту же комнату, — где всё будет на тех же местах, пройдёте по маршруту и соберёте всё, что «оставили» в прошлый раз.

Например, надо запомнить названия ягод, овощей и фруктов. Внимательно мысленным взором обводим кукольный уголок и раздаём еду игрушечным героям. Зайцу — морковку, мишке – малину, козочке – капусту, мышке – репку, кукле Мальвине – свёклу (чтобы щёчки красила) … ну итак далее. Если нет прямого соответствия, можно пошутить. Белке – арбуз (пусть в нём устроит дупло)!

Упражнение «Скрипка, ножницы, жираф»\\DC1\for_all\Бургонова\Бургонова\занятия\память\

Внимательно рассматривайте в течение двух минут предметы, изображенные на картинке. Потом, не глядя на картинку, запишите на листе бумаги, что вы запомнили. Не расстраивайтесь, если не можете вспомнить все.

Запоминая предметы, следуйте определенному порядку. Произносите их названия вслух.
Сначала запомните одну группу из пяти предметов, потом добавьте еще одну и так далее.

Теория:

Чтобы уметь "извлекать" часть сведений из памяти, небесполезно знать некоторые принципы работы мозга и его структуру.

Долгое время память представляли как огромную картотеку, в которой размещаются сведения, факты, даты и т.д. Исходя из этой концепции, было замечено, что отдельные душевно больные теряют часть воспоминаний, как-будто часть картотеки разрушается. Ослабление воспоминаний со временем сравнивали с обесцвечиванием чернил, которыми сделаны записи.

Это только картинка, т.к. точный механизм материализации воспоминаний пока неизвестен. Предполагают, что при этом устанавливаются конкретные связи между отдельными нервными ячейками мозга, которых в нем около 13 млрд., но это тоже только предположение.

Сейчас известно, что воспоминания остаются "выгравированными" в памяти навсегда. Фишки "картотеки" не разрушаются. К потере воспоминаний приводит неспособность найти их в памяти или прочесть.

Мозг работает как любой другой орган нашего тела, и для правильной работы нуждается в определенном уходе. Нужно поддерживать его в активном состоянии, если мы не хотим, чтобы он заржавел.

Давайте рассмотрим работу нашей памяти на примере работы компьютера: когда вы только установили систему, то она очень быстро загружается, многозадачность находится на высшем уровне, никакие процессы не тормозят работу компьютера. Но, постепенно, вы начинаете устанавливать различные программы, игры и прочее. Они, безусловно, несколько замедляют работу компьютера, забивают оперативную память и замедляют загрузку системы. Однако не так сильно, как остаточные файлы. Всяческий мусор, оставшийся после удаления или вовсе потерянные файлы, лежащие в беспорядке в различных папках.

В области памяти дело обстоит так же. Просто загромождая вашу память и заставляя ее работать, как попало, хороших результатов не добиться. Огромное количество бесполезной информации (типа тексты из рекламы, песни, которые нам не нравятся, но прицепились, цены и прочее) замедляют работу мозга. Нам требуется больше времени, чтобы обратиться к необходимому «сектору» памяти.

Кратковременная, оперативная и долговременная память.


Упражнение «Докажи мне кто лучше»

Величайшее воровство – это сравнение. Стивен Кови.

Участники получают карточки разных цветов – синего, зеленого, красного и пр. Каждый участник должен доказать, что его цвет лучше, чем у других. Все участники по очереди приводят доводы в пользу своего цвета. В конце, ведущий спрашивает у каждого по очереди: «А какой цвет нравится тебе самому? Безо всяких доводов?». Участники должны обсудить, получилось ли убедить других, что один какой-то цвет, действительно лучше других. Ведущий направляет их, объясняет, что нельзя сравнивает разные цвета, что каждый из них хорош по-своему. Приведите аналогию из жизни.

Следом идет упражнение «недостатки – есть продолжение достоинств».

