Агрессивный ребёнок. Рекомендации для родителей
статья на тему

Баранова Зарина Зелимхановна

Рекомендации для родителей по взаимодействию с агрессивными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл agressivnyy_rebyonok._rekomendatsii_dlya_roditeley.docx25.17 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей

Агрессивный ребёнок – причины появления проблемы.

Физическое насилие и его влияние на развитие ребёнка.

  Что такое агрессивность? Слово «агрессия» произошло от латинского слова «agressio», что означает «нападение», «приступ». В психологическом словаре приведено следующее определение данного термина:

 «Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым или неодушевлённым), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояния напряжённости, страха, подавленности и т. д.)»

  Причины появления агрессии у детей могут быть разными.

Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Следует отметить, что огромную роль играет воспитание в семье, причём с первых дней жизни ребёнка. Доказано, что в тех случаях, когда ребёнка резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества, как тревожность,  подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребёнком присутствует мягкость, ребёнок окружён заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются.

  На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего чада. В таких ситуациях могут быть использованы два полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих.

  Исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям, не устраняют это качество, а наоборот, взращивают его, развивая в своём сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия – агрессию.

  Если же родители не обращают внимания на агрессивные реакции своего ребёнка, то он очень скоро начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают  в привычку действовать агрессивно.

  Только родители, которые умеют находить разумный компромисс, «золотую середину», могут научить своих детей справляться  с агрессией.

Портрет агрессивного ребёнка.

Почти в каждом классе встречается хотя бы один ребёнок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на других детей, обзывает и бьёт их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится «грозой» всего коллектива, источником огорчений учителей и родителей. Этого ершистого, драчливого, грубого ребёнка очень трудно принять таким, какой он есть, а ещё труднее понять.

 Однако, агрессивный ребёнок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумение адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

  Агрессивный ребёнок очень часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяют в душу ребёнка уверенность, что его не любят. «Как стать любимым и нужным» - неразрешимая проблема, стоящая перед ним. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребёнку, но как сделать лучше – он не знает. Агрессивный ребёнок, используя любую возможность, стремится разозлить маму, учителя, сверстников. Он «не успокаивается» до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку.

  Родителям не всегда понятно, чего добивается ребёнок и почему он ведёт себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых  наказание. В действительности это порой лишь отчаянная попытка завоевать своё «место под солнцем». Ребёнок не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире, как защитить себя.

  Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их…

  Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено.   Чаще всего это защитные реакции. К тому же дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить своё поведение.

  Дети часто перенимают агрессивные формы поведения у родителей. Если в доме постоянные споры и крик, трудно ожидать, что ребёнок будет покладистым и спокойным.

  Как помочь агрессивному ребёнку? Полезные рекомендации можно найти в книге Р. Кэмпбелла «Как справляться с гневом ребёнка». Он выделяет пять способов контроля поведения ребёнка: два из них – позитивные, два – негативные и один – нейтральный. Нейтральный способ контроля предполагает использование поощрения (за выполнение определённых правил) и наказание (за их игнорирование). Но данная система не должна использоваться слишком часто, так как ребёнок начинает делать только то, за что получает награду.

  Частые наказания  и приказы относятся к негативным способам контролирования поведения ребёнка. Они заставляют его чрезмерно подавлять свой гнев, что способствует появлению в характере пассивно-агрессивных черт. Это скрытая форма агрессии, её цель – вывести из себя, расстроить родителей, причём ребёнок может причинить вред не только окружающим, но и себе. Он начнёт специально плохо учиться, носить те вещи, которые не нравятся родителям, капризничать без причины. Чтобы устранить такие формы поведения, система поощрений и наказаний должна быть продумана в каждой семье. Наказывая ребёнка, необходимо помнить, что эта мера воздействия ни в коем случае не должна унижать достоинство сына или дочери. Наказание должно следовать сразу за проступком, а не через день или неделю. Наказание будет иметь эффект только в том случае, если ребёнок сам считает, что заслужил его. Кроме того, за один проступок нельзя наказывать дважды.

  К позитивным способам относятся просьбы  мягкое физическое манипулирование (например, можно отвлечь ребёнка, взять его за руку и отвести и т. д.)

  Существует ещё один способ эффективной работы с гневом ребёнка, хотя он может быть применён далеко не всегда. Если родители хорошо знают своего сына или дочь, они могут разрядить обстановку во время эмоциональной вспышки ребёнка уместной шуткой. Неожиданность подобной реакции и доброжелательный тон взрослого помогут ребёнку достойно выйти из затруднительной ситуации.

Рекомендации по взаимодействию с агрессивными детьми:

  1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребёнка.
  2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
  3. Быть последовательным в наказаниях ребёнка, наказывать за конкретные поступки.
  4. Наказания не должны унижать ребёнка.
  5. Обучать приемлемым способам выражения гнева.
  6. Давать ребёнку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.
  7. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
  8. Развивать способность к эмпатии.
  9. Расширять поведенческий репертуар ребёнка.

10. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.

11. Учить брать ответственность на себя.

        

        Педагог-психолог: Баранова З.З.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет персонала. Тема: Как работать с агрессивными детьми: рекомендации для родителей и педагогов

Цель: повысить педагогические навыки общения с агрессивными детьми. Коррекционная работа с ребенком должна вестись парал­лельно работе со взрослыми, его окружающими, - родителями и педагога...

Рекомендации для родителей "Как нужно вести себя с агрессивным ребенком"

Первым делом нащупать все болевые точки в семьеНормализовать семейные отношенияЛиквидировать все агрессивные формы поведения среди близких, помня, что ребенок, видя все, подражаетПринимать ребенка так...

Рекомендации для родителей "Как правильно вести себя с агрессивным ребенком"

В рекомендациях рассмотрены основные принципы, на которых должно строится общение с агрессивными детьми....

Рекомендации для родителей Как родитель может помочь своему ребёнку в изучении английского языка, даже если сам родитель языка не знает

материал содержит полезные рекомендации для родителей, дети которых изучают английский язык.В материале даются ответы на часто возникаемые вопросы. Материал взят с сайта http://englishmylife.ucoz...

Рекомендации для родителей на тему "Причины детской агрессивности"

В документе дана информация для родителей о причинах детской агрессивности, о наказании и поощрении и о том чем заменить наказание....

"Как развивать связную речь ребёнка." Рекомендации для родителей дошкольников.

Презентация Консультация для родителей о развитии связной речи дошкольников....

Рекомендации для родителей агрессивного ребенка

Рекомендации педагога-психолога для родитлей, чьи дети проявляют агрессию...