"Как развивать связную речь ребёнка." Рекомендации для родителей дошкольников.
презентация к уроку

Карачева Надежда Михайловна

Презентация Консультация для родителей о развитии связной речи дошкольников.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как развивать связную речь ребёнка? Консультация для родителей

Слайд 2

Связная речь -развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно,точно, грамматически правильно и образно.

Слайд 3

Связная речь Диалогическая Разговор двух человек Это основная форма общения дошкольников. Важно учить ребёнка вести диалог,развивать умение слушать и понимать обращённую к нему речь,вступать в разговор,отвечать на вопросы и спрашивать самому. Монологическая Повествование Сообщение о том, что произошло,как развивались действие. Описание Словесное изображение предмета речи,его признаков. Рассуждение Размышление о том, почему предмет такой, что он значит,полезен ли,почему им надо так пользоваться.

Слайд 4

Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребёнка. Связная речь вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем. Психологи подчёркивают, что в связной речи отчётливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Ребёнок учится мыслить,учась говорить, но он также и совершенствует речь,учась мыслить. (Ф.А. Сохин).

Слайд 5

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей.

Слайд 6

Исследователи отмечают,что элементы монологической речи появляются в высказываниях детей в 2-3 года. Уже с 4 лет детям становятся доступны простое описание предмета и повествование (рассказ). С 5-6 лет ребёнок начинает интенсивно овладевать монологической речью. На седьмом году жизни характерно короткое рассуждение.

Слайд 7

Приёмы развития связной речи

Слайд 8

1.Беседа по картинке 1.Какое время года изображено на картинке? 2.Кого ты видишь на картинке? 3.Как одет мальчик? 4.Что мальчик взял с собой на прогулку? 5.Куда он поставил лыжи? 6.Что делает мальчик? 7.Какое у него настроение? 8.Любишь ли ты кататься на санках и лыжах?

Слайд 9

Замечательный педагог К.Д.Ушинский утверждал: « Дайте ребёнку картину, и он заговорит».С классиком трудно не согласиться. Картина- это прекрасная наглядность, на базе которой дети под руководством педагогов и родителей: - развивают наблюдательность; - совершенствуют сопутствующие наблюдению психические процессы( мышление, воображение, внимание, память, восприятие); - пополняют запас знаний и сведений; - развивают речь.

Слайд 10

2.Составление рассказа по картинке Была зима. На улице падал снежок. Миша решил отправиться на прогулку. Он взял с собой санки и лыжи. Сначала ему захотелось прокатиться на санках. Он воткнул лыжи в сугроб,сел на санки и поехал. У-ух,с ветерком! Хорошо гулять зимой.

Слайд 11

Рассказывание является наиболее сложным видом работ с картиной. Составляя рассказ о событиях, якобы происходящих с героями картины, ребёнок не только опирается на собственный опыт, но использует фантазию. При этом его речь должна быть содержательной, логичной, последовательной, связной, грамотной. Поэтому роль взрослого в обучении рассказыванию велика. Педагоги и родители должны понимать недостаточность знаний малыша и наличие некоторых трудностей, настроиться на общение, а не на поучение, должны быть готовы принять и обсудить любые ответы и решения.

Слайд 12

Рассказывание по серии сюжетных картинок Взрослый просит разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и составить рассказ.

Слайд 13

Пересказ Обучение пересказу следует начинать с коротких сказок и рассказов,так как их ребёнок пересказывает увереннее. Не следует требовать от детей пересказать произведение сразу после его прочтения, дошкольников необходимо подготовить к этому виду деятельности. 1.Задать детям вопросы по содержанию текста. 2.Объяснить незнакомые слова. 3.Составить план пересказа или опорную схему. При пересказе часто ребёнку нужно подсказать в трудных местах. Вопросы поддерживают у детей уверенность в своих силах и не позволяют уклониться от основной мысли рассказа.

Слайд 14

Описание Для описания нужно подобрать известные ребёнку предметы,игрушки,картинки: Мишутка,кукла,машинка, тарелка. При описании предмета ребёнок может опираться на следующие вопросы взрослого: 1.Как называется предмет? 2.Из чего он сделан? 3.Какого он цвета? 4. Что с ним можно делать?

Слайд 15

Например: «Это кукла. Она пластмассовая. Куклу звать Алёнкой. У Алёны голубые глаза, белые волосы, красные щёчки. Она улыбается. На ней платье красного цвета в белую полоску. На ногах белые носочки и коричневые туфли. На голове белый бант. С куклой дети играют, кладут её спать, кормят, одевают.»

Слайд 16

Для составления описательных рассказов можно использовать опорные схемы. Схема рассказа о домашнем животном. 1.Кто это? 2.Где живёт? 3.Какого размера? 4.Какого цвета? 5.Какая у него шерсть? 6.Какой хвост? 7.Размер и форма ушей? 8.Чем питается? 9.Какую пользу имеет для человека и природы?

Слайд 17

Творческое рассказывание Это наиболее сложный для детей дошкольного возраста вид монологической речи. Подобные рассказы составляются на основе детского воображения. Возможность составлять творческие рассказы возникает у ребёнка только в старшем дошкольном возрасте, в 5-6 лет.

Слайд 18

Существуют разные варианты творческого рассказывания: 1.Придумывание завершения рассказа (воспитатель сообщает начало рассказа, его завязку, а события и героев дети придумывают сами). 2.Дети придумывают рассказ или сказку по плану воспитателя. 3.Дети придумывают рассказ по теме,предложенной воспитателем (без плана).

Слайд 19

Советы родителям 1.Используйте каждую свободную минуту для беседы с ребёнком. 2.Помните,что основные собеседники для ребёнка в семье-мама,папа,бабушка и дедушка. 3.Поручайте старшим детям как можно больше разговаривать с ребёнком в свободное время.

Слайд 20

4.Приобретайте репродукции художественных картин,альбомы,картинки,рассматривайте их с детьми. 5.Предложите ребёнку соревнование «Чья сказка лучше», «Чей рассказ интереснее» с участием всех членов семьи. 6.Записывайте в тетрадь или на магнитофон рассказы и сказки вашего ребёнка. Через 2-3 месяца прослушайте их вместе с ребёнком,проанализируйте,запишите новые.

Слайд 21

Желаем успеха. Спасибо за внимание!

Слайд 22

Домашнее задание 1. Прочитать ребёнку сказку (русскую народную,авторскую или зарубежную) 2. Задать вопросы по сказке. 3.Нарисовать иллюстрацию к сказке. 4.Пересказать сказку, пересказ ребёнка записать от руки или набрать на компьютере. 5.Иллюстрацию и пересказ принести воспитателям в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие логопеда, воспитателей и родителей по развитию связной речи дошкольников с ОНР

Методический материал адресован логопедам, воспитателям ДОУ, родителям дошкольников. В нем рассматривается целесообразность и некоторые формы сотрудничества педагогов с семьями воспитанников по развит...

Развитие связной речи у дошкольников. Советы родителям.

Развитие связной речи у дошкольников. Советы  родителям....

Как помочь ребёнку развивать связную речь

Рекомендации по формированию связной речи...

Как развивать связную речь ребенка с ОНР?

Когда дети начинают рассказывать не только о том, что видят и слышат, но и о том, над чем думают, чего хотят, ждут, рассуждают по поводу какого - либо события, это свидетельствует о их подготовке к ди...