Ведущий говорит, есть такое мнение, что любой недостаток человека является продолжением какого-то его достоинства. Например, человек творческий зачастую не очень хорош в бытовых вопросах. При общении с Музой он не утруждает себя вопросами быта. Или следователь, склонный все анализировать и делать выводы из мелких деталей, порой может быть излишне подозрительным и искать подвох в чем угодно.

Давайте попробуем сделать такое упражнение: вспомните любого человека, у которого есть недостатки, которые вас раздражают, и подумайте, продолжением какого достоинства они могут быть.

Упражнение «Колесо баланса».

В каждый сектор вписать какую-либо значимую сферу жизни (семья, работа, хобби, здоровье и тд, у каждого свое). Затем каждой сфере поставить оценку от 0 (совсем неудовлетворен) до 10 (абсолютно удовлетворен). Если в каком-то секторе оценка меньше 5, то необходимо выявить, какое ограничивающее убеждение присутствует и поработать с ним.

Упражнение «Невербалика».

Все участники делятся на две команды. Каждая команда получает задание договориться с другой команда о чем-то (например, встретиться в определенном месте города в определенное время). Но, первая команда не может говорить, а только показывать жестами. Вторая команда может говорить, но только одно слово с разными интонациями.

«Не могу – не хочу».

Каждый участник должен подумать, что в жизни он не может сделать и сформулировать высказывание по типу «я не могу поступить в такой-то ВУЗ, потому что…», «Я не могу общаться с этими ребятами, потому что…», «Я не могу выучить язык, потому что...».

Записав это высказывание, его нужно переформулировать по типу «Я не хочу поступать в это ВУЗ, потому что…».

Задача участников – найти истинную причину, по которой он не делает чего-то. Что она ему дает? Возможно безопасность? Или чувство жалости о окружающих?

Упражнение «Я тебя слушаю – я тебя слышу».

Первая часть: участники делятся на пары. Задача одного участника – рассказать второму историю из своей жизни, когда ему было очень здорово, весело, когда он был счастлив. Задача второго участника – собрать небольшой пазл и параллельно слушать историю первого.

Вторая часть: задача первого участника – рассказать второму счастливую историю из своей жизни. Задача второго участника – внимательно выслушать историю и поддержать рассказчика словами типа «как здорово», «рад за тебя» и т. п.

По завершению упражнения участники делятся своим впечатлением от первого и второго опыта.

Упражнение «Стратегии».

Стратегия «неудачника»:

1. Происходит какое-то событие.

2. Человек ищет, кто виноват в этом.

3. Спрашивает себя «Почему именно со мной? За что мне это? Я такой несчастный \ неудачник \ такая у меня судьба - злодейка».

4. Обобщает: в этой стране вообще все плохо и честному человеку не дают жить спокойно и т.п.

Стратегия «Счастливчика»:

1. Происходит какое-то событие.

2. Человек не оценивая ситуацию, спрашивает себя «Какой результат я получил?».

3. Что ценного я могу получить из этой ситуации?

4. Где в будущем я могу использовать этот опыт, чтобы быть более успешным?

Упражнение «Обратная связь».

1 правило: 3 – 4 позитивные вещи на 1 негативно – продуктивную.

2 правило: спросить, какие могли быть более эффективные варианты? Как вы думаете, как можно было бы сделать иначе? На ваш взгляд, если сделать так, результат был бы лучше? И т. п.

3 правило: тот, кто принимает обратную связь обязательно благодарит за нее.

Упражнение «Я - высказывание»

Ваш друг случайно разболтал вашу тайну, доверенную ему.

Учитель не обращает на вас внимания весь урок, хотя сегодня вы подготовились и поднимаете руку почти на все вопросы.

Мама делала уборку в квартире и выбросила дорогую вам вещь (например, камень, который вы нашли на дне реки, нырнув очень глубоко), решив, что это мусор.

В переполненном автобусе вы случайно задели рюкзаком мужчину. Он сразу начал возмущаться и говорить, как вам следовало бы поступить с этим рюкзаком.

Друг разговаривает с вами, а вы хотите уйти.

Ваш товарищ устроил вам встречу с незнакомым человеком, не предупредив вас.

Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором.

Ваш сосед отвлекает вас от интересного выступления, задавая глупые, на ваш взгляд, вопросы.

Учитель говорит, что ваша прическа не соответствует внешнему виду ученика.

Друг просит вас одолжить ему вашу какую-либо дорогостоящую вещь, а вы считаете его человеком не аккуратным, не совсем ответственным.

Схема:

1. Объективно описать поведение или событие «Когда без спросу берут мои вещи …»

2. Точно назвать чувство, возникшего в тот момент «я чувствую раздражение, мне неприятно»

3. Объяснить причины этого чувства «потому что, когда мне требуется эта вещь, я не могу её найти.»

4. Предоставить альтернативы «прежде, чем взять мои вещи, спроси об этом меня, и клади их на свое место»

5. Высказать свои намерения «Я сложу свои вещи в отдельный шкаф, чтобы ты знал, куда их класть»

Упражнение «Интонации».

На карточках написаны задания: произнести с такой интонацией, будто вы влюблены в человека. Будто вы обижены на человека. Вы злитесь на человека. Вы спорите с человеком. Вы только проснулись. Вы очень хотите спать поздно ночью. Вы увидели что-то отвратительное. Вы презираете человека. Вы удивлены чем-то. Вы возмущены чем-то. Вы счастливы. Вы в восторге. Вы взволнованы надвигающейся контрольной \ проверкой.

Упражнение «Хорошо \ плохо».

Да, это хорошо, но это плохо, потому что…

Да, это плохо, но это хорошо, потому что…

Релаксация.

Позвольте своему языку мягко повиснуть во рту. Это расслабляет мышцы вокруг шеи и плечи.

Позвольте плечам и подмышкам свободно повиснуть и отметьте, как это влияет на все остальное тело.

Позвольте животу расслабиться и свободно вывалиться.

Позвольте ногам почувствовать опору под ними.

Дыхательный квадрат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ребенок с нарушением внимания

Все больше детей, обладающих гиперактивностью, садятся за парты.  Автор в данной статье дает рекомендации родителям и учителям, работающим с детьми, имеющими нарушение внимания....

Обобщение опыта работы по теме «Особенности внимание учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Методы и приёмы развития внимания учащихся с нарушением интеллекта».

В данной статье рассказывается об особенностях внимания детей с нарушением интеллекта, приёмах развития произвольного внимания....

Памятка для родителей "Что такое внимание. Свойства внимания". "Как готовить домашнее задание".

Что такое внимание. Свойства внимания. Как развивать внимание.Как готовить домашнее задание....

Особенности развития внимания учащихся среднего школьного звена с задержкой психического развития. Использование коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания на уроках английского языка.

Все коррекционные упражнения, направленные на развитие внимания учащихся среднего звена, составляют совокупную систему, охватывающую разделы языкознания: лексику, грамматику, фонетику,  словообра...

Программа коррекционно-развивающих занятий "Внимание: Внимание!"

Развитие произвольного внимания у детей школьного возраста является одним из важнейших условий успешного обучения школьника. Это определяет возможность ученика управлять своим поведением, формирует на...

Особенности развития внимания учащихся среднего школьного звена с ЗПР. Использование коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания на уроках английского языка.

От организации учебного процесса опирающегося на возрастные и психические особенности детей зависит успех освоения детьми иностранного языка.     Актуальность проблемы развития внимани...

Беседа "Внимание...Внимание? Внимание!"

Материал полезен для работы с подростками. рассказано об особенностях внимания, как психического процесса. Приведены упражнения. помогающие развивать внимание...